Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 4-5 лет - файл

приобрести
скачать (54.3 kb.)


О.А. Захарова

психолого-педагогический факультет, 5 курс

ola-novikova2011@yandex.ru; +7 906 669 32 79
Научный руководитель:

Л.М. Гримовская,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики



Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 4-5 лет

Актуальность темы определяется тем, что сегодня сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных стратегических задач развития страны. Именно в дошкольном возрасте, когда активно формируется личность, закладываются основы отношения детей к здоровью, представления о здоровом образе жизни.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшения здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья дошкольников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Если говорить о направлениях работы в ДОУ со средней возрастной группой дошкольников по развитию у них представлений о здоровом образе жизни, основными ее направлениями являются:



В проведении исследования применялись методики, разработанные А.М. Деркунской для диагностики культуры здоровья детей дошкольного возраста.
В проведении диагностики в средней группе дошкольников нами были применены следующие методики:

1. Методика «Незаконченные предложения» (см. Приложение 1). Данный тест дает возможность определить состояние представлений и ценностного отношения детей среднего дошкольного возраста к собственному здоровью, здоровью человека вообще, а также здоровому образу жизни. В ходе проведения тестирования детям предлагается начало предложения на обозначенную выше тематику, которое тот должен закончить первой пришедшей в голову мыслью, в свободной форме.

2. Диагностика в форме индивидуальной беседы-опроса с ребенком по сказке К.И. Чуковского «Айболит». Цель – выявление элементарных представлений воспитанников средней группы о здоровье (Приложение 2).

3. Опрос «Представления о теле человека и правилах гигиены». Цель: изучить особенности знаний детей среднего дошкольного возраста о правилах здоровья, навыках и умениях соблюдения личной гигиены (Приложение 2).

4. Методика наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении. Цель данной методики: изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включая наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

5. Опрос воспитателей ДОУ с целью выявления их информированности по вопросам воспитания у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

Заключительной частью диагностики дошкольников 4-5 лет стала оценка по опроснику В.А.Деркунской представлений детей о здоровье, а также их гигиенических умений и навыков.

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и результатов диагностики нами была разработана технология формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников средней группы «Я здоровье берегу».

Цель: формирование у дошкольников представлений об основах здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Также в рамках практического этапа была проведена следующая ежедневная работа с детьми - профилактическая и прививающая интерес к физкультуре и сохранению собственного здоровья.

В рамках взаимодействия с семьей были разработаны и проведены консультации и родительские собрания с привлечением инструктора по физической культуре, логопеда. Взаимодействуя с педагогами, были подобраны актуальные темы по формированию основ здорового образа жизни и вынесены на обсуждение за круглым столом и на семинарах.

Основные направления сотрудничества с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни следующие: «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний», «Питание и здоровье», «Основы личной безопасности и профилактики травматизма», «Формирование физкультурно-оздоровительного климата в семье».

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста происходит в результате целенаправленного взаимодействия со взрослыми, в частности, с педагогами ДОУ.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации