Лабораторные работы - сравнительная таблица отличий мужчин и женщин (соц.поведение - файл n1.docx

Лабораторные работы - сравнительная таблица отличий мужчин и женщин (соц.поведение
скачать (67.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx68kb.30.05.2012 11:22скачать

n1.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и психологии


ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ИТОГОВЫЕ РАБОТЫ

Выполнила:

Студентка 3 курса

Второе высшее образование

Экстернат

Червова Анна Сергеевна
Проверила:

Федосеева Анна Михайловна
Москва, 2011

Итоговая работа №1.

Задание:

  1. Создайте сравнительную таблицу отличий мужчин и женщин по двум из следующих признаков (на выбор):

А) познавательные способности;

Б) специальные способности;

В) психомоторные способности, психофизиологические характеристики;

Г) эмоциональная сфера;

Д) социально-психологические особенности личности;

Е) индивидные характеристики;

Ж) социальное поведение;

З) гендерные отношения.

В конце таблицы укажите литературу, которая была использована при составлении списка.

  1. Перечислите основные теории и концепции гендерной психологии, объясняющие выделенные в таблице различия.

Сравнительная таблица отличий мужчин и женщин

Признаки

МУЖЧИНЫ

ЖЕНЩИНЫ

Теории и концепции, объясняющие выделенные различия

Социальное поведение

Стиль поведения

(преобладающая точка зрения сейчас:

не является врожденным, а зависит от установок общества)

инструментальный

экспрессивный

Преобладала до 60-х гг. 20 века (Т. Парсонс, Р. Бейлз)

деятельный

коммуникативный

Д. Бакан

стереотипная, сложная задачи – структурирующий.

стереотипная задача – структурирующий; сложная – экспрессивный.

А. Кэнн, Д. Зигфрид

6 стилей поведении лидера (ориентированный на задачу/ деловой; ориентированный на взаимоотношения/ межличностный; авторитарный; демократический; структурирующий/директивный; коллаборативный/ основанный на сотрудничестве с работником)

В целом считают, что мужчине - руководителю присущ структурирующий стиль, а женщине - руководителю - коллаборативный стиль, но эффективное лидерство связывают с андрогинными характеристиками (сочетанием маскулинных и фемининных)

Конкурентность

более выражена

Кооперативность

более выражена

Исследования по «Дилемме Прайсона»

Успешность деятельности

Обучение в детском саду и в школе

Э.Маккоби, К.Жаклин

Позитивно воспринимают учителя

Оценки, дисциплина, отношение к учебе и школе

Обучение в ВУЗе – разницы нет

Решение задач в лабораторных экспериментах

Считают, что в целом женщины работают хуже, а лабораторные эксперименты показывают «эталон»

лучше в одиночку, опережают по креативности, ориентированы на продуктивность в группе

лучше работают в группе, ориентированы на взаимодействие

В. Вуд

Эффективность лидерства




Лучше справляются

-

Г.Пауэлл

Равная эффективность

А.Эскилсон, М. Уилли

-

считают себя лучшими руководителями

Э. Игли, Б.Джонсон

Важно продвижение по службе

Важен психологический успех

Л.Гелиз

По успешности не уступают

Э.Цуй, Б.Гутек; Дж.Адамс и коллеги

Более высокие должности, больший менеджерский опыт, более высокий средний возраст

Быстрое продвижение по службе, более высока оценка их успехов руководителями, более высокая удовлетворенность своими успехами

Стереотипы

В.Шейн, К.Дьюис, Т.Эмсвилер

Объясняют женские успехи простотой задач, а свои усилиями и способностями

-

Различий нет

Т.В. Бендас

Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола




Конкурентное и кооперативное поведение с партнерами разного пола




В однополых парах кооперативность выше, но степень кооперативности обоих полов одинакова

«Дилемма Прайсона»

Продуктивность работы в зависимости от половой структуры группы




Выше, когда за ними наблюдает

-

М.Хорнер

Лидерство в однополых и смешанных группах




В однополых группах ориентируются на инструментальное задание; в смешанных: при преобладании мужчин – женщину игнорируют либо конкурируют в ее присутствии.

Более продуктивны в работе с последователями своего пола

В однополых группах ориентируются на экспрессивность (наименее эффективны), хотя

более продуктивны в работе с последователями своего пола. Если мужчина-последователь оказывал поддержка, женщина работает очень эффективно.

А.Эскилсон, М.Уилли

«традиционная полороевая программа…»

Вербальное и невербальное поведение мужчин на переговорах




Противоположному полу оказывают поддержку, со своим – по принципу «Мы свои»

С противоположным полом ведут себя директивно, со своим – по принципу «Мы свои»

Л.Смит-Ловин, Ч.Броуди;

Д.Холл, Л.Карли


Больше влияния оказывает формальная позиция

К.Джонсон

Доминируют

Больше заботятся о политессе

Статусная теория, теория ранговых ожиданий Дж.Бергер и коллеги;

субкультурный социо-лингвистический подход

Д. Мальтц, Р. Боркер

Гендерные отношения

Гендерная сегрегация в детских группах




От 1 до 2 лет




неважно с кем общаться

Э.Маккоби, Лафреньер, Хаус

предпочтение лиц своего пола

Данн, Кендрик (сиблинги)

От 2 до 6 лет




С возрастом приобретают аффилиативное поведение в отношении лиц своего пола






















Мужчины и женщины в деловом мире













Дружеские и сексуальные гендерные отношения













Супружеские отношения













Взаимоотношения родителей и детей в семье













Девиантные отношения













* Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

При подготовке использована следующая литература:

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб., 2006.


Итоговая работа №2.

Задание: Приготовить материал для выступления на родительском собрании о гендерном воспитании (возраст выбрать по желанию).

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

ТЕМА: «Гендерное воспитание дошкольников».

Цель: повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей.

Задачи:

  1. познакомить родителей с теоретическими основами гендерного воспитания дошкольников;

  2. познакомить родителей с особенностями поведения дошкольников разного пола;

  3. дать рекомендации по формированию гендерной культуры у дошкольников;

  4. дать рекомендации по использованию литературы по гендерной психологии.

Вступление.

Прежде всего, следует сказать, что такое гендерное воспитание… - это формирование социальных ролей для мужчины и женщины, т.е. фактически основа основ – воспитание из мальчика будущего мужчины, а из девочки будущей женщины.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. В играх дети зачастую демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться, распределять роли, распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Очевидно, что пути и средства гендерного воспитания, другими словами, технологии формирования представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины у детей, весьма разнообразны. И начинать уделять внимание этим вопросам следует уже с дошкольного возраста, причем не только в рамках ДОУ. В первую очередь ответственность за воспитание будущего мужчины или будущей женщины лежит на семье.

А какой главный вопрос дошкольника, на который они требуют ответа с 3-4 лет: «Откуда я взялся?», а затем уже следуют уточняющие вопросы о строении половых органов и т.п. И оставлять их без ответа чревато тем, что ребенок будет искать их (ответы) в других местах.

Однако интимность половой сферы и процессов, связанных с ней, определяет особое отношение к ним: из ложного стыда многие родители, как и педагоги, стараются не касаться этой проблемы, пуская тем самым на самотек важные вопросы развития и воспитания детей. Но ведь знание строения и функций половых органов так же необходимо и естественно, как и понимание структуры и свойств других органов.

Для нашего взаимопонимания очень важен диалог, поэтому я предлагаю сегодня работать по следующему плану:

  1. Сначала мы порассуждаем о том, насколько Вы считаете актуальной и значимой проблему гендерного воспитания дошкольников (дискуссия).

  2. Далее я немного расскажу Вам гендерном воспитании, его теоретико-методологических основах, особенностях поведения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, методах и приемах полового воспитания детей (лекция). Раздам памятки, фиксирующие основные принципы гендерного воспитания дошкольников, которые, я надеюсь, будут Вам полезны в дальнейшем.

  3. Затем мы снова обсудим значимые моменты, которые возможно вызовут интерес.

  4. Подведем краткий итог нашего сегодняшнего родительского собрания.

  1. Дискуссия «Есть ли необходимость в гендерном воспитании дошкольников?»

  1. Лекция-обзор + раздача памяток, фиксирующих основные принципы гендерного воспитания дошкольников

Половое воспитание является одной из наиболее деликатных, сложных сторон общего морального воспитания ребенка. Традиционно оно сводится к формированию гигиенических навыков, избегания раздражения эрогенных зон, организация рационального режима дня и питания, деликатности обхождения между взрослыми в присутствии детей.

Однако, понятие «воспитание» не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Это не только управление процессом развития личности, ее «производство», в котором есть осознанные цели, проекты, программы и соответствующие им методики воспитания, а также ответственные исполнители (родителя, воспитатели в детском саду, учителя в школах и другие). Разумеется, это бесконечно важно, но это – не все воспитание. Ребенок ведь входит в жизнь и сам он расширяет свой опыт, воспринимает влияние культуры и господствующих в обществе этических норм, “примеряет” их к себе, испытывает их в отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок узнает о вопросах пола и отношениях полов не только из специальных рассказов воспитателей, специальных книг, но и из собственных наблюдений, из разговоров со сверстниками, из не предназначенной для детских глаз и ушей информации. Дети получают знания о мире и жизни: просвещение может быть частью и воспитания, и социализации.

Семья не только поддерживает и направляет психосексуальное развитие ребенка, но и ограждает его от плохого влияния “тайных воспитателей”. Разумеется, немало зависит от того, что именно и как происходит в семье, какое значение придается тем или иным реальным фактам.

Половое воспитание в семье – процесс противоречивый и сложный. С одной стороны, это желание блага и счастья для детей, как будущих женщин и мужчин, супругов, родителей. С другой, множество помех и барьеров, порождаемых то условиями жизни, то собственным отношением взрослых к проблемам пола и сексуальности, то неизбежными ограничениями в отношениях родителей и детей.

Нужно ли половое воспитание? Этот вопрос продиктован в основном тремя причинами.

Во-первых, требуется психолого-физиологическое обоснование необходимости полового воспитания в общей системе семейной педагогики, так как не все родители придерживаются той точки зрения, что оно действительно необходимо, Многие из них глубоко убеждены в том, что специальное выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излишне привлекает внимание детей к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие. По мнению таких родителей, пол и обязательные с ним вопросы, являются той сферой, где все с течением времени, с возрастом познается и осознается само собой.

Во-вторых, надо дать обоснование более ранних сроков начала полового воспитания. Традиционное мнение о том, что начинать следует с подросткового возраста, базируется на одностороннем подходе к половому воспитанию, на отожествлении его с просвещением по вопросам пола. Сторонники такого подхода не учитывают особенности полового развития детей более ранних возрастов и тем самым упускают время и возможности для правильного и успешного решения этой важной педагогической задачи.

В-третьих, при признании необходимости полового воспитания задолго до подросткового периода, возникает вопрос: а на какие моменты следует обратить внимание при решении этой задачи в более раннем возрасте?

В реальной жизни ребенок развивается не просто как человек, а как представитель определенного пола. Именно половая принадлежность особы определяет ее социального поведения.

«… самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я – это полоролевая принадлежность» (И.С.Кон).

Современные психологические и педагогические исследования (В.Я. Коган, И.С. Кон, Т.А. Репина, В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский и другие) выявили интенсивные процессы половой социализации ребенка на ранних этапах дошкольного возраста, подчеркнули необходимость изучения психологических особенностей пола воспитанников и учета их в воспитательных воздействиях.

Важный момент, на который надо обратить внимание при обсуждении данной проблемы, - различение ребенком половой принадлежности окружающих его лиц и осознание им своей принадлежности к тому или иному полу. Эта задача, как правило, легко и незаметно решается родителями. Уже к концу первого года жизни с их помощью ребенок может различать окружающих его лиц по половой принадлежности. А к концу ясельного – началу дошкольного возраста он постепенно начинает относить себя к тому или иному полу, называясь мальчиком или девочкой. Не вдаваясь в подробный анализ этих сложных процессов, подчеркнем главное: решение данной задачи, которую родители порой сами того не подозревая, ставят и успешно осуществляют задолго, до периода полового созревания, являются одним из важных элементов полового воспитания.

Чтобы не углубляться в вопрос об особенностях поведения мальчиков и девочек, я раздам Вам соответствующие памятки, с которыми Вы можете ознакомиться может даже прямо сейчас. Отмечу лишь главное: отечественные и зарубежные исследователи выделяют следующие психологические особенности пола дошкольников:

А известный всем интерес дошкольника к тому, откуда он взялся, вообще откуда берутся дети и другие аналогичные вопросы – задавая подобные вопросы, дошкольники как бы указывают взрослым одно из направлений рационального полового воспитания. Ведь правильные ответы, учитывающие особенности воспитания, мыслительной деятельности детей данного возраста, позволяют родителям и педагогам удерживать ключевые позиции, оказывать решающее влияние на ребенка в этом важном разделе просвещения и воспитания. Постепенное усвоение, осмысливание таких сведений является одним из важных условий нормального психо-сексуального развития детей.

Ф.М. Достоевский говорил: “Ребенку можно все говорить, - все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие дети, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать! Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают”.

Более того дети не вкладывают в “острые” вопросы неприличный смысл; в этой связи вспоминаются слова О.Уайльда о том, что неприличных вопросов не бывает – бывают только неприличные ответы. Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие. Если мы не оправдываем это доверие отмахиваемся, стыдим и т.д., то вопросы не исчезают, просто ребенок учится не задавать их родителям. Порой реакции родителей на детские вопросы вообще таковы, что до пола дело и не доходит, создавая у родителей обманчивое впечатление, что ребенка это не интересует. Как ответят на детские вопросы случайные «знатоки», мы не можем знать. Опыт, однако, показывает, что слишком часто они говорят как раз так и то, чего взрослые и опасались. Оснований для таких опасений будет тем меньше, чем лучше взрослые подготовлены к ответам на «острые» вопросы.

Первые вопросы звучат между 3 и 5 годами, не вызывая у взрослых особых затруднений: «Откуда берутся маленькие дети? — Они растут у мамы в животике». Одного ребенка такой ответ полностью удовлетворит, другой тут же задаст следующий вопрос. Поставив себя на место малыша, который еще знает мало, но хочет все понять, нетрудно представить себе этот вопрос: «А как он туда попадает и как потом выходит оттуда?».

Вопрос о происхождении детей открывает широкое поле возможностей для рассказа о человеческих взаимоотношениях — любви, супружестве и родительстве, уважении к будущей матери и т. д. Самое удачное поэтому — при первом же вопросе попытаться вовлечь ребенка в беседу, и в ненавязчивой форме, где-то предваряя будущие вопросы, рассказать ребенку о различиях полов, о роли отца и матери в рождении детей, о развитии ребенка в животе матери его, появлении на " свет и питании после рождения. Пример такой беседы приведен в памятке №2, которую я сейчас раздам. Разумеется, можно пользоваться специальной литературой, позволяющей донести детям соответствующую информацию в доступной, соответствующей возрасту, форме.

В заключение хотелось бы отметить, что в жизни дошкольников значительное место занимают игры. Понаблюдайте со стороны за ними, и Вы получите довольно четкое представление о том, что знают ваши дети о семье, как понимают суть внутрисемейных отношений и многие другие вопросы, которые иными путями не всегда можно выяснить. Ребенок разыгрывает те или иные ситуации из окружающей действительности, овладевает определенными умениями и навыками. Отдавая должное воспитывающему и развивающему влиянию игр на ребенка, не следует в то же время забывать, что в отдельных случаях они могут носить сексуальный характер. В различных регионах дети называют их по-разному: это игры в «маму-папу», «семью», «дом» и т.п. Главное же их значение состоит в том, что они дают детям возможность в игровой форме подражать взрослым, усваивать доступные ребенку внешние проявления ролей отца, матери и других членов семьи.

В целом в психолого-педагогической литературе описаны разнообразные пути, формы и методы гендерного воспитания детей и подростков. Однако очень мало практических наработок в области полового воспитания детей дошкольного возраста. По сути, работу можно объединить по следующим направлениям:

  1. Я и моя индивидуальность.

  2. Я и моя семья.

  3. Я и окружающие люди.

  4. Я и мои взаимоотношения с мальчиками (девочками).

Конкретные рекомендации, помогающие сформировать адекватные социальные роли приведены в Памятке №3. Позволю себе озвучить некоторые из них.

  1. Ребёнок, наблюдающий гармоничные взаимоотношения в семье, вырастет самим собой: мальчик сумеет стать мужчиной, девочка - женщиной.

  2. Мальчика нужно учить быть самостоятельным, учить принимать решения, и поощрять моменты, когда он берёт на себя ответственность и говорит, я справлюсь, я сам. И даже если он дерётся, это воспитание умения защищаться в будущем.

  3. В девочках поощрять стремление помогать по хозяйству, учить быть уступчивой, развивать её творческие способности, учить танцам, чтобы она лучше чувствовала своё тело и полнее раскрыла свою индивидуальность, одобрять проявление её сочувствия. Помните, что сила девочки в её слабости.

  4. В формировании гендерных качеств большую роль играет отец. Если папа воспитывает из девочки женщину, а мама растит из мальчика мужчину, то в этой семье с гендерным воспитанием всё хорошо )))

В общем, подводя итог можно сказать, что самое главное: отвечать реальным запросам детского развития. И если в числе этих запросов есть потребность узнавать о половых различиях, о появлении детей на свет и т.д., то долг взрослых эти запросы удовлетворить.

По признанию всех ведущих сексологов и педагогов; "тот минимум знаний, которым должен располагать ребенок к концу дошкольного возраста – это рассказ о любви, о человеческих отношениях, дающий ребенку вместе с ответами на интересующий его вопрос еще и представление о супружестве и родительстве, а также, что неоценимо важно, еще и чувство успокаивающей, предупреждающей многие детские тревоги и страхи собственной ценности, своей нужности родителям и глубиной общности с ними.

  1. Дискуссия (обратная связь)

  1. Решение родительского собрания

  1. принимать участие в формировании основ гендерной культуры у дошкольников;

  2. формировать положительный образ о жизненном предназначении мужчины и женщины;

  3. следовать принципу «необходимости» и «естественности» в формировании знаний о строения и функциях половых органов.

При подготовке использована следующая литература:

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб., 2006.

  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. – СПб., 2001.

  3. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. – М., 1988.

  4. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991.

  5. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. – М., 1990.

  6. Куцакова Л.В.. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду». Пособие дя педагогов дошкольных учреждений (для работы с детьми 3 - 7 лет). – М., 2008.

  7. Никонова Л.Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. – Мн.: Просвещение, 1994.

  8. Островская Л.Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. – М, 1987.

  9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду»: Программа и методические рекомендации (для занятий с детьми 2 - 7 лет). – М., 2008.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка №1.

Особенности поведения мальчиков и девочек.

Воспитание мальчиков и девочек не может быть успешным, если не учитываются психологические особенности пола детей. Анализируя природу этих различий, отечественные и зарубежные исследователи подтверждают взаимодействие факторов «биологического» (в первую очередь половые гормоны) и социального (особенности воспитания) характера.

Психологические особенности пола дошкольников проявляется в следующем:

По мнению многих ученых (Колесов, И. Кон, Хрипкова и др.) наиболее достоверными являются данные о преимуществе у женщин и девочек эмоционального начала, а у мужчин и мальчиков – рационального, о более медленных темпах физического психического развития мальчиков в сравнении с девочками.

В младших группах детского сада отношения детей преимущественно смешанные. С переходом в более старшие группы тип отношений детей меняется, он дифференцируется, становится более «мужским» или «женским». Возникают две обозначенные структуры в коллективе – структура мальчиков и девочек.

Отношения девочек более выборочные, игровые объединения устойчивые. Их выбор по игре и в отношениях настолько постоянный, что почти не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки, тем многочисленные игровые объединения они образуют, но уже к старшей группе формируется женский тип отношений: отношения парные и эмоционально- интимные по содержанию. Среди девочек часто возникают конфликты, разногласия их волнуют больше, чем мальчиков.

Форма отношений мальчиков намного отличается от формы отношений девочек. Мальчики отдают преимущественно играм и отношениям с одногодками своего пола, образуют многочисленные объединения, но они не такие стабильные, чем у девочек.

Мальчики и девочки часто не могут играть вместе, дети нередко проявляют настороженность к другому полу, особенно девочки, волнуются при необходимости контактов.

Следует подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера коллектива, образованная вокруг девочек и мальчиков разная. Для девочек она более благоприятная. Они получают больше положительных оценок. Их часто хвалят, девочки более активны и аккуратны. Оценки окружающих взрослых создают для них более благоприятные условия. В конфликтах между девочками и мальчиками педагоги часто становятся на сторону девочек, сравнивая «примерное» поведение девочек с баловством мальчиков. Объясняется это незнанием специфики поведения мальчиков и девочек. Мальчики создают большие группы, многие нарушения ими дисциплины связаны с характером их деятельности. Они меньше склонны придерживаться установленных рамок, границ, часто их переступают.

Различие между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки чаще обращаются к взрослым, в одинаковых ситуациях чаще обижаются на мальчиков, чем мальчики на девочек.

Также психологи подчеркивают склонность девочек к опекунской деятельности (нянчить, заботиться и т.д.) Вообще девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или одногодков. Такого не наблюдается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще. Склонность к опекунской деятельности, которую можно рассматривать, как проявление материнского инстинкта, находит отражение в выборе игрушек и характере игры. У мальчиков также ярко выражена склонность к преобразовательной и конструктивной деятельности, отсюда и интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.

Девочки значительно сильнее мальчиков реагируют на мнение об их других людей, больше зависят от него. Влияние оценок взрослых на мальчиков снижается раньше, чем на девочек. Девочки чаще поддаются напору взрослых, чем мальчики. Они владеют большей критичностью, у них более низкая самооценка в сравнении с мальчиками. Девочкам достаточно осознать то, как и что нужно делать, они более дисциплинированны. Мальчикам такого осознания недостаточно, они обязательно сами должны понять секс и значение требуемого.

Во всех возрастных периодах для девочек характерна стабильность в понимании одногодков. Мальчики, наоборот, владеют меньшими способностями в понимании другого человека.

Круг интересов у мальчиков шире, чем у девочек, поэтому в их словарном запасе больше слов, которые обозначают отдельные предметы и общие понятия, в то же время девочки склонны к предметно- оценочной речи. Наблюдается повышенный интерес к внешности, также девочки очень чувствительны к оценке своей внешности другими. Мальчиков интересуют техника, игры-соревнования, строительные, военизированные игры, в которых они могут реализовать свои способности лидеров, потребность к двигательной активности.

Направленность интересов дошкольников находит отражение в тематике рисунков. По данным Репиной, Мухиной в рисунках мальчиков старшего дошкольного возраста, преимущество отдается военной и индустриальной тематике. Мальчики проявляют интерес к литературным произведениям героического содержания, привлекают герои, наделенные чертами мужественности, смелости, силы, отваги. Часто это представители мужских профессий (пожарные, милиция, ковбои, моряки и т.д.). Любимые игры девочек – это игры семейно-бытовой тематики, любимая роль-роль мамы, любимые игрушки-куклы.

До конца школьного возраста в поведении девочек появляются такие характерные черты, как застенчивость, элементы кокетства.

Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о наличии определенных психических отличий мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать в интимном воспитании.
Памятка №2.

Пример проведения беседы на тему «Откуда я взялся и как я туда попал?».

«Ты ведь знаешь, что на свете есть мальчики и девочки. Вот ты — девочка или мальчик? Ну, конечно, мальчик. А когда ты вырастешь и будешь уже совсем большим, ты будешь кем — дядей или тетей? Мужчиной или женщиной? Мужем или женой? Папой или мамой? А кем будут девочки, когда вырастут?..»

Здесь мы просто выясняем элементарные представления о постоянстве пола и при необходимости помогаем ребенку уточнить их. Дальше попытаемся выяснить, что ему известно о различиях полов.

«А мальчики и девочки — это одинаково? Правильно, они разные. А чем они отличаются? Как ты узнаешь: кто—мальчик, а кто—девочка?»

Ребенок переберет известные ему различия в одежде, длине волос, играх и т. д. Может быть, он сам укажет на известные ему анатомические различия (пусть даже на «домашнем» или «детском» языке). В таком случае похвалим его за знания. Может быть, придется помочь вопросом о том, как он различит голеньких мальчика и девочку. Если ответа не получим (не знает или стесняется сказать?), придется разъяснить самим.

«Да, ты верно говоришь — мальчики и девочки разные. У мальчиков внизу животика есть такая трубочка, а у девочек не так: у них нет трубочки, а внизу животика есть дырочка».

В зависимости от того, с мальчиком мы говорим или с девочкой, в соответствующем месте беседы хорошо добавить: «Вот, как у тебя», а заодно и поясним, что это—то, что дома называют... (используем принятое в доме обозначение). Детям постарше и посмышленее можно сразу сказать, что орган-трубочка у мальчиков называется «половой член», а у девочек его нет, но есть влагалище. Если же ребенок еще и кажется, что эти слова ему усвоить трудно, к ним можно будет вернуться в последующих беседах. А пока продолжим.

«Ты ведь и сам замечал, что мальчики и девочки устроены по-разному, правда? Только ты просто не знал – как это называется. Когда мальчики вырастут и станут мужчинами, а девочки – женщинами, они тоже будут разными. Когда люди уже выросли, они могут стать мамами и папами. У женщин в животике есть специальные клеточки-семечки. Называются они «яйцеклетки». А у мужчин – другие клеточки – «сперматозоиды». Чтобы появился ребеночек, нужно чтобы эти клеточки встретились и соединились вместе. Это может произойти только тогда, когда дети вырастают и становятся взрослыми. Ребенок может спросить: «А почему дети бывают только у взрослых? Я тоже хочу, чтобы у меня был ребеночек!»

«А вот - слушай! Когда мальчики и девочки вырастают и становятся взрослыми, они могут понравиться друг другу и полюбить друг друга. Им хорошо вместе. Они заботятся друг о друге и хотят жить вместе. И тогда они женятся и становятся мужем и женой. Вместе они уже семья. Они живут вместе и у них все общее – дом, вещи, друзья. Они любят друг друга и хотят, чтобы у них был ребеночек.

Мы почти ничего еще не сказали, а объяснили уже не так мало: что дети могут быть только у взрослых, что они – воплощение любви, что они – мамины и папины вместе.

«Да, они хотят, чтобы у них были дети, похожие на них. Муж тогда лас-кает жену, говорит ей нежные слова и при помощи своего органа-трубочки через дырочку внизу женского живота закладывает ей внутрь свою клеточку-семечко. А там уже ждет женская клеточка. Так может быть только, когда люди уже совсем взрослые. И вот, женская и мужская клеточки-семечки встречаются, соединяются вместе, и из них начинает расти ребеночек. Сначала он очень-очень маленький,— ну, как зернышко. Внутри женского живота есть специальное место для ребеночка. Оно называется «матка». В нем ребеночку тепло и уютно, как в гнездышке, и он растет. Женщина делится с ним своими силами, и он становится сначала как ягодка, потом как яблочко, потом еще больше. Он растет, ему нужно все больше места. Поэтому женский живот растягивается, дает ему место, становится большим. Когда ребенок растет у своей будущей мамы в животе, это называется «беременность». Люди тогда говорят, что эта женщина, которая носит в животе ребеночка – беременная. О ней заботятся - стараются помочь ей, уступить ей место, порадовать ее».

Хорошо привести наглядный пример беременной женщины, которую ребенок недавно видел или видит. Можно даже специально сходить в гости к знакомым, ждущим ребенка. Можно показать ребенку беременную женщину на улице.

«Когда жена беременна, муж во всем помогает ей - ведь ребеночек хорошо растет в животе, когда мама здоровая и веселая. И муж, и жена очень ждут ребеночка. Они радуются, представляют себе, какой он будет, придумывают, как его назвать, воображают, как они будут его любить. Они даже начинают готовить для него кроватку, одежки, игрушки. Когда ребенок там, у мамы в животе, подрастет еще, он начнет шевелиться - двигать ручками и ножками. Мама это чувствует своим животом, а папа - если положит руку на мамин живот. Они очень радуются тому, что ребенок уже такой большой и может шевелиться».

Если женщина, отвечая на вопросы первенца, ждет второго ребенка, хорошо дать первенцу почувствовать шевеление будущего брата или сестры. Первый раз малыш может удивиться, а то и испугаться, но потом станет регулярно проверять: а шевелится ли? Он будет ждать малыша вместе со взрослыми волноваться и радоваться вместе с ними, т.е. на деле, а не на словах любить будущего младенца».

«Так вот, ребенок растет у мамы в животе и даже уже может шевелиться. Пройдет немного времени, и он вырастет таким, что уже вскоре сможет сам дышать и кормиться молоком из маминой груди. Когда он так вырастает, то через дырочку внизу маминого живота выходит на свет. Ребеночек еще не слишком большой, а дырочка может растягиваться, поэтому он выходит на свет. Это называется «роды». Роды бывают в специальном доме — называется «родильный дом». Там доктор следит за тем, чтобы у мамы и ребенка все было хорошо, а если надо в чем-то помочь, то помогает. Ребеночек сначала высовывает головку, а потом вылезает на свет весь. Тогда говорят: ребеночек родился. День, когда он родился,— это день рождения. Этот день — праздник для всей семьи: все рады тому, что ребенок растет, начинает сам разговаривать, ходить, играть... Но это- потом. А пока - пока ребеночек только родился, мама еще несколько дней побудет с ним в родильном доме. Надо ведь убедиться, что все хорошо, что ребенок может сам сосать молоко из маминой груди. Папа ждет маму с ребеночком дома, готовит все к их приходу, а в назначенный день, счастливый и радостный, идет встречать маму и ребеночка. Теперь они будут жить втроем. И пока у ребенка не появятся зубки, и он не сможет сам брать в руки чашку, ложку, не научится жевать, он будет кормиться молоком из маминой груди».

И вот, мы рассказали ребенку о различиях полов, о роли отца и матери в рождении детей, о раз витии ребенка в животе матери его, появлении на " свет и питании после рождения.
Памятка №3.

Принципы формирования основ гендерной принадлежности:

  1. Ребёнок, наблюдающий гармоничные взаимоотношения в семье, вырастет самим собой: мальчик сумеет стать мужчиной, девочка - женщиной.

  2. Мальчика нужно учить быть самостоятельным, учить принимать решения, и поощрять моменты, когда он берёт на себя ответственность и говорит, я справлюсь, я сам. И даже если он дерётся, это воспитание умения защищаться в будущем.

  3. В девочках поощрять стремление помогать по хозяйству, учить быть уступчивой, развивать её творческие способности, учить танцам, чтобы она лучше чувствовала своё тело и полнее раскрыла свою индивидуальность, одобрять проявление её сочувствия. Помните, что сила девочки в её слабости.

  4. В формировании гендерных качеств большую роль играет отец. Если папа воспитывает из девочки женщину, а мама растит из мальчика мужчину, то в этой семье с гендерным воспитанием всё хорошо )))

  5. Можно играть по разному и обучать по-разному: девочкам - типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривать инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщать лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оценивать знания, а не поведение.

  6. Направлять познавательную деятельность на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

  7. Реализовывать специфические интересы мальчиков и девочек посредством организации предметно-развивающей среды, проще говоря, подбором игрушек, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения.

  8. Расширять перечень трудовых поручений, способствующих овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности (мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки – с аккуратностью).

  9. При воспитании культурно-гигиенических навыков использовать на дверях туалетной комнаты таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации