Лекция - Управление в области безопасности - файл n1.doc

Лекция - Управление в области безопасности
скачать (85.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc86kb.31.05.2012 20:13скачать

n1.doc

ТЕМА№3: УПРАВЛЕНИЕ В ОАСТИ БЕЗОПАСОСТИ

1. Организационно-правовые формы управления безопасностью

2. Государственная граница и ее охрана

1. Организационно-правовые формы управления безопасностью

Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности. Такое широкое понимание безопасности предполагает функционирование большого числа органов и организаций. обеспечивающих ее. а также использование в целях достижения безопасности соответственно мер экономического, политического, военного, организационного, экологического и иного характера.

Обеспечение безопасности достигается деятельностью сит обеспечения безопасности Российской Федерации, в которые входят Вооруженные Силы. Федеральная служба безопасности. Служба внешней разведки, органы внутренних дел. налоговая служба, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные, внутренние войска: органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.

В целях непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности государством образуются специальные органы обеспечения безопасности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «О безопасности» общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента Российской Федерации. Он контролирует и координирует деятельность органов обеспечения безопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами безопасности. Оно организует разработку и реализацию мероприятий по обе печению безопасности министерствами, государственными кометами и другими подведомственными ему органами, а также субъектами Российской Федерации.

Важное место в системе органов обеспечения безопасности занимает Совет безопасности Российской Федерации, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации.

Положением о Совете безопасности на него возложена подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

Являясь совещательным органом при Президенте Российской Федерации. Совет безопасности на своих заседаниях рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности.

Совет безопасности разрабатывает основные направления стратегии безопасности Российской Федерации, рекомендации Президенту Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности, предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности.

На него возложено создание надежно действующей системы обеспечения Президента Российской Федерации достоверной, объективной и качественной информацией о состоянии безопасности Российской Федерации: организация разработки федеральных программ в данной области, а также оценка их эффективности.

Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам претворяются в жизнь указами Президента Российской Федерации.

В систему специальных органов обеспечения безопасности входит Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреплены в Законе Российской Федерации от 22 февраля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 июня [995 года.

Являясь федеральным органом исполнительной власти. ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, в которую входят управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации. войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках), которые непосредственно подчиняются в своей деятельности ФСБ России.

Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность и борьба с организованной преступностью.

К основным задачам ФСБ России относится: информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; добывание разведывательной информации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического, оборонного потенциала; обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну; организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, а также с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и др.

Выполняя свои задачи, ФСБ России участвует в разработке и реализации государственных программ обеспечения безопасности Российской Федерации; на основе прогнозов развития внутриполитической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране разрабатывает предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации и т.д.

На ФСБ России и ее органы возложены и другие функции, которые осуществляются ими во взаимодействии с государственными органами и организациями, общественными объединениями и гражданами.

Составной частью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки Российской Федерации, основы организации и деятельности которых закреплены в Законе Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О внешней разведке».

В систему органов внешней разведки входит Служба внешней разведки Российской Федерации, органы внешней разведки Минобороны России, органы внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте Российской Федерации, органы внешней разведки Федеральной пограничной службы (ФПС) Российской Федерации. Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Обработанная органами внешней разведки информация направляется Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, которая необходима им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологических областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная информация в отдельных случаях, определяемых Президентом Российской Федерации, может предоставляться федеральным органам исполнительной и судебной власти, федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации, а также предприятиям, учреждениям и организациям.

Органы внешней разведки имеют свои сферы разведывательной деятельности. Так, Служба внешней разведки осуществляет свою деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, орган внешней разведки Минобороны России в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах; орган внешней разведки ФАПСИ при Президенте Российской Федерации — в политической, экономической, военной и научно-технической сферах; орган внешней разведки ФПС Российской Федерации — в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Специальным органом обеспечения безопасности является Федеральная служба охраны Российской Федерации, задачи и полномочия которой закреплены в Законе Российской Федерации от 24 апреля 19% года «О государственной охране», а также Служба безопасности Президента Российской Федерации, задачи которой определены названным Законом, а также Положением о Службе безопасности Президента Российской Федерации.

К органам обеспечения безопасности относится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, основной функцией которой является координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны.

Перечисленные органы в соответствии с Законом от 21 июля 1992 года «О государственной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года.

2. Государственная граница и ее охрана

Российская Федерация, как и любое государство в мире, имеет свою государственную границу, охрана и обеспечение неприкосновенности которой является одной из функций государства.

Основным законодательным актом, непосредственно закрепляющим и регулирующим вопросы охраны границы, ее режима, пограничного режима и т.д., является Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации». Данный Закон определяет государственную границу Российской Федерации как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, воды, недр и воздушного пространства) Российской Федерации. Государственной границей Российской Федерации на море является линия внешнего предела территориальных вод).

К территориальным водам Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной в 12 морских миль. Они отсчитываются от линии наибольшего отлива как на материке, так и вокруг островов, принадлежащих Российской Федерации. Если береговая линия глубоко изрезана, имеет много извилин, то линия границы определяется от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки и географические координаты.

Таким образом, граница Российской Федерации представляет собой пространственный предел, в рамках которого определяется ее государственный суверенитет.

Охрана государственной границы является одной из важнейших функций государства по обеспечению безопасности Российской Федерации, которая включает в себя осуществление политических, экономических, правовых, военных, технических, санитарных и других мер по обеспечению режима государственной границы, пограничного режима, защите на границе интересов личности, общества, государства и внутренних угроз.

Охрана государственной границы подразделяется на политическую, экономическую, санитарную.

Политическая охрана призвана обеспечивать неприкосновенность государственной границы Российской Федерации; неукоснительное соблюдение существующих правил пересечения границы гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, перемещения средств и грузов; пресечение попыток незаконного пересечения границы людьми, всеми видами транспорта (наземного, воздушного, морского, речного и др.), вооруженными группами и т.п.

В современных условиях исключительно важное значение приобретает экономическая охрана государственной границы. Это обусловлено тем, что, во-первых, становление и развитие рыночных отношений в Российской Федерации привело к резкому увеличению числа предприятий, организаций различных форм собственности, имеющих право непосредственного выхода на внешний рынок. Однако это право нередко используется для незаконного вывоза за пределы Российской Федерации стратегического сырья, материальных и культурных ценностей, валюты и т.п., а также ввоз в Российскую Федерацию различных товаров, оружия, наркотиков и др. Во-вторых, в последние годы резко обострилась проблема незаконного лова морских животных в прибрежных водах Российской Федерации как иностранными, так и российскими рыболовецкими судами. Все это наносит невосполнимый ущерб хозяйству, экономике, культуре Российской Федерации. Поэтому важной задачей экономической охраны государственной границы является борьба с перечисленными выше и другими подобными действиями.

Санитарная охрана государственной границы призвана обеспечивать предупреждение заноса инфекционных заболеваний из-за границы в пределы территории Российской Федерации и из ее пределов. Ее разновидностями является ветеринарная охрана, имеющая целью предупреждение заноса на территорию Российской Федерации заразных заболеваний животных и птиц, а также внешний карантин, состоящий в предупреждении ввоза и вывоза семян, растений, сельскохозяйственных продуктов, зараженных болезнями.

Охрана государственной границы предполагает функционирование соответствующих правовых режимов. Законом закрепляются следующие режимы:

а) режим государственной границы; б) пограничный режим; в) режим в пунктах пропуска через государственную границу.

Режим государственной границы — совокупность правил, устанавливающих порядок ее содержания, пересечения гражданами и транспортными средствами; перемещения через границу товаров и животных; ведения на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением режима границы.

Пограничный режим — совокупность правил въезда (прохода), временного пребывания лиц и транспортных средств в пограничной полосе; осуществление в ее пределах хозяйственной, промысловой и тон деятельности; проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной полосе и т.п.

Пограничная полоса — часть территории Российской Федерации, непосредственно прилегающей к государственной границе на всем ее протяжении. Ширина полосы устанавливается до 5 километров.

В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечение осуществляется через пункты пропуска, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу есть совокупность правил въезда в названные пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пограничного, таможенного, ветеринарного и других видов контроля.

Охрана государственной границы Российской Федерации на суше, море, реках, озерах и других водоемах возложена на Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России); воздушного пространства — на войска противовоздушной обороны; участков границы в подводной среде — на Военно-Морской Флот.

Организация охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации возложена на Федеральную пограничную службу Российской Федерации, Положение о которой утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 года . Являясь федеральным органом исполнительной власти, она возглавляет систему органов пограничной службы Российской Федерации, в которую входят Пограничные войска, органы пограничного и иных видов контроля, оперативные органы, органы обеспечения безопасности, учебные заведения, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС России; осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам своей компетенции.

Основными задачами ФПС России являются: руководство органами пограничной службы; организация охраны государственной границы Российской Федерации и государств-участников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы и др.

Выполняя возложенные на нее задачи, ФПС России участвует в разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных программ Российской Федерации, подготовке законодательных актов и других правовых актов по вопросам охраны государственной границы.

ФПС России разрабатывает меры по предупреждению и пресечению незаконного изменения прохождения государственной границы Российской Федерации, по поддержанию режима государственной границы, соблюдению пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Являясь составной частью сил обеспечения безопасности, ФПС России добывает и обрабатывает информацию об угрозах безопасности Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, представляя ее Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, а также заинтересованным федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации и т.д.

ФПС России осуществляет руководство пограничными представителями, которые назначаются на
определенные участки государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными
договорами Российской Федерации. Основное назначение пограничных представителей заключается в
осуществлении контроля за соблюдением режима государственной границы Российской Федерации, в
принятии мер для недопущения нарушений порядка содержания государственной границы, ее пересечения
лицами и транспортными средствами, перемещения через государственную границу грузов, товаров и
животных, ведения на государственной границе Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной
деятельности, для обеспечения выполнения международных договоров о государственной границе Российской Федерации и ее режиме. На пограничных представителей возложена разработка и осуществление мер по предупреждению и урегулированию пограничных инцидентов, а также проведение в одностороннем порядке или совместно с пограничными представителями сопредельных с Российской Федерацией государств расследования пограничных инцидентов.

Основная нагрузка по охране государственной границы ложится на Пограничные войска. Они призваны обеспечивать всеми имеющимися! у них средствами недопущение противоправного изменения прохождения границы на местности, отражать вооруженные вторжения на территорию Российской Федерации; проводить оперативно-розыскную деятельность. На них возложен непосредственный контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Пограничные войска наделены широким кругом полномочий. В частности, они вправе проверять документы у граждан, а также документы транспортных средств; в случае необходимости осуществлять; задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств и перевозимых грузов на них; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях и т.п.

Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривает возможность граждан участвовать на добровольной основе в охране государственной границы.

Эту деятельность они осуществляют в составе добровольных народных дружин по охране государственной границы Российской Федерации либо в качестве внештатных сотрудников Пограничных войск Их задачи и полномочия определены в правовом акте «Порядок привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации», который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года.

В определенных законодательством случаях в охране государственной границе участвуют ФСБ России, федеральные органы внешней разведки, войска Минобороны России, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.

граждан, досмотр транспортных средств и перевозимых грузов на них; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях и т.п.

Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривает возможность граждан участвовать на добровольной основе в охране государственной границы. Эту деятельность они осуществляют в составе добровольных народных дружин по охране государственной границы Российской Федерации либо в качестве внештатных сотрудников Пограничных войск. Их задачи и полномочия определены в правовом акте «Порядок привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации», который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года.

В определенных законодательством случаях в охране государственной границе участвуют ФСБ России, федеральные органы внешней разведки, войска Минобороны России, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О Правительстве Российской Федерации : федер. конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1; 2004. № 25. Ст. 2478, № 45. Ст. 4376; 2005. № 23. Ст. 2197.

  2. О безопасности : закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; 2005. № 10. Ст. 763.

  3. О федеральной службе безопасности : ФЗ от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2000. № 1 (ч. 1). Ст. 9; № 46. Ст. 4537; 2002. № 19. Ст. 1794; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 156; № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 10. Ст. 763; 2006. № 17 (ч. 1). Ст. 1779.

  4. О внешней разведке : ФЗ от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2000. № 46. Ст. 4537; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607.

  5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации : утв. указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

  6. Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 07.06.2004 г. № 726 // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

  7. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 11.08.2003 г. № 960 // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254; 2004. № 28. Ст. 2883; 2005. № 36. Ст. 3665.

  8. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 07.08.2004 г. № 1013 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3314; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 67; № 13. Ст. 1137.

  9. Вишняков В. Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9.

  10. Гончаров И. В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федеративного государства // Государство и право. 2003. № 12.

  11. Дмитриев Ю. А., Петров С. М., Идрисов Р. Ф. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России // Право и политика. 2001. № 11.

  12. Кардашова И. Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования // Право и политика. 2005. № 2.

  13. Кетов Ю. Роль органов исполнительной власти в обеспечении национальной безопасности // Государственная служба. 2005. № 3.

  14. Кирьянов А. Ю. Региональная безопасность в системе национальной безопасности // Российский судья. 2005. № 9.

  15. Полянский И. А. Военная доктрина: понятие, содержание и значение для обеспечения военной безопасности // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2006. № 1.

  16. Полянский И. А., Трофимов Е. В. Военная доктрина России и ее роль в обеспечении военной безопасности и строительстве Вооруженных Сил // Право и политика. 2006. № 1.

  17. Прокудин И. И. Полномочия Президента и Правительства Российской Федерации по осуществлению контроля в области обеспечения национальной безопасности // Право и политика. 2003. № 9.

  18. Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-правовой аспект // Российская юстиция. 2003. № 3.

  19. Тропин С. А. Экономическая безопасность России // Законодательство и экономика. 2004. № 5.

  20. Устинов В. В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты // Государство и право. 2003. № 3.








ТЕМА№3: УПРАВЛЕНИЕ В ОАСТИ БЕЗОПАСОСТИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации