Контрольная работа - Социометрия в практике социологических исследований - файл n1.docx

Контрольная работа - Социометрия в практике социологических исследований
скачать (33.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx34kb.10.06.2012 10:18скачать

n1.docx

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов

На тему: «Социометрия в практике социологических исследований»

2010 г.


Содержание
Введение……………………………………………………………..…3

1. Понятие социометрии и ее назначение…………………………4

2. Из истории возникновения и развития социометрии…….........5

3. Особенности социометрической методики и социометрических вопросов…………………………………………………………...7

4. Процедура проведения социометрического исследования…...10

5. Обработка и представление социометрических данных……...12

Заключение……………………………………………………………14

Библиографический список………………………………………….16

Введение.

Социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д.

Одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе является метод социометрии.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что проведение социологических исследований в малых группах при помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной психологии.

Объектом исследования является метод социометрии.

Предмет исследования – понятие социометрии, её история возникновения, методика, процедура проведения социометрических исследований, обработка социометрических данных.

Целью написания контрольной работы является ознакомление с социометрическим методом, используемым в практике социологических исследований.

При написании контрольной работы был использован метод изучения теоретических источников.

1. Понятие социометрии и ее назначение.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Термин «социометрия» происходит от латинского слова societas - общество и греческого metruin - измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны – прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким:

С помощью этого способа можно установить популярность или непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
2. Из истории возникновения и развития социометрии.

Возникновение и развитие социометрии (как теоретической системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом связаны с жизнью и творчеством получившего широкую известность в наше время социолога, психиатра и социального психолога Джекоба Л. Морено, который по праву считается ее основателем.

Наиболее важными сочинениями Морено являются: «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии» (1942), «Вклад социометрии в методы исследования» (1947), «Социометрия в отношении к другим социальным наукам» (1947), «Социометрия субчеловеческих культур» (1948), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951), «Социометрия и наука о человеке» (1956), «Групповая психотерапия и психодрама» (1958), «Социометрический читатель» (1960) и т. д.

Первую часть своего фундаментального труда «Основы социометрии» Дж, Л. Морено назвал «Социометрическая система». Он приложил большие усилия, чтобы создать и теоретически обосновать такую систему.

Социометрическая система рассматривается автором не как всеобъемлющая, а как часть большей системы. «Вышестоящий принцип, - пишет Морено,- есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией, тесно переплетенными между собой».

Согласно определению Морено, социометрия занимается математическим исследованием психологических черт населения, пользуется экспериментальными методами и результатами, полученными при применении количественных методов. Это предполагает измерение социальных отношений в самом широком смысле слова – любое измерение всех социальных отношений. Она начинает свое исследование с изучения развития и организации группы и места индивида в ней, изучает индивидов в тот момент, когда они спонтанно вступают во взаимоотношения, ведущие к образованию групп.

Морено рассматривает социометрию и социологию в одной системе, но вместе с тем отмечает и различие между ними: социология как наука занимается социальными феноменами вообще, в то время как социометрия проводит их измерения.

Социометрия - по Морено - это «социология микродинамических процессов».

Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является «всегда наукой действия».

В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или «направление старой социометрии» (преимущественно период 1936-1956 гг.) и «новая социометрия» (1956--1966 гг. и позднее).

Социометрические методы дают хорошие исследовательские результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными психологами.

Исследования, в которых в настоящее время применяются социометрические методы, подразделяют на три области:

а) динамическая, или «революционная социометрия», которая занимается группами в действии (представители-Дж. Л. Морено, X. Ф. Инфельд, в известной степени Э.Х.Дженнингс);

б) диагностическая социометрия, которая занимается классификацией социальных групп (представители-Дж. X. Крисуэлл, Дж. А. Ландберг, У. Бронфенореннер, М. Л. Нортуэй, М. Е. Бонней, Л. Д. Зелени, и др.);

в) математическая социометрия (представители - П, Лазарсфельд, С. Ч. Додд, Л. Кац, Д. Стюарт и др.).


3. Особенности социометрической методики и социометрических вопросов.

Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет исключительно важное значение (например, космических экипажей, экипажей антарктических экспедиций).

Социометрическая техника исследования малой группы построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д.

По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, охваченных социометрическим изучением, число всех теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива.

В процессе социометрии используются так называемые «социометрические вопросы». Пример одного из вопросов социометрической анкеты для учеников юношеского возраста:

С кем из учеников своего класса я предпочитаю сидеть за одной партой?

1. __________., потому что _____________________________________

2. __________., потому что ______________________________________

3. __________., потому что ______________________________________

Отличие социометрического вопроса от обычного заключается в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в обычном опросе, а фактически фамилия (или номер, заменяющий фамилию) того или иного члена группы. Если обычный вопрос задает некоторое распределение опрашиваемого множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос задает некоторую структуру отношений в изучаемом множестве. Эта особенность коренным образом сказывается прежде всего на методах обработки и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки данных, использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры центральной тенденции, вариации и связи), при обработке социометрических данных либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации. Эта особенность задает также специфические способы представления информации (социограммы и социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических данных.

Первое из оснований для деления вопросов на типы – способ определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка, ранжирование или метод парных сравнений. С этой точки зрения социометрические вопросы практически не отличаются от обычных.

В том случае, когда выборам приписывают некоторый балл или вес, вопрос называется взвешенным.

Чаще всего респондент выбирает из множества членов группы несколько человек по заданному критерию, никак не упорядочивая их (так же, как респонденты при ответе на обычный вопрос с использованием номинальной шкалы). В этом случае вопрос называется невзвешенным. Этот случай можно рассматривать как один из специальных вариантов метода ранжирования (выделяются две группы – предпочитаемые и остальные).

Второе основание – ограничено ли число выборов, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов иногда называют параметрическими, а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы – непараметрическим.

Следующим является деление вопросов на обычные социометрические и аутосоциометрические (или гностические).

Аутосоцио-метрические вопросы (их иногда называют «тестами социальной перцепции») предлагают респонденту оценить, кто из членов группы отдаст ему свой выбор, или предсказать, как будут выбирать друг друга остальные члены группы. Аутосоциометрическое направление является весьма перспективным, предоставляет интересные возможности для исследования структуры группы и активно развивается.

Деление вопросов на сильные (выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения) и слабые, а также общие (предлагающие выбор для длительной, более широкой и менее конкретной деятельности) и специфические (для более короткой и конкретной деятельности) вообще говоря, связаны между собой. Общие вопросы (их иногда называют также неконкретными) часто, но не всегда бывают сильными (или, как их иногда называют, значимыми), а специфические (конкретные) вопросы часто бывают слабыми (незначимыми).

Указанное деление весьма существенно и тесно связано с обоснованностью информации, получаемой при социометрическом опросе: тип вопроса должен соответствовать той характеристике, которую мы хотим измерить. Чаще всего встречается требование конкретности, специфичности вопроса (такое требование формулирует и сам Морено). Однако специализация вопросов приводит к уменьшению их силы, значимости, увеличивает число вопросов в анкете и ставит задачу обобщения информации, полученной с помощью различных, но близких между собой специфических вопросов.
4. Процедура проведения социометрического исследования.

Важнейшим условием надежности результатов при проведении социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры.

Как отмечает Паниотто В.И, существуют специфические особенности процедуры социометрического опроса, связанные:

Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма социолога и этическому аспекту проводимых исследований. Иногда перед проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую разминку – в течение некоторого периода (одна-две недели) знакомится с жизнью группы, пытается завоевать доверие членов группы и установить отношения сотрудничества, пробудить интерес к исследованию и желание искренне отвечать на вопросы анкеты.

Такие контакты желательны лишь в том случае, если обеспечена анонимность ответов – в противном случае тесный контакт исследователя с группой приводит к включению его в систему межличностных отношений и может отрицательно сказаться на искренности ответов.

Кроме того, необходимо соблюдение следующие правила социометрического обследования:

Проблема анонимности ответов в социометрическом опросе заслуживает особого рассмотрения. Дело в том, что для описания структуры отношений в группе необходимо знать не только то, кого указывают в ответе на каждый социометрический вопрос, но и кто указывает, т. е. обязательным атрибутом социометрической анкеты является фамилия ответившего (или любой другой идентификатор, заменяющий фамилию, чаще всего – номер респондента). Как это совместить с требованием анонимности?

Некоторые исследователи, объявляя респондентам, что опрос анонимный, метят анкеты шифром, незаметным для респондентов (например, ставят номер респондента перед вручением ему анкеты на втором листе под скрепкой, скрепляющей листы анкеты, подчеркивают некоторые «наиболее важные» вопросы по-разному в разных анкетах так, что комбинация подчеркнутых вопросов служит идентификатором анкеты, задают подробные вопросы о поле, возрасте, семейном положении, образовании и, возможно, некоторых других признаках респондентов так, чтобы сочетание градаций признаков было уникальным для каждого члена исследуемой группы и т. п.).

Данный подход не совсем приемлем с этической точки зрения. Паниотто , относительно этого вопроса , считает, «...что с точки зрения профессиональной этики более целесообразным является другой путь - не создавать иллюзию анонимности у респондента, спрятав идентификатор анкеты, а, наоборот: ставить на анкетах явные и известные всем членам группы идентификаторы, но скрыть соответствие идентификаторов членам группы от исследователя».

Интересным направлением совершенствования процедуры опроса является использование технических средств сбора информации.
5. Обработка и представление социометрических данных.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов.

Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Строится данная таблица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и; «-» в случае отрицательного; «0» - при отсутствии какого-либо выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Наглядно характер межличностных отношений может быть отражен на социограмме. Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о ее психологическом климате.

Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому – в следующем кольце кнаружи и т. д.

Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами.

Третий вариант-индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.

Иногда на социограмме номера лиц мужского пола изображают внутри условных знаков – маленьких треугольников, а номера лиц женского пола – внутри окружностей . Такая форма изображения социограммы наиболее приемлемой, т.к. это увеличивает наглядность изображения.

Социограмма типа «мишень»

Объективизация результатов социометрического исследования осуществляется путем вычисления социометрических индексов.

Различают персональные и групповые индексы. К первым относятся индексы социометрического статуса и экспансивности индивида в группе, ко вторым – индексы групповой сплоченности, конфликтности и экспансивности группы.

Социометрическая техника – на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе.

Однако, класс характеристик, для изучения которых пригодны социометрические методы, существенно шире, чем межличностные предпочтения.


Заключение.

Социометрия является одним из наиболее эффективных способов в практике социологического исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Социометрия обозначает с одной стороны отрасль социальной социологии и психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Социометрия находит применение в различных сферах микросоциологии (позволяет повысить производительность труда, способствует выработке принятию групповых коллективных решений и т.д.)

Методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.

Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в социологических исследованиях прежде всего связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа.

Социометрическая техника – на сегодняшний день один из немногих способов, с помощью которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей между членами группы.

Использование социометрических методов в практике социологических исследований предназначено для измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; выявление авторитета членов группы по признакам симпатии и антипатии; обнаружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Этот метод позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

При использовании социометрического метода необходимо соблюдать следующие правила:

Обработка данных, полученных социометрическим методом, существенно отличается от анализа обычных статистических данных. В этом случае обычные методы обработки данных либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации. Информация в социометрии предоставляется специфическим образом – в виде социограмм и социоматриц. Поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических данных. Обработка таких данных является трудоёмким делом.

Социометрия постоянно развиваются и совершенствуется. Перспективы дальнейшего её развития связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, и т. д.

Библиографический список

  1. Алёхин Э.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – Пенза: Пензинский гос. ун-т, 2008. – 160 с.

  2. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 189 с.

  3. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М.: Кно-Рус, 2008. – 336 с.

  4. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М.: Изд-во Вузовский учебник, 2008. – 208 с.

  5. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 364 с.

  6. Толстова Ю.Н. Математико-статистические методы в социологии (математическая статистика для социологов): учебное пособие/Ю.Н.Толстова; Гос. ен-т – Высшая школа экономики. – 2-е изд. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 243 с.

  7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Изд-во Наука, 1972.




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации