Особенности развития вербальной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - файл

приобрести
скачать (33.1 kb.)


А.А. Петрова

Психолого-педагогический факультет

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Научный руководитель: канд.пед.наук., доц. Норкина Е.Л.

Особенности развития вербальной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация: Статья о проблеме развития вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Рассмотрены различные подходы педагогов к определению понятия «вербальная память», представлены результаты диагностического исследования особенностей развития вербальной памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Ключевые слова: задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, вербальная память, дети старшего дошкольного возраста, развитие вербальной памяти.

Задержка психического развития – процесс, при котором замедляется темп развития психики, у ребенка запас знаний беден и недостаточен. Он больше стремится играть, в интеллектуальной работе не проявляет интереса и быстро утомляется [3]. В последние десятилетия наблюдается, что детей с задержкой психического развития становится больше. По мнению Т.А. Власовой и К.С Лебединской дети с задержкой психического развития испытывают трудности в специальном намеренном запоминании, также трудности есть и в запоминании, которое происходит само собой, но, стоит отметить, что последнее дается значительно легче [1].

По Т.П.Зинченко вербальная память- это память на определенные слова,  на мысли, суждения, умозаключения, понятия. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Вербальная память ребенка старшего дошкольного возраста- это процесс запоминания, воспроизведения словесной информации [2].

Для того, чтобы выявить уровень развития вербальной памяти у детей с ЗПР было организовано исследование на базе МБДОУ Детский сад №80 «Ужара», г.Йошкар-Олы. В исследовании приняли участие 16 человек: 8 детей с задержкой психического развития, 8 детей с условно-нормальным развитием.

Уровень развития вербальной памяти детей с задержкой психического развития был проверен с помощью следующий методик:

Методика «10 слов» А.Р.Лурия помогает выявить уровень развития вербальной памяти, а именно, как дети с задержкой психического развития и дети с условно нормативным развитием воспринимают задание на слух. Детям называли 10 слов, не связанных друг с другом по смыслу. Далее они должны были повторить, сколько слов им удалось запомнить. В ходе исследования были получены такие результаты. Среди детей с задержкой психического развития имеют средний уровень развития вербальной памяти 25% детей, низкий уровень -12,5% и очень низкий уровень был у подавляющего количества, у 62,5% детей. Среди детей с условно нормативным развитием средний уровень развития вербальной памяти умеют 75% детей и высокий 25% детей.

Вторая методика, которая была использована для исследования уровня развития вербальной памяти - методика Забрамной С.Д. «Опосредованное запоминание». Ребенку называется слово, к которому он должен подобрать одну картинку из 9 предложенных, благодаря которому он через некоторое время сможет вспомнить это слово. Всего предлагается ребенку 5 слов. Проведя исследование мы получили такие результаты: 62,5% детей с условно нормативным развитием справились с заданием, 37,5% детей испытывали трудности в выполнении задания. 25% детей с задержкой психического развития сумели сделать задание, 75% детей испытывали трудности в выполнении задания. Детям с задержкой психического развития было сложно запоминать слова, в основном, они называли то, что было изображено на картинке. У детей с условно нормативным развитием вербальная память на более высоком уровне, чем у детей с задержкой психического развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что детям с задержкой психического развития постоянная помощь педагога необходима, так как такие дети часто отвлекаются, быстро утомляются, могут начать играть или начать разговаривать на посторонние темы. Результаты, которые были получены в исследовании, можно использовать в дальнейшем в работе с детьми с ЗПР.


Список литературы:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. – Москва, 1982. – 127 с.

  2. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – Москва, 1984. – 256 с.

  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – Москва, 2001. –224 с.


А.А. Петрова
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации