В любой момент времени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на кривой Филлипса определённую комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем выше ожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филлипса. Выбор экономической политики в этом случае затрудняется, так как фактический уровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.
Компромисс между инфляцией и безработицей в макроэкономических моделях может быть представлен в следующем виде:
,
где — фактический уровень инфляции;
Поскольку определяется динамикой циклической безработицы в соответствии с законом Оукена, то уравнение краткосрочной кривой Филлипса принимает вид:
где — фактический и ожидаемый темп инфляции (соответственно);
От связи реального объёма выпуска и уровня цен путём модификации уравнения кривой совокупного предложения можно перейти к зависимости между инфляцией и безработицей, которая отражается кривой Филлипса. Уравнение совокупного предложения , представим в виде .
Вычтем из обеих частей уравнения уровень цен предшествующего периода , а разницу уровней цен заменим показателем темпа инфляции:
,
.
Используя закон Оукена, отклонение фактического уровня выпуска от потенциального заменим отклонением фактического уровня безработицы от её естественного уровня, т. е. вместо подставим . Добавим в уравнение параметр , отражающий воздействие на уровень цен шоков предложения, и получим:
где и — фактический и ожидаемый уровень инфляции; u и u* — фактический и естественный уровни безработицы; — параметр, больший нуля; — резкие изменения (шоки) предложения.
Таким образом, кривая Филлипса представляет собой лишь иное выражение кривой совокупного предложения и показывает наличие в краткосрочном периоде связи между инфляцией и безработицей. Изменение ожидаемого уровня инфляции и шоки предложения служат причинами сдвигов кривой Филлипса.
Из уравнения также видно, что если фактический уровень безработицы совпадает с её естественным уровнем, то при отсутствии шоков фактическое значение инфляции равно ожидаемому. Отклонение фактического уровня безработицы от естественного меняет темп инфляции. В своём первоначальном виде кривая Филлипса показала обратную зависимость между уровнем безработицы и инфляцией номинальной заработной платы. Современная интерпретация кривой Филлипса, как видно из уравнения, вместо темпов прироста номинальной заработной платы использует темп прироста уровня цен, а также включает инфляционные ожидания и шоки предложения.
Инфляционные ожидания могут складываться на основе уже имеющихся представлений о прошлой инфляции (так называемые адаптивные ожидания). Тогда приведённое уравнение кривой Филлипса демонстрирует явление инфляционной инерции: инфляция будет продолжаться и при отсутствии отклонения безработицы от естественного уровня, а также при отсутствии шоков предложения уже только потому, что существуют инфляционные ожидания.
Кривая Филлипса в представленном виде отражает связь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде, но не может быть использована для оценки долгосрочных изменений. Экономическая политика, направленная на сокращение безработицы через стимулирование совокупного спроса, эффективна лишь до тех пор, пока экономические агенты не меняют своих инфляционных ожиданий, например, не требуют повышения номинальной заработной платы в связи с ростом цен, вызванным стимулирующей политикой государства, скажем, увеличением государственных расходов или ростом денежной массы. Так, если экономика стартовала в точке А — точке полной занятости ресурсов (естественного уровня безработицы), то повышенный спрос будет стимулировать расширение выпуска и занятости. Цены увеличатся, но заработная плата останется прежней, зафиксированной в договорах, при условии, что ожидаемая инфляция равна . Прибыли фирм относительно возрастут, что сделает выгодным расширение производства (движение вдоль исходной кривой Филлипса из точки А в точку В). Но в дальнейшем на фоне развивающейся инфляции люди изменят свои ожидания, начнётся рост номинальной заработной платы и других издержек, исчезнут стимулы к расширению производства, безработица возвратится к исходному уровню, а экономика перейдёт на новую краткосрочную кривую Филлипса, соответствующую более высокому уровню инфляционных ожиданий (сдвиг кривой Филлипса вправо — вверх и движение экономики их точки В в точку С).
В результате мы возвращаемся к первоначальному уровню выпуска и занятости, но при более высокой инфляции. Политика стимулирования спроса даёт в таких условиях лишь краткосрочный эффект. Повторение подобных действий правительства в конечном итоге будет приводить лишь к дальнейшему росту инфляции. Однако, поскольку в течение короткого отрезка времени есть возможность нарастить объём выпуска при небольшом росте цен, у политических деятелей нередко возникает соблазн простимулировать экономику незадолго до выборов. Инфляционные издержки такой политики станут очевидны лишь позднее.
Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что экономические агенты формируют свои ожидания на основе всей доступной им информации, а не только прошлого опыта, к тому же они не делают систематических ошибок, поэтому они верно могут оценить последствия стимулирующей политики государства и достаточно быстро изменить свои инфляционные ожидания, что отразится, например, в требовании увеличения номинальной заработной платы для компенсации роста цен. В итоге практически никакого увеличения реального выпуска не происходит даже в краткосрочном периоде, а рост совокупного спроса приводит лишь к росту цен (движение из точки А в точку С, минуя точку В). Исключение составляют лишь непредвиденные изменения совокупного спроса, приводящие к краткосрочным колебаниям выпуска.
Таким образом, традиционная кривая Филлипса, фиксирующая обратную зависимость между инфляцией и безработицей, отражает краткосрочную динамику этих переменных. В долгосрочном периоде стимулирование совокупного спроса, сопровождающее обычно ростом денежной массы, не приводит к существенным изменениям уровня безработицы и реального выпуска и отражается в основном на росте цен, т. е. кривая Филлипса приближается к вертикальной прямой на уровне естественной безработицы.
Антиинфляционная политика правительства, согласно кривой Филлипса, в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска. Экономика перемещается из точки А вправо — вниз вдоль исходной кривой Филлипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остаётся прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объём своего выпуска, а значит, и занятость. Для количественной оценки борьбы с инфляцией используется так называемый коэффициент потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объёма выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией могут быть существенно снижены, если план проведения такой антиинфляционной политики будет объявлен заранее, до того, как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана.
Антиинфляционная политика может проводиться как методами «шоковой терапии» (когда жёсткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путём многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не даёт возможности быстро снизить инфляцию.
Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филлипса и основанных на кейнсианских идеях регулированиях совокупного спроса.
В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свёртывание хозяйственной активности государства, жёсткое ограничение роста денежной массы, балансирование бюджета главным образом за счёт сокращения социальных программ и т. д. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т. д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия для его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы (политика градуализма).
Большинство стран — как развитых, так и с переходной экономикой — в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жёстким монетаристским рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводило к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения.