Ярко выраженной основой протекающего процесса правового оформления и развития происходящих процессов при этом является идея верховенства права как генеральный принц - файл

приобрести
скачать (66.1 kb.)


Рассматривая Евразийский экономический союз (далее – Союз, ЕАЭС) с точки зрения правовой характеристики, необходимо прежде всего исследовать вопрос правового оформления евразийской интеграции, который встал практически сразу за фактическим началом процессов, проистекающих на постсоветском пространстве в 90-х годах XX века и начале XXI века.

Евразийский экономический союз действует с 1 января 2015 года в соответствии с Договором о создании Евразийского экономического союза, который был подписан 29 мая 2014 года в столице Казахстана Астане главами трех государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Ярко выраженной основой протекающего процесса правового оформления и развития происходящих процессов при этом является идея верховенства права как генеральный принцип международных отношений.

Таким образом, можно констатировать, что в рамках Союза создаются единая правовая среда и экономическая территория, в рамках которых должны осуществляться функционирование и деятельность юридических и физических лиц государств-членов. В этих условиях важнейшим элементом выступает работа по кодификации правовой базы участников интеграционного объединения, что, как представляется, позволит максимально устранить изъятия и ограничения.

Большое значение на правовой статус Союза оказывает цель его создания. Важной чертой является то, что ЕАЭС образован, в первую очередь, как экономический союз. Поэтому во главу угла при определении его правового положения поставлены задачи модернизации и диверсификации национальных экономик, повышение конкурентоспособности, изменение структуры взаимного товарооборота участников — переход с сырьевого оборота на товарный. В этих условиях непосредственным инструментом управления Союзом становятся решения наднационального органа, обязательные для исполнения всеми государствами-членами, что представляет собой суть наднационального управления.

Очевидно, что единый управляющий орган должен быть наделен правовыми полномочиями во всех сферах, которые необходимы для реализации единой экономической политики. Союз наделен единой правосубъектностью, позволяющей ему выступать как единому актору международных правоотношений, выражая единую волю государств-членов.

По своей правовой природе Союз является динамичным образованием, выступает сложноорганизованной политико-правовой системой, жизнедеятельность которой протекает в тесном взаимодействии с внешней средой. Закономерно поэтому, что на развитие Союза ощутимое влияние оказывают внешние факторы. Для нивелирования некоторых из них в правовую основу объединения помещается концепт наделения его рядом функций наднационального органа, действующего в общих интересах государств-членов. Практические проблемы функционирования могут урегулировать принципы консенсуса и субсидиарности.

В пункте 2 статьи 1 Договора отражено, что Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Однако теоретико-правовой анализ вынуждает поставить вопрос о международно-правовом статусе этого объединения, который может быть определен как конфедерация, международная организация или союзное государство. Источником такого теоретико-правового анализа является определенная коллизионность, содержащаяся в приведенном выше тексте статьи, где Союз охарактеризован как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая, в то же время международной правосубъектностью.

Традиционно последняя служит отличительным признаком государственного образования, а не организации. В этих условиях целесообразно квалифицировать ЕАЭС как так называемую «мягкую конфедерацию», так как именно она наиболее близка, формально и содержательно, к межгосударственному союзу, но в то же время признается субъектом международного права. В связи с чем Союз получает возможность вступать в правоотношения с другими государствами и интеграционными объединениями.

Сравнивая ЕАЭС как правовое явление с международной организацией, следует отметить, что наиболее полно такое сравнение можно провести с особой разновидностью последней — «межгосударственной организацией». При этом в первую очередь следует выделить фундаментальное правовое различие названных образований. Так, межгосударственная организация является просто инструментом интеграции, тогда как Евразийское объединение государств-членов обеспечивает различные формы экономического сотрудничества, то есть является субъектом, совсем иным по назначению и правовому статусу. Непосредственно различия заключаются в следующем:



  1. В рамках Союза отмечается совмещение интересов участников, а не простая их координация и взаимодополняемость;

  2. В рамках ЕАЭС сформулированы и обеспечиваются групповые наднациональные интересы, которые в условиях межгосударственной организации не возникают;

  3. В итоге ЕАЭС призван выработать слаженный баланс национальных и наднациональных интересов посредством постепенного перехода;

  4. Государства-члены наделили надгосударственный «центр управления» значительно более широким, по сравнению с традиционными межгосударственными организациями, объемом компетенций и полномочий;

  5. Создан специальный внутриинтеграционный правовой режим для движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы как генеральных задач экономического союза государств.

Тем не менее международная практика правоприменения не рассматривает конфедерацию как одну из форм государства и не признает за ней самостоятельной правосубъектности. С эпохи советского правоведения в определении признаков конфедерации существовал определенный компромисс, когда, не признавая конфедерацию государством, правоведы-международники характеризовали её как форму государственного устройства, представляющую собой постоянный союз двух или нескольких суверенных государств, созданный для осуществления определенных целей, например, взаимной обороны, внешних сношений 

При этом следует отметить, что сегодня проводятся попытки провести правовой анализ ЕАЭС, используя парадигмы аналогии с правом Европейского Союза (ЕС) или иного межгосударственного интеграционного объединения. С учетом этого можно отметить следующие важные характеристики правового статуса ЕАЭС:



  1. ЕАЭС есть равный с прочими субъект международных отношений, таким образом, его право выступает как часть международного права, основанием чего выступает квалификация как международного Договора о ЕАЭС. Относительно правовой природы Договора уместно применить аналогию с правовой природой Договора о ЕС, выделенную нидердандским специалистом Я. Клабберсом. Он, в частности, отмечает, что различие между договорами как инструментами создания международных организаций и договорами, как документальным оформлением сделок, не устанавливается общим правом договоров. В этих условиях Договор о создании ЕС и Договор о ЕАЭС находятся в пределах общего международного права, равно как и созданные ими объединения[12].

  2. Содержательно Договор о ЕАЭС содержит в своём тексте черты и международного и национального права, что позволяет констатировать его двойственную природу. Она основывается на ряде черт, среди которых основой соотношения национального права государств-членов и права Союза выступают два основных принципа — верховенства права Союза и прямого действия этого права. Согласно первому принципу нормы союзного права имеют большую юридическую силу по сравнению с нормами права государств-членов. Второй принцип предполагает, что нормы союзного права наделяют частных лиц субъективными правами и обязанностями, чья защита и исполнение обеспечиваются судом в установленном порядке.

  3. ЕАЭС квалифицируется как надгосударственное интеграционное образование, поэтому его право обладает чертами наднационального права. По сложившейся сегодня правовой практике межгосударственные союзы не ограничены созданием взаимных обязательств между различными физическими и юридическими лицами, с которыми они вступают во взаимоотношения, а устанавливают новый правопорядок, который определяет полномочия, права и обязанности лиц, участвующих в соответствующих правоотношениях, равно как и процедуры, необходимые для осуществления компетенций и установления санкций за правонарушения.

  4. ЕАЭС является, по сути, самостоятельной правовой системой. Основанием такого утверждения выступает тот факт, что Союз устанавливает новый правопорядок, в интересах которого государства-члены наделили определенным объемом правомочий органы Союза, субъектами которого являются все участники правоотношений – собственно государства, юридические и физические лица.

Таким образом, в правовом статусе ЕАЭС можно в обобщённом виде выделить две группы характеристик – институциональную и материальную. Первая группа, которую условно можно назвать международным или первичным правом Союза, определяет правовой статус ЕАЭС как самостоятельного и равного с прочими субъектами международных правоотношений. В свою очередь, вторая группа – материальное право —  характеризует внутренний правовой режим, установленный для взаимоотношений участников Союза между собой.

В общем и целом, по мнению авторов, ЕАЭС имеет все основания стать одним из уникальных межгосударственных объединений, формирование которых, скорее всего, будет свойственно грядущему этапу глобализации мировой системы национальных государств. Амбициозные цели его организаторов привели к формированию мощной системы управления, состоящей из соответствующих структур в виде Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии, Суда Евразийского экономического союза. Наряду с этим, Евразийский экономический союз имеет уникальную структуру и правопорядок, которые нельзя подверстать ни под одну из ныне существующих политико-правовых форм. Как было отмечено выше, он имеет двойственную правовую природу и черты сразу нескольких форм межгосударственных объединений – международной организации, конфедерации, мягкой федерации. Конкретно, пути и направления его дальнейшей правовой эволюции определит ближайшее будущее.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации