2. Кризисы в развитии организации - файл

приобрести
скачать (3055.8 kb.)


Тема 2. Кризисы в развитии организации

2.1. Прагматическая классификация кризисов организаций

В современной литературе по менеджменту «организация» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критерием такого обособления является экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для этого подразделения общего результата работы. В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

По современным представлениям в организации возможность кризиса существует всегда и определяется рискованным развитием, которое проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций. Кризисы в организации отражают: а) собственные ритмы развития организации, б) связаны с циклическим развитием всей социально-экономической системы.

В процессе развития организация «эволюционные» этапы, на которых происходит количественное изменение параметров деятельности, чередуются с «революционными» этапами качественного усложнения структуры, качественных скачков, самоорганизации (самопроизвольное упорядочивание внутренней структуры путём усиления взаимосвязей и появления новых связей элементов), поднимающими систему вверх по оси сложности. Рост производства продолжается до некоторого момента, пока возможности не оказываются исчерпанными. Дальнейшее увеличение затрат на ресурсы приводит к снижению эффективности, падению производства. В этой точке происходит качественная перестройка системы – скачкообразно возникает более сложная структура, обеспечивающая резкое повышение эффективности производства. На все последующие кризисные моменты система «организация» отвечает самопроизвольным переходом к более сложным структурам с большей эффективностью производства [3].

Прагматическая классификация кризисов организаций была разработана в Американском институте антикризисного управления (Institute for Crisis Management) и включает внезапные и тлеющие кризисы. По оценкам Института на долю внезапных приходится 29% всех кризисов организаций в мире, в тлеющих – 71% [29].

Внезапный кризис – непредвиденное и внезапное нарушение бизнеса организации.

Причины внезапных кризисов:

а) авария, повлекшая за собой потерю, разрушение или порчу имущества;

б) причинённая бизнесом предприятия смерть, ранение или серьёзное заболевание руководителей, персонала, поставщиков, потребителей, посетителей и других лиц;

в) внезапная смерть или недееспособность ключевого руководителя организации;

г) выброс или утечка в окружающую среду вредных или загрязняющих веществ;

д) значительное сокращение или прекращение коммунальных и иных услуг, необходимых для ведения бизнеса;

е) паралич компьютерных систем, сетей и электронной почты;

ж) стихийное бедствие, которое нарушает ведение бизнеса и угрожает персоналу;

з) акт насилия на предприятии, затрагивающий персонал, членов их семей или потребителей;

и) распространение в средствах массовой информации (СМИ), включая Интернет, негативной информации об организации, её продукции, руководстве, финансовом состоянии и т.п., вызывающее падение репутации организации у заинтересованных лиц.

Все внезапные кризисы можно подразделить на три подтипа:

– остановка бизнеса из-за непосредственного воздействия непредвиденного события – кризис непрерывности (бесперебойности) деятельности организации из-за катастрофы или несчастного случая;

– остановка бизнеса из-за неполадок в информационных системах организации (кризис бесперебойности информационных систем);

– остановка бизнеса в результате обсуждения в СМИ и среди заинтересованных лиц негативного события (реального или вымышленного) или информации о негативном событии – кризис репутации, кризис доверия, кризис огласки.

Отсюда появились три самостоятельных подтипа антикризисного управления:

– антикризисное управление в условиях катастрофы;

– антикризисное управление в условиях прерывания деятельности информационных систем;

– антикризисные связи с общественностью (антикризисный PR).

Тлеющий кризис – это серьёзная проблема, скрыто существовавшая и развивавшаяся в организации, но о которой вплоть до момента её выявления не было известно ни внутри организации, ни вне её, и которая может привести к превышающим всякие ожидаемые размеры расходам, убыткам и прочим угрозам.

У тлеющих кризисов есть три причины: руководство организации, персонал организации и все прочее.

Исходя из точки зрения, что качество персонала – его квалификация, добросовестность/недобросовестность, честность/вороватость, лояльность/нелояльность к организации – зависит прежде всего от руководства организации и проводимой им политики в отношении персонала, количество причин можно свести к двум: руководство организации и прочее.

В своём развитии тлеющий кризис проходит ряд стадий:

– кризис стратегии (стратегический кризис) – несоответствие стратегии организации объявленным миссии и цели;

– кризис структуры (структурный кризис) – несоответствие структуры организации её стратегии;

– кризис денежных потоков (денежный кризис) – несбалансированность денежных потоков, проявляющаяся в потере устойчивой прибыльности, в возникновении финансовой неустойчивости;

– кризис ликвидности – нехватка у организации ликвидных активов для выполнения краткосрочных обязательств;

– неплатёжеспособность – временная неспособность организации выполнять свои финансовые обязательства;

– несостоятельность (финансовый эквивалент банкротства) – неспособность организации полностью и в срок исполнять свои финансовые обязательства, в том числе и по обязательным платежам.

Кризис стратегии характеризуется неэффективностью выбранной менеджерами стратегии функционирования организации или отсутствием стратегии вообще. Причинами стратегического кризиса являются неверные управленческие решения в основной деятельности, в выборе клиентов, в определении ключевых факторов успеха.

За кризисом стратегии следует структурный кризис, который выражается в неадекватности структуры организации параметрам внешней экономической среды и является следствием принятия неверных стратегических решений.

Нерешённость проблемы структурного кризиса приводит к денежному кризису (кризису рентабельности), при котором стратегические и структурные просчеты организации способствуют тому, что она перестаёт приносить прибыль. На этой стадии руководство организации обычно пытается реализовать программу краткосрочных действий с целью решения или сокрытия её проблем. Признаками таких действий являются изменения в учётной политике, переоценка основных фондов, реализация избыточных активов, а также отказ от исполнения сделок по возвратному (операционному) лизингу.

Если все вышеприведённые меры оказываются безуспешными, возникает кризис ликвидности. Краткосрочные действия управления организацией не решают фундаментальных проблем убыточного бизнеса и приводят к недостатку денежных средств. В большинстве случаев необходимость в антикризисном управлении организацией осознаётся на этой стадии. При этом фактор времени становится одним из решающих.

Если в ходе развития кризиса ликвидности в организации не принималось никаких антикризисных мер или эти меры не принесли положительного результата, возникает следующая стадия тлеющего кризиса – неплатёжеспособность. На этой стадии организация «еле жива» и только реализация некоторых чрезвычайных мер финансового оздоровления и стабилизации или спешная продажа бизнеса может спасти организацию от краха.

Последняя стадия кризиса – несостоятельность, когда неплатёжеспособность приобретает постоянный и необратимый характер. На этой стадии организация объявляется банкротом и к ней применяются принудительные процедуры ликвидации в соответствии с законодательством о банкротстве [25].



2.2. Факторы возникновения кризисов в организации

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть разными. Фактор кризиса – событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Факторы не являются непосредственными причинами возникновения кризиса на той или иной стадии жизненного цикла организации и тем более ее банкротства. Однако они влияют на развитие факторов ухудшения финансово-экономического и хозяйственного состояния организации.

Факторы возникновения кризисов в организации можно разделить на две основные группы:

1. Внешние или экзогенные (не зависящие от деятельности организации);

2. Внутренние или эндогенные (зависящие от деятельности организации).

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Всё зависит от характера организации и области её деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от её внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.). Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии.

К внешним факторам относятся:

– международные: цикличность экономического развития, заключение международных соглашений, создание свободных экономических зон, тарифные соглашения, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнёров, стратегические зоны хозяйствования;

– национальные: земельная политика, отношение государства к предпринимательству, налоговая политика, антимонопольные меры, защита конкуренции, уровень доходов населения, покупательная способность (уровень цен, возможность получения кредита);

– рыночные: привычки и традиции потребления, новизна технологий, конкурентоспособность продукции, уровень издержек производства, качество продукции, уровень маркетинга.

Внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самой организации, также могут быть причиной кризиса, они усиливают действие внешних. Внутренние факторы:

– конкурентоспособность: имидж, квалификация персонала, доля рынка и стадия жизненного цикла продукции, отрасль деятельности, товарная политика, ценовая политика, политика сбыта, стратегические цели;

– ресурсы и их использование: длительность производственного цикла, оборачиваемость средств, структура баланса, платёжеспособность, ликвидность, структура имущества, инвестиционная привлекательность, уровень прибыли и рентабельность;

– принципы деятельности: форма собственности, структура управления, инновационная деятельность, организация производства, специализация, диверсификация.

Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. В условиях кризиса происходит дифференциации различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни мгновенно оказываются на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение во благо себе, «ловить рыбку в мутной воде», процветать, может быть временно, в сумятице общих кризисных явлений. Это объясняется многими причинами. Среди них есть и такие: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск. Всё это внутренние факторы, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.

Возможно и такое положение, при котором организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Причиной такой ситуации, в основном, являются управленческие факторы.

На основе проведенных социологических исследований ряда российских промышленных предприятий составлена таблица 2.1, в которой представлены структура внешних и внутренних факторов кризисных явлений и их значимость в современных условиях.

Таблица 2.1 – Внутренние и внешние факторы кризисных ситуаций [28]

Выделяют также факторы возникновения кризисов, не зависящие ни от внешних причин, ни от уровня профессионализма управленческого персонала, присущие любым организациям независимо от их размеров и сферы деятельности. О возможном приближении кризиса можно судить по следующим трём основным критериям:

– время жизни организации на рынке (кризис возраста);

– объём продаж (кризис продаж);

– количество сотрудников (кризис персонала).

Так, например, первый этап жизненного цикла строительной организации – этап становления – длится 3—4 года. Данные зарубежной статистики свидетельствуют о том, что на 3-й год своего развития выходит около 20% организаций, остальные 80% не справляются с трудностями, возникшими в основном из-за финансовой неустойчивости или трудностей финансового управления, и терпят банкротство. Ещё через 6—8 лет остаётся 20% от выживших ранее организаций. Таким образом, к 9-10-му году развития выходят только 4—5% от первоначального количества организаций.

Второй параметр – это увеличение объёма продаж. Специалисты отмечают, что российские организации сталкиваются с кризисной ситуацией всякий раз при двукратном увеличении объёмов продаж, начиная с 3 млн. руб. Причем такая закономерность не зависит ни от масштабов организации, ни от области ее деятельности. Такие трудности могут быть вызваны процессами укрупнения бизнеса: покупкой нового оборудования, возникновением новых бизнес-процессов и др.

Третьим параметром, свидетельствующим о том, что организация находится на пороге нового этапа развития и находится под угрозой кризиса, является количество сотрудников организации. Пороги составляют: 7; 30; 250; 500; 1000 человек. В таких случаях требуется пересмотр организационной структуры управления.

Три вышеперечисленных критерия свидетельствуют о том, что организация находится на пороге нового этапа развития. В разных организациях эти процессы имеют свои особенности, но главное, общее для всех организаций то, что в момент перехода от одной критической точки к другой возникает чёткая необходимость дополнить структуру управления новыми элементами. Иначе кризис может быть вообще не пройден, или организация понесёт огромные финансовые и временные потери [3].

Одним из наиболее важных инструментов отслеживания и учёта влияния различных факторов является постоянно проводимый мониторинг (исследование). В процессе мониторинга накапливается информация, которой субъект управления обменивается с внешней средой, что позволяет своевременно определять потенциальные кризисные явления и ситуации.



2.3. Причины и симптомы кризиса в организации



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации