Долятовский В.А. Эволюционный менеджмент и принципы самоорганизации - файл n1.doc

приобрести
Долятовский В.А. Эволюционный менеджмент и принципы самоорганизации
скачать (445 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc445kb.05.06.2012 08:28скачать

n1.doc

  1   2   3


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА
Чем сложнее порядок, к которому мы стремимся, тем более мы

должны полагаться на стихийные силы, чтобы его достичь.

Ф. Хайек
В.А. Долятовский, д.э.н., проф.,

В.Н. Долятовская, к.т.н., проф.,

С.В. Яковенко, аспирант,

В.Г. Мазин, доцент
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

И ПРИНЦИПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ




Ростов-на-Дону

2001
Печатается по решению методического совета ИУБиП (протокол № 5 от 24.01.2001 г.).
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Эволюционные менеджмент и принципы самоорганизации» составлен на основе требований Госстандарта к подготовке специалистов по специальности 0611 – менеджмент, квалификационной характеристики специалиста и на основе учета современных направлений развития практики менеджмента. При разработке УМК в основу была положена концепция преподавания менеджмента, разработанная кафедрой менеджмента ИУБиП.

Курс эволюционного менеджмента является проспективным курсом, направленным на освоение новых идей самоорганизации и эволюционного подхода к процессам развития организаций. Ряд новых идей и подходов носит постановочный характер.


Авторы-составители: проф., д.э.н. Долятовский В.А.,

проф., к.т.н. Долятовская В.Н.,

аспирант, С.В. Яковенко,

доцент, В.Г. Мазин.
Рецензент: д.т.н., проф. Петраков В.Н. (НГТУ);

к.т.н., доц. Светашев С.С. (ИУБиП).

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

Введение 4

  1. Учебная программа 6

    1. Структурно – логическая схема курса 6

    2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7

  2. Учебно-тематический план 9

  3. Рабочая программа 10

    1. Аудиторная работа 10

    2. Тематика практических занятий 12

    3. Самостоятельная работа студентов 15

    4. Индивидуальная работа студентов 16

    5. Учебно-методическое обеспечение курса 16

  4. Тестовый контроль 17

  5. Примеры типовых индивидуальных заданий 22

  6. Глоссарий 48

  7. Структура балльных оценок рейтинга 51

ВВЕДЕНИЕ
Сначала думать, потом говорить –

девиз критики; сначала говорить,

потом думать – девиз творчества.

Э.М. Форебер
Целью изучения курса «Эволюционный менеджмент и принципы самоорганизации» является освоение и понимание эволюционных закономерностей развития в экономике, возможностей управления эволюцией и развитием экономических систем.

Экономика является нелинейной, хаотичной системой, основанной на принципах самоорганизации. Ее развитие определяется относительной свободой поведения экономических агентов, хаотическим взаимодействием в процессе поиска эффективного использования капитала. Эти механизмы недостаточно ясны, но направление мысли студента – менеджера или экономиста на поиск ответов на вопросы о механизмах развития является важным аспектом подготовки специалиста XXI века, века управления изменениями и «сервисной» экономики.

Курс не дает готовых ответов на все вопросы, он дает новую организационную парадигму развития, новые представления об экономических ценозах и новый взгляд на хаотические процессы и процессы самоорганизации. Опыт преподавания этого курса в 1999-2000 гг. показал интерес магистров направления 52.15.00 – менеджмент, аспирантов и слушателей Президентской программы к управлению процессами развития и самоорганизации в менеджменте. Поэтому дальнейшее развитие этого курса и освоение инструментов эволюционного анализа целесообразно в образовательных программах общего и высшего менеджмента.

Задачи дисциплины:

Студент на основе этого курса должен узнать:

Должен уметь:




  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


1.1. Структурно-логическая схема курса

1.2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:

  1. Акперов И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. – М.: Высшая школа, 1998. – 317 с.

  2. Коно Т. Стратегии и структуры японских предприятий. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987. – 387 с.

  3. Дизель П.М., Мак Кинли Д., Раньян У. Поведение человека в организации. – М.: Фонд за экономическую грамотность. – 1993. – 272 с.

  4. Юксверов Р.К. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988. – 240 с.

  5. Лукин А.Е., Озира В.Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. – М.: Экономика, 1975. – 127 с.

  6. Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. – М.: Экономика, 1985. – 150 с.

  7. Кучин В.М. Управление развитием экономических систем. – М.: Экономика. 1985. – 142 с.

  8. Долятовский В.А., Ситников Р.В. Системный анализ в управлении фирмой.- Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2000. – 147 с.

  9. Долятовский В.А., Коханенко И.К. Определение оптимальной меры хаотичности сложной системы / в сб.: Проблемы и методы управления экономическими процессами – Отрадная: СКНЦВШ, 1997.

  10. Долятовский В.А., Коханенко И.К. Хаос в ценовом приспособлении на рынке товаров. – Вестник Академии, № 4, 1997.

  11. Долятовский В.А. Переход от хаоса к порядку в экономике: роль хаотических процессов в формировании организации. / В кн.: Российской менеджмент на пороге XXI в. – Краснодар: ЮРИМ, 1997.

  12. Долятовский В.А. Анализ процессов хаоса и организации в переходной экономике / В сб.: Развитие экономики, социальной сферы и правовой системы в Северо-Кавказском регионе. – Отрадная: СКНЦ ВШ, 1997.

  13. Долятовский В.А. Механизмы эволюции экономических организаций. – В кн.: Системогенетика и учение о цикличности развития. – Тольятти: Международная Академия бизнеса и банковского дела, 1994. – с. 38-40.

Дополнительная литература:

  1. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика – М.: Инфра-М, 1999. – 315 с.

  2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Высшая школа, 1983. – 285 с.

  3. Каменев А.Ф. Технические системы: закономерности развития. – М.: Машиностроение, 1985. – 316 с.

  4. Кудрин Н.А. Введение в технетику. –Томск: ТГУ, 1991. – 385 с.

  5. Налимов В.В., Мульченко З.М. Наука и биосфера: опыт сравнения двух систем. – Природа, № 10, 1970, с. 55-59.

  6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Прогресс, 1965.

  7. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. – М.: Мир, 1967.

  8. Долятовский В.А., Пономарева И.Д. От живых организмов – к автоматам. – Киев: Изд. АНУССР, 1967. – 187 с.

  9. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. – М.: Наука, 1969.

  10. Zipf G.K. Human behavior and principle of last effort – Addison-Wesby, 1949, № 11.

  11. Хиценко В.Е. Эволюция в менеджменте. – «Менеджмент в России и за рубежом», № 2, 1999.

  12. Хиценко В.Е. Самоорганизация и менеджмент. – Проблемы теории и практики управления, № 3, 1996.

  13. Антонов В.Г. Эволюция оргструктур. – Менеджмент, № 1, 2000.

  14. Бир С. Мозг фирмы. – М.: Радио и связь, 1993.

  15. Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем. – М.: Радио и связь. – 1985. – 167 с.

  16. Долятовская В.Н., Гамалей Я.В. Основные концепты математической теории работы фирмы / В кн.: Методы эволюционной и синергетической экономики в управлении –региональными и производственными системами. – Отрадная: РГЭА, 2000.

  17. Долятовская В.Н., Акперов И.Г., Гамалей Я.В. Прогнозирование процессов в переходной экономике на основе применения экономических моделей, там же, с. 11-13.

  18. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. исследование систем управления. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2000, 198 с.



2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование тем

Очная/заочная формы обучения

В

С

Е

Г

О

ча-сов

Ауди-

тор-ные

в т.ч.

Инди-

виду-

аль-

ная

рабо-

та

Само-

стоя-тель-ная

рабо-

та

Курс. работа

Л

Е

К

Ц

И

И

практичес-кие, семи-нарс-кие

Инди-виду-

аль-

ная

рабо-

та

Само-стоя-тель-ная

рабо-

та

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 БЛОК - Эволюционный анализ

  1. Основы эволюционной теории

  2. Методы эволюционного анализа

  3. Процессы размножения и гибели


6

8

7


2

2

2


2/ 0,5

2/ 0,5

2 / 1



2

1 / 1


2 / 3

2 / 3

2 / 3


2 / 3

2 / 3

2 / 3







2 БЛОК - Закономерности развития

  1. Логистические законы развития

  2. Хаотические процессы

  3. Техноценозы, ценозы в экономике


7

6

9


2

2

4


2/ 1

2/ 0,5

4/ 0,5


1 / 1
1 / 1


2 / 3

2 / 3

2 / 3


2 / 3

2 / 3

2 / 3







3 БЛОК – Эволюционный менеджмент и самоорганизация

  1. Эволюционный менеджмент

  2. Процессы самоорганизации

  3. Синергетические процессы

  4. Перспективы развития сложных систем



10

6

7
6



4

2

2
2



4 / 1

2 / 1

2 / 0,5
2 / 0,5



2 / 1
1



2 / 3

2 / 3

2 / 3
2 / 3



2 / 3

2 / 3

2 / 3
2 / 3







ИТОГО:

112

32 /

72

24 /

8

8 /

4

20 /

30

20 /

30







3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Есть произведения, которые

создаются своей аудиторией.

Другие – сами создают

свою аудиторию.

Поль Валери
3.1. Аудиторная работа
1 БЛОК – Эволюционный анализ
Тема 1. Основы эволюционной теории

Понятие эволюции. Основные закономерности эволюции. Качественные скачки в развитии. Эволюция организаций. Пять кризисов развития. Эволюция структур управления. Эволюция функций.

Литература: [7, 13, 11, 12, 16, 18, 20, 22].
Тема 2. Методы эволюционного анализа

Детерминированные модели развития. Модель Харрода-Домара экономического роста. Оценки темпов и качества роста. Чувствительность к управляющим воздействиям. Механизм кризисов и катастроф в эволюции.

Литература: [6, 7, 8, 13, 17, 18, 24].
Тема 3. Процессы размножения и гибели

Исходная модель ветвящихся процессов. Простая интерпретация процессов размножения. Уравнения Лотка и Вальтерра. Условия равновесия биоценоза. Процессы демографического роста.

Литература: [16, 17, 22].


2 БЛОК – Закономерности развития
Тема 4. Логистические законы развития

Модель Мальтуса. S-образные кривые и закон убывающей отдачи. Кривая Ферхольста. Технологические закономерности развития. Критические режимы развития системы.

Литература: [16, 17, 7, 6, 1, 2].
Тема 5. Хаотические процессы

Понятие хаоса. Математическое описание хаотического процесса. Бифуркации и условия их возникновения. Механизм возникновения хаоса. Хаос на финансовом рынке. Модели хаотических процессов.

Литература: [9, 10, 11, 12, 18, 23, 28].
Тема 6. Техноценозы, ценозы в экономике

Определение ценоза, генеза, техноценоза. Свойства техноценозов. Распределение Ципфа. Идеальное распределение для развивающихся систем. Закономерности развития техноценоза. Техногенез. Экономические ценозы: методы анализа.

Литература: [15, 16, 17].
3 БЛОК – Эволюционный менеджмент и самоорганизация
Тема 7. Эволюционный менеджмент

Концепция Б.Ливехуда развития организаций. Принципы эволюционного менеджмента. Механизм эволюции организаций.

Литература: [24, 25, 26, 28].
Тема 8. Процессы самоорганизации

Определение самоорганизации. Самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы. Возникновение новых порядков. Механизмы гетерархии. Закономерности адаптации сообществ. Эмерджентность и обратные связи. Многослойность и цикличность в сложных системах. Роль случайности в развитии.

Литература: [11, 12, 13, 20, 25, 27].

Тема 9. Синергетические процессы

Условия возникновения синергии. Синергия объединения и поглощения фирм. Синергия при выборе стратегии. Синергия при формировании команды менеджеров. Методика оценки синергетического эффекта.

Литература: [1, 2, 6, 7, 18, 19, 25, 27].
Тема 10. Перспективы развития теории сложных систем

Теория возможностей и ее применения. Примеры оценки возможностей. Теория реализуемости и ее применения. Примеры. Хаотическая логика. Когнитивные уравнения. Описание этики, морали, религии. Теория веры.

Литература: [1, 3, 5, 6, 7, 15, 21].
3.2. Тематика практических занятий
1. Анализ эволюционных процессов

Цель: освоить методику оценки эволюционных процессов.

Содержание: сбор статистических данных о работе предприятия или экономике области (города, района), расчет показателей темпов роста, направленности изменений, чувствительности выходных координат к управляющим воздействиям. Выделение ведущих факторов эволюции.

Литература: [22, 18, 20].
2. Анализ показателей изменений в экономике

Цель: применение практических методов оценки изменений в экономике и финансах фирмы.

Содержание: обработка собранных статистических данных и вычисление:

Литература: [7, 6, 4, 5, 8, 9].

3. Анализ процессов размножения и гибели

Цель: практическое освоение методов анализа динамики процессов.

Содержание: составление уравнений динамики процессов размножения и гибели. Определение фазовых траекторий системы и условий равновесия. Расчет прогнозов эволюции и сценариев развития.

Литература: [16, 17, 22].
4. Изучение законов развития

Цель: построение логичестической кривой развития на основе экспериментальных данных.

Содержание: на основе заданных характеристик затрат на маркетинг и прибыли рассчитать оптимальные затраты и нерациональные режимы развития маркетинга.

Литература: [16, 18, 17, 22].
5. Изучение эволюции состояний системы

Цель: Освоение анализа эволюции с помощью матриц перехода.

Содержание: по заданным матрицам переходов построить граф состояний системы, и на его основе рассчитать вероятности состояний, которые система принимает на 1, 2, 3… шагах, затем оценить направление эволюционных изменений состояний.

Литература: [6, 7].
6. Имея граф изменения состояний популяции, и интенсивности переходов ij, ji составить уравнения процессов размножения и гибели и оценить эволюционные изменения.
7. Имея заданный вектор распределения семей разного типа в городе и матрицу переходных вероятностей, считая процесс перехода марковским, рассчитать прогнозы структуры семей и их эволюции для разработки стратегии жилищного строительства на перспективу.

9. Цель: изучение влияния изменения структуры образования населения на выработку национального дохода в регионе.

Содержание: построить закон распределения населения по уровню образования, оценить характеристики экономического ценоза. На основе экспериментальных данных построить модель зависимости производительности труда от уровня образования. Изменяя структуру образования населения, рассчитать изменения выработки национального дохода региона.
10. Цель: изучение эволюции распределения доходов населения РФ.

Содержание: имея статистические данные о распределении доходов населения РФ (или Ростовской области), построить экспериментальные кривые Лоренца, рассчитать коэффициент Джини. На основе расчетов построить графики эволюции распределения доходов, сделать выводы.

Дополнительные задания (для повышения рейтинга)
11. Рассчитать матрицу переходов населения из одной группы доходов в другую (по данным задачи 10).

12. Изучив реальную статистику об изменениях количества предприятий в г. Ростове-на-Дону (Ростовской области) разного размера, построить их распределения для нескольких лет. Проанализировать эволюцию структуры этого распределения.
13. Собрать (из статистических сборников «Ростовская область в ….. году») данные о регистрации и банкротстве предприятий. Построить модель размножения и гибели предприятий, выявить закономерности этого процесса.
14. Написать содержательный реферат о механизмах техногенеза, использовав книгу [17].
15. Провести анализ эволюции структуры российской экономики в период реформы 1990-2000 гг.
16. Построить графики изменений во времени основных агрегатов экономики Ростовской области, используя базу данных об экономике, построенную кафедрой менеджмента ИУБиП (прил. 1).
3.3. Самостоятельная работа студентов


Поз.

Теоретический курс

Кол-во часов

1

Анализ таблиц, иллюстрирующих эволюционные процессы. Систематизация факторов эволюции.

2

2

Изучение матричных моделей эволюционных процессов, построение матрицы переходов и соответствующего графа.

2

3

Анализ метода прогнозирования эволюции с помощью моделей размножения и гибели. Расчет примера.

2

4

Вывод формулы кривой Ферхольста. Расчет положения «основных точек».

2

5

Анализ решений уравнения Фейгенбаума.

2

6

Анализ закона Парето для распределения доходов. Расчет параметров закона для примера.

2

7

Изучение конспекта лекций по теме: Систематизация принципов эволюционного менеджмента.

2

8

Анализ механизмов самоорганизации

2

9

Рассмотрение примеров синергетического взаимодействия в экономике.

2

10

Изучение тенденций развития теории управления сложными системами.

2




ИТОГО:

20


3.4. Индивидуальная работа студентов


Поз.

Теоретический курс

Кол-во часов

1

Уяснение сути эволюционного изменения фирмы. Построение модели эволюции.

2

2

Построение графа переходов системы. Вывод уравнений для расчета вероятностей состояний. Расчеты p (Si)

2

3

Расчет прогноза изменения численности изделий в зависимости от интенсивности производства и амортизации. Интерпретация спирали Мавеса

2

4

Решение задачи определения рационального вложения средств в менеджмент или маркетинг.

2

5

Расчет параметров закона Парето

2

6

Расчет реакции экономики на изменения структуры и качества подготовки специалистов

4

7

Применение концепций эволюционного менеджмента

4

8

Оценка синергетического эффекта при формировании команды

2




ИТОГО:

20



3.5. Информационно-методическое обеспечение курса


  1. Раздаточный материал

  1. Формулы вывода логистического закона.

  2. Схема эволюции организации.

  3. Схема эволюции оргструктуры.

  4. Методика оценки синергетического эффекта.




  1. Методические материалы

  1. Краткий конспект лекций по курсу.

  2. УМК с примерами выполнения заданий и тестами.

  3. Электронная версия конспекта лекций проф. В.А. Долятовского.

  4. Видеокейс «Управление изменениями в фирме».

4. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ


  1. Определите (письменно) следующие понятия:

  1. Укажите, какой вид имеет управление логистической кривой и объясните, почему:

а) , в > 0, с > 0.

б) , a > 0, в > 1, c > 0.

в)

  1. Отметьте в перечне механизмы самоорганизации:

а) управляемость

б) устойчивость

в) обучаемость

г) цикличность

д) многослойность.

  1. Представьте схематически эволюцию школ менеджмента и отметьте их ведущие параметры.

  2. Почему в разных типах оргструктур управления имеет место изменение социальных доминант и моделей управления.

  3. Укажите, какой должна быть стратегия фирмы для меняющейся, но предсказуемой среды:

а) реактивная

б) предвидящая

в) исследующая

г) стабильная.

  1. Какой смысл, на ваш взгляд, имеет когнитивное уравнение вида:

«система убеждений = лингвистическая система + система самогенерации».

  1. Математическая модель процесса задана уравнением



Какой характер будет иметь этот процесс изменения хn?

Как он будет меняться при изменении параметра ?

Покажите расчетами.

  1. Как формируется модель эволюционного развития на основе соединения многих S – образных кривых? Дайте пример такого процесса.

  2. Укажите механизмы самоорганизации в перечне:

а) живучесть;

б) эмерджентность;

в) наблюдаемость;

г) генератор случая, мутация;

д) надежность.

  1. Определите самоорганизацию:

а) свойство системы находить управляющие воздействия для достижения цели;

б) свойство системы повышать уровень своей организации, адаптивность к изменениям внешней среды;

в) свойство системы изменять закон своего функционирования при изменениях результатов.

  1. Ф. Хайек заметил: «Чем сложнее порядок, к которому мы стремимся, тем более мы должны полагаться на стихийные силы, чтобы его достичь». Как Вы понимаете смысл этого высказывания?

  2. В эволюционном менеджменте меняется парадигма управления:

не автоматизм – автономия;

не идентичность, а различие;

не элементы, а отношения;

не равновесие, а неустойчивость;

не бытие, а постоянное становление.

Что принципиально новое вносит эта парадигма? Что составляет суть эволюционного менеджмента?

  1. Эффективность экономической стратегии можно определить отношением , Q - прирост товарного производства, CT, K рост издержек и капитала. Если фирма увеличила капитал К=1,5 млн. руб., издержки на 0,5 млн., а Э = 2 руб./руб. какой результат будет иметь место? Как Вы оцениваете ситуацию в фирме?

  2. Считается, что менеджер создает порядок из хаоса. В чем выражается этот процесс упорядочения работы системы?

  3. Как Вы можете доказать необходимость наличия хаотичности в сложной системе? Как можно сформулировать задачу оптимизации уровня хаотичности?

  4. Если известны показатели:

желаемого состояния системы Sж = 10 млн. руб.

фактическое Sф = 8,5 млн. руб.

ожидаемое Sож = 9 млн. руб.,

как можно охарактеризовать организованность О, упорядоченность R и информированность I управления?

Напоминание: О = , R = 1- , I =

Прокомментируйте результаты.

  1. Какой смысл имеет четвертое когнитивное уравнение:

  1. новые идеи = генерация новых убеждений (высказываний) + механизм отбора.

  1. Эволюция концентрации xi предприятий разного типа i в экономике может быть описана уравнением вида:



V – потенциальная функция экономического роста.

Это уравнение можно переписать в виде:



Почему? Какое будет его решение?

  1. Изменение дохода фирмы описано уравнением R = a  C  e-вc, где С – доход населения. Какой вид имеет эта зависимость? Когда доход фирмы будет максимальным?

  2. Почему выбор решения на утопической основе носит революционный характер? Приведите примеры такого –выбора?

  3. В чем суть закона прогрессивной эволюции систем? Почему эволюционный процесс состоит из трех этапов?

  4. Оценку привлекательности стратегической зоны хозяйствования можно получить по формуле:

Псзх = 0,4  G + 0,2  Р + 0,1  О – 0,3  Т,

G – перспективы роста, Р – рентабельность, О – благоприятные тенденции, Т – неблагоприятные тенденции. При G = 4, Р = 5, О = 6, Т = 4 и при П  2 – СЗХ привлекательна, при П < 2 – нет. Оцените положение этой СЗХ.

  1. В координатах «стремление к развитию»/ «стремление к стабильности» в фирме (рис.) интерпретируйте 5 возможных зон стратегий эволюции фирмы.














  1. Развитие экономического ценоза приводит к сдвигу функции предложения товара (услуги) вправо. Как это связано с ростом производственного потенциала экономики в последние десятилетия?





  1. Почему при анализе ценоза может существовать идеальное распределение элементов по ведущему параметру (напр., доля элементов с наивысшим значением параметра 12,5%, с низшим 25%).

  2. Укажите последовательность действий, принятую в Benchmaking

а) планирование, анализ, контроль

б) анализ, контроль, регулирование, оценка

в) планирование, анализ, интеграция, программа действий, зрелость.

  1. Какими свойствами обладают высокоэффективные (по Нельсону-Бернсу) организации?

  2. Система имеет матрицу переходов



Постройте граф переходов и определите вероятности нахождения системы в разных состояниях после 1 и 2 шагов.

  1   2   3


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации