1. Определите,какими категориями описывается внешнеэкономическая деятельность. Раскройте понятие вэд - файл

приобрести
скачать (103.8 kb.)


Вариант 1

1.Определите ,какими категориями описывается внешнеэкономическая деятельность. Раскройте понятие ВЭД.

2. Охарактеризуйте классификацию предприятий – участников ВЭД.

3.Сущность маркетинга в ВЭД предприятия.

Вопрос 1. Определите , какими категориями описывается внешнеэкономическая деятельность. Раскройте понятие ВЭД.

Ответ:

Как элемент общей экономической деятельности внешнеэкономическая деятельность характеризуется системой отношений субъектов хозяйствования, складывающихся в экономических связях с нерезидентами страны, другими государствами. Она нацелена на использование фактора внешних связей для эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, привлечения необходимых недостающих ресурсов, наиболее рационального применения собственного потенциала, извлечение выгод совместного труда и достижений мировой науки.



Внешнеэкономическая деятельность предприятий, государства проявляется в основных формах экономических связей со странами и предприятиями и предполагает определенный организационно- экономический и правовой механизм осуществления этих связей. В силу прогресса общественного разделения труда в мировом масштабе, развития интеграции, интернационализации хозяйственных связей и процессов глобализации внешнеэкономическая деятельность становится одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно- финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая между контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе которых указаны разные государства.

Для структурного раскрытия содержания внешнеэкономической деятельности применяются две основные классификации: по направлениям внешнеэкономических связей и по функциям. В первом случае к внешнеэкономической деятельности относится внешняя торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, производственное кооперирование (совместное производство), межстрановое движение (ввоз-вывоз) капитала, международная миграция рабочей силы.

Функциональные формы регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий зависят от организационно-правовых форм предприятий и механизма осуществления и регулирования их внешнеэкономической деятельности. К ним относятся: договоры и коммерческие сделки, таможенное регулирование, тарифные и нетарифные методы, кредитно-расчетное и валютное обслуживание и регулирование внешнеэкономической деятельности. Получили широкое развитие и особые формы внешнеэкономической деятельности. Это свободные экономические зоны (СЭЗ), совместный бизнес, международная инвестиционная деятельность. Сформировались международный менеджмент и международный маркетинг. Заметным явлением в системе мирового хозяйства стала деятельность международных компаний. В рыночной экономике отношения внешнеэкономической деятельности проявляются на мировых рынках товара, международных рынках капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, кредитных и валютных рынках.

Основными категориями внешнеэкономической деятельности, следовательно, являются категории экономических отношений мировой экономики (внешняя торговля, мировой рынок , интеграция, глобализация, международные инвестиции, международная миграция рабочей силы и др.), а также специфические категории механизма осуществления внешнеэкономической деятельности: конкурентоспособность, международные договоры, международные сделки, контракты, таможенное регулирование, тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД предприятий, форма международных расчетов, курсы валют, международный менеджмент, международный маркетинг, международная инвестиционная деятельность, СЭЗ, международный бизнес, совместный бизнес и др.

Основными преимуществами развития внешнеэкономической деятельности предприятия являются:

- экономическое «маневрирование» производственными ресурсами за счет использования широких возможностей мирового рынка: замена более дорогих отечественных комплектующих, сырья , материалов на более дешевые импортные; использование зарубежных лицензий и «ноу-хау» для снижения издержек производства; перенос части производственного процесса в более благоприятные зарубежные условия;

- возможность выбора более эффективных направлений и форм реализации произведенной продукции. С одной стороны, более выгодные условия зарубежных рынков, а с другой - обостряющаяся конкуренция на национальном рынке по мере его насыщения однотипной продукцией стимулируют предприятия к поискам более благоприятных рынков сбыта;

- выбор производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

- выбор путей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции.

Предприятия, имеющие выход на внешний рынок, могут образовывать в своем составе внешнеторговые фирмы, управления внешнеэкономической деятельностью, или отделы внешних экономических связей, а также отделы маркетинга. Их организационная структура зависит, прежде всего, от размера предприятия, объема и номенклатуры экспортируемой и импортируемой продукции, а кроме того от степени сложности продаваемой продукции, опыта внешнеэкономической деятельности, организационных форм сбыта продукции.

Вопрос 2. Охарактеризуйте классификацию предприятий – участников ВЭД.

Ответ:

Участники внешнеэкономической деятельности в России классифицируются по ряду принципов: по профилю внешнеэкономической деятельности, по характеру совершаемых внешнеторговых операций, по организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов. Классификация субъектов ВЭД и их группировка позволяют в полной мере выявить и рассмотреть основные внешнеэкономические функции в составе хозяйственной деятельности экспортно - ориентированных предприятий, производственных объединений и организаций.



По профилю внешнеэкономической деятельности участники ВЭД классифицируются на:

1) производителей-экспортеров, действующих без посредников: производственные объединения и организации промышленного комплекса; консорциумы; транспортные компании; совместные предприятия; производственные кооперативы в регионах приграничной торговли;

2) организации-посредники — обеспечивают внешнеторговые операции на внешнем рынке от лица производителей: внешнеэкономические организации Минэкономразвития Российской Федерации; отраслевые внешнеэкономические объединения; смешанные общества; торговые дома;

3) содействующие организации: ассоциации внешнеэкономического сотрудничества; международные неправительственные организации; специализированные внешнеэкономические организации и фирмы Минэкономразвития России; Торгово-промышленная палата России; уполномоченные банки.

Классификация по профилю деятельности предполагает учет функционально-целевой направленности: производство экспортной продукции и самостоятельная реализация на внешнем рынке, чисто внешнеторговые операции, иные посреднические услуги, финансово-страховые или транспортные операции. Принадлежность субъектов ВЭД к какой-либо сфере деятельности определяет характер воздействия механизма внешнеторгового регулирования через налогообложение, таможенные сборы, таможенные режимы, инвестиционные льготы, а также систему приоритета среди участников ВЭД.

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участники внешнеэкономических отношений делятся на:

а) экспортеров;

б) импортеров;

в) специализированных посредников (таможенные брокеры, комиссионеры, агенты).

В соответствии с ГК РФ по организационно-правовым формам участники ВЭД классифицируются на:

1) коммерческие организации, имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли: хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с дополнительной ответственностью, общества с ограниченной ответственностью); производственные кооперативы (артели); государственные муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия, на праве полного хозяйственного ведения);

2) некоммерческие организации — осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в рамках той цели, ради которой они созданы: общественные организации; потребительские кооперативы; объединения (ассоциации и союзы).

Выбор организационно-правовых форм ВЭД имеет особое значение при создании смешанных обществ и фирм за рубежом, а также совместных предприятий в России с участием иностранных партнеров, которые в основном избирают акционерную форму сотрудничества.

В соответствии со ст. 10 гл. 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности с обязательной регистрацией участников ВЭД в таможне.

В соответствии с требованиями Таможенного кодекса все товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза участниками ВЭД, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю, независимо от порядков осуществления международных договоров купли-продажи или любых других оснований к их пересылке.

При этом регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется Комиссией ТС путем применения тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении ввоза и вывоза отдельных категорий товаров и услуг, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. Одной из форм такого регулирования является осуществление контроля за валютными операциями участников ВЭД, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Вопрос 3.Сущность маркетинга в ВЭД предприятия.

Ответ:


Эффективность внешнеэкономической деятельности во многих случаях в значительной степени зависит от умелого применения методов международного маркетинга.

Маркетинг – совокупность видов деятельности, направленных на продвижение товаров и услуг от производителя до потребителя. Международный маркетинг предполагает продвижение товаров и услуг на международные рынки или непосредственно в страну покупателя товаров и услуг, который может оказаться либо посредником, либо конечным потребителем.

Решения, принимаемые при продвижении товаров и услуг подразделяются на стратегические и оперативные (тактические).

До принятия окончательного решения о выходе на зарубежный рынок необходимо составить общую концепцию внешнеэкономической деятельности, а затем уже приступать к детальной ее обработке. Оперативные (тактические) решения должны помочь в выборе способа достижения оптимального сочетания четырех составляющих маркетингового процесса: продукта, цены, места и методов продвижения (рекламы) товара.

Выход на зарубежный рынок позволяет компании добиваться более успешного решения трех основных задач:

– расширения сбыта продукции;

– приобретения материальных ресурсов;

– диверсификации источников снабжения.

Мотив участия предприятия в международной маркетинговой деятельности – возможность сбыта продукции за национальными границами.

Особое место в определении особенностей использования маркетинга во внешнеэкономической деятельности играет изучение международной маркетинговой среды, что предполагает исследование системы международной торговли и кооперации, экономической, политико-правовой и культурной сред, организации и функционирования международных рынков товаров и услуг, международной конкуренции.

Экономическую среду рассматривают в двух аспектах – на макро– и микро уровнях.

Основными объектами макроэкономического анализа является исследование обобщающих экономических показателей: объемов производства и потребления; доходов и расходов, уровня благосостояния; экспорта и импорта, терминов экономического роста и т.д.

Анализируя микроуровень прежде всего необходимо оценить потенциал рынка: емкость; возможности дальнейшего расширения; продукт, предлагаемый потребителю, – а также изучить конкретную среду.

Политико-правовая среда оказывает значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность посредством принятия тех или иных решений национальными правительствами. Отношение к иностранным экспортерам далеко не одинаковое. Поэтому при решении вопроса об осуществлении деятельности в той или иной стране следует в полной мере учитывать такие факторы, как политическая стабильность, валютные ограничения, отношение страны к закупкам конкретной продукции из-за рубежа, степень бюрократизации и коррумпированности чиновников и т.д.

Маркетинговые исследования – это системный процесс, включающий сбор, анализ и использование достоверной информации для принятия соответствующих решений, способствующих достижению конечных целей предприятия.

На основе этой информации выявляются и определяются маркетинговые возможности и проблемы внешнеэкономической деятельности предприятий, уточняются и оцениваются маркетинговые мероприятия, осуществляется контроль, а также улучшается понимание маркетинга как процесса.



Маркетинговое исследование включает: количественный обзор; качественный анализ; исследование информационных ресурсов и рекламы, производства и производственных связей, национальных меньшинств и обособленных групп населения, а также общественного мнения.

При проведении маркетинговых исследований важно учитывать культурные различия между странами.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации