Классификация управленческих отношений в системе государственной гражданской службы - файл

приобрести
скачать (55 kb.)

Классификация управленческих отношений в системе государственной гражданской службы

Функция организации системы и структуры государственного управления в целом и государственной службы, установления форм и методов управления воплощается в организационно-управленческих отношениях.

В зависимости от поставленных целей, организационно-управленческие отношение подразделяются на следующие виды:


Предметом данной курсовой являются внутриорганизационные отношения, поэтому именно на них будет стоять акцент в данном параграфе.

Внутренние управленческие отношения возникают в связи со следующими аспектами:



В теории государственного управления выделяют два типа управленческих внутриорганизационных отношений: формальные и неформальные.

Формальные управленческие отношения представляют собой систему отношений между субъектом и объектом управления, регулируемые законами, нормативными актами, приказами и распоряжениями. Формальные отношения всегда рациональны, принципиально безличны и имеют исключительно функциональные цели.

Структура формальных управленческих отношений включает в себя отношения субординации и координации.

Отношения субординации представляют собой, с одной стороны, отношения распорядительства и администрирования, а с другой – исполнительства и подчиненности. Такие отношения складываются как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями различных уровней. Суть отношений субординации состоит в том, что руководитель на основе существующего правового статуса и нормативных актов определяет обязанности и задачи подчиненных, а последние должны четко выполнять предписания.

Отношения координации устанавливаются между работниками, занятыми в различных звеньях органа управления по горизонтали, между отделами, службами. Отношения координации предполагают согласованность действий органов, работников, сопоставление целей, ресурсов, форм и методов деятельности для достижения общих положительных результатов.1

Связи, возникающие между людьми в процессе осуществления управленческого труда на основе психологической совместимости личных качеств, соответствия характеров, симпатии и антипатии называются неформальными управленческими отношениями. Такие отношения ничем не регламентируются, возникают стихийно и выходят за рамки официальных. Неформальные управленческие отношения имеют большое значение в создании нормального психологического климата в трудовом коллективе.

С точки зрения административного права, управленческие отношения также разделяются на два самостоятельных вида:


Также важнейшим элементом в системе управленческих отношений в сфере государственной гражданской службы являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели всего государственного органа. Распределение прав и обязанностей лежит в основе вышеназванных отношений субординации и координации.

Классифицировать управленческие отношения также можно по характеру взаимосвязи между руководителем и подчиненным. В менеджменте выделяют бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения. Что касается управленческих отношений в сфере государственной службы, к ним можно отнести только бюрократические и патерналистские, так как в основе фратерналистских и партнерских не лежат ярко выраженные иерархические отношения.

Итак, бюрократические отношения базируются на административной иерархии. За каждым сотрудником закреплены его функциональные обязанности. Руководители принимают решения, подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя распоряжениям. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет собой отлаженную процедуру. Ответственность за успехи и провалы конкретного дела несет соответствующий исполнитель. Контакты между руководителями и подчиненными носят в основном формальный характер и ограничены только служебными отношениями. На наш взгляд, именно такая модель управленческих отношений преобладает на государственной гражданской службе в России.

При патерналистских управленческих отношениях четко выражена иерархичность, а права руководителя, который принимает единоличные решения, неоспоримы. От сотрудников ожидается лояльность по отношению к руководителю, который контролирует их действия, но, при необходимости, принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успехи и провалы – общая. Руководитель строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за служебные рамки.2

Таким образом, управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от целей административно-правового регулирования, от иерархической структуры, от характера взаимодействия их участников, от функций государственного органа и т.д. Такое разнообразие видов управленческих отношений говорит о том, что существование в целом управленческих отношений в системе государственного управления не вытекает только из необходимости выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функций.



Классификация управленческих отношений в системе государственной гражданской службы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации