Размещено на - файл

приобрести
скачать (1229.1 kb.)


Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление
Введение

1. Понятие и предмет информационной безопасности

2. Национальные интересы России в информационной сфере

3. Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере и их источниках. Информационная война и информационное оружие

4. Принципы, задачи и функции обеспечения национальной безопасности

5. Законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и его место в системе российского права и законодательства России

Заключение

Список использованных источников



Введение
Проблема обеспечения информационной безопасности любого государства является одним из наиболее важных аспектов его внешней политики, так как именно информационная сфера представляется на сегодняшний день важнейшим объектом приложения деятельности различных участников международных отношений. Каждый из них стремится не только сформировать и поддержать благоприятный имидж в мировой политике, но и взять под контроль важнейшие информационные ресурсы, в первую очередь, средства массовой и сетевой информации, функционирование которых в значительной степени определяют мировое общественное мнение.

Особенное значение обеспечению информационной безопасности придают те страны, которые являются либо претендуют на роль великих держав. Правительства таких государств осознают, что без учета информационного фактора они не смогут защищать свои геополитические интересы, оказывать воздействие на внешнюю политику других стран, определять основные направления политического развития отдельных регионов и влиять на мировую политику в целом. В полной мере это утверждение относится к внешнеполитическому курсу такого влиятельного государства, как Российская Федерация, руководство которой также уделяет большое внимание вопросам собственной информационной безопасности и разработке комплексной системы ее реализации.

Необходимость рассмотреть ключевые направления такой деятельности и дать общую оценку места и роли современной России в глобальном информационном обществе определяет актуальность темы данного исследования.

Научная значимость рассматриваемой темы обусловлена неотложностью ее изучения в РФ, так как проблема формирования информационной безопасности нашей страны, разработка новейших методов реализации этой задачи, а также их адаптация к меняющимся условиям современных международных отношений является сегодня важнейшей задачей для специалистов в области мировой политики, политологии и социологии.

Практическая значимость изучения информационной безопасности Российской Федерации может быть, в первую очередь, обоснована целым рядом угроз в политической, экономической и гуманитарной сферах. Такие риски, как усиление радикальных политических течений, вопросы энергетической безопасности, конкуренция на внешних рынках, глобальные социальные угрозы и многие другие в равной степени значимы в настоящее время для Российской Федерации. Поэтому анализ обеспечения информационной безопасности России на современном этапе позволит в дальнейшем сформулировать наиболее оптимальную модель защиты информационной безопасности страны и определить основные направления ее реализации.

Исходя из этого, предметом исследования в данной работе является информационная безопасность Российской Федерации начиная с 1992 года и до настоящего времени.

Источниковой базой для написания работы послужили законодательные акты Российской Федерации, которые регулируют различные аспекты государственной информационной политики России на современном этапе. Среди них необходимо, в первую очередь, назвать Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом РФ В. Путиным 9 сентября 2000 г., а также Закон РФ «О безопасности»1 от 5 марта 1992 и Концепцию государственной информационной политики РФ, одобренную Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ 21 декабря 1998 г., и Концепцию формирования информационного общества в России, одобренную Государственной комиссией по информатизации при Государственном комитете РФ по связи и информатизации 28 мая 1999 г.

Исследовательская мотивация автора настоящей работы связана со стремлением не только изучить проблемы правового обеспечения развития информационного общества, пока еще не нашедших оптимального решения и требующих применения современных подходов. При этом следует отметить, что теоретические вопросы создания информационного общества и правового обеспечения информационной безопасности исследованы недостаточно. Определение направлений правового обеспечения информационной безопасности требует системного подхода и правовых оценок с учетом проработки на основе анализа особенностей информационных отношений, связанных с обеспечением информационной безопасности, влиянием на них процессов глобализации. Многогранность информационных отношений и необходимость их урегулирования требуют разработки кодифицированного законодательного акта, а также проекта основ обеспечения информационной безопасности.

Продвижение инициатив в области международной информационной безопасности имеет позитивный характер и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС). Об этом свидетельствуют Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности от 15 июня 2006 г. и подписанный 16 августа 2007 г. План действий государств-членов ШОС по обеспечению международной информационной безопасности. Проблемы правового регулирования в этой области вызывают озабоченность у всех государств-участников этой организации в связи с глобализацией вызовов и угроз. Вопросы установления ответственности за содержание интернет-сайтов и интернационализации управления Интернетом также носят международный характер, нуждаются в дополнительном изучении для выработки взаимосогласованных предложений и их реализации.

В Российской Федерации созданы необходимые условия для интенсификации развития информационного общества и, в частности, для перехода к системе электронного обеспечения правосудия.

Цель работы – выявление недостатков правового регулирования информационной безопасности РФ и выработке рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Изучение и анализ нормативных правовых актов, регулирующих основы информационной безопасности РФ, а также актов их официального толкования;

Исследование источников доктринального толкования, содержащих предложения по усовершенствованию действующего законодательства РФ, регулирующего основы информационной безопасности;

Исследование понятийного аппарата в сфере права с целью его уточнения и согласования;

Изучение правоприменительной практики с целью выявления недостатков правового регулирования действующего законодательства;

Структура работы, обусловленная целью, задачами и внутренней логикой исследования, включает в себя: введение, пять глав, заключение и список использованных источников.
1. Понятие и предмет информационной безопасности

правовой информационный безопасность законодательство

Общеизвестна формула, закрепленная с 1992 г. в Законе РФ «О безопасности»: безопасность — это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Исходя из этого, к основным объектам безопасности относятся: личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Одновременно с этим государство, организации и граждане относятся и к основным субъектам обеспечения безопасности. Главную роль при этом играет государство, которое в соответствии с действующим законодательством должно обеспечивать безопасность каждого гражданина, а также социальную и правовую защиту граждан и организаций, оказывающих содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

До последнего времени понятию «безопасность», методологическим проблемам безопасности как определенного социального явления уделялось мало внимания, что, по мнению В. В. Серебрянникова, объяснялось закрытостью темы безопасности как монопольной сферы высшего политического руководства. В общих энциклопедических изданиях, включая Новый иллюстрированный энциклопедический словарь 1999 г., это понятие отсутствует. В Большой советской энциклопедии раскрывается лишь понятие «безопасность международная», которое трактуется как состояние экономических, политических и других отношений между государствами, утверждающее мирное сосуществование государств на началах равноправия, национальную независимость и самостоятельность народов, а также их свободное развитие на демократической основе.2 Этим смысл понятия «безопасность» сводился только к противодействию внешним опасностям и угрозам, что подчеркивало официальную позицию того времени об отсутствии внутренних угроз для безопасности страны.3 В Советской военной энциклопедии и в Военном энциклопедическом словаре, изданных в 1970-80-с гг., дается лишь трактовка сугубо прикладных военно-технических понятий: «безопасность полетов», «безопасность плавания», «безопасное удаление», «безопасный временной интервал» и т. д. Применение общих понятий «безопасность», «военная безопасность», «безопасность внешняя и внутренняя» почти исключалось, так как было принято считать более точным понятие «оборона», «защита государства».

В. Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность.4 По С. Ожегову безопасность — это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности».5 Сегодня появилось множество других определений безопасности, авторы которых исходят из разных критериев. Иногда полагают, что «безопасность есть состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование».6 Здесь, очевидно, необходимо согласиться с оценкой ВВ. Серебрянникова, А. Хлопьева и других ученых,7 что столь широкое определение безопасности как состояния или тенденций развития не раскрывает ее специфики как социального явления. Кроме того, если безопасность призвана ограничивать прогресс инновациями в рамках какой-то одной качественной определенности, то она может стать фактором застоя, консерватизма и регресса. Система безопасности не только не должна препятствовать эволюционным (количественным) и революционным (качественным) изменениям (если они объективно назрели), а, напротив, должна способствовать преодолению без ущерба для общества и граждан устаревших форм жизни. Эти ученые полагают, что раскрытие понятия «безопасность» через термины «защита», «защищенность», «защитить» сужает ее смысл. Защищать — значит оборонять, закрывать, загораживать что-либо; защита — это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого-либо или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком аспекте трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом учитываются важнейшие свойства и функции безопасности— снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. Таким образом, смысл слова «защищать» отражает одну из важнейших функций безопасности, но не исчерпывает их.

Представители Института социально-политических исследований РАН считают, что безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития.8 Представители Международной неправительственной научно-исследовательской и образовательной организации «РАУ— Корпорация» в своей концепции рассматривают безопасность страны не как состояние, а как ее системное свойство, позволяющее развиваться и процветать в условиях конфликтов, неопределенности и рисков на основе самоорганизации и управления, и предлагают включить в структуру безопасности страны социальную безопасность (в том числе, государственную, национальную), безопасность культуры (в том числе, интеллектуальную и информационную), политическую, военную, экономическую, экологическую и другие виды безопасности.9

Достаточно целостное видение безопасности и ее обеспечения предложил В. П. Сальников.10 Научное определение безопасности государства, как справедливо считает ученый, предполагает выделение нескольких уровней ее обеспечения в соответствии с общим принципом взаимосвязи личности, общества и государства.

На личностном уровне — это надежная защита личной и имущественной безопасности; обеспечение научно обоснованного и гарантированного государством минимума материальных и экологических условий существования при тенденции к их улучшению; реальное обеспечение конституционных прав и свобод личности.

На уровне организации гражданского общества — это преодоление конфронтационности в обществе, достижение и поддержание национального согласия по жизненно важным проблемам политического, экономического, социального, этнонационального развития страны; выход из кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения; ускорение процессов формирования институтов самоорганизации гражданского общества; повышение созидательной активности населения; преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на началах рыночной экономики; формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества; обеспечение признанных международным правом интересов и прав русского населения в зарубежных странах; обеспечение экономических, социальных, политических, информационных условий всестороннего развития личности.

На государственном уровне — неуклонное обеспечение суверенитета и территориальной целостности России; обеспечение социально-политической и экономической стабильности страны; защита и обеспечение прав, свобод и законных интересов гражданина; совершенствование федеративного государственного устройства; повышение эффективности защиты конституционного строя, правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией; развитие эффективной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества; создание надежного оборонного потенциала, способного отразить любую внешнюю агрессию; развитие всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе.

Сегодня, очевидно, что медленно формируется общая теория безопасности как систематизированное и обобщенное знание о безопасности, как важнейшее условие выживания и развития человека, общества, государства, человечества. На наш взгляд, здесь важна роль теории государства и права в этом процессе, так как государство является главным среди субъектов обеспечения безопасности и должно выступать организатором такой системы, а право должно стать главным регулятором отношений в этой сфере.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 г. на основе и с учетом результатов проведенных исследований существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе РФ «О безопасности» 1992 г., что предопределяет необходимость их последующего подтверждения в новом Федеральном законе «О национальной безопасности». Сравнительный анализ этих отличий и изменений, поскольку они касаются как объектного и субъектного состава обеспечения безопасности, так и, возникающих при этом отношений.

Если в Законе 1992 г. шла речь только о жизненно важных интересах как о совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, то Концепция вводит понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен (хотя и условно) перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности — это экономическая, социальная, внутриполитическая, международная, информационная, военная (оборонная), пограничная и экологическая сферы. В целом этот перечень соответствует перечню существующих ныне постоянных межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ (МВК СБ РФ) согласно утвержденной классификации компонентов безопасности, определяемых Законом РФ «О безопасности» и Положением о Совете безопасности Российской Федерации (внешнеполитической, по экологической безопасности, по оборонной безопасности, по информационной безопасности, по экономической безопасности, по общественной безопасности, по охране здоровья населения, специальной межрегиональной комиссии, по борьбе с преступностью и коррупцией, по научно-техническим вопросам оборонной промышленности, внутриполитической, пограничной) соответствует норме Закона, предусматривающей иные виды безопасности, кроме прямо указанных в Законе, но повлечет за собой реорганизацию МВК СБ РФ, в том числе, отнесение комиссии по охране здоровья населения к сфере социальной безопасности; специальной межрегиональной комиссии, комиссии по общественной безопасности, по борьбе с преступностью и коррупцией — к сфере внутриполитической безопасности. К интересам личности Концепция относит полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Интересы общества предполагают упрочение демократии, создание правового государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, развитии международного сотрудничества.

В Концепции предложен и несколько иной субъектный состав национальной безопасности и ее обеспечения. Если в соответствии с Законом систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом (т. е. представлены все субъекты триады), то в Концепции основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. В другом положении Концепции указывается, что национальные интересы России носят долгосрочный характер и обеспечиваются институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями, т.е. здесь граждане выступают лишь как объект безопасности, а участие общества ограничено общественными организациями.

Наряду со справедливым уточнением «принципы обеспечения безопасности» состав и содержание принципов существенно скорректированы (результаты этого сравнительного анализа приведем при рассмотрении принципов обеспечения информационной безопасности).

Существенно скорректированы основные задачи по обеспечению национальной безопасности РФ, а также направления и полномочия государственных органов по формированию и реализации политики обеспечения национальной безопасности (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Совета безопасности РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ). Приведем лишь некоторые из них, имеющие прямое отношение к теме информационной безопасности:

— своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации,

— преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

— обеспечение личной безопасности граждан Российской Федерации, их конституционных прав и свобод;

— обеспечение полноты и совершенствование законодательства Российской Федерации при обеспечении приоритета федерального законодательства;

— принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации;

— разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;

— выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

— совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечения их деятельности.

Теоретические и практические проблемы построения целостной системы национальной безопасности и предложенные пути их решения в полной мере относятся и к информационной безопасности не только как к составной части национальной безопасности, но и в силу ряда других причин:

— национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз во всех областях национальной безопасности выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;

— человек и его права, информация и информационные системы и права на них — это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;

— решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода;

— проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер.

Эти обстоятельства, наряду с построением гражданского общества в Российской Федерации как общества информационного, возрастанием роли информации, информационных ресурсов и технологий в развитии гражданского общества и государства в XXI в., выводят вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности11. Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно связана с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным звеном, связывающим все основные компоненты государственной политики в единое целое.

Впервые понятие «информационная безопасность» приобрело государственное звучание на уровне государственных органов власти и управления в 1989-1990 гг., когда решением Президиума Верховного Совета СССР была организована рабочая комиссия по совершенствованию системы национальной безопасности (руководил ею академик Ю. А. Рыжов, в которой В. Н. Лопатин отвечал за вопросы информационной безопасности), определены необходимые алгоритмы поведения государственных структур по выработке и реализации такой политики национальной безопасности: интересы личности, общества и государства — угрозы — оценка возможностей парирования угроз и защиты интересов — задачи — функции — структуры и органы — меры; доктрина — Концепция национальной безопасности — Концепция информационной безопасности — программы. Тогда же пришли к выводу, что общенациональная безопасность реализуется в двух измерениях (общественном и государственном) и подразделяется на внутреннюю и внешнюю в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно важных интересов. Первоосновой безопасности является безопасность личности, что предопределяет безопасность гражданского общества и легитимность государства. Для обеспечения национальной безопасности необходима система, включающая совокупность законодательных актов и созданных на их основе структур и механизмов взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. При этом устойчивость системы должна основываться на общенациональном согласии.

Одной из основных составляющих системы обеспечения национальной безопасности была названа информационная безопасность. Был подготовлен и принят Закон РФ «О безопасности», создан Совет безопасности и целый ряд ситуационных центров, призванных стать интеллектуальной и организационной основой подготовки решений. К сожалению, как и десять лет назад, ситуационные центры остаются «дорогостоящими игрушками», а решения, принимаемые на уровне органов государственной власти, по-прежнему плохо аргументированы и в итоге оказываются весьма «неожиданными». Фактор «неожиданности» как раз и свидетельствует о не востребованности той многовариантности, которую несут в себе новые информационные технологии, позволяющие минимизировать потери и ошибки.

С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую информационной безопасностью. Вопросы, связанные с нею, поднимаются во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденные Указами Президента РФ от 17 декабря 1997 г. и от 10 января 2000 г. Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г.

Анализ состояния информационной безопасности РФ, сделанный в этой Доктрине, показывает, что, как и прежде, «ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства». Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям и требуют постановки и решения ряда задач.

В 1996 г. при участии и под руководством В. Н. Лопатина был создан парламентский подкомитет по информационной безопасности Комитета Государственной Думы РФ по безопасности. В своей деятельности подкомитет по информационной безопасности руководствовался упомянутым уже алгоритмом, предложенным комиссией Ю. А. Рыжова, и в 1996-1999 гг. проделал определенную работу, итогами которой стали: анализ состояния и причин информационной безопасности, выявление национальных интересов и угроз им в информационной сфере, оценка состояния действующего законодательства и подготовка Концепции развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации на основе анализа более 50 международных нормативных актов, 100 законов и 150 подзаконных нормативных актов РФ, разработка целого ряда законов по реализации этой Концепции с целью законодательного обеспечения информационной безопасности.

Понятие информационной безопасности. При определении содержания понятия «информационная безопасность» одни, исходя из того, что ранее обеспечение информационной безопасности сводилось лишь к охране и защите прав на информацию (да и то далеко не всю, а только государственную и служебную тайну), ошибочно, скорее, по инерции отождествляют два разных понятия — «защита информации» и «информационная безопасность», хотя это сегодня совсем не одно и то же. Приведем пример, что «одним из приоритетных направлений политики национальной безопасности является защита информации», в то же время говорится, что «приоритетными объектами правовой защиты в области информационной безопасности выступают права личности и интересы общества в информационной сфере, собственно информация и информационные системы». В данном случае, кроме некорректного применения понятия «защита информации», из объектов защиты информационной безопасности исключены интересы государства, что не соответствует предмету национальной безопасности, составной частью которого является информационная безопасность.12

Другие авторы, говоря об информационной безопасности, нередко понимают этот термин узко, как набор аппаратных и программных средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях. По их мнению, то, что в 1970-е гг. называлось компьютерной безопасностью, а в 1980-е гг. — безопасностью данных, сейчас именуется информационной безопасностью. Информационной же безопасностью они называют «меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе»13. При этом эти авторы используют термин «критические данные», под которыми понимают данные, требующие защиты из-за вероятности нанесения (риска) ущерба и его величины в том случае, если произойдет случайное или умышленное раскрытие, изменение, или разрушение данных. В соответствии с этой логикой цель информационной безопасности — обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. На самом деле информационная безопасность гарантирует, что достигаются конфиденциальность критической информации; целостность информации и связанных с ней процессов (создания, ввода, обработки и вывода); доступность информации, когда она нужна; учет всех процессов, связанных с информацией. В обоих указанных случаях в качестве объекта защиты предлагается только информация. Третьи авторы под информационной безопасностью понимают «защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры»,14 выделяя таким образом уже два объекта защиты — информацию и информационную инфраструктуру.

Некоторые ученые считают, что состояние информационной безопасности личности, общества и государства определяется, главным образом, двумя факторами: информационно-психологической удовлетворенностью потребностей граждан и негативными информационно-психологическими и информационно-техническими воздействиями. Существуют и другие подходы к определению понятия и предмета информационной безопасности.15

В целом сегодня в органах государственной власти сложились две тенденции при определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители силовых структур, прежде всего ФАПСИ, предлагали распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой. Эти два взаимоисключающих подхода порождают путаницу не только в публикациях, но и в законодательных актах. Истина, как всегда, лежит посередине.16

Информационная безопасность — это состояние защищенности национальных интересов страны (совокупности жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.17 Оно соответствует логике Закона «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности РФ.

В соответствии с ст. 80, 84 Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики, в том числе в области информационной безопасности.

Исходя из анализа Программы действий на 1996-2000 гг., ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (1994-2000 гг.) и Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности РФ, определены основные интересы и угрозы им в информационной сфере, основные задачи и принципы государственной политики по обеспечению информационной безопасности.






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации