Курсовой проект - Генеральный план города - файл n1.doc

приобрести
Курсовой проект - Генеральный план города
скачать (17.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc106kb.23.01.2006 00:30скачать

n1.doc

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И СТРОИТЕЛЬСТВА


Кафедра городского строительства


Пояснительная записка к курсовой работе: «Генеральный план города».


Студент факультета Корчагин А.Н.

ГДСиХ

Шифр: ГСХ -03-036
Консультант Малоян Г.А.

Москва 2005
Введение.

Природно-территориальные условия размещения городов.

Территорию для строительства новых городов выбирают с учётом возможности рационального размещения в их пределах мест приложения труда, жительства и отдыха населения. При этом принимают во внимание: природные условия места; требования промышленного, жилищного, транспортного и других видов строительства к качеству подлежащих застройке участков; условия организации инженерного оборудовании территории; требования экономики строительства.

Для того, чтобы соответствовать всем этим требованиям, территория города должна иметь:

Для жилой застройки отводят территории с наиболее благоприятными естественными и санитарными условиями, по возможности вблизи рек и водоёмов.

Оценку пригодности территории для строительства обычно производят по инженерно-климатическим и почвенно-растительным условиям.

Благоприятными для строительства считаются территории: с уклонами 0,5-10% для жилой и 0,3-5% для промышленной застройки; уровнем грунтовых вод более 3 м для жилищного и 7 м для промышленного строительства; допускаемым давлением грунтов не менее 1,5 кг/см; затопляемостью не чаще одного раза в 100 лет; на которых отсутствуют заболоченность, карст, оползни.

Климатическая характеристика территории определяется среднемесячной температурой и относительной влажностью воздуха, абсолютными минимумами и максимумами температуры, розой ветров.

Важным элементом анализа природных условий является его ландшафтно-архитектурная оценка, направленная на выявление композиционного потенциала и эстетических особенностей территории. При этой оценке выявляются: элементы естественного ландшафта, уникальные элементы среды, такие как памятники истории, культуры, архитектуры, садово-паркового искусства.

В этих же целях анализируется пластика и характер различных форм рельефа, определяются наиболее высокие точки, выявляются особенности соотношения рельефа с водоёмами, оценивается окраска растительного покрова в различные сезоны года и др.

В итоге выявляются ведущие элементы ландшафта, наиболее активно определяющие своеобразие территории в целом и отдельных её участков.

1. Исходные данные для проектирования.




Показатели

Исходные данные

1

Климатический район строительства города

Москва

2

Ведущая отрасль промышленности

Нефтеперерабатывающая

3

Класс по санитарной классификации

1

4

Численность градообразующих кадров на расчётный срок А, тыс.чел.

40.5

5

Площадь промышленной территории, га

930

6

Площадь селитебной территории, га

1080

7

Средняя этажность жилой застройки

7

8

Ориентация подосновы

Запад

9

Направление ветра

Северо-запад


В соответствии с градообразующими и градообслуживающими видами деятельности всё трудоспособное население города подразделяется на группы: градообразующую, включающую трудящихся предприятий, учреждений и организаций градообразующего значения (промышленное производство, строительство, наука, управление, высшее образование) и градообслуживающую, состоящую из трудящихся предприятий и учреждений обслуживания населения данного города (воспитание и образование, здравоохранение, торговля, хозяйственно-бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание).


Характеристика промышленных предприятий ведущей отрасли промышленности (нефтеперерабатывающая и нефтехимия).




Наименование предприятий

Площадь терр-ии, га

1

Нефтеперерабатывающий завод (1очередь строительства)

250

2

Нефтехимический завод (1очередь строительства)

280

3

Завод синтетического каучука (1 очередь строительства)

200

4

Завод лавсана (расчётный срок)

100

5

Завод пластмасс (расчётный срок)

100



2.Определение проектной численности населения города.

Относительно постоянная численность трудоспособной возрастной группы в составе всего населения обеспечивает достаточно определённый трудовой баланс, выражающийся в следующих примерных пределах: градообразующая группа (А) – 20-30%; градообслуживающая группа (Б) – 15-25%; несамодеятельная группа населения (дети, пенсионеры, занятые в домашнем хозяйстве, инвалиды и др.). (В) – 45-55%. С учётом современных и прогнозных соотношений возрастных групп населения и структуры трудовых ресурсов перспективную ориентировочную численность населения города определяют по формуле:
Н=100*А/100-(Б+В)=100*40,5/30=135 тыс. чел.
где Н – расчётная численность населения, тыс. чел.; А – абсолютная численность градообразующих кадров, тыс.чел.; Б – удельный вес градообслуживающей группы населения, %; В – удельный вес несамодеятельной группы населения, %.

Численность населения является основным типологическим признаком классификации города. В данном случае город является большим (от 100 до 250 тыс. чел.). С размерами городов чаще всего связано и их административное значение.
3. Предварительный баланс территории города.
Составляется по генеральному плану города по показателям: величины территории ( га ), её процента по отношению ко всей территории города, удельной величины территории применительно к численности населения города ( м/чел. ).

Часть «А»: селитебная территория определяется по численности населения и средней этажности застройки.

Итого по части «А»: 1080 га.

Часть «Б»: промышленные территории определяются по исходным данным для проектирования.

Итого по части «Б»: га.

Часть «В»: санитарно-защитная зона определяется в зависимости от класса вредности предприятия.

Итого по части «В»: 603 га.
Всего в пределах границ города «А»+«Б»+«В»= га.

4. Функциональное зонирование территории города.

Одним из основных принципов рациональной территориальной организации города является его функциональное зонирование. Это означает дифференциацию территории города по характеру и типу её использования. В основе функционального зонирования – стремление создать наиболее эффективные условия реализации основных форм жизнедеятельности городского населения – труда, быта и отдыха – предъявляющих специфические требования к организации городского пространства.

С учётом преимущественного функционального использования территория города, согласно нормам и правилам планировки и застройки городов, укрупнёно подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначается для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений. Здесь располагаются научно- исследовательские, проектные институты, отдельные коммунальные, промышленные и другие объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон. В пределах селитебной территории размещаются пути внутригородских сообщений, площади, парки, сады, бульвары и другие места общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и комплексов научных учреждений со связанными с ними опытными производствами. Во взаимосвязи с производственными территориями формируются участки коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта (пути внегородских сообщений, сортировочные, технические станции и т.д.).

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, водоёмы. Совместно с парками, бульварами, скверами, размещаемыми на селитебной территории, они формируют систему открытых пространств города и его сооружения.

Предварительные потребности в величине селитебной территории города определяется в соответствии со средней этажностью его жилой застройки, исходя при этом из укрупнённых показателей в расчёте на 1000 жителей.

На размеры и степень интенсивности использования территории промышленных зон влияют условия их размещения в структуре города и градостроительная ценность отдельных его участков. Участки водозаборов, очистных канализации, теплоцентрали, других головных сооружений систем инженерного оборудования, размещаемые с разрывом от селитебных зон, включают в состав коммунальных зон.

Комплексной, полифункциональной зоной города является общегородской центр. В его составе участки объектов общегородского общественного обслуживания, административно-управленческих учреждений, жилых комплексов, сады, парки, пешеходные зоны, площади.

Главными задачами функциональной организации территории города являются: согласованное размещение основных функциональных территорий относительно друг друга; создание удобных связей между ними; рациональная структурная организация каждой из них. В соответствии с санитарными требованиями селитебные территории располагают с наветренной стороны относительно промышленных территорий и выше по течению реки.


5. Планировочная структура города.

Наиболее наглядно характер планировочной структуры иллюстрирует схема основных магистралей города и связанные с ней его главные общественные центры. К этим осям и центрам тяготеют интенсивно освоенные полосы и ареалы городской территории. В сочетании они формируют основу территориально-планировочной организации города, получившей в градостроительной литературе термин «каркас», которому подчинены все остальные территории города. В крупных городах формируются планировочные районы, в состав которых могут входить несколько жилых районов, мест приложения труда, крупные озеленённые массивы. Численность населения таких районов в зависимости от величины города может составлять 100-300 тыс.чел. Планировочная структура города отражает единство и взаимосвязанность различных частей городского организма.

Задачи формирования селитебных территорий исходят из необходимости создания максимально благоприятных условий для удовлетворения социально-культурных, бытовых потребностей населения. Эти задачи реализуются в жилых комплексах разных уровней, формируемых на основе объединения жителей по общественному обслуживанию и совместному использованию территории. При проектировании селитебных территорий выделяются два основных типа жилых комплексов – жилой район и микрорайон.

Величина жилых районов определяется этажностью застройки и плотностью населения, спецификой планировочной структуры города, его природно-ландшафтной ситуацией.

Планировочную организацию жилых районов формируют, прокладывая магистральные улицы по возможности в обход районов, концентрируя их обслуживающие учреждения и предприятия в общественных центрах и связывая зелёные насаждения жилого района с системой озеленения города.

Жилые районы включают в свой состав: территории микрорайонов, участки общественно-торговых центров и других культурно-бытовых учреждений периодического обслуживания, сады, бульвары и скверы, физкультурно-спортивные сооружения, лечебные учреждения. В состав микрорайонов входят: жилые территории (участки жилых зданий и образуемых ими дворовых пространств), участки общественно-торговых центров повседневного обслуживания, школ и детских учреждений, места отдыха и занятии спортом, хозяйственные зоны, участки автостоянок.

Важным фактором планировочной организации селитебной территории является членение её на межмагистральные территории сетью магистральных улиц и дорог с массовым общественном транспортом. Такое членение строится с расчётом максимальных по дальности подходов к остановкам общественного транспорта в 500-600 м. расстояние между магистральными улицами при этом принимается не более 800-1000м.

При строительстве новых городов в целях рациональной планировочной организации производственной территории её структуру формируют в виде последовательного ряда усложняющихся звеньев:

В зависимости от характера технологического процесса и выделяемых производственных вредностей промышленные предприятия делят на пять классов. В данной работе санитарно-защитная зона (расстояние до границ селитебной территории) для предприятий I-го класса должно быть не менее 1000м. зоны с предприятиями I класса независимо от величины грузооборота предприятий (нефтехимия) рекомендуется размещать в удалении о селитебной территории.

В планировочной структуре промышленной зоны выделяют территории: производственную, используемую для размещения собственно промышленных предприятий; санитарно-защитную; энергетических и складских объектов; транспортную; научно-техническую; общественную.

По мере роста и развития городов их формирование последовательно проходит этапы: уплотнения городской застройки, расширения границ осваиваемых территорий, пространственного отделения от них новых районов.

В основе планировочной организации города – центрические территориальные структуры. Преимущество центрических структур, состоящие в хорошей доступности общегородского центра, близости природного окружения эффективно проявляются при сравнительно ограниченных размерах города. С ростом территории ухудшается функционирование его моноцентричной транспортно-коммуникационной системы ввиду все возрастающегося объёма нагрузок на центр города. В тоже время от центральной части города всё более удаляются периферийные городские районы, а сам центр оказывается отрезанным от природного окружения.

6. Транспортно-планировочная организация.
Улично-дорожная сеть города и городской транспорт формируются как единая система. Её структура определяется размерами города и его планировочной организацией, а задачи формирования исходят из необходимости установления взаимосвязей между различными частями городской территории – функциональными зонами, районами, центрами. Решение этих задач, направленных на обеспечение наименьших затрат времени населением на доступность мест приложения труда, общественных центров, мест отдыха, других основных фокусов тяготений, установление кратчайших связей между ними – главная цель комплексного проектирования планировочной структуры и транспортной сети города. Оценка решений по степени взаимосогласованности планировочной и транспортной составляющих ведётся при этом на основе специальной системе критериев – показателей затрат времени на передвижения, транспортной подвижности населения ( число поездок в год на 1 жителя), доступности центра города во времени, средней длины поездки и др.

Частью транспортной системы города является городской пассажирский транспорт. Главный показатель его работы характеризуется величиной затрат времени на передвижения ( включая пешеходные подходы) от мест проживания до мест работы и других мест массовых посещений ( в один конец). Эти затраты не должны превышать 40 мин. для больших городов. Для 80-90% пассажиров в крупных городах. Сети пассажирского наземного транспорта прокладываются по магистралям селитебной и других территорий города с учётом дальности пешеходных подходов к остановкам, не более 500-600 м.

В транспортной инфраструктуре города важная роль отводится организации его внешних транспортных связей ( железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных), обеспечивающих связи с другими городами и районами. Для этого в городе предусматривается специальная зона внешнего транспорта. Сооружения и устройства внешнего транспорта ( вокзалы, пассажирские станции, порты и др.) проектируют как комплексную систему в органической связи с улично-дорожной сетью и городским общественным транспортом.


7. Технико-экономические показатели.




Наименование

Ед.измер.

Коли-во

1

Население города

Тыс.чел.

135

2

Площадь селитебной территории

Га

1080

3

Плотность населения

Чел/га

125

4

Площадь территории города

Га

2010

5

Протяжённость магистральных улиц

Км

71,715

6

Плотность сети магистральных улиц

Км/км^2

4,5


Плотность населения находится из расчёта: население/площадь селитебной территории;

Площадь территории города: селитебная + промышленная территории;

Плотность сети магистральных улиц: главные магистрали/ площадь селитебной территории.


Литература



  1. Малоян Г.А.

ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА/ Учебное пособие: - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004-120 с.

  1. Авдотьин Л.Н. и др.

Градостроительное проектирование: Учеб. для вузов/ Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. – М.: Стройиздат, 1989.-432 с.: ил.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации