Формирование навыков коммуникативного общения у детей дошкольного возраста - файл

приобрести
скачать (870.9 kb.)

Формирование навыков коммуникативного общения у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на общение

ВВЕДЕНИЕ


дошкольник коммуникация общение игра

Социально-коммуникативное развитие детей является одним из ведущих целевых ориентиров, установленных ФГОС ДО.

Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (9).

Осознавая важность общения детей, разработчики ФГОС выделили структурную единицу «Социально - коммуникативное развитие», цель которой - развитие общения, развитие речевого общения. (2, с. 14).

Перед родителями и воспитателями стоит одна их главных задач - развитие у детей коммуникативных качеств и умения общаться между собой. Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Изучению взаимоотношений в игре уделяется большое внимание.

Е. И. Щербакова говорит, что «Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни» (1, с. 7).

Также значимость в формировании реальных взаимоотношений детей указывала А.П. Юсупова; по ее мнению, в игре формируется «общественность» - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества.

Успешное развитие коммуникативных способностей именно в дошкольном возрасте помогает ребенку быть успешным, принятым и понятым другими людьми в течение всей своей жизни.

После детского сада ребенок перешагивает на новую ступень - школа. Если у ребенка в дошкольном возрасте были сформированы коммуникативные качества, то ему становится легче установить контакт с детьми в школе. Наличие друзей в классе, желание с ними общаться влияет на отношение ребенка к учебе. Дети, которые умеют общаться со сверстниками и с взрослыми, как правило, ждут встречи с одноклассниками, у них появляется желание приходить в школу, такие дети чувствуют себя частью коллектива. Позитивная обстановка вокруг ребенка в классе дает ему возможность лучше усваивать знания и приобретать определенные умения и навыки в процессе учебы. Намного тяжелее учиться детям, которые оказались непринятыми в детский коллектив и не смогли подружиться с одноклассниками.

Исходя из этого, родители и педагоги именно в дошкольном возрасте должны уделять особое внимание развитию коммуникативных качеств детей и умения общаться между собой и с другими людьми.

Цель нашего исследования - раскрыть возможности использования игры как средства развития коммуникативной сферы ребенка дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития коммуникативной сферы ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: воздействие игр на общение на развитие коммуникативных качеств дошкольников.

Гипотеза исследования: игры на общение способствуют развитию и коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи исследования.

. Дать теоретический анализ проблемы развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

. Выявить психолого-педагогические возможности использования игр на общение в работе с дошкольниками для повышения уровня коммуникации со взрослыми и сверстниками.

. Выявить особенности развития коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста (теоретическим и эмпирическим путем).

. Сформулировать выводы и психолого - педагогические рекомендации по использованию игры, как средства развития коммуникативных навыков.

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. Ведущими методами выступили следующие: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и нормативной документации. Для исследования коммуникативной сферы детей дошкольного возраста использовались методики Т.В. Чирковой «Изучение индивидуальных особенностей темперамента детей дошкольного возраста. Коммуникативная активность» и Р.С. Немова «Каков Ваш ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими понятиями исследования являются: «коммуникация», «общение», «коммуникативные способности», «коммуникативный процесс»,



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации