Контроль знаний — это составная часть обучения, которая включает процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося, можно выделить три типа контроля:
• внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
• взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
• самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Контроль дает возможность:
• установить качество усвоения учащимися материала, предусмотренного программой (соответствие требованиям программы);
• определить пути коррекции знаний и умений учащихся;
• рассмотреть возможности формирования навыков взаимоконтроля и самоконтроля, а также потребности в самоконтроле у учащихся;
• создать условия для формирования определенных личностных качеств, таких, как ответственность за выполняемую работу, воля и т. д.
Если перечисленные цели реализованы, то можно говорить о том, что контроль выполняет информационную, диагностическую, образовательную, мотивационную, воспитательную и прогностическую функции.