Задержка психического развития – процесс, при котором замедляется темп развития психики, у ребенка запас знаний беден и недостаточен. Он больше стремится играть, в интеллектуальной работе не проявляет интереса и быстро утомляется [3]. В последние десятилетия наблюдается, что детей с задержкой психического развития становится больше. По мнению Т.А. Власовой и К.С Лебединской дети с задержкой психического развития испытывают трудности в специальном намеренном запоминании, также трудности есть и в запоминании, которое происходит само собой, но, стоит отметить, что последнее дается значительно легче [1].
По Т.П.Зинченко вербальная память- это память на определенные слова, на мысли, суждения, умозаключения, понятия. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Вербальная память ребенка старшего дошкольного возраста- это процесс запоминания, воспроизведения словесной информации [2].
Для того, чтобы выявить уровень развития вербальной памяти у детей с ЗПР было организовано исследование на базе МБДОУ Детский сад №80 «Ужара», г.Йошкар-Олы. В исследовании приняли участие 16 человек: 8 детей с задержкой психического развития, 8 детей с условно-нормальным развитием.
Уровень развития вербальной памяти детей с задержкой психического развития был проверен с помощью следующий методик:
Методика «10 слов» А.Р.Лурия помогает выявить уровень развития вербальной памяти, а именно, как дети с задержкой психического развития и дети с условно нормативным развитием воспринимают задание на слух. Детям называли 10 слов, не связанных друг с другом по смыслу. Далее они должны были повторить, сколько слов им удалось запомнить. В ходе исследования были получены такие результаты. Среди детей с задержкой психического развития имеют средний уровень развития вербальной памяти 25% детей, низкий уровень -12,5% и очень низкий уровень был у подавляющего количества, у 62,5% детей. Среди детей с условно нормативным развитием средний уровень развития вербальной памяти умеют 75% детей и высокий 25% детей.
Вторая методика, которая была использована для исследования уровня развития вербальной памяти - методика Забрамной С.Д. «Опосредованное запоминание». Ребенку называется слово, к которому он должен подобрать одну картинку из 9 предложенных, благодаря которому он через некоторое время сможет вспомнить это слово. Всего предлагается ребенку 5 слов. Проведя исследование мы получили такие результаты: 62,5% детей с условно нормативным развитием справились с заданием, 37,5% детей испытывали трудности в выполнении задания. 25% детей с задержкой психического развития сумели сделать задание, 75% детей испытывали трудности в выполнении задания. Детям с задержкой психического развития было сложно запоминать слова, в основном, они называли то, что было изображено на картинке. У детей с условно нормативным развитием вербальная память на более высоком уровне, чем у детей с задержкой психического развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что детям с задержкой психического развития постоянная помощь педагога необходима, так как такие дети часто отвлекаются, быстро утомляются, могут начать играть или начать разговаривать на посторонние темы. Результаты, которые были получены в исследовании, можно использовать в дальнейшем в работе с детьми с ЗПР.