Банк аргументов в формате шпор - файл n1.doc

приобрести
Банк аргументов в формате шпор
скачать (488.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc489kb.31.05.2012 19:54скачать

n1.doc

  1   2

Роли музыки в жизни человека

В. Астафьев «Домский со­бор»

Рассказчик убежден, что толь­ко музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

К. Паустов­ский «Старый повар»

Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, уви­деть самые счастливые события своей жизни.

В. Короленко «Слепой му­зыкант»

Петрусь родился слепым, и му­зыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантли­вым пианистом.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

Якова Матвеевича, героя рас­сказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трога­тельная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу ме­шать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

Л.Н. Толстой «Альберт»

Главный герой рассказа — гени­альный музыкант. Он заворажи­вающе играет на скрипке, и слу­шателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на луч­шее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он про­играл большую сумму денег.



Роли худ-ой лит-ры в становлении личности

М. Горький «Мои универ­ситеты»

Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком..




Роли чтения в жизни человека

Р. Брэдбери ««451 по Фа­ренгейту».

Фантаст считал, что простой че­ловек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять про­центов он познает через книгу.

Р. Брэдбери «Воспомина­ния»

«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и универси­тетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библио­теке, не в колледже».


Нравственной ценности худ-ой лит-ры

Р. Брэдбери «451° по Фа­ренгейту»

В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература застав­ляет думать. Костры из художе­ственных произведений симво­лизируют гибель человеческой духовности, превращение лю­дей в заложников примитивной массовой культуры.

Ю. Бондарев «Редкий дар»

В своей статье писатель рассу­ждает о том, как с детства сказ­ки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в чи­тателях великие качества чело­вечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, тру­сости, жестокости.

В. Шукшин

«Литература должна помочь понять нам, что с нами проис­ходит.»



Роли живописи в жизни человека

Б. Екимов «Музыка ста­рого дома»

Этюды Шишкина, Серова в Рус­ском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.



Роли искусства в жизни человека

В. Тендряков «Свидание с Нефертити»

В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.



Сохранения культуры

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечест­венной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современно­сти: ведь в ней истоки нравст­венности, без которой немыс­лим человек.

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.



Взаимоотношений власти и личности, власти и художника

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демаго­гов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

А.И. Герцен «Сорока-воровка»

Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталин­ского. Один из фаворитов князя

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.



Добра и зла

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло, по Булгакову, не в имею­щих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески сла­бы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неот­вратимости разоблачения и на­казания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут вне­сти в мир лишь любовь и мило­сердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и об­щественного устройства Булга­ков.



Личности и власти

М.Замятин «Мы»

Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.

В. Тендряков «Суд»

Охотник Тетерин, человек му­жественный. совершает нравст­венное предательство. Он унич­тожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальни­ком Дудыревым, а не фельдше­ром Митягиным. Суд оправды­вает Митягина, но убил человека Дудырев, и единствен­но, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не ска­зал правду и приговорил себя к мукам собственной совести



Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)

М. Булгаков «Собачье сердце»

Главный герой повести —- про­фессор Преображенский — за­думывает своеобразное сорев­нование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: соз­дать нового человека путем пе­ресадки собаке части человече­ского мозга. В результате сложнейшей операции появля­ется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой экспери­мент, должен видеть последст­вия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

М. Булгаков «Роковые яй­ца»

Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практи­ческой деятельности Рокком, дали непредвиденные и траги­ческие результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных га­дов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его.

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической но­велле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, рассуждает о том, что подобное безрассудство не толь­ко недопустимо, но и катастро­фически опасно: «...Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей... Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса... Сгинет... множество форм жизни... И пещерный че­ловек, от которого могла бы

возникнуть целая цивилизация, уничтожен...»

Ж. Берн «Вверх дном»

Завязкой романа является «без­обидный» замысел героев: за­мена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия этого изобрете­ния были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая — ста­ла горами, где всё погибло бы .от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство че­ловека в устройство окру­жающего мира обернулось бы бедой для него самого.



Бесчеловечности и бессмысленности войны

В. Быков «Одна ночь»

Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя ока­зались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено зем­лей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказа­лось много общего: мирные профессии, тоска по семье, не­нависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались на­ружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.

Л.Н. Толстой «Севасто­польские рас­сказы»

«Война — противное человече­скому разуму и всей человече­ской природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада, в котором нет места ничему живому.

М. Шолохов «Бахчевник»

Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца.

М. Шолохов «Родинка»

Гражданская война стала причи­ной того, что атаман, семь лет от­сутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Лейтенант Генри понимает, что война — это убийство еще бо­лее жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые живот­ным инстинктом.



Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)

В. Распутин «Прощание с Матерой»

Лихорадочные действия по­жогщиков, спешащих покон­чить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему про­шлому, к тем, кто жил до них на этой земле.

А.П. Чехов «Студент»

Перед Пасхой Иван Велико- польский, студент духовной семинарии, рассказывая случай­но встреченным женщинам евангельский эпизод о преда­тельском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семина­рист понимает, что прошлое не­разрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий.

В. Распутин «Поле Кули­ково»

На Куликовом поле Русь осво­бодилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило не­сколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фо­тографии своих родителей, не ценит память о них, оставлен­ную в саду, который они возде­лывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не лю­бит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:— значит у него нет любви к сво­ему городу. Если человек равно­душен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране».

В. Солоухин

«Человек — явление социальное, национальное, историческое,... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих сла­гаемых... его просто нет».

В. Солоухин «Черные дос­ки»

Автор повествует о том, как много бесценных икон, уни­кальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели ме­сто, ритуально связанное с по­гребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой истори­ческих памятников мы теряем человеческий облик.

В. Солоухин «Письма из Русского му­зея»

Рассуждая о" реконструкции Мо­сквы, автор говорит, что «на месте большинства замечатель­ных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроен­ное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничто­жено более четырехсот. Разру­шая старину, мы всегда обрыва­ем свои исторические корни, память о прошлом.



НТП и будущего

Р. Брэдбери «Электриче­ское тело пою!»

Электрическая бабушка — это машина, созданная, чтобы нести добро, заботу. Она оказалась нравственнее живых людей, бо­рясь с действительностью, откро­венно враждебной гуманизму.

Р. Брэдбери «451 ° по Фа­ренгейту»

В книге изображены два симво­ла «механизации» человечества. Первый — «механический пёс» — кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй — мо­дернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта че­ловека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приво­дит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам аг­рессии.

Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

В романе образ идеальной под­водной лодки «Наутилус» капи­тана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к про­грессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что именно они в конце концов приведут человечество к иде­альному будущему.

Г. Уэллс «Вой­на миров»

Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивле­ние продолжалось всего не­сколько дней. Потом исчезли государство, общество, циви­лизация. Остались лишь обе­зумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подра­зумевается не только это со­бытие, но и разрушительные войны, научные открытия, ко­торые приведут к гибели че­ловечества.

Г. Уэллс «Че­ловек- невидимка»

Физик Гриффин открыл со­став, с помощью которого че­ловеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе челове­чества, а о власти и могущест­ве. Попытка Гриффина реали­зовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с ок­ружающими, в результате ко­торого ученый погибает.



Проблемы, связанные с положительными и нравственными качествами личности



Патриотизма

К.Ф. Рылеев «Иван Суса­нин»

Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в не­проходимую лесную глушь. По­нимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он рус­ский человек, среди которых нет предателей, и готов с радо­стью умереть за царя и родину.

К.Ф. Рылеев «Смерть Ер­мака»

Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о си­бирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы — не праздно в мире жили!»

Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»

Академик считает, что Родина — это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дере­ву, на котором не сосчитать ли­стьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких кор­ней, — бедный народ. Без про­шлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоин­ству настоящее».

Б. Екимов «Переезд»

Повествователь рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; под­ставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; ле­чила его мальчишеские ссади­ны — без всяких лекарей, травой своей...; кормила во всякие го­ды..., поила чистой водой и под­няла на ноги. Никакая тьма, кро­ме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной».



Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)

С. Довлатов «Письмо от­туда» (из цикла «Неви­димая газе­та»)

Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагород­ным осуждать родину, изгнав­шую его: он уверен, что Отчиз­ну, как и мать, не выбирают.

А. Никитин «Хождение за три моря»

Известный русский путешест­венник побывал во многих стра­нах, видел удивительную красо­ту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.

Н. Тэффи «Русь», «Го­родок»

В сборниках воссоздана горе­стная жизнь эмигрантов сооте­чественников, лишенных ро­дины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загроб­ной жизнью», «жизнью над бездной».

Н. Тэффи «Воспомина­ния»

Писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.



Веры в могущество России

В. Леушкин

Давайте вместе — без «ура»,

Без истерических упреков

Заглянем, братья, во вчера

В тьму исторических уроков!

И освещая лица лет,

Посмотрим им в глаза, как в бездну.

Да, это больно, но полезно,

Нам, убегающим от бед.

А после сядем у огня

И помолчим, кто сколько смо­жет.

Покуда век еще не прожит,

Воспрянем, дух Руси храня.



Неразрывной связи с родиной, родной землей

А. Солжени­цын «Матренин двор»

Для Матрены Васильевны её

дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.



Верности данному слову

А.С. Пушкин «Дубров­ский»

Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы.



Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)

В.Г. Коро­ленко «Пара­докс»

Ян Залуский — калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для по­лета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально вла­деть своим телом, удивляя ок­ружающих и заставляя их по­верить в то, что каждый человек — творец своего сча­стья.

А.П. Чехов «Вишневый сад»

В Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.

А.П. Чехов «Невеста»

Надя Шумина уезжает из про­винциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не пре­вратиться в праздное существо.

Ф.М. Досто­евский «Бра­тья Карама­зовы»

Старец Зосима неустанно вос­торгается божественностью ми­ра, богоподобностью человека, учит любви к окружающим.

Ф.М.Достоевский «Иди­от»

Князь Мышкин верит в воз­можность рая на земле, в спо­собность людей преображаться. Он не судит людей, а открыто, по-братски, относится к окру­жающим. Главное его качество — смирение, способность понять другого и сострадание. Он счи­тает, что красота «спасет мир».



Бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека)

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Владимир Арсеньев, выдаю­щийся путешественник, этно­граф, историк, географ, всё сде­лал для того, чтобы богатства Дальнего Востока служили на благо России.

А.П. Чехов «Душечка»

Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в ко­торого она влюблялась, смот­реть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая люби­мому человеку.

А.П. Чехов «Попрыгу­нья»

Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него диф­теритные пленки, сам заражает­ся и умирает.

Н.С. Лесков «Очарован­ный стран­ник»

Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдат­ской службы молодого крестья­нина, под его именем отправля­ясь служить в армию.

К.М. Станю­кович «Мат­росик»

Герой рассказа, Илья Кушкин, бесконечно добр и готов помочь каждому. Он пошел служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Илья спас экипаж, когда корабль терпел бедствие, а сам погиб.

Б. Васильев «Летят мои кони...»

Писатель рассказывает о докто­ре Янсене, обладавшем ред­чайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было бо­лее бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей.



Нравственной прочности человека

В. Быков «Сотников»

Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.



Верности своим убеждениям

А. Петров «Житие про­топопа Авва­кума»

Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церков­ных реформ. Он не изменил сво­им убеждениям даже под угро­зой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество.

М. Шолохов «Судьба че­ловека»

Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.

А. Солжени­цын «Один день Ивана Денисовича»

Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.



Самовоспитания

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Базаров считал, что «каждый че­ловек сам себя воспитать должен».

Н. Чернышев­ский «Что де­лать?»

Рахметов всю свою жизнь по­святил физическому и нравст­венному усовершенствованию и для многих стал образцом само­воспитания.

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Знаменитый русский мореплава­тель Василий Головин рано ос­тался сиротой, рано осознал от­ветственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэто­му впоследствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 кило­метров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Ученый считал, что сила воли — главное в самовоспитании.



Дружбы, товарищества

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.

Д. Лондон «В далеком краю», «Лю­бовь к жизни»

Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на до­верии и взаимной честности. Су­ровые условия обнажают под­линную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убежде­нию автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибуут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».



Интернационализма (межнациональных отношений)

К.М. Станю­кович «Мак­симка»

История спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, пока­зывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу.

С. Довлатов «Понадобилось мне...» (из цикла «Сенти­ментальный марш»)

Кеннет Бауэре, герой очерка, всех людей мира разных нацио­нальностей считает своими род­ственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих.

Ю. Бондарев «Берег»

Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их

человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.

А. Приставкин «Ночева­ла тучка зо­лотая»

Дети — русский Колька и че­ченец Алхузур — стали на­стоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые в стране, в частности на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его бра­та Сашки, он полон сострада­ния. Только такая знакомая братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага.

В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдава­не и два болгарина. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга.- Воспитательница Регина Пет­ровна утверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди».

Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его бра­та. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.



Любви и милосердия

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищ­ную компанию растлителей, ви­сельников, отравителей, мер­завцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она стара­ется понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкну­лась в своём горе: она видит го­ре другого человека и активно сочувствует ему.

Р. Брэдбери «Карлик»

Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем ат­тракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преобража­ется в красоту и стать, челове­ка с большой душой. Именно она решила подарить это зер­кало карлику, чтобы хоть что- то радовало беднягу в его не­счастной жизни.

В. Гюго «От­верженные»

В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помо­гает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском двор­це. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку.



Мужества, героизма, нравственного долга

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага.

В. Быков «Знак беды»

Крестьянка Степанида, герои­ня повести, во время войны бо­рется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взо­рвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя.

Б. Васильев «В списках не значился»

Лейтенант Плужников, прие­хавший служить в Брестскую крепость накануне войны, стал одним из её последних защит­ников. Даже враги были пора­жены его мужеством и несги­баемой волей.

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Летчик Алексей Маресьев, ге­рой повести, только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.

В. Быков «Журавлиный крик»

Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.

Э. Хемингуэй «Непобеж­денный»

Старый матадор ради куска хлеба и из профессионального чувства не хочет признать себя инвали­дом. Он выходит на арену и даже тяжело раненный быком так и ос­тается до конца непобежденным.

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Старый рыбак Сантьяго из по­роды людей несгибаемых. «Че­ловек не для того создан, чтобы терпеть поражение», — говорит он. Его поединок с большой ры­бой — это пример несгибаемого мужества, стойкости, непобежденности.



Интеллигентности

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечествен­ной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важней­ших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.



Гуманизма

А. Адамович «Немой»

Во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.

М. Шолохов «Чужая кровь»

Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, комму­ниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая не­нависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.

Б. Екимов «Ночь исце­ления»

Подросток Гриша, герой расска­за, приехал на каникулы к ба­бушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кри­чит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

Б. Екимов «Продажа»

После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикиста­на. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, а ведь эти деньги у них были последними.

Б. Екимов «Как расска­зать...»

Сварщик Григорий однажды помог тете Варе, немощной ста­рушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искрен­не благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую вес­ну приезжал на Дон, чтобы по­мочь тете Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал, как нужна ей по­мощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то моряк Вася, сводивший в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Ка­тя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой... Чело­веку для счастья совсем не мно­го нужно — любовь и забота.

Б. Екимов «Просто — соседи»

Нюру в 30-е годы уволили из дет­ского сада, где она работала убор­щицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сы­ном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, кото­рая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пугови­цы, несложную помощь.

Р. Брэдбери «Берег на закате»

Герой рассказа, Том, стареющий мужчина, сохранил в себе детскую непосредственность, веру в чудо и добро. Том, не слушая сулящего золотые горы друга, противостоит силе денег и возвращает на свободу русалку.



Веры в будущее, любви к жизни

Д. Лондон «Любовь к жизни»

Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его — ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил. Рассказ стал гимном челове­ку — его упорству, мужеству, воле. Любовь к жизни руководила процес­сом борьбы за существование.

А. Адамо­вич, Д. Гра­нин «Бло­кадная книга»

Подвиг ленинградцев вызван не уг­розой уничтожения. 900 блокадных дней вместили в себя не только не­мыслимые страдания, но величай­шую веру в будущее, в победу.



Веры в человека

М. Горький «На дне»

Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).



Сострадания, милосердия

В. Тендряков «Хлеб для собаки»

Володя Тенков в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отда­вая ей хлеб, подкармливает раску­лаченных, что умирают на станции.

А. Пристав- кин «Золотая рыбка»

Герой рассказывает о сестре Лю­сеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девоч­ки, которые жили с ней в одной комнате.

В. Гюго «От­верженные»

Жан Вальжан живет не для себя, а для других людей. Он помогает всем героям «Отверженных»: Фан- тине, Козетге, Мариусу, Анжольрасу, спасает приговоренного к расстрелу шпиона Жавера.

К. Воробьев «Сказание о моем ровес­нике»

Дед Матвей во время граждан­ской войны спас ребенка, Алёш­ку, согрел его сиротское детство, принял, катодного внука.



Добра (любви) как воскрешающей силы

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"— он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.

Л. Улицкая «Бедные род­ственники»

Ася, бедная и слабоумная жен­щина, деньги и вещи, получен­ные ею от Анны Марковны, родственницы, регулярно отдаёт полупарализованной старухе. Ася относила деньги больной старухе только ради одного «спасибо»; она делала это тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.

Л. Улицкая «Перловый суп»

Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кор­мила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несча­стных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о беско­рыстной сердечной теплоте са­мой Мариночки.

Б. Екимов «Говори, ма­ма, говори...»

У старушки Катерины дочь живет в городе. Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя день­ги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, само­го близкого человека, тоже важ­ны. К счастью, дочь это вовремя поняла, и Катерина сразу почув­ствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней.

Б. Екимов «Тары да ба­ры»

Мелкие обиды разрушили отноше­ния в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней, вечерние задушевные разговоры, которыми жила старушка, пре­кратились. Однако наступил мо­мент, когда родные вдруг остро ощутили, что бабушка Люба не­долговечна, смиренна: она ни ра­зу не упрекнула их в бессердечии. Родные поняли, что нужно дарить ей свое тепло, любовь, пока это возможно, пока она жива.

В. Гюго «От­верженные»

Ожесточенный жизнью каторж­ника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа" Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке.



Соотношения внутренней и внешней красоты

Ю. Яковлев «Черника»

Коля Луковкин заболел в пио­нерском лагере и был помещён в изолятор. Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некра­сивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он уви­дел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоро­вел, а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.

В. Тендряков «Находка»

Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного, новорож­денного ребенка в глухой лес­ной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие со­бытия заставили его пересмот­реть свое отношение к людям, сочувствовать им.



Возвышающей силы любви

А. Куприн «Суламифь»

Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую девушку из виноград­ника, в царицу.

А. Куприн «Гранатовый браслет»

Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.



Талантливости, природной одаренности

Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)»

Косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Леонардо да Винчи был не толь­ко печальным художником, но и математиком, астрономом, био­логом, ботаником, анатомом, фи­зиологом, военным инженером, певцом, поэтом, музыкантом.



Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)

И. Бабель «Конармия»

Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Рево­люция — это хорошее дело хо­роших людей. Но хорошие лю­ди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».

А. де Сент- Экзюпери «Планета лю­дей»

Писатель рассказывает об ава­рии, которая произошла с летчи­ком в Андах, о том, как он, зате­рянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, забывая о боли. Его спасло чувство ответствен­ности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, ко­торые ждут его возвращения.



Нравственного выбора

В. Кондрать­ев «Сашка»

Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.

В. Распутин «Деньги для Марии»

Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, до­пустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют прове­рить каждого из сельчан на нравственную прочность.

Ю. Левитанский

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку —каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя.

В. Гюго «От­верженные»

Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив люби­мую Козетту Мариусу и добро­вольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью.

В. Быков «Обелиск»

Учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.

В. Быков «Волчья стая»

В неравной схватке с карателями погибает радистка Клава, и ра­ненный Левчук, спасает её ново­рожденного сына, пробираясь сквозь леса и болота, пройдя сквозь нечеловеческие муки.

В. Быков «Сотников»

Во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.



Смысла жизни

Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»

Один из героев рассказа, раз­мышляя о смысле жизни, прихо­дит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лиш­нее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».



Поиска счастья в жизни

Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»

Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире ма­териальных интересов, а в самой жизни на родной зем­ле:

«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и си­деть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Ра­ботать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»



Человеческих возможностей

Р. Бах «Чайка по имени Джо­натан Ливингстон»

Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом бес­предельных возможностей то­го, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.



Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности



Бессердечия, душевной черствости

А. Алексин «Раздел иму­щества»

Мать героини Верочки на­столько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.

Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»

Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похо­ронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похоро­ны — страшное свидетельство то­го, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

К.Г. Паустов­ский «Теле­грамма»

Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

Л. Разумов­ская «Дорогая Елена Серге­евна»

Бессердечные, циничные учени­ки стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, че­стное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, без­душие стали причиной смерти Елены Сергеевны.

В. Тендряков «Ночь после выпуска»

В ночь после выпуска одно­классники впервые в жизни ре­шили откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них — бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и достоинство другого.



Испытания совестью

В. Тендряков «Ухабы»

Попав в автомобильную ава­рию. гибнет юноша, и виновни­ком его смерти становится ди­ректор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить по­страдавшего в больницу.



Утраты духовных ценностей

Б. Васильев «Глухомань»

События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно­сти утрачены, потому что куль­тура ушла из нашей жизни. Об­щество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

Э. Хемингуэй «Там, где чисто, свет­ло»

Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, оди­ноки и опустошены. Они пре­вратились в живых мертвецов.

В. Астафьев «Людочка»

Выросшая в деревне среди ни­щеты и пьянства, жестокости и безнравственности ,героиня рас­сказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безраз­личия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В. Астафьев «Постскрип­тум»

Автор со стыдом и возмущени­ем описывает поведение слуша­телей на концерте симфониче­ского оркестра, которые, несмотря на прекрасное испол­нение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с воз­мущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».



Утраты связи с отчим домом

Ю. Казаков «Запах хлеба»

Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с род­ным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вы­зывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на роди­не... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою поте­рянность, горько плачет на мо­гиле матери, однако исправить ничего не возможно.



Утраты связи поколений

В. Астафьев «Изба»

В сибирские леспромхозы приез­жает молодежь за большими день­гами. Лес, земля, когда-то обере­гаемая старшим поколением, превращаются после работы лесо­рубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.

Ф. Абрамов «Алька»

Героиня повести в поисках луч­шей жизни уехала в город, оста­вив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро прохо­дит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.



Бесчеловечности, жестокости

Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда»

Катерина Измайлова, жена бо­гатого купца, полюбила работ­ника Сергея и ждала от него ре­бенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убива­ет с его помощью свекра и му­жа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.

Р. Брэдбери «Карлик»

Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяи­ном аттракциона, подменил зер­кало, в которое приходил смотреться карлик, утешавший­ся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, строй­ным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»

Герой рассказа подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.



Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих

В. Распутин «Живи и помни»

Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны.

Л. Андреев «Иуда Иска­риот»

Иуда Искариот, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда»

Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Из­майловой, совершил вместе с ней убийства её родственни­ков, желая стать единственным наследником богатого состоя­ния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступле­ний. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

С. Львов «Друг моего детства»

Аркадий Басов, которого рас­сказчик Юрий считал своим на­стоящим другом и которому до­верил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Ба­сов, впоследствии став писате­лем, так и остался подлым и бесчестным человеком.



Подлости, бесчестия

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.



Вседозволенности

Ф.М. Досто­евский «Бе­сы»

У Верховенского Петра Степа­новича. одного из главных геро­ев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем.

А.С. Пушкин «Сказка о ры­баке и рыбке»

Как только жадная Старуха до­билась от рыбки власти столбо­вой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.



Тупости и агрессивности

А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»

Унтер-офицер Пришибеев в те­чение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физиче­ской силой. Даже просидев ме­сяц под стражей за свои проти­воправные действия, он так и не смог избавиться от желания ко­мандовать.

М.Е. Салты­ков-Щедрин «История од­ного города»

Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают чи­тателя нелепостью, гротескно­стью своих приказаний и реше­ний.



Бюрократизма

А. Платонов «Усомнив­шийся Ма­кар»

Макар Ганнушкин, герой рас­сказа, отправился в Москву ис­кать истину и душу. Но бюро­краты Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед ка­зенной бумагой. Бюрокра­тизм — основной тормоз всех живых новаторских идей.



Чинопочитания (человеческого ничтожества)

А.П. Чехов «Смерть чи­новника»

Чиновник Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испу­гался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни­колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

А.С. Грибое­дов «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии, уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото­рый Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.



Взяточничества, казнокрадства

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Городничий, Сквозник- Дмухановский, взяточник и казнокрад , обманувший на сво­ем веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.



Духовной убогости (ложного понимания счастья)

А.П. Чехов «Крыжовник»

Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, не­доедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил. Как жалок он, когда со сча­стливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!



Хамства

М. Зощенко «История бо­лезни»

Сатирический рассказ, повест­вующий об отношении меди­цинского персонала к несчаст­ному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в лю­дях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдель­ную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила мед­сестра в ответ на просьбу на­вести порядок в отделении.

А.Н. Остров­ский «Гроза»

Персонаж драмы Дикой — ти­пичный хам, который оскорбля­ет и племянника Бориса, назы­вая его «дармоедом», «проклятым», и многих обита­телей города Калинова. Безна­казанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

Д. Фонвизин «Недоросль»

Госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».

С. Довлатов «Это непере­водимое сло­во «хамство»

Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умножен­ные на безнаказанность». Чело­веку нечего противопоставить этому явлению, кроме собст­венного унижения. Безнаказан­ностью своей хамство и убивает вас наповал.

А.П. Чехов «Хамелеон»

Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето.



Нравственного падения

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравст­венного падения.



Разрушающего влияния денег

А.П. Чехов «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги.

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.

А.С. Пушкин «Пиковая да­ма»

Германн, центральный персо­наж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной стра­даний Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза по­ставил Пиковую Даму.
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации