Бизнес-план, тэо, планирование, прогнозирование, предпринимательство, бизнес - файл

приобрести
скачать (46 kb.)



УДК 338.984
Казарян Э.Р.,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
(Калужский филиал), г. Калуга

Бизнес планирование как инструмент управления бизнесом
Аннотация: в работе рассмотрены особенности бизнес - планирования в развитии организаций. Определены главные цели бизнес-планов. Раскрыты проблемы и трудности, которые возникают в ходе разработки бизнес-планов, а также при принятии решений.
Ключевые слова: бизнес-план, ТЭО, планирование, прогнозирование, предпринимательство, бизнес
Использование бизнес планов зародилось в США. Около 30 лет назад стали развиваться компании в сфере компьютерных, медицинских, телекоммуникационных технологий, это требовало немалых средств.
Предпринимателям приходилось достаточно часто обращаться за помощью в финансовые организации, чтобы получить денежные средства и реализовать свои запланированные проекты. Благодаря капиталу инвесторов, были образованы такие крупные компании, как Microsoft, Apple, Xerox, Intel и другие. На практике было заметно, что чем тщательнее организации разрабатывали бизнес-план, тем больший успех их ожидал. Данный опыт разработки бизнес – планов распространился из США в Европу и другие страны. В последующие годы бизнес – план стал использоваться в компаниях как реальная плановая основа для развития и совершенствования их бизнеса.
Первоначально, как было уже сказано выше, бизнес-планы составлялись только лишь для получения денежных средств от инвесторов, но позже спектр направлений их практического применения заметно увеличился.
Что же такое бизнес – планирование? В первую очередь, это процесс разработки бизнес – плана. Это упорядоченная организованная процедура по сбору и обработки информации, а также она включает в себя принятие

решений, которые помогут организации достигнуть своих целей и принять взвешенные управленческие решения [1, с.49].
Выделяют две главные цели, которые преследует разработка бизнес – плана. Первая (внешняя) цель выступает в виде привлечения инвестора, с целью получения от него денежных средств. Вторая (внутренняя) цель включает в себя создание плана для успешного управления организацией и её развития [2, с.114].
Главное место среди всех функций управления предприятием занимает планирование. Планирование – это вид деятельности, который заключается в определении будущего системы и связан с постановкой целей, способов и путей их достижения. Частью планирования выступает прогнозирование, оно даёт возможность выявить возможные варианты развития процесса или явления. Прогнозирование – это процесс предвидения, предсказание будущего развития процессов, который основывается на информации, полученной в прошлом или в настоящее время. Главное отличие между планированием и прогнозированием состоит в том, что прогнозирование пассивно, а планирование подразумевает проявление усилий и включает в себя принятие решений.
Главная цель планирования стать таким инструментом, который поможет достичь целей организации [3, с.243]. Из этой главной цели вытекают частные цели, которые должны помочь в следующем:
1.
Согласовать цели, которые желает достичь организация;
2.
Преодолеть трудности, возникающие в связи необходимым сочетанием централизации и децентрализации в планировании;
3.
Преодолеть проблемы, которые могут возникнуть в связи с существующими традициями управления. Сейчас в России всё еще достаточно преобладают позиции сторонников директивного управления сверху, а вовсе не руководителей, которые больше склоняются к тому, чтобы использовать демократические методы управления;


4.
Преодолеть барьеры, стоящие на пути возможного использования зарубежных методических разработок в России. Эти барьеры возникают из-за отсутствия развитой инфраструктуры, неподходящей социально- экономической среды, правовых условий.
5.
Набраться опыта планирования в условиях рынка [4, с.5].
Сейчас одной из основных задач, которые стоят перед менеджерами, является выбор методологии планирования. Так как технологии и инструменты, которые применяются в планировании, эффективны в том случае, когда опираются на эффективную методологию. Но универсальных, подходящих для всех организаций методов планирования нет.
Из-за усиления конкуренции в бизнесе, а также возникновения новых технологий, демографических сдвигов, нестабильности финансовых рынков, возникают вариации в неопределённости внешней среды. Выделяют четыре уровня неопределенности в бизнесе:
1.
Вполне ясная перспектива. Она даёт возможность сделать прогноз на будущее с достаточно высокой степенью вероятности. Чаще всего это характерно для компаний, которые работают в стабильных отраслях. Примером служат: производители продуктов питания.
2.
Уровень, предполагающий наличие различных альтернатив, из которые выбирается только один. Примером служат: деятельности, связанные с технологическими стандартами, стандартами беспроводной связи и т.д.
3.
Уровень, который предполагает неограниченный ряд возможных вариантов развития бизнеса в будущем.
4.
Уровень, который предполагает неограниченный ряд возможных последствий. Данный уровень предполагает бесконечный выбор вариантов развития [1].
Наиболее частыми уровнями неопределённости, с которыми приходится сталкиваться менеджерам, являются 2-ые и 3-и уровни, в них понятны варианты развития бизнеса. Главное вовремя выбрать один из них, тем самым сократив число возможных вариантов. Нужно выбрать подходящее время. Ведь

со временем всё становится понятно. Если слишком медлить с выбором, то можно просто напросто упустить возможность, а потом и вовсе выбирать из того, что осталось. Но и спешить не стоит, т.к. можно склонить свой выбор не к той, которая была действительно нужной и эффективной. Однако время, это не один фактор, который влияет на стратегию. Не маловажными являются полный набор информации, усовершенствованные методы, которые помогут предвидеть проблемы и в кратчайшие сроки устранить их.
Сейчас возросла значимость и важность стратегического планирования, выработки стратегии, как для крупных, так и для мелких организаций.
Возможно, это произошло потому, что оно отличается и отдаляется от текущего планирования, также усложнились сами планы, увеличились цели, которые ставят перед собой предприятия.
Стратегическое планирование – это процесс, который предполагает сбор и обработку информации для того, чтобы поставить стратегические цели, а также выработать стратегию и выработать план для достижения целей.
Цель стратегического планирования это создать и реформировать бизнес и продукцию компании для того, чтобы развиваться и достигать необходимых целей.
Выделяют ряд условий, при которых возможно существование стратегического планирования:
- На каждое направление компания выделяет свои ресурсы, которые, по их мнению, нужно затратить на выбранное направление;
- Необходимо определять перспективы каждого вида деятельности;
- В организации должна существовать своя стратегия. Стратегия вырабатывается исходя из возможностей, навыков, и ресурсов, которыми обладает организация.
Как же соотносятся между собой стратегия и планирование? По этому поводу Г. Минцберг высказался таким образом: «Стратегия не является следствием планирования, а наоборот – её исходной точкой. Планирование помогает перевести предполагаемые стратегии в реализованные, предприняв

первый шаг, который дальше может привести к эффективному осуществлению.» С ним нельзя не согласиться. Планирование помогает так раскрыть стратегию, чтобы её можно было представить остальным рабочим [5].
Существует такие ситуации, когда стратегическое планирование сложно ввести в действие, это происходит от неумения менеджеров реализовать его.
Причинами этого является неумение создать поддержку плану, неумение объяснить сотрудникам суть данного плана, а также неумение следовать поставленному плану.
Хороший менеджер должен обладать противоположными этим качествами. Он должен уметь анализировать, определять возможные пути решения и достижения. Он должен обладать и различными приёмами достижения, и интуицией, которая также может благоприятное воздействие на результат.
По итогу можно прийти к выводу, что, для того, чтобы достичь поставленных целей планирования, любой организации нужно сочетать в себе аналитические и интуитивные способности. А также, чтобы соединить вместе стратегические цели и методы их достижения, необходимо разработать бизнес - план.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации