Система конкретных институтов и норм, регулирующих политическое функционирование гражданского общества, непосредственным образом связана с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима.
Она не только зависит от экономического строя общества, но и существенно изменяется в зависимости от политической воли господствующих слоев и групп, от политической культуры граждан и исторических традиций государственного строительства.
Политические институты эволюционируют под воздействием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами.
Наряду с этим политические институты оказывают существенное влияние на развитие политической жизни общества. Данная функция политического института была вполне осознана во времена Древнего Рима: «люди приходят и уходят, а организации остаются».
Сегодня, в связи с появлением междисциплинарной парадигмы под названием «новый институционализм», вновь актуализировались теоретические проблемы политического института.
Согласно теоретикам нового институализма (В.Ни, Н.Флигстайн) в современных обществах институализированные правила «функционируют как мощные мифы», которые имеют важное причинное воздействие на формальную структуру организаций и на их способность выживать. Однако подлинный источник институциональных нововведений остается в самой природе социальности, которая всегда сложно иерархична. Процесс создания и преобразования институтов политики разворачивается в контексте попыток влиятельных представителей политически доминирующих групп, установить определенные правила взаимодействия для стабилизации своего положения относительно других не менее влиятельных субъектов, а также относительно «претендентов», т.е. тех политических «акторов», которые таким влиянием обладают в меньшей степени.
В системе современных политических институтов демократических стран Запада, наряду с растущей специализацией политических институтов, заметно увеличивается доля структур контролирующих, отслеживающих деятельность политических функционеров. Политический институт становится не только более свободного нравственного и эмоционального выбора, но и объектом пристального внимания со стороны общества.
В последние два столетия сформировались политические институты гражданского общества: политические партии, общественные организации, общественно-политические движения.
Их общее наименование — группы интересов в политике.
Они выполняют в обществе функции:
политической социализации,
артикуляции политических интересов,
агрегирования политических интересов,
политической коммуникации.
l 1) политическая социализация означает привлечение к участию в политической деятельности все новых членов общества;
l 2) артикуляция политических интересов – формулирование политических требований; превращение нечетких, расплывчатых, отрывочных требований членов общества в четкие политические требования;
4el 3) агрегирование политических интересов – расположение политических требований в определенной последовательности по степени их важности для общества и по степени их выполнимости;
l 4) политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений; обеспечивается связь между различными структурами политической системы.
Группы интересов – самые разнообразные объединения людей, имеющие определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий.
Типы групп интересов
1) аномические группы,
2) неассоциативные группы,
3) институциональные группы,
4) ассоциативные группы.
Аномические группы – стихийные и недолговременные, часто массово-политические формы воздействия на государственную власть.
• Митинги.
• Демонстрации.
• Пикеты.
• Массовые вооруженные действия против представителей государственной власти.
Неассоциативные группы – неформальные, непостоянные, недобровольные объединения на основе родства, религии, национальности.
• Семейные кланы (политический клан Кеннеди, политический клан Бушей в США, «семья» при Б.Н. Ельцине в РФ, политический клан Лужкова –Батуриной в Москве и др.).
• Конфессиональные группы – христиане, мусульмане, буддисты и пр.
Институциональные группы – все формальные организации, не специализирующиеся в политической деятельности:
n в политической сфере – все государственные органы, государственно-административные единицы и пр.,
n в экономической сфере – профсоюзы, ассоциации предпринимателей и фермеров, корпорации, союзы потребителей и пр.,
n в социальной сфере – организации ветеранов, инвалидов, благотворительные союзы, союзы по интересам (филателисты, филуменисты, спортивные общества и пр.) и т.п.,
n в духовной сфере – церкви, секты, творческие союзы.
Ассоциативные группы – формальные организации, специально созданные для политической деятельности:
o Политические партии,
o Общественно-политические организации,
o Политические движения
o Лоббистские организации и т.д.
Формы влияния групп интересов на государственную власть:
1. Политическое участие – открытое влияние через участие в выборах, обращения в органы власти, митинги.
2. Лоббирование – скрытое непосредственное воздействие на процесс принятия законов в парламенте, давление с целью поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.