Реферат - Особенности шизофрении в детском возрасте - файл n1.doc

Реферат - Особенности шизофрении в детском возрасте
скачать (88 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc88kb.05.06.2012 08:28скачать

n1.doc



Реферат


По дисциплине: «Психопатология »
По теме: «Особенности шизофрении в детском возрасте »
ПЛАН


Введение………………………………………………………………………

3

1

Особенности детской шизофрении……………………………………

4

2

Симптоматика шизофрении…………………………………………...

6

3

Формы шизофрении …………………………………………………..

10

4

Типы течения…………………………………………………………...

12

5

Диагностика. Лечение………………………………………………….

13

Вывод………………………………………………………………………….

15

Литература……………………………………………………………………

16

ВВЕДЕНИЕ
Шизофрения - сложное, многообразное заболевание. До сих пор неясны причины, вызывающие это заболевание, хотя суще­ствуют различные гипотезы. Детские психиатры (Г.Е. Сухарева, В. В. Ковалев и др.) описывают разные формы шизофрении, и патопсихологи видят разную структуру психического дефекта в зависимости от формы заболевания. Однако есть и общие за­кономерности протекания психических процессов и формиро­вания личности при шизофрении. Так, отличительными особен­ностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения. При некоторых формах заболевания возможна деменция.

Если маленький ребенок ведет себя своеобразно, родители редко сразу обращаются к психиатру. Многое они пытаются объяснить неправильным воспитанием, возрастными особен­ностями, семейными проблемами. Поэтому часто сначала дети: и их родители попадают к психологу.

Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врож­денные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном возрасте. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно.

У детей, больных шизофренией, и у детей, страдающих аутиз­мом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого).

Их общей особенностью является своеобразие, часто нерав­номерность развития отдельных сторон психики. Дети часто выглядят неадекватно. Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как пра­вило, носят специфический характер и являются предметом ис­следования патопсихологов. Часто нарушается процесс общения с другими людьми: детьми и взрослыми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов и т.д.

1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ
Принято считать, что детская шизофрения - это просто разновидность взрослой, только встречается намного реже. На каждую заболевшую девочку приходится примерно два мальчика. Лишь у двух процентов больных шизофренией начало их заболевания восходит к детскому возрасту, хотя этот процент может меняться в зависимости от того, где проводить границу между детским и взрослым возрастом. Шизофрения, возникающая до пятилетнего возраста, должна быть признана чрезвычайно редкой, а между пятью и десятью годами количество случаев заболевания медленно возрастает. Начиная с десяти и до пятнадцати лет, ею заболевают все больше детей, а затем начинается ее пикообразный рост уже как заболевания взрослых.

Симптомы шизофрении у детей очень похожи на симп­томы у взрослых со скидкой на детский возраст. Например, одно исследование шизофрении у детей показало, что в качестве источника слуховых галлюцинаций здесь часто на­зываются «голоса» мелких животных или игрушек и что «типичная тема - чудовища... С возрастом, как бред, так и галлюцинации становятся все более сложными и детализи­рованными». Еще одним отличительным признаком шизо­френии у детей является то, что часто больной ребенок имеет один или более из следующих симптомов: припадки, неспособность к учебе, некоторая задержка умственного развития, неврологические симптомы, гиперактивность или другие поведенческие аномалии. В попытке решить проблему классификации детской шизофрении Американская психиатрическая ассоциация вычеркнула «детскую шизофрению» из официального списка и предложила вместо нее использовать понятие шизофрения с началом в детском возрасте или глубокое умственное расстройство, восходящее к детско­му возрасту, то есть всеобъемлющий термин для всех труд­ноопределимых детских психических расстройств.

Полагают, что на заболевание детской шизофренией (как и взрослой) влияют причины генетического характера, хотя их значение по сравнению с другими возможными причина­ми не совсем ясно. Известно, что больные дети отличаются некоторыми аномалиями психики, а из медицинских карт беременных женщин следует, что у матерей психически больных детей во время беременности и родов было больше осложнений. Тот факт, что детская шизофрения является заболеванием головного мозга, доказывается также данны­ми электроэнцефалографии и изображениями увеличенных желудочков мозга, полученными методом магнитно-резонанс­ного исследования. [9]
2. СИМПТОМАТИКА ШИЗОФРЕНИИ
Основными негативными симптомами шизофрении яв­ляются: расщепление психической деятельности (разорван­ность мышления и речи, амбивалентность, амбитендентность), эмоционально-волевое обеднение личности, аутизм.

Эмоциональное снижение начинается с нарастающей эмоциональной холодности больных к своим родным и близким людям, безучастности к тому, что непосредствен­но относится к больному, утраты прежних интересов и увлечений. Безразличие к окружающему и мнению других людей может проявиться неряшливостью и нечистоплот­ностью в одежде и в быту.

Часто наблюдается эмоциональная амбивалентность - то есть одновременное существование двух противоположных чувств - например, любви и ненависти, интереса и отвращения.

Ей может сопутствовать амбитендентность - расстройство, проявляющееся двойственностью стремлений, побуж­дений, действий, тенденций. Например, человек считает себя одновременно и больным, и здоровым, хочет услышать сло­ва одобрения, но все делает для того, чтобы его ругали, протягивает руку за каким-то предметом и тут же отдер­гивает ее.

Часто возникает диссоциация эмоциональной сферы: больной смеется, когда произошло печальное событие, или плачет при радостном событии. Равнодушен к горю своих родных, тяжелой утрате и может опечалиться, увидев рас­топтанный цветок или больное животное.

Со временем все эмоциональные проявления ослабева­ют. Вначале бывает притупление эмоций, а затем разви­вается эмоциональная тупость. Эмоциональное снижение сказывается на всем облике больного, его мимике и пове­дении. Лицо утрачивает выразительность и становится не­подвижным, иногда вместо нормальных мимических реак­ций могут быть нелепые гримасы или несоответствие ми­мики словам больного и его поведению. Голос больных становится монотонным, невыразительным.

Нарушения волевой сферы появляются одновременно с эмоциональными расстройствами. Вначале развивается снижение волевой активности (гипобулия), а затем ее пол­ная утрата (абулия).

Абулия - отсутствие побуждений к деятельности, утра­та желаний, в выраженных случаях - полная безучаст­ность и бездеятельность.

Больные забрасывают учебу или работу, запускают все домашние дела, никак не могут собраться, чтобы выпол­нить хотя бы самое неотложное. При утяжелении состоя­ния больные целыми днями молча и безучастно лежат в постели или сидят в одной позе, перестают обслуживать себя.

При сочетании абулии с апатией говорят об апатико-абулическом синдроме.

Для больных шизофренией характерен негативизм (от лат. negativus - отрицательный) - бессмысленное противодействие, немотивированный отказ от любого действия, движения.

Негативизм бывает пассивный, когда больной не выполняет то, о чем его просят, сопротивляется попытке изменить позу, положение тела. Например, больной пассивно сопротивляется попытке накормить его, крепко сжимая зубы и губы. Негативизм может сочетаться с пассивной подчиняемостью. При активном негативизме любые просьбы или указания вызывают противодействие. Например, больному протягивают руку для рукопожатия, прячет свою за спину, но если убрать руку, больной протягивает свою.

Речевой негативизм проявляется мутизмом. Мутизм (от лат. mutus - немой) - это нарушение волевой сферы проявляющееся в отсутствии ответной и спонтанной (то есть произвольной) речи при сохранении способности больного разговаривать и понимать обращенную к нему речь. Типичным проявлением шизофрении считается аутизм (от греч. autos - сам) - уход от действительности в свой внутренний мир, в свои переживания.[2]

Аутизм проявляется отгороженностью от внешнего мира, изменением отношения больного к людям, утратой эмоционального контакта с окружающими.

В тяжелых случаях возникает недоступность - невозможность контакта с больным, обусловленная наличием у него психических, расстройств (негативизма, бреда, галлюцинаций, расстройств сознания).

Нарушения мышления при шизофрении касаются не содержания мыслей, а самого мыслительного процесса, логической связи между мыслями.

В тяжелых случаях наблюдается разорванность мышления, что проявляется и в разорванности речи – речь больных состоит из сумбурного набора отрывков фраз, не связанных между собой («словесная окрошка»).

В менее тяжелых случаях наблюдается «соскальзывание» мыслей - лишенный логики переход от одной ассоциации к другой, чего сам больной не замечает.

Нарушения мышления выражаются и в неологизмах -новообразованиях, выдумывании новых вычурных слов, которые понятны только самому больному, но непонятны окружающим.

Нарушение мышления при шизофрении проявляется и, резонерством - бесплодными рассуждениями на посторонние темы, которые могут не иметь никакого отношения к больному, пространны, зачастую лишены логики, но логично с точки зрения больного.

Помимо негативных симптомов, наблюдается и так называемая продуктивная симптоматика, то есть болезненная продукция мозга - бред, галлюцинации, псевдогаллюцинации.

Наиболее характерны из них следующие:

1. слуховые галлюцинации, при которых «голоса» проговаривают мысли пациента вслух, комментируют его поведение или обсуждают его между собой;

2) «вкладывание» или «отнятие» мыслей пациента посторонними лицами, их «радиовещание» (открытость);

3) бред воздействия, влияния - ощущение, что все действия пациента осуществляются под чьим-то контро­лем, автоматически;

4) стойкие бредовые идеи другого рода - заявления о сверхчеловеческих способностях, восприятие нормальных событий как имеющих особый, «скрытый» смысл. [2]

Сочетание продуктивной симптоматики с негативной приводит к образованию характерных для шизофрении синдромов, определяющих форму шизофрении.

Шизофрении свойственна прогредиентность - то есть неуклонное нарастание, прогрессирование и усложнение сим­птоматики. Степень прогредиентности может быть различ­ной - от вялотекущего процесса до злокачественных форм.

Шизофрению называют процессуальным заболеванием, шизофреническим процессом, так как имеется постоянная динамика, развитие, последовательная смена состояний.[2]
3. ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ
Различают пять основных «классических» форм ши­зофрении: простую, гебефреническую, параноидную, кататоническую и циркулярную.

Простая форма обычно начинается в юношеском воз­расте, развивается медленно и проявляется описанными выше негативными расстройствами.

Эпизодически появляются нестойкие идеи отношения и слуховые галлюцинации.

Протекает чаще злокачественно, приводя к изменению личности и формированию дефектного состояния с выра­женным апатико-абулическим синдромом. В настоящее время встречается редко.

Из международной классификации последнего пересмотра эта форма исключена в связи с недостаточностью объек­тивных критериев диагностики.

Гебефреническая форма по своему развитию похожа на простую. Она также начинается в юношеском возрасте (15-25 лет) с эмоционально-волевых и интеллектуальных нарушений. Наряду с негативными расстройствами, наблю­дается гебефренический синдром. Для него характерна ду­рашливость, вычурность поведения, суетливость, стереотип­ность движений на фоне эйфории. Больные гримасничают, прыгают, хлопают в ладоши, кувыркаются. Поведение бес­смысленное, бесцельное, непредсказуемое. Речь обычно разорванная. Кроме того, могут появляться отрывочные бре­довые идеи и галлюцинации.

Эта форма имеет наиболее злокачественное течение с быстрым развитием глубокого слабоумия.

Параноидная форма шизофрении развивается в зрелом возрасте, чаще в 30-40 лет. Основным является парано­идный синдром с бредовыми идеями отношения, преследо­вания, отравления, физического воздействия. Он сопровож­дается явлениями деперсонализации, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями. Поведение больного отражает бре­довые и галлюцинаторные переживания. Негативные сим­птомы выражены незначительно. Однако со временем бред и галлюцинации могут потерять свою актуальность, и на первый план выступает апатико-абулическое слабоумие.

Эта форма шизофрении в настоящее время встречается чаще других и представляет особый диагностический ин­терес. Прогноз относительно благоприятный.

Кататоническая форма шизофрении развивается в возрасте 22-30 лет, реже - в пубертатном. Проявляется выраженным негативизмом с преобладанием кататонического синдрома. Больные могут сутками и даже месяцами лежать на кровати, ни с кем не общаясь, не разговаривая. Обездвиженность больных при этом носит функциональный характер. Известны случаи, когда больные кататонической шизофренией, годами лежавшие неподвижно, при по­явлении опасности (пожар, наводнение) быстро вскакива­ли и спасались бегством.

Эта форма шизофрении лучше других поддается лече­нию и имеет наиболее благоприятный прогноз.

Циркулярная форма (шизоаффективное расстройство) чаще развивается у людей среднего возраста. Клиничес­кая картина складывается из периодически возникающих маниакальной и депрессивной фаз в сочетании с галлюцинаторно-бредовыми расстройствами, синдромом Кандинского-Клерамбо. Протекает относительно благоприятно.[2]

4. ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ
Различают три типа течения шизофрении: непрерыв­ное, приступообразно-прогредиентное и периодическое.

Непрерывно текущая шизофрения характеризуется от­сутствием спонтанных ремиссий и постепенным утяжеле­нием симптоматики.

Приступообразно-прогредиентная (шубообразная) ши­зофрения протекает в виде приступов с последующими ре­миссиями. Ремиссия не сопровождается полным восста­новлением психического здоровья, от приступа к присту­пу у больного все больше обнаруживается обеднение эмоционально-волевой сферы.

Периодическая (рекуррентная) шизофрения характери­зуется практически полным обратным развитием симпто­матики в период ремиссии. Больной при этом трудоспособен и хорошо адаптирован. Немало случаев, когда после перене­сенного приступа у больных наблюдались ремиссии по 10-25 лет, и они могли успешно работать, занимаясь высокопрофессиональной, в том числе и творческой, деятельностью.

Между описанными вариантами течения существует так­же множество переходных форм.[2]


5. ДИАГНОСТИКА. ЛЕЧЕНИЕ
Диагноз шизофрении может быть поставлен только в том случае, если выполнены следую­щие условия:

1) наличие каких-либо двух из перечисленных симптомов (бред, галлюцинации, расстройства мышления, гебефренное или кататоническое поведение, «негативные симп­томы»);

2) эти симптомы наблюдаются на протяжении одного и более месяцев (в некоторых странах - 6 месяцев);

3) значительное изменение поведения, по сравнению с периодом, предшествующим психотическому расстройству.

Из вспомогательных методов диагностики наиболее информативен метод ядерно-магнитного резонанса (ЯМР), выявляющий расширение боковых и III желудочков мозга, атрофические изменения, характерные для шизофрении.

Современная психиатрия располагает широким спектром психофармакологических средств и достаточно большими возможностями по лечению, реабилитации и реадаптации больных шизофренией.

Для лечения применяют психотропные средств шоковые методы (инсулиновые, атропиновые и электрошоковые).

Применение шоковых методов требует особенно тщательного наблюдения и ухода за пациентами.

Психотропные препараты подбирают с учетом формы и типа течения шизофрении. Назначают нейролептики (ами­назин, тизерцин, трифтазин, галоперидол, френолон, азалептин, рисперидон и др.). При наличии в клинической кар­тине депрессивного синдрома добавляют антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин, и т.п.). При возникновении побочных нейролептических эффектов назначают коррек­торы: циклодол, паркопан, ромпаркин, нарокин и др.[2]

После достижения терапевтического эффекта больные шизофренией получают противорецидивное лечение пси­хотропными средствами, желательно пролонгированного действия (модитен-депо, флушпирилен, лепонекс).

Медикаментозное лечение обязательно сочетают с правильной организацией режима, питания, а также с психотерапевтическим воздействием.[2]


ВЫВОД
Таким образом, развитие шизофренического процесса часто приводит к искажению или утрате прежних социальных связей, снижению психической активности, нарушениям поведения, со­циальной дезадаптации. Поэтому очень важны реабилитационные мероприятия, направленные на оздоровление микросоциального окружения, вовлечение больного в трудовые процессы.

ЛИТЕРАТУРА
1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения.- М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина. Нервные и психические болезни.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

3. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических.- СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 1999.

4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2003.

5. Клиническая психиатрия. Детский возраст./ Е.И. Скугаревская [и др.]; Под ред.проф. Е.И. Скугаревской.- Мн.: Вышэйшая школа, 2006.

6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст).- М.: ВЛАДОС, 1997.- С.207-284.

7. Основы специальной психологии / Под ред. П.В. Кузнецовой.- М., Академия, 2002.

8. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Э. Фуллер Тори. Шизофрения.- СПб: изд-во «Питер», 1997.

10. Шац И.К. Психозы у детей.- М.: «Советский спорт», 2002.




Реферат По дисциплине: «Психопатология » По теме: «Особенности шизофрении в детском возрасте »ПЛАН
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации