Тема Сущность, цели и виды аудита Основные вопросы изучаемой темы - файл

приобрести
скачать (77.3 kb.)




Тема 1. Сущность, цели и виды аудита

Основные вопросы изучаемой темы
Понятие аудита. Цели и задачи аудиторской деятельности. Принципы
аудита. Причины необходимости проведения обязательного аудита. Виды
сопутствующих аудиту услуг. Субъекты обязательного аудита.
Классификация аудиторской деятельности в РФ.

Аудит — сравнительно новое в нашей стране направление экономического анализа и контроля хозяйственной деятельности. На Западе аудит известен около 160 лет. У нас попытки создания института аудиторов предпринимались еще при Петре I, но, как отмечает профессор
Ю.А. Данилевский, все они закончились провалом.
Исторически возникновение аудита связано с разделением интересов собственника, инвестора и того, кто управляет предприятием, — менеджера, руководителя.
Поэтому аудит в России появился с началом рыночных преобразований, с появлением собственников.
Аудиторская деятельность в России представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими

федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Под
достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Как правильно отмечает А.А. Терехов, установление полной достоверности, а следовательно, и полное устранение информационного риска в ходе аудита невозможно. На практике аудитор устанавливает достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.
Аудит нельзя рассматривать только как средство контроля. Помимо проведения проверок, аудиторская деятельность включает в себя оказание сопутствующих услуг, таких как:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с

реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочная деятельность;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес- планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Поэтому П.И. Камышанов определяет аудит как своеобразную экспертизу бизнеса. А.А. Терехов предлагает рассматривать аудит как
процесс защиты интересов собственников и уменьшения уровня информационного риска.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы
(индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.
Условиями осуществления аудиторской деятельности должны быть:
• полная независимость аудиторов;
• объективность деятельности аудитора;
• конфиденциальность информации, полученной в ходе проверки;
• представление клиентам рекомендаций по укреплению финансового положения.


Аудиторская проверка может быть инициативной — по решению экономического субъекта и обязательной.
Перечень лиц, которые подпадают под обязательный аудит годовой отчетности, приведен в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ).
По этому закону к ним, в частности, относятся:
1) акционерные общества;
2) организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
3) кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые, клиринговые организации, инвестиционные или паевые фонды, организаторы торговли, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т. д.;
4) организации, которые представляют и (или) публикуют сводную
(консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
5) организации, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, превышен один из следующих показателей:
• объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) 400 миллионов рублей. Указанное значение приводится на основании данных, отраженных по строке 2110 отчета о финансовых результатах;
• или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей. Сумма активов бухгалтерского баланса будет равна сумме оборотных и внеоборотных активов. В форме бухгалтерского баланса сумма активов организации отражается по строке 1600 «Баланс».
Указанные критерии применимы абсолютно ко всем организациям вне зависимости от их организационно-правовых форм и особенностей деятельности.


Решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит (п. 8 Информационного сообщения
Минфина России от 09.11.2009 № 3).
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его акционерами
(участниками) (пп. 4, 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 3 ст. 88 Федерального закона от
26.12.1995 № 208-ФЗ, письмо Минфина России от 23.09.2015 № 07-02-
08/54486, сообщение Минфина России от 15.07.2015).
Начиная с отчетности за 2016 год обязательному аудиту будет подлежать и отчетность политических партий. Соответствующие дополнения внесены в Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Закон № 95-ФЗ) Федеральным законом от 28.06.2014
№ 185-ФЗ (далее — Закон № 185-ФЗ). Аудиторское заключение по такой отчетности необходимо будет передать в течение десяти рабочих дней со дня его подписания в ЦИК РФ (п. 8 ст. 35 Закона № 95-ФЗ).
За нарушение требований об обязательном аудите к политическим партиям и должностным лицам может быть применена ответственность в виде штрафов, установленных ст. 5.68 КоАП РФ.
Нововведения ожидают и микрофинансовые организации. Теперь такие организации будут представлять аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в Банк России. Порядок и сроки представления будут регулироваться соответствующим нормативным актом
(ч. 5 ст. 15 Закона № 151-ФЗ, информация Минфина России от 20.01.2016
№ ИС-аудит-1). Изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2015
№ 407-ФЗ и вступают в силу с 29.03.2016 года
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль

ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.
Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Общая классификация аудиторской деятельности в России
Штрафа за отсутствие аудита нет, но игнорировать его рискованно.
Компания, которая должна проводить обязательный аудит, сдает аудиторское заключение в Росстат. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за его датой, но не позднее 31 декабря 2016 г. (ст. 18
Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если пропустить эту

дату, то компании грозит штраф до 5000 рублей, а для руководителя — 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
Если акционерные общества не опубликуют или опубликуют с опозданием аудиторское заключение в Интернете, то будет штраф до 1 млн. рублей. Срок, в который надо опубликовать заключение, — три дня с даты его подписания (п. 71.4 Положения, утв. Банком России от 30 декабря 2014 г.
№ 454-П). За это же нарушение руководителя могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).
Перечень компаний, для которых получение аудиторского заключения обязательно, представлен в Приложении 3.
В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации