«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П. ОГАРЁВА»
(ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
Рузаевский институт машиностроения
Кафедра конструкторско-технологической информатики
Конспект лекции
подпись, дата
Обозначение лабораторной работы ЛР–02069964–15.03.05–93–21
Направление подготовки 15.13.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Руководитель работы
канд. физ.-мат. Наук _______________________А.М.Майоров
подпись, дата
Саранск 2021
она удобно передается на большие расстояния от мест производства к местам по- требления;
сравнительно просто и экономично преобразуется в другие виды энергии;
легко управляется.
Потребность в электроэнергии непрерывно растет, особенно в настоящий период в свя- зи с ростом автоматизации и созданием технологических процессов, непосредственно ис- пользующих электрическую энергию. Электрическая энергия вырабатывается на электриче- ских станциях из энергии органического или ядерного топлива либо энергии движущейся воды и ветра. При помощи паровых, гидравлических или другого рода турбин эти виды энергии преобразуются в механическую энергию вращения, которая затем в электрической машине, называемой генератором, преобразуется в электрическую энергию.
При использовании электрической энергии часто требуется обратное преобразование ее в механическую (привод станков, механизмов, колес и т.п.). Такое преобразование также осуществляется при помощи электрических машин, называемых двигателями.
Передача электрической энергии от мест производства (электрические станции) к мес- там потребления (узлы нагрузки) осуществляется посредством электрических сетей, основ- ным элементом которых является линия электропередачи (ЛЭП). Экономичность передачи электрической энергии тем выше, чем выше напряжение на линии. Генераторы и двигатели выполнять на большие напряжения нерационально. Обычный уровень напряжения мощных электрических машин составляет 10-20 кВ, а машины массового применения имеют напря- жение 380 В, в то время как напряжение на линиях электропередачи достигает 1150 кВ. По- этому между генераторами на электростанциях и потребителями в узлах нагрузки происхо- дит дополнительное преобразование электрической энергии с целью повышения напряже- ния, а затем обратного его снижения. Такое преобразование осуществляется с помощью трансформаторов (Тр). В простейшем случае рассмотренный процесс преобразования энер- гии можно представить схемой, изображенной на рис. 1.1.
Н аряду с большой энергетикой электрические машины получили широкое применение в системах автоматического управления и бытовой технике в качестве двигателей исполнитель- ных механизмов либо различного рода электромеханических преобразователей и датчиков.
Во всех системах большой или малой мощности, где используются электрические ма- шины, их рабочие свойства во многом определяют поведение и свойства этих систем. По- этому знание основ теории электрических машин необходимо каждому специалисту, рабо- тающему в любой из сфер производства, распределения или потребления электрической энергии.
Физические законы электромеханического преобразования энергии