Деловая игра как метод инновационного образования - файл

приобрести
скачать (60.7 kb.)


Деловая игра как метод инновационного образования

В настоящее время система образования модернизируется, требует новых знаний, тенденций. Структура образования адаптируется к запросам и потребностям личности.

Современное общество предъявляет новые компетенции к выпускникам школ. Для того, чтобы соответствовать темпам развития социума и не отставать от них, ученик должен быть вовлечен в такую деятельность, в ходе которой у него приобретаются навыки изобретать, воспринимать новый материал, быть открытыми и способными правильно выражать собственные мысли, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности, четко и красиво говорить, не бояться отстаивать свою точку зрения.

Инновационное обучение – процесс и результат образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей системе1. Такой тип обучения не только поддерживает существующие традиции образования, но и ведет к ответной реакции на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.

Инновации относятся к формированию нового содержания образования, разработке и реализация новых технологий обучения2. Сферой инноваций в образовании является и сфера применения методов, средств освоения новых программ, создания условий для самоопределения личности, изменения взаимоотношений между ними, создание творческих инновационных педагогических коллективов3.

Одним из методов инновационного обучения является деловая игра. Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности на основе моделирования системы отношений, характерных для данной специальности4.

В отечественной психологии принято, что в ходе развития человек проходит через ряд стадий или этапов развития личности. При этом для каждого этапа присуще ряд признаков. Главным из них является ведущий тип деятельности. Он и определяет ход и качество развития личности. Игра выступает ведущим типом деятельности у детей до 7 лет. В этом возрасте, в игре человек усваивает различные виды деятельности, учится видеть деятельность не только простой порядок действий, но в комплексе, неразрывно с итогами (промежуточными и конечными, основными и косвенными). Далее, в ходе развития личности главным типом деятельности становится учебная, но игра не пропадает, а талантливые учителя применяют ее для достижения высоких результатов обучения своих подопечных.

Взросление человека предусматривает, что ведущим типом деятельности становится профессиональная, но ведь человеку для роста профессионализма надобно обучение и тренировка. Навыки имеют свойство угасать, да и научно-технический прогресс не стоит на месте. Актуальность обучения взрослых бесспорна. Другой вопрос, как его сделать максимально результативным. Это значит, с одной стороны — максимально приближенным к профессиональной деятельности, с другой — с минимальными затратами: материальными, человеческими, временными.

Деловая игра видится нам самым подходящим для этого методом.

Рассматривая учебные деловые игры с позиции отечественной теории деятельности, то в них, для обучающегося, происходит соединение основных видов деятельности человека — учебной и игровой. Также к этому, участники разыгрывают реальную профессиональную деятельность. Можно предусмотреть, что именно это и определяет такое множество действий для обучающегося человека.

Игра для человека значит очень многое – это и средство познания нового материала, и способ отдыха. Сравнительно недавно в современном обществе стали проводиться деловые игры, направленные на получение новых знаний в нестандартной, экспериментальной форме. Деловая игра затрагивает многие аспекты современной жизни, она имитирует поведение человека в конкретной, оговоренной заранее, ситуации. Нельзя точно предугадать в какую сторону будет развиваться сюжет деловой игры, потому каждое занятие проходит по-разному и зависит от коллектива.

В условиях деловой игры учащиеся демонстрируют полученные теоретические знания при решении определенной задачи. Студенты сами выбирают правильный путь, развивают навык принятия решения, исследуют свои способности. Деловая игра позволяет проявить весь спектр умений и навыков учащихся, применить на практике пройденный материал. В отличие от лекционной подачи материала в деловой игре усваивается на 50 % больше материала, что позволяет сократить сроки обучения при большем эффекте усвоения материала5. Применение деловой игры позволяет также оценить уровни овладения компетенциями, такими, как профессиональная направленность (мотивы, ценностные ориентиры), профессионально важные качества (наблюдательность, контактность, креативность), профессионально значимые психофизиологические свойства6.

Участники деловой игры показывают, как они умеют работать в команде, умеют ли помогать друг другу или действуют в одиночку. Можно увидеть, кто из участников является лидером, кто берет на себя ответственность за работу остальных студентов, кто из игроков принимает активное участие в обсуждении и выдвигает версии ответов на вопросы.

Обычно деловая игра проводится в виде дискуссии. Участникам заранее дается тема, чтобы подготовится и активно участвовать в обсуждениях. В начале непосредственно самой игры, участникам объявляются руководители игры, задачи ее проведения и программа действий. Игроки разделены на группы и имеют свои роли, оговоренные заранее. Основной блок проведения деловых игр включает в себя погружение в игру, непосредственно игровой процесс, в ходе которого идет обсуждение различных вопросов, работа в группах. Завершающий этап состоит из подведения итогов деловой игры, оценки, насколько результативно коллектив участвовал в обсуждении, а также, выступления руководителя игры.

Если же рaссмотреть более точные эффекты, свойственные деловой игре как методу обучения, то здесь можно перечислить некоторые из них:

— растет познавательность в процессе обучения, ха-


рактеризующаяся тем, что обучаемые получают и усваи-
вают большее количество информации, построенных на примерах конкретной действительности, что способ- ствует приобретению учaстниками игры навыков при- нятия решений;

-повышается интерес к учебным занятиям вообще и к тем трудностям, которые моделируются и разыгрыва- ются в их процессе;

— изменяется, и нередко существенно, отношение обучаемых к тем конкретным ситуaциям, которые были предметом деловой игры, да и к людям, служившим пер- сонажами в деловой игре;

— изменяются самооценки обучающихся, они ста- новятся более реальными, а кроме того, в ряде случаев (зависящих от содержания и характера игры) меняются оценки возможностей человеческого фактора;

— накопленный в процессе деловой игры опыт дает шанс более правильно оценивать возможные объек- тивные ситуaции и использовать его в своей фактической деятельности;

— деловые игры допускают использовать эффект «сжатого времени», что дает возможность прослеживать связи между действиями и последствиями в упрaвленче- ской деятельности руководителей и специалистов более

четко, чем в обычных условиях;
— в ходе деловой игры руководители и специалисты

могут позволить себе пойти на риск, когда успехи и не- удачи могут быть оценены без реального ущерба для ор- ганизации, которую представляют участники игры.

Деловые игры позволяют воспитать в человеке решительность, инициативность, помогают человеку творчески мыслить, что очень важно в современных экономических условиях.

Инновации затрагивают мно- гие аспекты образования, но они не меняют сути образовательного процесса. Новые технологии как бы «подстраиваются» под тради- ционное обучение, дополняют его, делая интереснее, запоминаю- щейся, креативнее весь процесс обучения7. Именно в такой связи традиционного и инновационного обучения школьники могут про- явить свои скрытые способности, выразить свое мнение по тому или иному вопросу.




1 Олешков М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+, 2006. С. 40.


2 Дьячкова М. А. Педагогические инновации как условие реализации ФГОС в образовательном процессе вуза // European Social Science Journal. 2014. No 7-3 (46). С. 69-72.

3Сальников В. А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2010. No 11. С. 25.


4 Олешков М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+, 2006. С. 37.


5 Чеглакова Л. С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // «Концепт»: научно-методический электронный журнал. 2012. С. 2.



6 Иванов А. И. Деловая игра как оценочное средство реализации компетентностного подхода в образовании // Среднее профессиональное образование. 2012. No 7. С. 35.

7 Дьячкова А. В., Дьячкова М. А. Преподавание экономики в школе: комплементарность традиционных и инновационных технологий // European Social Science Journal. 2016. No 4. С. 275-279.



Деловая игра как метод инновационного образования
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации