Шпоры по правовой информатике - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по правовой информатике
скачать (306.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc307kb.30.05.2012 11:24скачать

n1.doc

  1   2   3
1) Информационное общество. Хартия глобального информационного общества Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным. Основные особенности и характеристики информационного общества:•решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, т.е. разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»; • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; • главной формой развития является информационная экономика; • в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; • информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека; • обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации. иОпасные тенденции информатизации: • возрастающее влияние на общество средств массовой информации; • возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий; • усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации; • увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины; • усиление проблемы адаптации части людей к среде ин-формационного общества. 22 июля 2000 г. на о. Окинава Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция приняли Хартию Глобального Информационного Общества. В этой Хартии устанавли-ваются основные принципы вхождения государств в такое общество и провозглашаются основные положения, которые страны «восьмерки» будут согласованно применять, а также могут при-менять все остальные страны мира. Хартия является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества.

2) Правовая информатика. Предмет и методы правовой информатики.Термин «информатика» возник в 60-х гг. прошлого века во Франции для названия области автоматизированной обработки информации с помощью электронных вычислительных машин. Информатика наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы во всех областях человеческой деятельности. Правовая информатика, во-первых — одно из направлений информатики, а во-вторых — наука, исследующая право и правовую систему общества с информационных позиций. Правовая информатика-это прикладная наука, изучающая проблемы сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки и использования социально-правовой информации в правовой системе общества и ее подсистемах как специфических.А.Б. Венгеров связывает предмет правовой информатики с «информационной концепцией права, т.е. учением об информационной природе права», а информационно-правовую деятельность рассматривает как новое направление в юридической работе.Информатика использует методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации. Можно утверждать, что математика создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики.

3) Правовая кибернетика. Связь правовой кибернетики с правовой информатикойНаиболее тесно информатика связана с кибернетикой-наукой о закономерностях управления сложными динамическими системами. В качестве таких сложных динамических систем рассматриваются и живые организмы, и социальные сообщества, и технические системы. Будем определять правовую кибернетику как науку, изучащую особенности процессов управления в правовой сфере. Предметом исследования в кибернетике являются системы управления в виде управляющего и управляемого объекта, прямых связей, по которым поступают команды управления, и обратных связей, по которым движется информация об исполнении команд управления, анализ которой позволяет корректировать команды управления. Сегодня правовая кибернетика активно используется при исследовании эффективности законодательного и иного правового регулирования общественных отношений.

4) Значение правовой информатики для юридической наукиЮристу знание правовой информатики позволяет повысить свой профессиональный уровень. Сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями — справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компь-ютерных сетей и глобальной сети Интернет, и т.п. Правовая информатика для юриста — это источник знаний, необходимых ему для решения профессиональных задач. Информатика дает в руки юристу дополнительные методы исследования. Большинство правовых явлений, по сути, являются информационными системами, т.е. системами, осно-ванными на процессах создания, хранения, распространения и обработки информации. Механизмы правотворчества, правового регулирования, правопорядка, правовой культуры, правового воспитания и др. являются информационными образованиями. Всестороннее изучение таких явлений и процессов невозможно без использования тех методов и средств, которые разработаны в информатике и правовой информатике.

5) Основные подходы к определению понятия «информация»Первоисточником данного термина является латинское слово informatio (изложение, истолкование, разъяснение). На общелексическом, бытовом уровне понятие «информация» чаще всего толкуется как сведения, сообщения, передаваемые от человека человеку и осведомляющие о каких-то явлениях, событиях, процессах и т.д. Однако это не исчерпывает всего содержания понятия «информация».Многие современные представления о содержании понятия «информация» связаны с человеком и его способностью мыслить. Отождествление информации со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, т.е. преобразованы в знания, составляет суть антропоцентрического подхода к определению понятия «информация». Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко и, в частности, в российском законодательстве.

До последнего времени антропоцентрический подход удовлетворительно работал в области правовых и общественных наук. Однако в связи с широким внедрением вычислительной техники его недостатки все чаще дают о себе знать.

Во-первых, подход к информации только как к сведениям не позволяет адекватно интерпретировать информационные процессы в таких объектах, как компьютерные программы, компьютерные сети, системы искусственного интеллекта, системы, ориентирующиеся в состоянии неопределенности. Здесь процессы получения, преобразования, передачи информации могут проходить без этапа осмысления их человеком.

Во-вторых, в рамках антропоцентрического подхода невозможно найти адекватного объяснения генетической информации живой природы.

Наиболее бурное и весьма плодотворное развитие проблема проникновения в сущность понятия «информация» получила в рамках теории информации и кибернетики. В теории Шеннона на первый план выдвигалась идея кода и канала передачи информации, а количество информации, характеризующее данное сообщение, определялось множеством всех возможных сообщений и их вероятностей независимо от их смыслового содержания.

Семантическая теория информации, развитая Ю.А. Шрейдером, которая отличается от теории информации К. Шеннона по своим исходным положениям. В теории Шрейдера акцент делается на свойствах приемника, воспринимающего и накапливающего информацию, и на оценке ее семантического (смыслового) значения, а вопрос о канале передачи информации уходит на второй план.

Информация — это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонима-ния и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения (ЮНЕСКО).

Поэтому достаточно широко встречается также недетерминированный подход к определению понятия информации. Он состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия.

11) Роль СМИ в реализации информационных процессов

Говоря об информационных процессах и различных формах их организации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации. Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные средства массовой информации (компьютерные правовые системы, радио, телевидение).

Безусловно, в последнее время все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации.

Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь это:

возможность компактно хранить большие объемы информации,

возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных,

возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.

6) Основные свойства информации 7)Содержание понятия «качество информации»1. Информация идеальна. «Идеальное — это то, чего в природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике». Пока информация находится в памяти человека, она идеальна. 2. Преемственность информации 3. Неисчерпаемость информации — информация может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной. 4. Говоря о массовости информации, выделяют два аспекта: качественный аспект раскрывает массовость информации как информации общественной, общей для всех; количественный — как информации, распространяемой для широкой сети потребителей, пользователей информации. 5.Трансформируемость информации означает независимость содержания информации от формы фиксации и способа предъявления. 6.Универсальность информации — содержание информации может быть любым и обо всем. 7.Рассеяние информации — искажение, утеря части информации в процессе ее передачи и хранения. 8. Возможность сжатия информации (и синтаксического, и семантического) и транспортировки с очень высокой скоростью. 9. Качество информации рассматривается как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям пользователей. Говоря о качестве информации, можно выделить следующие свойства: • адекватность информации. Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание.

достоверность информации. Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира. • полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения.• избыточность информации.• объективность и субъективность информации. • доступность информации — это мера возможности получить ту или иную информацию; • актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени.


8) Классификация информации в правовой сфере 9) Нормативная правовая информация и ее классификация

Всю информацию, циркулирующую в правовой системе, можно условно разделить на два больших класса.

Первый класс — это собственно правовая информация. К правовой информации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права. Второй класс — это разнообразная информация, которая является объектом правоотношений. К ней можно отнести, например, информацию, составляющую профессиональную, коммерческую, государственную и другие виды тайн, информацию, распространяемую средствами массовой информации, информацию, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т.д.

Исходя из сказанного выше, правовую информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Кроме того, правовую информацию в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме право-творческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. К иной ненормативной официальной правовой информации можно отнести: акты общего характера; акты официального разъяснения; правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Правоприменительные акты — это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, го-сударственными инспекциями и т.д. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечи-вающие эффективную реализацию правовых норм.

10) Информационные процессы. Процесс правового воздействия как совокупность информационных процессов.Информационные процессы в правовой системе — это процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации. Изучение информационных процессов важно как самостоятельное исследование и с целью определения тех информационных правоотношений, которые на основе этих процессов форми-руются. Сегодня в законодательстве можно найти следующие виды информационных процессов.

Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В Законе об информации определены информационные процессы предоставления и распространения информации.

Предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Процесс правового воздействия на общественные отношения представляется возможным рассматривать как реализацию совокупности информационно-значимых функций: • постановки целей регулирования в области права (естественно, происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта управления — общественных отношений);

• получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки (в соответствии с поставленными целями собирается, система-тизируется, анализируется информация о состоянии общественных отношений в наиболее полном виде);

• принятия определенного юридического решения (создание новой правовой информации); • передачи и использования социально-правовой информации.

12) Понятие информационной системы. Автоматизированные инф-е сис-мы и их классификация

Информатика, анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части: информация, информационные технологии, реализующие информационные процессы, и субъекты информационных процессов. Основное назначение информационной системы — реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует. В ст. 2 Закона об информации информационная система определяется как «совокупность содержащейся в базе данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Автоматизированная информационная система (АИС) — система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерную информационную технологию.

В основе современных автоматизированных информационных систем лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы. Базой данных в строгом смысле слова называют совокупность взаимосвязанных структурированных данных.

В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

По территориальному признаку АИС классифицируются на геоинформационные, международные, общегосударственные, областные, республиканские, окружные, городские, районные и т.д.

По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании.

Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, — автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.

Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

Автоматизированные информационные системы принято также подразделять на полнотекстовые и фактографические.

В полнотекстовых АИС собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание.

Фактографическая информация — это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информаци-онной системе.

Существуют классификации АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации.

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычис-лительной, аналитической и логической обработки используемой информации.
14) Экспертные системы: основные направления их использования в юридической деятельности.

  1. Сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий являются экспертные системы (ЭС), относящиеся к системам искусственного интел-лекта.

Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объ-ясняя ход решения. С помощью экспертных систем решаются задачи неформализованные, слабо структурируемые, алгоритмы решения которых не существуют в силу неполноты, неопреде-ленности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них.

С точки зрения систематизации законодательства в экспертных системах должна быть реализована система сведений и данных, содержащихся в нормах права, в отличие от систематизации нормативных правовых актов в информационно-поисковых системах.

Вопрос о возможности применения экспертных систем в правотворческой и правоприменительной деятельности неоднозначно решается разными авторами. Начиная с 60-х гг. XX в. в юридической научной литературе ведется широкая дискуссия на эту тему. Одни авторы сначала ограничили роль автоматизированных систем правовой информации только задачами сбора, хранения и поиска нужной правовой информации, другие пытались доказать возможность моделирования с помощью ЭВМ процесса принятия волевого решения. С тех пор дискуссия продолжает развиваться. И хотя в настоящее время трудно не согласиться с утверждением противников искусственного интеллекта о невозможности полностью формализовать мыслительные процессы, нельзя согласиться и с определением роли информационных систем правовой информации только как удобного хранилища огромного информационного правового массива.

Таким образом, экспертные системы в области права — это автоматизированные информационные системы, в которых на основе специально систематизированной правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики. Данные системы при решении определенного класса задач могут заменить собой эксперта-юриста.

В перспективе экспертные системы могут эффективно использоваться и в практике систематизации законодательства для решения следующих проблем:

выявления и устранения путем экспертного толкования противоречивых правовых предписаний в актах различной юридической силы;

выявления и восполнения правовых пробелов с помощью аналогии права, аналогии закона;

доктринального (неофициального) толкования нечетко сформулированных в правовых актах правил, понятий, принципов.

15) Ситуационные центры: их роль в организации процесса управления

Ситуационные центры в последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Обычно российскими разработчиками ситуационная комната рассматривается как интеллектуальная вершина, в которую поступает множество сообщений по каналам связи, а группа людей, сидящая в комнате, — как некий супермозг, который всю эту информацию впитывает и перерабатывает.

Чтобы справиться с задачей, участникам совещаний необходимо не столько впитывать в себя новую внешнюю информацию, сколько с помощью коллег извлекать из собственного неосознанного запаса новые знания, рефлектировать ситуацию. Это требует от разработчиков ситуационных комнат акцентирования внимания не столько на технических компонентах ситуационных комнат (компьютеры, экраны), сколько на методологических.

Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитыва-ется несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании.

В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются на месте событий, в кон-кретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле- и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центра-ми и местными региональными структурами.

Режимов работы ситуационного центра три. Первый — режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй — плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с «подтягиванием» информации, с разработкой системы моделирования. Третий — режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.
16)Социально-правовое моделирование: его роль в юридич-их научных исследов-ях

Для изучения разнообразных социально-правовых явлений и процессов давно и успешно используется метод социально-правового моделирования.

Метод моделирования социально-правовых процессов — это метод познания, в процессе которого используется вспомогательный объект — модель.

Модель — искусственно созданный объект в виде схем, чертежей, логико-математических формул, физических конструкций и т.п., который, будучи аналогичным исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта.

Наиболее распространенные виды моделей:

графическая модель — способ представления объекта в наглядной форме в виде рисунка, чертежа, графика или схемы;

словесная модель — представляет словесное описание объекта, процесса или явления, выраженное средствами того или иного языка;

математическая модель — математическое описание физического объекта, явления или процесса, выражающее их внутренние законы динамики, взаимодействия и свойства.

Процесс моделирования можно разделить на четыре этапа.

Первый этап — определение класса изучаемых объектов и законов, связывающих рассматриваемые объекты.

Второй этап — это получение результатов с помощью модели для дальнейшего их сопоставления с результатами наблюдений изучаемых явлений.

Третий этап — это выяснение того, удовлетворяет ли принятая гипотетическая модель критерию практики, т.е. согласуются ли результаты наблюдений с теоретическими следствиями модели и с какой точностью.

Четвертый этап заключается в последующем анализе модели в связи с накопленными данными об изучаемых явлениях и процессах и в усовершенствовании модели.

При использовании метода социально-правового моделирования в правовой информатике моделируются с информационных позиций правовая система общества в целом, механизмы право-вого регулирования, правотворчества, правопорядка и др.; моделируются протекающие в указанных системах, механизмах процессы сбора, обработки и использования правовой и иной информации.
23) Современные информационные технологии в правотворческой деятельности. Информационные системы в правотворческой деятельности.

Правотворчество — это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых и справочных правовых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации.

Автоматизированные системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам.

17) Применение математических методов при изучении информационных процессов и систем в правовой сфере.

Формализация и моделирование процессов сбора, движения и преобразования информации связаны с использованием математических методов, реализующих необходимые вычислительные и логические операции, в том числе и в автоматизированных информационных системах. Поэтому правовая информатика тесно связана с математикой и использует методы различных математических наук.

В последнее время при изучении информационных процессов в области права используется теория вероятностей, математическая статистика, математическая логика, исследование операций и многие другие математические науки и дисциплины.

Сегодня можно говорить, что усилия специалистов, применяющих точные методы математики в правовой области, сосредоточены в двух направлениях: первое — это математическая обработка результатов правовых исследований; второе — исследование структуры права математическими методами.

Первое направление разрабатывалось еще в 1775 г. Пьером Симоном Лапласом, предложившим использовать методы теории вероятностей для оценки свидетельских показаний, для анализа выборов и решений собраний и для определения вероятностей ошибок в судебных приговорах.

Второе направление основано на идее сведения рассуждений к вычислениям и имеет глубокие исторические корни, восходящие к Р. Декарту. Он подразумевал возможность создания искус-ственного языка науки, дал его развернутую характеристику и тех громадных выгод, которые связаны с применением последнего.

Таким образом, основным препятствием на пути математического описания правовых норм является неоднозначность понятийного аппарата юридической науки, которая многократно воз-растает при некритичном использовании математических средств для его анализа. Противоречие состоит в том, что без применения математического аппарата невозможно обеспечить полноту и точность правовых исследований, а применение математического аппарата невозможно в условиях существующей неоднозначности понятийного аппарата права.


18) Осн-ые направл-я гос-й политики в информационной сфере. Осн-е полож-я Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010)Формирование четкой сбалансированной информационной государственной политики в данной области имеет своей целью формирование российского информационного пространства, развитие системы массовой информации, организацию международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство. При этом настоятельно требуют своего решения проблемы предотвращения вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена, обеспечения необходимой государственной поддержки деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации с учетом сложившегося положения дел определяет как безотлагательные для решения следующие задачи:

разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;

разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам;

разработка, принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, обеспечение информационной безопасности Российской Федерации;

гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения;

разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств;

совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;

установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;

координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»; обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи.

разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего, используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;

создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;

развитие инфраструктуры единого информационного пространства России; обеспечение условий для активного участия России в процессах создания и использования глобальных ин-формационных сетей и систем;

комплексное противодействие угрозам информационной войны, пресечение компьютерной преступности;

повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан;

создание единой системы подготовки кадров в области ин-формационной безопасности и информационных технологий. Программа «Электронная Россия» рассчитана на 9 лет, в течение которых предстоит предпринять меры, направленные на информатизацию России. Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д. Рассмотрим основные цели программы. К экономическим целям можно отнести построение экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг.

Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Идея такова: в стране с высокой степенью информационной открытости гораздо меньше возможностей для злоупотреблений по отношению к гражданам со стороны представителей власти. Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Выполнение заложенных в программе мер позволит не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособ-ность экономики и степень развития общества, но также поможет сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира.Электронное государство. В рамках «Электронной России» будет проведена полная ревизия, а затем — изменение нормативно-правовой базы, регулирующей сферу информационных техно-логий. Приоритеты: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Концепция «электронного правительства» предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом.Электронная экономика. Преимущества, которые «Электронная Россия» предоставляет частным компаниям, не ограничиваются совершенствованием нормативной базы в сфере ИТ. Про-грамма предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. Электронное общество. Рядовые граждане также не обойдены вниманием «Эл. России». В рамках программы для них предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться.
  1   2   3


1) Информационное общество. Хартия глобального информационного общества
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации