Контрольная работа: Европейский союз, структура и основные институты - файл n1.docx

Контрольная работа: Европейский союз, структура и основные институты
скачать (35.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx36kb.30.05.2012 11:20скачать

n1.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ГУ КузГТУ в г. Новокузнецке


Контрольная работа
По дисциплине: Зарубежный опыт управления.

Тема: Европейский союз, структура и основные институты.

Выполнил:

гр.

шифр зач. кн.

Проверил:

Контрольная работа

«__________________» «___________________»

зачтено/не зачтено подпись

«___________________»2010

Новокузнецк 2010


Содержание:

Введение. стр. 1

История ЕС. стр. 2

Структуры ЕС. стр. 5

Институты ЕС. стр. 7

Заключение . стр. 17

Список используемой литературы. стр. 18

Введение.

Европейский союз - объединение 27 европейских государств, подписавших "Договор о Европейском союзе " (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Страны-члены Евросоюза:

1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция;

1973 Великобритания, Дания, Ирландия;

1981 Греция;

1985 Гренландия (автономная территория Дании);

1986 Португалия, Испания;

1990 ГДР (присоединилась к Западной Германии);

1995 Австрия, Финляндия, Швеция;

2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония;

2007 Болгария, Румыния.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:

Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

1. История.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, "ECSC - European Coal and Steel Community "), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) ("EEC - European Economic Community") и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, "Euratom - European Atomic Energy Community"). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество ("EC - European Community").

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции. История расширения ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции, Молдавии и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны.


Основные события в истории углубления интеграции ЕС:

1951 - Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС);

1957 - Римский договор и создание Европейских экономических сообществ (употребляется, как правило, в единственном числе)(ЕЭС) и Евратома;

1967 - Договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома;

1979 - Первые всенародные выборы в Европейский парламент;

1985 - Подписание Шенгенского соглашения;

1986 - Единый европейский акт - первое существенное изменение учредительных договоров ЕС;

1993 - Маастрихтский договор и создание на основе Сообществ Европейского союза;

1999 - Введение единой европейской валюты -- евро (в наличном обращении с 2002);

2004 - Подписание Конституции ЕС (в силу не вступила);

2007 - Подписание Договора о реформировании в Лиссабоне;

2007 - Лидеры Франции, Италии и Испании объявили о создании новой организации - Средиземноморского союза;

В настоящее время три наиболее обыденных атрибута принадлежности к Евросоюзу (собственно членство в ЕС, Шенгенской зоне и зоне евро) являются не вмещающими, а пересекающимися категориями:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

Норвегия и Исландия не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону. К ним планирует присоединиться Швейцария.

Черногория и Косово не являются ни членами ЕС, ни участниками Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этих странах.


2. Организационная структура ЕС.

Храмовая структура ЕС.

Храмовая структура, как способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств - членов, появилась в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура «поддерживается» тремя «опорами» (pillars):

Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответствии с учреждавшим ее Парижским договором.

Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).

Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».

С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств - членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy).Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения тендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.

На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.

Согласно Лиссабонскому договору 2007 эта сложная система будет упразднена, будет установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.


3. Институты ЕС.

Термином “институты” в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Институты Европейского Союза одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских сообществ: Европейского сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии. Понятия “институт Европейского Союза” и “институт Европейских сообществ”, таким образом, являются синонимами.

Основным источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Часть пятая “Институты Сообщества” и Статут Суда, изложенный в отдельном протоколе).

Полномочия и порядок деятельности институтов в рамках остальных Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов (“опор”) Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) установлены договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о Европейском Союзе.

Каждый институт Союза имеет собственные правила процедуры (внутренний регламент).

Согласно ст. 7 Договора об учреждении Европейского Сообщества:

“Осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Суд; Счетная палата”.

Указанные 5 институтов, как уже отмечалось, одновременно выступают в качестве институтов ЕОУС и Евратома, а также институтов Европейского Союза в целом.

Европейский парламент (Европарламент)- представительный институт Союза. Его члены (депутаты) избираются в государствах-членах прямым всеобщим голосованием. Срок полномочий Европарламента 5 лет; досрочный роспуск или самороспуск невозможен.

Количество депутатов, избираемых в разных государствах-членах, зависит от численности населения соответствующей страны, хотя и не строго пропорционально. Так, в ФРГ в состав Европарламента избирается 99 человек, а в Люксембурге - 6. Общее число депутатов Европарламента в настоящее время составляет 626 человек (в будущем, после вступления новых государств-членов - 732).

Внутри Европейского парламента депутаты объединяются друг с другом не по национальному признаку, а в силу их партийной принадлежности - в так называемые “политические группы” (т.е. фракции). После последних выборов 1999 г. наиболее крупной фракцией располагает правоцентристская Европейская народная партия (примерно 230 депутатов), за ней следует Партия европейских социалистов (около 180 парламентариев); далее - остальные фракции, гораздо более малочисленные.

Руководство работой Европарламента осуществляют его Председатель, избираемый на 2,5 года (с февраля 2002 г. - П. Кокс), Бюро, ведающее административными вопросами (включает Председателя и 14 вице-председателей, а также квесторов, заседающих с правом совещательного голоса), и Конференция председателей (орган политического руководства в составе Председателя Европарламента и председателей депутатских фракций).

Как и в парламентах отдельных государств, в Европарламенте функционируют постоянные комиссии по различным вопросам. Европарламент имеет также право создавать временные комиссии, в том числе следственные.

Европейский парламент работает на сессионной основе. Его официальная резиденция - г. Страсбург (Франция). Часть заседаний Парламент проводит в Брюсселе, а его генеральный секретариат размещается в Люксембурге.

Полномочия Европарламента, первоначально весьма узкие, в 1980-е и, особенно, в 1990-е годы значительно увеличились; тенденция к их возрастанию сохраняется и в XXI веке.

В настоящее время в качестве основных полномочий Европарламента выступают: участие в законодательном процессе. Европейский парламент совместно с Советом Европейского Союза участвует в рассмотрении нормативных актов и других решений, проекты которых вносит, как правило, Комиссия.

Объем законодательных полномочий Европарламента по разным вопросам является неодинаковым. В одних случаях он участвует в законодательном процессе с правом совещательного (“консультативная процедура”, “процедура сотрудничества”), в других - с правом решающего голоса (“процедура совместного принятия решений”);

участие в принятии бюджета Европейского Союза (совместно с Советом Европейского Союза);

контроль за деятельностью других органов и должностных лиц Европейского Союза (прежде всего, за Комиссией);

полномочия по формированию органов и назначению должностных лиц, в частности, вотум доверия Комиссии и ее Председателю, назначение Омбудсмена;

санкционирование ряда важнейших международных договоров ЕС;

дача согласия на вступление в Европейский Союз новых государств - членов.

Совет Европейского Союза (Совет) включает представителей правительств государств-членов Европейского Союза на министерском уровне.

В зависимости от того, какие министры участвуют в заседаниях Совета, принято различать “общий Совет” и “специальный Совет”. Членами “общего Совета” являются министры иностранных дел, “специального Совета” - отраслевые министры.

Пост Председателя Совета поочередно, в течение 6 месяцев, занимают государства - члены Европейского Союза. Министры и иные должностные лица государства - председателя руководят работой заседаний Совета и его вспомогательных органов.

Председатель Совета также выступает официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогает Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (с 1999 г. - Х. Солана).

В структуре Совета функционирует множество различных комитетов, состоящих из должностных лиц государств-членов ЕС. Наиболее важный среди них - Комитет постоянных представителей. Он включает руководителей постоянных представителей государств-членов при Европейском Союзе (или их заместителей).

Совет созывается на заседания его Председателем и работает на непостоянной основе. Официальное место нахождения Совета - г. Брюссель. Три месяца в году (апрель, июль и октябрь) заседания Совета проходят в Люксембурге.

Первоначально решения по всем основным вопросам Совет должен был принимать единогласно. Такой порядок давал каждому государству-члену возможность налагать вето на проекты законодательных и других актов, вносимых на рассмотрение Совета.

Начиная с 1986 г. принцип единогласия постепенно вытесняется принципом квалифицированного большинства. Когда Совет принимает решения квалифицированным большинством, его члены обладают неодинаковым числом голосов. Чем больше численность населения в государстве-члене, тем большее число голосов в Совете имеет его министр. Четыре крупнейших государства-члена (Великобритания, Германия, Италия, Франция) имеют в настоящее время по 10 голосов каждое. Наименьшее число голосов у представителя Люксембурга (2).

С учетом ныне действующих квот (с 2005 г. они должны измениться) для принятия решения в Совете квалифицированным большинством необходимо минимум 62 голоса “за” из общего числа 87 (примерно 71%).

В системе институтов Европейского Союза Совет является носителем прежде всего законодательной власти, принимает самостоятельно или совместно с Европарламентом регламенты, директивы и другие правовые акты.

Совет также располагает полномочиями в сфере исполнительной власти, в частности, может в определенных случаях налагать штрафы на государства - члены.

К ведению Совета отнесено заключение международных договоров от имени Европейских сообществ и Союза, а также принятие других мер в рамках общей внешней политики и политики безопасности.

Европейская комиссия (Комиссия Европейских сообществ, Комиссия)- институт Европейского Союза, сходный по своей структуре и выполняемым функциям с правительством государства.

Комиссия состоит из двадцати человек: Председателя (с 1999 г. - Р. Проди), двух его заместителей и семнадцати других членов (комиссаров), отвечающих, подобно министрам, за конкретные отрасли управления (комиссар по вопросам внутреннего рынка, по внешним сношениям и т.д.).

Все члены Комиссии назначаются сроком на 5 лет по общему согласию правительств государств-членов, но после вступления в должность выступают как полностью независимые должностные лица. Комиссия не может приступить к работе, не получив “вотум доверия” со стороны Европарламента (отдельный “вотум доверия” с 1999 г. предусмотрен для Председателя). Европарламент может выразить действующей Комиссии “вотум недоверия”, который влечет ее отставку. В соответствии с поправками Ниццкого договора 2001 г. назначать Комиссию в будущем станет Совет Европейского Союза с согласия Европейского парламента.

Комиссия - институт, работающий на постоянной основе. Ее официальное место нахождения - г. Брюссель. В структуре Комиссии функционируют генеральные директораты и другие службы - своеобразные “ведомства”, занимающиеся отдельными сферами управления. Эти подразделения возглавляются генеральными директорами Комиссии, которые, в свою очередь, подчиняются комиссарам.

Функции и вытекающие из них полномочия Комиссии принято разделять на три группы:

Комиссия, во-первых, играет роль “двигателя” Европейских сообществ и Союза. От нее исходит большинство законопроектов, вносимых на утверждение Европейского парламента и Совета Европейского Союза;

в качестве “хранителя” права Европейского Союза Комиссия следит за соблюдением его предписаний как государствами-членами, так и частными лицами (главным образом, крупными компаниями). Если нарушителем является государство, то Комиссия сначала проводит расследование, а затем может возбудить против него дело в Суде. В некоторых случаях Комиссия может самостоятельно налагать штрафы на предприятия, нарушающие отдельные предписания ЕС;

как исполнительный орган Комиссия осуществляет разнообразную по своему характеру деятельность, связанную с текущим управлением общественной жизнью: проводит инспекции и проверки, санкционирует определенные действия государств-членов и предприятий, ведет переговоры о заключении международных договоров, исполняет бюджет, издает акты делегированного законодательства и др.

Суд Европейских сообществ (Суд) - институт судебной власти Европейского Союза.

Суд включает 15 судей, назначаемых правительствами государств-членов по общему согласию сроком на 6 лет (по одному судье от каждого государства). Членами Суда являются также генеральные адвокаты (всего их 8), которые проводят независимое расследование поступающих в Суд дел и представляют Суду по ним свое заключение.

Суд работает на постоянной основе. В целях более скорого разрешения дел в структуре Суда образуются палаты; наиболее сложные дела рассматривает пленум (собрание всех судей).

Юрисдикция Суда складывается из нескольких самостоятельных категорий дел. Главные среди них:

дела искового производства - иски к государствам-членам, институтам Союза и, реже, к юридическим и физическим лицам;

преюдициальные запросы, которые подаются национальными судами на предмет толкования учредительных договоров и нормативных актов ЕС или с целью проверки соответствия актов институтов учредительному договору Европейского сообщества.

Подавляющее большинство дел Суд рассматривает на основании Договора об учреждении Европейского сообщества (ЕС). В рамках второй “опоры” Европейского Союза (общая внешняя политика и политика безопасности) юрисдикция у Суда отсутствует, а в рамках третьей “опоры” (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) весьма ограничена.

В 1989 г. с целью сократить нагрузку на Суд Европейских сообществ при нем был создан второй судебный орган - Суд (или Трибунал) первой инстанции, который формально не считается самостоятельным институтом.

Трибунал включает 15 судей (генеральных адвокатов здесь нет) и рассматривает по первой инстанции иски, подаваемые к институтам Союза физическими и юридическими лицами, а также служебные споры (споры с участием лиц, состоящих на гражданской службе у Европейских сообществ. Решения Трибунала в кассационном порядке могут быть обжалованы в Суд.

Ниццкий договор 2001 г. в дополнение к двум существующим судам разрешил создавать судебные органы Европейского Союза специальной юрисдикции - “судебные палаты”. Судебные палаты будут учреждаться Советом Европейского Союза. Количество судебных палат не ограничивается. На решения судебных палат можно будет подавать кассационные жалобы в Трибунал. Местонахождение всех судебных органов Европейского Союза - г. Люксембург.

Европейская счетная палата - самый “молодой” институт Европейских сообществ и Союза. Она была создана в 1977 г., а в 1992 г. была признана пятым институтом Европейского Союза.

Европейская счетная палата состоит из 15 независимых аудиторов (по одному от каждого государства-члена), назначаемых на должность Советом Европейского Союза.

Основная функция Счетной палаты - контроль за исполнением “общего бюджета Европейского Союза” посредством аудиторских проверок, заключений и инспекций. Счетная палата осуществляет проверки как по собственной инициативе, так и по запросам от других институтов Союза. Местонахождение Счетной палаты - г. Люксембург.

Кроме пяти рассмотренных выше институтов современный Европейский Союз располагает множеством других органов и учреждений. Наиболее важные среди них:

Европейский совет - орган политической координации и политического планирования, состоящий из 16 членов: главы всех пятнадцати государств-членов (или главы их правительств), а также Председатель Европейской комиссии;

Экономический и социальный комитет - консультативный орган, состоящий из представителей “на европейском уровне” от наемных работников, объединений работодателей, других социальных классов, групп и профессий;

Комитет регионов - консультативный орган, включающий представителей органов субъектов федерации, регионального и местного самоуправления стран ЕС;

Европейский центральный банк (ЕЦБ) - орган, осуществляющий общее руководство кредитно-денежной системой ЕС и управление единой валютой евро. Вместе с центральными банками государств-членов, входящих в “зону евро”, ЕЦБ образует Европейскую систему центральных банков (см.: Экономический и валютный союз);

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) - функционирующая при Европейском сообществе банковская организация, которая осуществляет предоставление кредитов, главным образом, в целях развития “отстающих” регионов ЕС;

Обмудсман Европейского Союза (Европейский омбудсман) - назначаемое Европарламентом должностное лицо, проводящее независимые расследования по фактам нарушения порядка управления со стороны институтов и других органов Союза;

Европол (Европейское полицейское ведомство) - юридически автономное учреждение, посредством которого осуществляются взаимные консультации, информирование и координация деятельности полицейских служб государств-членов. В дополнение к Европолу аналогичное ведомство планируется создать для органов прокуратуры государств-членов (Евроюст).

Заключение.

Первоначально у каждого из Европейских сообществ имелась своя собственная система институтов. С 1967 г. институты ЕЭС, ЕОУС и Евратома стали едиными. С 1 ноября 1993 г., когда вступил в силу Договор о Европейском Союзе, институты трех Сообществ признаны в качестве институтов Союза в целом. Несмотря на проявления кризиса в различных сферах, представляется, что, в целом, он окажет оздоравливающий эффект на экономику ЕС. Уже сегодня видны положительные тенденции, как в экономической, так и в социальной сферах. Так, на фоне сокращения доверия к доллару резко возросла привлекательность евро. В частности, все больше стран стремятся присоединиться к зоне евро: Польша заявила о необходимости ускорения введения евро, Швеция и Дания вновь обсуждают целесообразность вступления в еврозону. Даже не входящие в ЕС страны, например, Исландия, думают о введении евро. Кроме того, относительное укрепление доллара уже повысило конкурентоспособность европейских товаров, особенно на внешних рынках. Так, европейцам удалось восстановить свое влияние на рынках Ближнего Востока, которое заметно ослабло в последние годы.

Есть положительные изменения и в социальной сфере. Замедление темпов экономического роста вынуждает мигрантов вернуться на родину. С одной стороны, это ведет к снижению социальной напряженности, с другой, мигранты везут в Восточную Европу не только деньги, но и знания и опыт, полученные у западных соседей, что обязательно положительно скажется на будущем развитии этого региона.

Сегодня невозможно точно предсказать, как долго продлится кризис, и насколько разрушительными будут его последствия, однако трудно не согласиться с Комиссаром Евросоюза по вопросам экономики и финансов Хоакином Альмуния, который сказал, что «наибольших успехов ЕС достигал именно в кризисные времена».

Список используемой литературы:

1.Основы права Европейского Союза / под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Белые альвы, 1997.

2.Право Европейского Союза: документы и комментарии / под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Терра, 1999.

3. Топорин Б.Н. «Европейские Сообщества: право и институты»- Москва.2003г.

4. www.wikipedia.org



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации