Информационные системы и их разновидности, используемые в процессе управления социальной работой - файл

приобрести
скачать (85.7 kb.)


Выполнила: студентка 3 курса

Маирова Милана

Доклад на тему: Информационные системы и их разновидности, используемые в процессе управления социальной работой.
Функционирование и развитие социальной сферы как самоорганизующейся системы, управление ею невозможно без прямой и обратной связи, без обмена информацией. Управленческий цикл начинается и заканчивается анализом информации. Поиск информации предшествует разработке альтернативных вариантов управленческого решения. Принятие решения субъектом управления осуществляется на основе соответствующей информации о состоянии объекта, среды и управляющей подсистемы. Информация и коммуникации представляют собой ключевые моменты процесса управления социальной сферой, реализуемого по схеме, предусматривающей сбор, переработку и передачу информации.

Под информацией понимаются новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления. Полагается, что информация, используемая в социальном управлении, является особым видом общественной информации - социальной информацией, которая представляет собой только "совокупность экономической, политической и иных видов общественной информации, подобно тому как социальный организм не есть механическая сумма составляющих его элементов", а имеет "свои особенности, поскольку специфичен отражаемый в ней объект управления. Своеобразие социальной информации состоит в том, что в ней отражается взаимосвязь между различными явлениями, их место и функции в социальном организме". Базу социальной информации составляют информационные ресурсы, к которым относят отдельные документы и массивы документов, хранящиеся в информационных системах.

Практика управления социальной сферой общества свидетельствует, что неверные представления об информации ведут к получению сведений, данных, на самом деле оказывающихся бесполезными, или, наоборот -к потере ценной информации. Существует также опасность потери важных и нужных сведений в избыточной информации.
Социальная информация может классифицироваться:

• по масштабу отражаемого объекта федеральная, региональная, муниципальная, местная;

• по отраслям социальной сферы - образование, медицина, жилье и т.п.;

• по структурированности - систематизированная (по составу показателей, адресности, периодичности, срокам передачи, форме представления) и несистематизированная;

• по отношению к конкретному социальному министерству и органу управления - внешняя, внутренняя, организационно-распорядительная, информация состояния, информация согласования, отчетная;

• по характеру носителя информации - документированная для средств связи, компьютерная, вербальная;

• по характеру хранения - фиксированная, допускающая многократное использование и нефиксированная;

• по характеру использования - универсальная или функциональная. Возможны и другие основания классификации информации. Процесс пользования информацией цикличен, то есть представляет собой ряд этапов. Информация, собранная вначале в виде набора фактов и цифр (сведений, данных), хранится, обрабатывается и преобразуется в сообщения, имеющие смысл для исследователя, аналитика, а затем в аналитические документы, удовлетворяющие информационные потребности органов управления социальной сферой на различных уровнях.

Использование информации в управлении социальной сферой в целом основано на социальном опыте людей, т.е. ранее накопленных сведениях в виде научных знаний, статистических и справочных данных, а также в виде практических навыков. Информация обновляется, обогащается, конкретизируется по мере поступления новых данных о реальной действительности, полученных в результате исследований, экспериментов и наблюдений. Особо ценной считают ту информацию, которая является опережающей, содержит в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии социального развития общества, региона, действий в будущем.

Усложнение задач управления социальной сферой общества, связанное с отчуждением рынка от целей социальной политики, спонтанностью потребительского поведения субъектов, сопровождается необходимостью постоянного наращивания объемов информации. В этой связи, несмотря на успехи информатики и компьютерной техники, возникают серьезные проблемы информационной перегрузки руководителей, селекции и перераспределения потоков информации между различными уровнями иерархии в системах управления. Остро стоит вопрос о содержании и объеме управленческой и специальной осведомленности и подготовке руководителя, об оптимальном соотношении его функциональных обязанностей. Руководитель не может все знать в одинаковой мере и заниматься всеми вопросами и, следовательно, должен быть освобожден от ряда потоков информации и избыточных коммуникаций.


Принципиальная возможность решения этих проблем связана с совершенствованием научно-информационного обеспечения процесса управления социальной сферой. Возникает настоятельная необходимость обновления концепций и инструментально-методического оснащения социальных министерств, департаментов и других органов управления.

В самом общем виде, любая информационная система, составляющая ядро такого информационного обеспечения процесса социального управления, представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Представляется, что она с необходимостью должна учесть особенности объекта управления, а также обеспечить выполнение всех общепринятых требований, предъявляемых к информации в управлении: современность, оперативность, надежность (достоверность, объективность, полнота), доступность и легкость восприятия (краткость, выразительность, наглядность), оптимальность (характеристика меры в соотношении необходимой и достаточной информации), логичность и лаконичность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения), комплексность, системность, соответствие информации полномочиям и компетенции субъекта управления.

Информационная система призвана также давать содержательный анализ процессов управления, предполагающий сравнение нормативных критериев и фактических показателей функционирования и развития систем, анализ возникающих при этом противоречий и дисфункций, выработку предложений по изменению социальной политики, совершенствованию механизмов проработки и принятия решений, контроля их эффективности. Важным представляется также технологический анализ процессов управления, связанный с изучением подготовки и эффективности принятия решений.

Исходя из выработанных нами требований, представим информационную систему поддержки управления социальной сферой, частично апробированную нами в ходе реализации научных проектов.

Такая информационная система управления социальной сферой, представлена совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих:

- эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей;

- сущностные стороны наиболее острых, нерешенных социальных проблем;

- перспективное развитие социальной сферы.

Первую и вторую группы показателей мы получаем путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей и экспертов, третью - в ходе экспертных опросов.

Получаемая информация обеспечивает возможность взаимоувязки,; идентификации, интеграции различной по характеру, источникам и методам анализа информации, добываемой по различным каналам и программам. Это достигается с помощью формирования особого, характерного для данной области управления, банка данных социальной информации и сопрягаемой с ним информации, поступающей из органов статистики, материалов оперативных социологических опросов и других источников. Здесь реализована идея научно обоснованной разработки систем показателей, охватывающих все грани анализа социальной сферы как целостной системы. Высокий уровень требований к собранной статистической и социологической информации обеспечен через удовлетворение жестких требований к формированию теоретической и эмпирической моделей социальной сферы, объемам выборки, процедурам сбора и обработки информации.

Указанные выше группы показателей формируют четыре информационные подсистемы, необходимые для принятия решения о функционировании и развитии социальной сферы: об эффективности социального воспроизводства населения; о потенциале социальной сферы; о социально-защитной деятельности органов федерального и регионального управления; о конкретных социальных проблемах, требующих безотлагательного решения.

В основе оптимизации информационного процесса в социальной сфере в нашем случае лежит информационная технология (СИТ) - автоматизированное рабочее место (АРМ) социолога социальной сферы, разработанного временным научно-исследовательский коллективом социологического факультета МГСУ. Она обеспечивает:

1. Сбор, накопление фактов и статистических данных о социальных. отношениях и процессах, социальной, структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, социальной -структуре, социальном самочувствии, уровне и качестве жизни различных социальный субъектов, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания руководителей региона, безотлагательной помощи и поддержки. Эта информация достаточна для расчета аналитических показателей (коэффициентов, индексов, баллов), характеризующих эффективность социального воспроизводства субъектов социальной сферы.

2. Хранение информации в такой форме, которая позволяла бы. легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости по первому требованию руководителя.

3. Дифференциацию сведений о состоянии социальной сферы с учетом информационных потребностей руководителей на различных уровнях управления.

4. Сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений в масштабе реального времени.

5. Взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы.

6. Оперативное, своевременное и полное представление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.

Следует подчеркнуть, что логические и математические возможности компьютерного анализа и прогнозирования социальных процессов в значительной мере повышают эффективность научно-информационного обеспечения процесса управления социальной сферой, позволяют автоматизировать обработку информации, представлять ее в удобной для субъекта управления наглядной форме.

Информатизация социальной сферы общества, понимаемая нами как обеспечение ее информационных потребностей на основе применения информационных технологий, предполагает наряду с разработкой компьютерных и коммуникационных средств и технологий четкое определение ее субъекта, то есть того государственного органа управления в центре и на местах, который отвечает за этот процесс, координирует и контролирует сбор, накопление, хранение, обработку и предоставление пользователям сведений о состоянии и динамике изменения социального пространства общества или региона. Очевидно, в наших условиях эту функцию может целостно реализовать лишь тот властный орган, в компетенцию которого входит социальное развитие страны, региона.

Результативность информационного обеспечения управления социальной сферой на любом из его уровней определяется такими условиями и факторами, как уровень информационной культуры руководителя, управленческой команды и всего коллектива организации, их поведением и деятельностью в информационном поле и системе коммуникаций, а также потенциалом информационной службы (профессионализм и компетентность, уровень информационной культуры, технико-технологическая вооруженность), свойствами и возможностями физических каналов связи.



Правильная оценка и использование информации в управлении связаны, прежде всего с умением воспринять и правильно понять смысл полученного сообщения. Для этого персонал должен обладать соответствующим запасом знаний, определенным уровнем информационной культуры, суть которой состоит в обладании знаниями в области методов работы с информацией, умениями и навыками в использовании информационных технологий. В современных условиях эти качества являются обязательным элементом квалификации управленческого персонала.
На личностном уровне информационная культура управленца оценивается совокупностью гуманитарных, управленческих и специальных знаний, которыми владеет индивид и которые актуализируются в процессе восприятия и переработки информации. Обладая ими, руководитель может осмыслить механизм самоорганизации социальной сферы и обеспечить управление не как навязывание субъективно обоснованных решений, а как одну из функций единой самоорганизующей системы.

Выполнила: студентка 3 курса
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации