1. динамика развития предмета и объекта коррекционной (специальной) педагогики. Специальная педагогика - файл

приобрести
скачать (267 kb.)


1.ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТА И ОБЪЕКТА КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПЕДАГОГИКИ.

Специальная педагогика – это теория и практика обучения и

воспитания детей с особенностями психофизического развития. Её можно

рассматривать как преемницу дефектологии в связи с заменой титульного

названия (термина) на более гуманистический, социально значимый, так и в

качестве самостоятельно развивающейся науки.

В настоящее время наблюдается динамика развития объекта и



предмета изучения коррекционной (специальной) педагогики, отмечается их

расширение. Проблемы врожденных или приобретенных в раннем возрасте

нарушений и последствий, вызванных ими, не исчезают в связи с

«завершением» периода детства. В ряде случаев они даже усиливаются после

окончания специальной школы. Расширение объекта изучения имеет место за

счет увеличения возрастного диапазона охватываемого контингента: от

рождения до глубокой старости – от 0 до (18) 0, т.е. нижняя граница – первые

месяцы жизни; верхняя – вся жизнь. Объектом внимания дефектологии были

так называемые «аномальные дети», в основном дети школьного возраста,

примерно от 7 до 17, всего лишь 10 лет из жизни человека, нуждающегося

часто в пожизненном сопровождении. Динамика развития объекта также

характеризуется увеличением рассматриваемых категорий – «квадрат»

трансформируется в многоугольник.

Расширение предмета детерминируется изменением условий

жизнедеятельности и увеличением количества используемых средств

коррекции в настоящее время по сравнению с обучением и воспитанием в

стенах специальной школы-интерната, которое было основной формой

получения образования. Сейчас дети с ОПФР преимущественно обучаются в

классах (группах) интегрированного (совместного) обучения и воспитания по

месту жительства и проживают в своих семьях.



Сейчас на территории бывшего СССР прослеживается две тенденции:

  1. Расширение как предмета (психофизические особенности и закономерности обучения и воспитания), так и объекта изучения науки.

  2. Переименование дефектологии в коррекционную (специальную) педагогику и психологию.

Абсолютно ясно, что проблемы врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений и последствий, вызванных ими, не исчезают в связи с «завершением» периода детства. В ряде случаев они даже усиливаются после окончания специальной школы. Следовательно, расширение объекта дефектологии (коррекционной педагогики) имеет место за счет увеличения возрастного диапазона охватываемого контингента: не только дети, но и подростки, взрослые. Расширение предмета детерминируются изменением условий их жизнедеятельности и увеличением количества используемых средств коррекции по с обучением и воспитанием в стенах специальной школы-интерната.

Предмет коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) – виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (на дефект).

Объект изучения коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) – психические и физические нарушения, а не их носители, однако в реальной практической работе несомненно учитываются все индивидуальные и типологические особенности.

2.ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ В СОДЕРЖАНИИ РОДСТВЕННЫХ НАУК (ДЕФЕКТОЛОГИЯ, КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА, ЭРГОТЕРАПИЯ).

Дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология и

специальная педагогика, лечебная педагогика, ортопедагогика,

реабилитационная (восстановительная) педагогика, эрготерапия, или

оккупационная терапия и др. имеют примерно одно и то же проблемное поле.

Тем не менее, в каждой из них объект и предмет изучения имеет

определенные отличия, обусловленные особенностями контингента и

способами решения их проблем.





1.ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТА И ОБЪЕКТА КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПЕДАГОГИКИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации