В настоящей дипломной работе использованы ссылки на следующие стандарты:
1. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. |
Основные надписи. |
2. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД |
Общие требования к текстовым документам. |
3. ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. |
Текстовые документы. |
4. ГОСТ 2.111-68 ЕСКД |
Нормоконтроль. |
5. ГОСТ 3.1130-93ЕСКД |
Основные требования к формам и бланкам документов |
6. ГОСТ 3.1105-84 ЕСКД. |
Правила оформления документов общего назначения. |
7. ГОСТ 7.1-84 СИБИД. |
Библиографическое оформление произведений печати |
8. ГОСТ 7.1. |
Стандарт составления библиографического списка |
9. ГОСТ 7.1-76. |
Стандарт библиографического описания. |
10.ГОСТ 7.1-84. |
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. |
11.ГОСТ 7.32-91. |
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. |
12.ГОСТ79-77(СТСЭР). |
Стандарт составления реферата и аннотации. |
2 Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия руководства коммерческой структуры
2.2 Диагностический инструментарий и этапы исследования
2.3 Характеристика выборки
2.4 Обработка результатов исследования
Необходимо отметить, что способности находятся в прямой зависимости от стилей руководства. Разные стили руководства требуют различного сочетания способностей. Стиль выполняет компенсаторные функции по отношению к структуре способностей личности. Поэтому руководители выбирают тот или иной стиль, чтобы опереться на сильные стороны своей индивидуальности и "обойти" слабые. То есть, наличие стилей руководства – это следствие разнообразных человеческих индивидуальностей.
Лидерство и руководство — два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями.
В 1937 году К. Левин выделил общую психологическую составляющую деятельности всех лидеров (руководителей), назвав ее лидерством. Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Также этой проблемой в психологии занимались такие психологи как: P.M. Стогдилл, Ф. Фидлер; Г. Кунц и С.О. Доннел; Т. Митчел и Р. Хаус, П. Херси и К. Бланшард.
Давая свои объяснения стилям лидерства, современные исследователи неизменно связывали их с деятельностью группы (Г. Гибш, М. Форверг), подразумевая под ними способы, с помощью которых осуществляется функция руководства в группе (Г. Гибш).
Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов и до настоящего времени. Так К. Левин, Р. Липитт (1939 г.), Г. Гибш и М. Форверг (1939 г.), К. Бирт, Ф. Прильвиту (1959 г.), Р. и А. Тауш (1963 г.), X. Хрншель (1964 г.) придерживались точки зрения, согласно которой стали обозначаться такие стили руководства, как авторитарный, демократический, анархический.
Психология управления как прикладная наука пытается найти связь между управленческими способностями и продуктивностью процесса управления. Ведь только компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами группы создает в ней благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей. Опираясь на подобный вывод, учитывая формирующуюся в нашей стране культуру управления производством и трудовым коллективом отчетливо видна актуальность нашего исследования, так как основным вопросом будет являться изучение этой проблемы на примере еще мало изученной сферы – управление в коммерческой организации.
Цель данной работы: Изучение и исследование межличностного взаимодействия на примере руководящего состава коммерческой организации, и взаимосвязь управленческих и лидерских способностей с социально-психологическим климатом в этой организации.
Объект исследования: личность руководителей различных уровней.
Методы исследования:
- способности к руководству: Тестовая методика "Какой вы руководитель" (разработан П. Хэрси и Х. Бланшардом); тестовая методика "Оценка стиля управления" (Л.Д. Столяренко); тестовая методика "Способны ли вы стать руководителем?":
- оценка подчиненными своего руководителя: методика "Руководитель глазами подчиненных";
- вопросник КОС (коммуникативные и организаторские способности);
- изучение психологического климата коллектива: "Оценка социально-психологического климата"; "Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива"
Методологическая основа:
Теоретической основой данной методологии является комплексный подход к изучению: концепции лидерства К. Левина, труды P.M. Стогдилла, Ф. Фидлера; отечественных концепций о стилях руководства А.А. Русалиновой (1980), А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин (1976); концепция психологического воздействия Л. Фестингера.
Научная новизна данного исследования состоит в выявлении влияния лидерских и управленческих способностей на социально-психологический климат на коммерческом предприятии, являющимся на рынке ЕАО лидером по поставке дистрибьюторской группы товаров (продукты питания). Так как межличностное взаимодействие руководителя и подчиненных в коммерческой организации, взаимосвязь личностных особенностей руководителя и психологическим климатом организации на сегодняшний день является активно изучающимся феноменом в психологии управления.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по развитию лидерских и управленческих способностей, правильность их влияния на социально-психологический климат в коммерческой структуре
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.