Библиотека : Теория языка Курс общей морфологии - файл

приобрести
скачать (535.7 kb.)





Библиотека : Теория языка


Курс общей морфологии
Автор И.А. Мельчук
Sep 6, 2007, 23:40

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Глава V

Грамматические значения как подкласс языковых значений

§ 1

Приступая к изучению языковх значений, следует прежде всего провести линию, разделяющую их на два главных класса: лексические значения и грамматические значения. <...>



Лексические значения характеризуются четырьмя следующими свойствами:

1. Они универсальны в том смысле, что ни один язык не может обойтись без них. Более того, обязательно наличествуя в каждом языке, они составляют подавляющее большинство во всем инвентаре значений: почти 100% для любого языка.

2. Они образуют открытое множество: в языке непрерывно появляются новые лексические значения и исчезают какие-то из имеющихся старых лексических значений. (Причина очевидна: прямая связь лексических значений с внешним миром, см. непосредственно ниже). Однако – и это очень важно – этот приток и отток ничего не меняет в языке или, во всяком случае, меняет очень мало.

3. Они более или менее прямо связаны с внеязыковой действительностью. Как правило, то или иное лексическое значение соответствует какому-то физическому или психическому явлению: объекту, процессу, событию, свойству, отношению и т. п.

4. Их невозможно достаточно простым образом свести к системе четких обобщенных оппозиций; иначе говоря, они не очень хорошо структурированы. (Тем не менее лексические значения все же образуют структуру – но гораздо менее строгую и симметричную, чем та, в которую организованы грамматические значения.)

грамматические значения, напротив, характеризуются четырьмя противоположными свойствами:

1'. Они не универсальны в том смысле, что в принципе ничто не мешает языку обходиться без них. Даже в тех языках, где они присутствуют, они всегда в меньшинстве: по грубой оценке, они составляют всего 1/10 000 инвентаря значений или даже еще меньше.

Замечание. Мы не знаем, существует ли такой естественный язык, в котором грамматических значений не было бы вовсе. Похоже, что таким языком является вьетнамский <...>. Во всяком случае, логически вполне возможно представить себе язык без грамматических – т.е. словоизменительных и словообразовательных – значений. (Внимание! Это совсем не означает, что у такого языка вовсе не будет грамматики. Язык L , не имеющий грамматических значений, обязательно имеет синтаксис, правила которого работают с неизменяемыми словоформами, располагая их в правильно построенные последовательности. Можно сказать, что грамматика подобного языка основывается целиком на лексических значениях.)

2'. Они образуют закрытое множество. Очень редко бывает так, чтобы в языке возникали новые грамматические значения, а какие-то другие, наоборот, исчезали. Если это и случается, то соответствующий процесс протекает крайне медленно. Более того, такие изменения существенно затрагивают весь язык: в результате он обычно оказывается другим языком. Слегка преувеличивая, мы можем сказать, что изменения в языке – это, прежде всего, изменения его грамматических значений.

3'. Они мало связаны (а иногда и вообще не связаны) с внеязыковой действительностью. Каждое грамматическое значение, как правило, относится к некоторому лексическому значению; оно классифицирует, модифицирует или связывает лексические значения в речи. Грамматические значения являются значениями, так сказать, второго порядка. Они отражают, главным образом, концептуализацию мира говорящими.

4'. Они достаточно легко сводятся в хорошо организованную систему четких обобщенных оппозиций, образуя высоко структурированные и достаточно очевидные множества. Так, для всякого носителя русского языка ‘множественное [число]’ образует систему с ‘единственным [числом]’, а ‘настоящее [время]’ – с ‘прошедшим’ и ‘будущим’. Однако трудно, если не невозможно, постулировать похожую систему, например, для таких значений, как ‘обучать’, ‘кристальный’ или ‘мясо’.

Чтобы сделать характеризуемое различие более наглядным, расположим указанные свойства языковых значений в две параллельные колонки:





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации