Реферат- Первые паровозы и железные дороги в России - файл n1.doc

Реферат- Первые паровозы и железные дороги в России
скачать (59.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc60kb.29.05.2012 21:48скачать

n1.doc

Оглавление





Оглавление 2

Введение 3

Предпосылки появления железных дорог 4

Первые железные дороги и «Сухопутный пароход» Черепановых 4

Царскосельская железная дорога 5

Железнодорожная магистраль Петербург-Москва 6

Заключение 8

Список использованной литературы 9

Введение



Не будет преувеличением сказать, что железнодорожный транспорт - одно из величайших изобретений человечества. Он оказал определяющее воздействие на развитие цивилизации на протяжении последних двух веков.

Для России, самой большой по площади стране мира, железнодорожный транспорт является одним из самых необходимых видов транспорта. Российская сеть железных дорог – одна из крупнейших в мире и насчитывает 87 тысяч километров.

В своем реферате я освещаю вопрос зарождения железнодорожного транспорта, предпосылки необходимости его возникновения, деятельность отечественных инженеров путей сообщения, изобретателей, которые отличались глубокими знаниями, мастерством, и беззаветной преданностью Родине.


Предпосылки появления железных дорог



До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробургский каналы) . Особенно большое значение имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Суда по рекам против течения и каналам проводились в основном бурлаками. Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом.1

Во второй половине 19 в. в России начал формироваться капиталистический уклад. Развивалась промышленность, росли города, увеличивалась торговая деятельность, усиливалась связь между отдельными губерниями. Русское горно - металлургическое производство этого периода достигло крупных успехов, весьма заметно росло количество экспортных и импортных перевозок. По мере роста производства и торговли все острее ощущались проблемы транспортировки товаров и сырья, стало очевидно, что экономическое развитие России замедляется из-за несовершенства транспортных путей.

Экономическое преимущество железных дорог перед другими традиционными по тому времени видами транспорта состояло, прежде всего, в заметном снижении стоимости и значительном росте скорости доставки грузов и пассажиров.2

Первые железные дороги и «Сухопутный пароход» Черепановых



Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. Дорога длинной в 1867 м представляла собой уникальное инженерное сооружение. Местность, по которой проходила дорога имела сложный рельеф, при пересечении р. Корбалихи пришлось соорудить мост-виадук на 20 каменных опорах высотой до 11 м общим протяжением 292 м. Все опоры соединялись между собой деревянными арками. Ширина колеи была принята 1067 мм.

В 1788 году в Петрозаводске появляется первая в мире железная дорога заводского назначения. Железная дорога была построена на Александровском заводе для нужд предприятия.

Первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена в 1834 г. На Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых. Это стало результатом многолетней творческой работы талантливых крепостных мастеров- умельцев: отца Ефима Александровича и сына- Мирона Ефимовича Черепановых.

За год до этого они побывали в Англии, где познакомились с «Ракетой» Стефенсона.

Длинна рельсовой дороги Черепановых составила 854 м, ширина колеи -165 мм. Рельсы длинной 2,13 м имели грибовидное поперечное сечение, вес погонного метра равнялся 30,6 кг. Закреплялись они в чугунных подушках, устанавливаемых на деревянные шпалы. «Сухопутный пароход», он же «пароходный делижанец», водил состав весом 3,3 т со скоростью 13-16 км/ч. Кроме груза паровоз мог везти до 40 пассажиров.3

Вклад Черепановых в создание паровых двигателей и первого русского локомотива с паровой тягой неоценим. Первые промышленные рельсовые дороги явились прообразом будущих железнодорожных линий общего пользования.

Царскосельская железная дорога



В 1834 г., когда Черепановы еще работали над своими паровозами, в Петербург по приглашению горного ведомства приехал известный австрийский инженер Франц Герстнер, с целью начать строительство железных дорог в России, он стал создателем проекта первой железной дороги общего пользованья. Окончательный проект был утвержден 21 февраля 1836г., опытная железная дорога между Петербургом и Царским селом протяженность имела протяженность 23 км и участка от Царского села до Павловска длинной 4 км. Герстнер выбрал для своей железной дороги ширину колеи 1829 мм, отличную от принятой в Европе (1435 мм), так как считал что она слишком мала и не позволяет создать правильную с его точки зрения конструкцию паровозов и вагонов и обеспечить необходимую вместимость, тем самым получив возможность перевозить громоздкие грузы в том числе кареты. Строительство началось 1 мая 1836г.В разгар строительства на трассе работало около 1800 рабочих и 1400 солдат.

Подвижной состав, рельсы и сцепления покупались за границей, но часть вагонов для грузов а так же паровые машины для водоснабжения изготовлялись в Петербурге. Герстнер заказал для Царскосельской железной дороги семь паровозов, а так же вагоны. Все паровозы предусматривалось оборудовать устройствами для сбрасывания с рельсов снега.

27 сентября 1836 г. Было осуществлено в порядке опыта движение вагонов между Царским селом и Павловском с конной тягой, а уже 6 ноября паровоз, привезенный из Англии с двумя вагонами совершил публичную поездку на том же перегоне, а чуть позже этот же опыт был повторен на всем участке дороги. Поездки по определенным дням продолжались всю весну и зиму. Летом 1837 на трассе интенсивно велись достроечные работы. Участок Царское село –Павловск тем не менее не удалось достроить к сроку, таким образом движение поездов осуществлялось только между Петербургом и Царским селом.

Официальное открытие дороги состоялось 30 октября 1837 г. Средняя скорость движения составляла 51 км/ч. Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям — на паровой. Полностью на паровую тягу дорога переведена 4 апреля 1838 года.

Первоначально на Царскосельской дороге не было никаких сигналов кроме свистка паровоза, в 1838 году для связи между станциями соорудили оптический телеграф, а через 10 лет электромагнитный.4

Железнодорожная магистраль Петербург-Москва




В первый период железнодорожного строительства в России строились, прежде всего, дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской империи и интересы государственного управления. После Царскосельской дороги и короткого участка Варшаво-Венской дороги в строй вступила крупная железнодорожная магистраль Петербург-Москва, соединяющая Московский район с Петербургским морским портом. Строительство началось летом 1843г. И длилось 8 лет. Для этой линии была принята пятифутовая колея (1524 мм), ставшая нормальной для железных дорог России. Ее предложили либо русские инженеры П.П. Мельников и Н.О. Крафт, ездившие в США перед началом строительства в Петербурго-Московской дороги, либо американские консультанты, работавшие на строительстве.

Еще во время острого противоборства вокруг вопроса о целесообразности строительства магистрали возникла идея создания для нее отечественного подвижного состава. Первые паровозы колеи 1524 мм в России были построены в 1845 г. На Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Этот год можно считать началом русского заводского локомотивостроения. За период до 1848 года завод построил все паровозы необходимые для магистрали в течение 5 лет,- 43 пассажирских и 121 товарный.

Первые товарные паровозы имели три движущие колесные пары, пассажирские –две движущие и две бегунковые. Вес паровоза в рабочем состоянии не превышал 30 т. Как паровозы, так и вагоны были однобуферными со шкворневой сцепкой.

Что касается вагонов , то они подразделялись на следующие типы: Iи II

Классов - спальные и обыкновенные; и III класса- обыкновенные и служебные. Высота от пола до потолка едва достигала 2 метров, вентиляции и освещения не было.

В первое время эксплуатации железнодорожной магистрали отправлялось небольшое число поездов, по 2 пассажирских и 4 товарных в сутки. Пассажирские поезда ходили со скорость 40 км/ч и совершали весь рейс за 18 часов. Товарные же преодолевали путь за 48 часов. Первые скоростной поезд был пущен в 1853 году, его скорость составила 60 км/ч, это был один из мировых рекордов скорости движения пассажирских поездов на магистральных линиях.5

Генератором многих идей, автором проекта и руководителем строительства дороги являлся П.П. Мельников. Разработанные им принципы строительства и проектирования и в последующие годы широко использовались и были признаны наиболее эффективными.

Заключение




Подводя итоги можно сказать, что громадный подъем железнодорожного строительства, который можно было наблюдать во второй половине 19 века, ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий послужил мощным импульсом для дальнейшего развития металлургической и машиностроительной промышленности России, экономических и торговых связей с другими странами.

Железнодорожный транспорт страны как основной вид путей сообщения имеет замечательные трудовые и научно-технические традиции, богатую историю о которой нельзя забывать, ознакомление с ней позволит извлечь поучительные уроки, которые свидетельствуют, что для подъема экономики России, освоения ее природных богатств необходимо приоритетное развитие железных дорог, как это было во второй половине XIX.


Список использованной литературы





  1. Виргинский В.С. Возникновение железных дорог в России. М.,Правда,1949.278 с.

  2. История железнодорожного транспорта России. Т. I:1836-1917гг. СПб,1994.336 с.

  3. Раков В.А.Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955гг.).М.:Транспорт,1995. 564с.




1 Виргинский В.С. Возникновение железных дорог в России. М.,1949.С. 32.

2 История железнодорожного транспорта России. Т. I:1836-1917гг. СПб,1994.С 14-16.

3 Раков В.А.Локомотивы отечественных железных дорог(1845-1955 гг.).М.,1995. С 8-11.

4 История железнодорожного транспорта России. Т. I:1836-1917гг. СПб,1994.С 32-36.

5 Там же. С. 55-59.



Оглавление
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации