|
Российский государственный социальный университет |
(тема практического задания)
ФИО студента |
Дербин Андрей Сергеевич |
Направление подготовки |
Сестринское дело |
Группа |
СЕД-Б-02-В-2019-1 |
Теоретико- методологические концепции личности
|
Философия
|
Социология |
Педагогика |
Психология |
Как и всякая научная теория, теория личности должна отвечать общему методологическому требованию – дать целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности (личности человека), предложить целостную (при ее внутренней дифференцированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не только объяснения, но и предсказания, возникновения определенных феноменов в определенных условиях и которую характеризовала бы логическая зависимость одних ее сторон от других, принципиальная возможность выведения ее содержания из некоторой совокупности исходных утверждений. Выполняющих функцию своего рода пролегоменов (предварительных суждений, вводящих в изучение предмета) к предстоящему теоретическому построению, показана совокупность утверждений (постулатов, допущений, законов и т. д.), образующих исходный базис общепсихологической теории личности. Тем самым оказывается возможным построить теоретическую модель существенных связей, выступающих в определенной психологической реальности – личности человека. Возникновение теории личности не может быть оторвано от ее эмпирической основы, охватывающей множество накопленных в общей, социальной, детской психологии, патопсихологии, психотерапии фактов, добытых экспериментально, но пока еще разрозненных и не обобщенных. |
Этимология слова «личность» в русском языке связана с терминами «лицо» и «лик». В то же время понимание сущности личности связано с рядом ее структурных качеств – деятельностью, психической направленностью, сознательной ориентированностью, индивидуальной культурой (знаниями, умениями и установками). Под личностью понимают человека, который оценивается не только с позиции его базовых свойств (качеств), но и со стороны его духовных, социальных и физиологических особенностей. Т.е. в данном контексте мы можем рассуждать о мере самой личности, проявляющейся в ее свойствах и особенностях и выражающейся в деятельности и различных общественных позициях. Наиболее часто встречается сочетание достоинств и скрытых наклонностей человека, что прямо и косвенно определяет протекание разных общественных явлений и процессов. Если мы говорим о мере личности, то можно связать и охарактеризовать такие социальные явления как диктатура и гуманизм, конформизм и авантюризм, революция и террор и т.д. Также в этом случае можно определить и классификацию личности. Например, с данной целью методологически возможно использовать персоны В.И. Ленина и императора Николая II, Фрунзе и Врангеля, Гитлера и Сталина, Ельцина и Хрущева и др. Самое важное качество человека как личности – это его целеполагающая деятельность. Личность – это активно действующий социальный субъект, который может изменить среду своего обитания. Также личностью является мыслящий (обладающий интеллектом и функциональным сознанием) и психически здоровый человек, у которого есть своя культура. Данные качества неразрывно связаны между собой. Поэтому личностью является не только носитель общественных отношений, но и человек, оказывающий обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными свойствами, особенностями и способностями, интеллектом и опытом, профессионализмом и организованностью, а также своей собственной культурой. Вне зависимости от того, следует ли индивид мнению большинства или же предпочитает выяснять все самостоятельно эмпирически, в каждом отдельном случае он демонстрирует персональную позицию человека, которая соответствует его пониманию реальности вместе с условиями бытия. Личность является общественно и социально-деятельным и индивидуально неповторимым человеком
|
Каждый человек является одновременно членом нескольких социальных групп. В группе он занимает определенное положение, позицию, которая предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом. Человек имеет несколько социальных статусов. Как правило, в обществе определяет положение человека один главный (интегральный) социальный статус. Определенный социальный статус порождает поведение человека, характерное для этого социального статуса (социальную роль). Поскольку человек входит в разные социальные группы, он активирует разные социальные статусы в разных ситуациях. Социальная роль - норма поведения человека определенного статуса в конкретном обществе, общности, группе. Ролевое поведение - ожидаемое поведение человека, занимающего определенный социальный статус. Ролевое поведение в обществе структурируется следующим образом: общество, общность, социальная группа сталкивается с осуществлением определенной роли, в результате чего исполнение этой роли стандартизируется. В результате от каждого следующего “ ролевого игрока” ожидают поведения в границах устоявшихся стандартов. Но степень стандартности разных ролей в разных ситуациях различна. Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Многообразие социальных ролей и их сочетание рождает индивидуальность личности. Но при этом многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности – в структуре личности возникает так называемый ролевой конфликт. Ролевой конфликт – проявление острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. Разрешение ролевого конфликта заключается в гармонизации ролевой структуры личности, а также определенного структурирования системы личных ценностей, которая позволила бы более четко создать систему приоритетов на уровне конкретной личности. Виды социальных статусов: 1.Достигаемый социальный статус - это статус, который получает человек в процессе жизни либо благодаря свободному выбору, либо благодаря удаче и везению. 2.Приписываемый социальный статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. 3.Смешанный статус - возникает тогда, когда достигаемый статус со временем превращается в приписываемый. |
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Личность - это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность. |
В обыденной жизни часто используется термин "личность'' применительно к человеку, который выделяется из массы других людей особыми, чаще всего положительными качествами. Предполагается, что это понятие произошло от древнерусского слова "личина" которым называлась маска, надеваемая актером - скоморохом. В зависимости от жизненных ролей человека складывается конкретный тип личности. Так, еще в 318 г. до новой эры древнегреческий ученый Теофаст написал трактат "Этические характеры" в котором было выделено более 30 личностных типов: болтун, льстец, хвастун, притворщик, скучный рассказчик и т.д. Позже предпринимались попытки установить связь личностного типа с физическим строением человеческого тела (рост, вес, физические недостатки и т.д.), с особенностями мимики, походки, жестов и даже с шишками на поверхности головы. В современной психологии используются такие понятия, как человек, индивид, индивидуальность, личность. Человек - это высшая ступень развития животного мира. Индивид - это единичный представитель человеческого общества. Индивидуальность - человек с неповторимым сочетанием психических особенностей. Личность - конкретный человек (представитель конкретного класса, профессии, пола, возраста и т.д.),занимающийся конкретной деятельностью, имеющий индивидуальные особенности. Психологические проявления личности определяются в известной мере биологическими предпосылками, т.е. полученными при рождении особенностями нервной системы, кровоснабжения, скелета и т.д. Значительную роль играют социальные факторы, оказывающие большое влияние на формирование личности. Так, например, известен случай, когда два близнеца в раннем детстве попали в разные страны (один на Кубу, а второй - в Швецию) специфичные условия которых сформировали из одного экспансивного, темпераментного кубинца, а из второго - сдержанного, расчетливого скандинава. Психический мир личности включает в себя психические свойства, процессы, образования и состояния. Не менее важное значение для понимания личности имеют психические свойства, включающие: направленность личности, её характер, темперамент и способности. Для того чтобы жить и развиваться личности необходима активность. Без активности человек напоминает акулу, жабры которой так устроены, что без движения она задыхается. Активность всегда ориентирована, направлена на достижение конкретного результата, напоминает чем-то стрелку компаса. Направленность - это свойство личности, проявляющееся в ориентации активности и выражающееся в потребностях, целях и мотивах деятельности и поведения. |