Чернявская А. П - файл

приобрести
скачать (234.5 kb.)


Чернявская А.П.

Гречин Б.С.

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Тема 3


ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).

Функции контроля:

1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);

2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);

3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);

4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).

Требования к контролю:

1) индивидуальный характер;

2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;

3) разнообразие методов и форм проведения;

4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);

5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).

Виды контроля:

1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);

2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);

3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);

4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);

5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).

Данная классификация иногда дополняется еще двумя видами контроля [3]:

6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);

7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).

Формы контроля:

1) индивидуальный;

2) групповой;

3) фронтальный;

4) парный.

Иногда в качестве форм контроля выделяют: зачет, экзамен, собеседование, контрольную работу, общественный смотр знаний (проводится в присутствии не только одного учителя, но и других учителей, родителей) и т. п.

Методы контроля - это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

1. Устный (устный опрос).

2. Письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.).

3. Практический (для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков).

4. Машинный.

5. Самоконтроль.

6. Комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.

Взаимосвязь видов, методов, форм контроля и современных средств оценивания представлена в таблице 2 [3].

Таблица 2

Взаимосвязь видов, методов, форм и средств контроля

контроль


входной

промежуточный

итоговый

остаточные знания

собеседование,

анкетирование,

контрольная работа,

экзамен,


тестирование

(входное НОТ)

собеседование,

анкетирование,

контрольная работа,

опрос,


домашнее задание,

семинарское занятие,

лабораторная работа,

деловая игра,

тестирование

(формирующее, диагностическое КОТ),

портфолио,

рейтинг,


мониторинг

зачет,


экзамен,

тестирование

(тематическое, рубежное, итоговое КОТ),

портфолио,

рейтинг,

мониторинг

тестирование

(итоговое КОТ)

Оценка и ее функции

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо.

Оценка – качественный показатель (например, «Ты - молодец!»).

Отметка – количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты).

Функции оценки:

1) мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность);

2) диагностическая (указывает на причины тех или иных образовательных результатов);

3) воспитательная (формирует самосознание и адекватную самооценку);

4) информационная (свидетельствует о степени успешности ученика).

Этапы развития пятибалльной шкалы оценок:

1) май 1918 года – постановление А.В. Луначарского «Об отмене отметок»;

2) сентябрь 1935 года - введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»;

3) январь 1944 года – возврат к цифровой «пятибалльной» системе оценки успеваемости.

Недостатки традиционного пятибалльного оценивания:

– низкая дифференцирующая способность;

– травмирующий характер для ребёнка;

– малая информативность для родителей учащихся;

– невозможность фиксации уровня личных усилий ученика для достижения результата;

– малая пригодность для оценивания личностных качеств и достижений;

– создание формальной мотивации, отсутствия активной позиции по отношению к обучению и личной заинтересованности в его результатах.

Основные ошибки при выставлении отметки:

1) инерция отметок (выставление их по установившейся традиции, деление на слабых и сильных);

2) искусственный либерализм и жесткий авторитаризм (завышение и занижение отметок);

3) средний балл успеваемости (носит формальный характер);

4) двойка как средство борьбы с недисциплинированностью [4].

Тема 4


СИСТЕМА РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.

Основной принцип рейтинга – ранжирование.

Принципы рейтинговой технологии (по Л.Г. Устиновой)

Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).

Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).

Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).

Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость результатов от личности преподавателя).

Объекты рейтинговой системы контроля:

– совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;

– социальная активность учащегося.

Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.

Задачи рейтинга:

– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;

– повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности

– построение индивидуальных образовательных программ;

– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.

Функции рейтинговой технологии:

- креативная (формирование творческого потенциала учащихся);

- рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);

- стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);

- диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);

- коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся) [3].

Условия организации рейтинговой системы оценивания:

– модульная организация учебного процесса,

– постоянное отслеживание уровня знаний,

– многобалльное оценивание обученности учащихся.

Виды рейтинга

(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):

– академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),

– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),

– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),

– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами) [6].

Преимущества рейтинговой системы оценивания

(по сравнению с традиционной технологией контроля):

– стимулирование систематической самостоятельной работы;

– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;

– повышение роли состязательности в учебе;

– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

– количественная характеристика качества учебной работы;

– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;

– повышение учебной мотивации.

Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:

– в росте социальной активности учащихся;

– в признании равноценности различных образовательных траекторий;

– в ориентации на успех;

– в повышении адекватности самооценки;

– в укреплении командного духа;

– в осознанности жизненного выбора.

Управление качеством подготовки учащихся

с помощью рейтинга

1. Сравнительный анализ рейтинг-листов и эталонной рейтинг-шкалы.

Поиск информации:

– о количестве учащихся, достигших максимального предела эталонной шкалы;

– о количестве учащихся, освоивших 75% содержания образования;

– о количестве учащихся, освоивших менее 50% содержания образования.

2. Сравнение результатов с рейтинг-листами учащихся предыдущих лет обучения.

3. Характеристика (на основе сравнения и анализа):

– уровня обучаемости учащихся;

– уровня образовательной системы в учебном заведении ;

– качества учебного процесса;

– эффективности РСК.

4. Решения коррекции учебного процесса, технологии рейтинга.

Этапы проектирования рейтинговой системы

контроля по дисциплине:

1. Формулировка целей обучения по учебному предмету (внутренних и внешних, диктуемых теми дисциплинами, которые опираются на данную).

2. Отбор и подготовка учебного материала.

3. Определение содержания контроля, то есть выделение основополагающей части учебного материла.

4. Разработка структуры системы контроля.

5. Назначение средств измерения (распределение заданий-измерителей по учебным темам программы курса).

6. Разработка системы оценивания (оценивание каждого задания - измеряется в баллах).

Основные понятия рейтинговой системы оценивания

Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.

Рейтинг-шкала – унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.

Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.

Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.

Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):

1. Степень усваиваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);

2. Дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.

Контрольно-оценочные циклы. Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов.

Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.

Преподаватель для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:

• обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);

• проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;

• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;

• выставляет отметку.

Знание эталона соответствует норме баллов, раннее установленной для «порции» материала. Отметка может соответствовать норме или быть ниже ее. Полученные в результате баллы суммируются в кумулятивный балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого.

В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения.

В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым преподаватель приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале.

В качестве заданий - измерителей обученности могут использоваться тесты, контрольные работы, коллоквиумы и т. п. [3]

Технология рейтинга

(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских)

Ранжирование учащихся происходит на основе кумулятивного балльного показателя по всем видам рейтинга (академический, олимпийский, лидерский, званий и сертификатов).

При формировании рейтинга академических достижений складываются средние баллы учащегося по всем предметам (а также баллы за поведение и прилежание) за определённый период, умноженные на весовой коэффициент дисциплины. Для простоты подсчёта во многих учебных учреждениях профилирующим предметам (в их число входят, например, русский язык, литература, алгебра, английский язык, история) присваивается весовой коэффициент, равный 1,5. Перечень предметов, которым присваивается повышающий коэффициент, должен определяться профилем учебного учреждения.

При формировании олимпийского рейтинга складываются баллы учащегося за участие в конкурсах и соревнованиях, назначаемые из расчёта: 3 место – 1 балл, 2 место – 2 балла, 1 место – 3 балла. Баллы за соревнования различных уровней умножаются на весовые коэффициенты из расчёта: городской уровень – 2, областной уровень – 3, общероссийский уровень - 4.

При формировании лидерского рейтинга складываются баллы, назначаемые классным руководителем или консилиумом педагогов за регулярное, систематическое участие:

– в социальных акциях (сбор вещей для детского дома и др., шефство над младшими школьниками);

– в органах классного и школьного самоуправления (совет класса, совет школы);

– в праздничных школьных спектаклях;

– в воспитательных мероприятиях (КВН, редколлегия стенгазеты и др.).

В зависимости от их уровня, баллы за эти достижения могут умножаться на повышающие коэффициенты, например, достижения общешкольного уровня умножаются на повышающий коэффициент, равный 2.

Олимпийский, лидерский, сертификатов рейтинги являются накопительными, то есть балльные показатели по ним накапливаются в течение последних лет обучения учащегося в школе и переносятся на следующий год.

Балльные показатели по всем видам рейтинга складываются, образуя показатель итогового рейтинга [6].

Приведём таблицу, наглядно представляющую формирование итогового рейтинга (таблица

https://infourok.ru/sovremennie-vidi-i-formi-kontrolya-3957105.html

Контроль и оценка достижений школьников является важной составной частью процесса обучения и воспитания, а также одной из важных задач педагогической деятельности учителя. За время существования обучения, как формы передачи опыта подрастающему поколению, отношение к контролю и оценке менялось. Об уровне подготовки учащихся должен знать не только учитель, но и ученик, и его родители.

Под «контролем» понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности обучающихся.

Контроль ( в отличие от диагностики) констатирует результаты, не объясняя их происхождения.

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Задачи контроля:

определить меру ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Контроль осуществляет следующие функции:

контролирующую и диагностическую

образовательную (обучающую)

стимулирующую (развивающую)

воспитательную

прогностическую.

Существуют разные подходы к классификации видов контроля. В учебной работе применяю такие виды контроля, как по характеру получения информации:

устный,


письменный,

практический;

так и по месту контроля в процессе обучения:

вводный (предварительный),

текущий,

тематический,

итоговый.

Предварительный контроль проводится перед изучением нового курса или нового раздела курса с целью определения знаний учащихся по важнейшего материала предыдущего учебного года, полугодия Предыдущая проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях учеников.

Текущий контроль осуществляется учителями в ходе изучения каждой темы. При этом контролируется усвоение учеником лишь отдельных элементов учебной программы. Основные функции текущей проверки - обучающая, стимулирующая.

Учитывая, что полноценное усвоение знаний и умений нельзя обеспечить в течение одного урока, текущий контроль за учебной деятельностью учащихся на каждом уроке сейчас считается необязательным, хотя может осуществляться по желанию учителя или с учетом особенностей учебного предмет.

Обязательными видами контроля является тематический и итоговый.

Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы. Его целью является контроль качества усвоения учащимися учебного материала по отдельной теме, установления соответствия уровня усвоения программным требованием.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года. Его назначение - контроль интегрированного результата учебной деятельности учащихся в соответствии с поставленными на данном этапе задачами обучения.

Выбор форм контроля знаний, умений, навыков зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности. В зависимости от специфики организации контроля за учебной деятельностью учащихся используются такие формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль, взаимоконтроль

При фронтальной форме организации учитель ставит вопрос ко всему классу с целью привлечения его к обсуждению. Форма позволяет удачно сочетать проверку знаний с повторением и закреплением материала. За сравнительно короткое время учитель проверяет знания у значительной части учащихся класса. Понятно, что на основании коротких ответов учащихся трудно судить о реальном уровне усвоения ими знаний.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда проверяются итоги учебной работы или ход ее выполнения частью, группой учащихся класса, получившая определенную задачу, при этом вопросы ставятся перед группой, в их решении принимают участие ученики, которые работали в составе данной группы, и обязательно привлекаются другие ученики класса.

Индивидуальный контроль применяется для детального ознакомления учителя с уровнем знаний отдельных учащихся. При этом обращается

внимание на осмысленный характер ответа ученика, логичность его суждений, доказательность положений, умение применять усвоенные знания. Этот вид контроля осуществляется на уроке, зависит от времени, которое отводится на контроль, характера и объема изученного материала, уровня подготовки учеников.

Комбинированная форма контроля объединяет индивидуальный контроль с фронтальной и групповым: учитель одновременно вызывает для ответа нескольких учеников, один из них отвечает устно, 1-2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимую работу, а остальные ученики выполняют индивидуальные письменные или практические задачи. Преимуществом комбинированной формы является возможность основательно проверить нескольких ученики при сравнительно небольшом расходе времени. Недостатком является то, что она ограничивает обучающую функцию проверки, потому ученики, которые самостоятельно выполняют задания, не участвуют во фронтальной работе с классом, а результаты их труда проверяются учителем за пределами урока.

Самоконтроль помогает ученику самостоятельно разобраться в том, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценить практическое значение результатов, проведенных исследований, выполненных упражнений, задач и т.п. Сама проверка способствует стимулированию учения, более полному восприятию учебного материала, вызывает потребность в его глубоком осмыслении.

Взаимный включает контроль и оценку со стороны других учеников, оценку самим учеником высказываний и результатов деятельности других учеников, ответственность за оценку работы товарищей.

hello_html_m375eee56.png

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя

В современной дидактике выделяются следующие методы контроля:

ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятиях, позволяет учителю составить представление о том, как ученики воспринимают и осмысливают учебный материал, в какой степени проявляют самостоятельность, сообразительность, творчество и т.

устный опрос (индивидуальный и фронтальный, устные зачеты, экзамены и т.д.) заключается в постановке перед школьниками вопросов по содержанию изученного материала и оценке полноты, логичности и обоснованности и их ответов

письменный контроль знаний и умений осуществляется с помощью письменных работ (диктанты, переводы, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы, рефераты, решения различных задач и упражнений) позволяет выявить умение последовательно излагать материал, выражать свои мысли на письме.

Тестовый контроль осуществляется с помощью набора стандартизированных заданий, которые дают возможность за сравнительно короткое время проверить усвоение учебного материала всеми учащимися.

Принципы организации контроля и диагностики за учебной деятельностью:

1. Объективность, лишена субъективных и ошибочных оценочных суждений и выводов учителя. Объективность обеспечивается научно обоснованным содержанием диагностических тестов (заданий, вопросов), равным, дружеским отношением педагога ко всем ученикам; точным, адекватно установленным критериям оценки знаний, умений. Объективность означает, что выставленные баллы совпадают независимо от методов и средств контроля и педагогов, осуществляющих контроль.

2. Систематичность, регулярность проведения диагностического контроля на всех этапах процесса обучения. При этом комплексно используются различные формы, методы и средства контроля, проверки и оценивания, что исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

3. Гласность, заключающийся в проведении открытых испытаний всех учеников по тому же критерию. Рейтинг каждого школьника, который устанавливается в процессе диагностирования, известный всем, оценки объявляются и мотивируются. Результаты диагностических срезов, их анализ обсуждается соответствующими педагогами (предметными комиссиями). На этой основе составляются перспективные планы совершенствования преподавания предмета.

Соблюдение вышеназванных принципов обеспечит надежность диагностики и контроля и выполнения учащимися своих задач в процессе обучения.

Человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Поэтому, контроль знаний, умений, навыков сопровождаемый справедливой оценкой, совершенно необходим, как необходима вообще проверка исполнения во всяком коллективном общественном деле.

Соблюдение вышеназванных принципов обеспечит надежность диагностики и контроля и выполнения учащимися своих задач в процессе обучения

https://fb.ru/article/367394/pedagogicheskiy-kontrol---eto-vidyi-i-formyi-pedagogicheskogo-kontrolya-v-shkole



Контроль - необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями, педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим, что такое педагогический контроль в школе и как он организуется. Выполняемые функции Педагогический контроль - это деятельность, в процессе которой исследуется состояние учебно-воспитательной работы в учреждении, ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции: Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе. Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки. Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы. Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание. Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ. Требования к контролю Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к организации педагогического контроля: Ориентация на требования утвержденных программ. Объективность контролирующего лица и достоверность результатов. Оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности. Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов. Применение как коллективных, так и индивидуальных форм. Виды педагогического контроля Систематическая проверка результатов обучения включает в себя: Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год. Текущий контроль. Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов. Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы. Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течение четверти или всего учебного года. Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы. Формы контроля над деятельностью педагогов Администрация школы должна получать достоверную и своевременную информацию о том, как обстоят дела в образовательном учреждении. Педагогический контроль - это действенный способ проследить за деятельностью учителей, оценить результативность их воздействия на класс, отдельного школьника или целую параллель. Для этого применяются следующие формы контроля: Персональный. Наблюдение за отдельным учителем или учеником. Классно-обобщающий. Контроль за деятельностью всех педагогов, работающих с конкретным классом. Предметно-обобщающий. Подразумевает изучение результатов работы учителей по выбранной дисциплине. Обзорный. Подробное исследование отдельного вопроса (состояние внутришкольной документации, техническая оснащенность кабинетов и т. п.). Комплексно-обобщающий. Контроль за качеством образования и воспитания в параллели классов. В качестве методов используются наблюдение, подробный разбор занятий, хронометраж, беседы с обменом мнениями, изучение документации, анкетирование, проверка знаний как устная, так и письменная. Формы контроля за усвоением учебного материала детьми Чтобы реализовать на практике задачи, поставленные государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и навыки школьников отслеживаются регулярно. При этом используются следующие формы педагогического контроля: Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всего класса. Групповой. Учитель опрашивает или дает коллективное задание определенной части класса. Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося, часто осуществляется в виде опроса у доски. Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда класс выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки. Параллельно учитель вызывает школьников для устного опроса или решения задачи у доски. Взаимоконтроль. Дети проверяют письменные работы своих одноклассников. Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов. Методы педагогического контроля Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся. Традиционно в школе применяются следующие методы: Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы учителя и их комментирование. Письменная проверка, которая осуществляется в форме контрольных работ, сочинений, рефератов, диктантов, чертежей, письменных зачетов, изложений и т. д. Лабораторный контроль, во время которого дети демонстрируют умение пользоваться измерительными приборами, ставят опыты. Практический контроль. Он предполагает проверку сформированности учебных навыков. Включает в себя исследовательские проекты, составление карт местности, демонстрирование двигательных умений на уроках физической культуры, труда, рисования. Тестирование, когда детям предлагаются короткие стандартизированные задания по изученному материалу. Машинный контроль, предполагающий использование компьютерных программ и обладающий высокой степенью объективности. Контроль и физическое воспитание Целью школы является не только интеллектуальное развитие детей, но и совершенствование их физических качеств, укрепление здоровья. Необходимо, чтобы используемые методы, нагрузка на уроках и соревнованиях соответствовали функциональному состоянию детского организма. С этой целью применяются следующие виды педагогического контроля: Предварительный, в ходе которого делаются выводы о физической подготовленности школьников, состоянии их здоровья. Оперативный, предполагающий отслеживание самочувствия, дыхания, пульса и других показателей на протяжении занятия. Текущий, определяющий реакцию организма на полученную нагрузку после окончания урока. Этапный, замеряющий развитие физических качеств у школьников в течение одной четверти. Оценивается суммарный эффект от тренировок. Итоговый, определяющий выполнение или невыполнение годового плана. Служит основанием для составления программы на следующий учебный год. Из методов широко используются наблюдение за учащимися, опрос о самочувствии, контрольные соревнования и выполнение нормативов, хронометраж занятий с целью чередования нагрузок и отдыха, отслеживание физических показаний (емкость легких, пульс, вес). Контроль за воспитательным процессом Школа, согласно образовательным стандартам, отвечает за всестороннее развитие детей. Педагогический контроль - это возможность отслеживать эффективность не только учебного, но и воспитательного процесса. При этом оцениваются: воспитанность школьников; работа классных руководителей; привлечение родителей к процессу воспитания; качество организации общешкольных праздников, мероприятий; проведение спортивных соревнований и конкурсов; кружковая работа в целях дополнительного образования; профилактическая работа со "сложными", педагогически запущенными учениками. Руководство школы регулярно посещает классные часы, праздничные мероприятия с целью наблюдения за процессом воспитания. Проводятся беседы с учащимися, родителями. На педагогических советах классные руководители представляют отчеты о проделанной работе. Все это позволяет вовремя сменить способы воздействия на школьников, обучить учителей необходимым приемам, методам воспитания, в некоторых случаях - привлечь специалистов со стороны. Контроль за уровнем воспитанности учащихся Основная работа по воспитанию школьников ложится на плечи классного руководителя. Оценить ее эффективность невозможно без получения обратной связи. Педагогический контроль в воспитании подразумевает использование следующих методов: Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности. Беседа, во время которой педагог выявляет степень нравственной информированности воспитанников, их отношение к различным нормам и правилам. Психологическое анкетирование. Анализ работы актива класса и степени участия школьников в общественно полезных мероприятиях. Включение учеников в специально созданные ситуации, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств. Педагогический контроль - это мера, позволяющая оценить ход учебно-воспитательного процесса и его эффективность. Без него невозможно реализовать поставленные государством цели по воспитанию гармоничной личности. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/367394/pedagogicheskiy-kontrol---eto-vidyi-i-formyi-pedagogicheskogo-kontrolya-v-shkole

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации