1. Философские основания идеи прав человека а Христианская мысль - файл

приобрести
скачать (327.2 kb.)


1. Философские основания идеи прав человека.

а) Христианская мысль.

б) Естественное право.

в) Философия просвещения.

2. Юридические основы развития международной защиты прав человека.

а) Исторические национальные источники.

б) Первые международные документы по правам человека.

3. Понятие и принципы прав человека.

4. Разнообразие подходов к правам человека.

а) Различные концепции прав и свобод.

б) Отношение к правам человека в разных религиозных системах и регионах мира.

5. Классификация прав и свобод.

6. Понятие Международного права прав человека как отрасли права и учебной дисциплины, его основные особенности.

7. Трудности и проблемы международной защиты прав человека.

8. Общая характеристика и виды международного контроля за соблюдением прав человека.

9. Вспомогательные (косвенные) источники Международного права прав человека: декларации, резолюции международных организаций, доктрина.

10. Основные источники: особенности и виды.

11. Роль и место судебной практики среди источников Международного права прав человека.



Права человека - это наиболее зримая государственно-правовая форма объективации конкретно-исторических ступеней свободы. Каждый человек имеет прирожденное неотъемлемое право на определенный объем благ (материальных и духовных), обеспечению которых должны содействовать общество и государство. Объем же этих благ всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Резкая поляризация общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразие цивилизаций (европейской, азиатской и др.) не давали возможности правам человека обрести приз

Древня я Греция . Впервые идеи естественного равенства людей (равенства по природе, столь существенное для понимания прав человека) и гармоничных отношений между государством-полисом, религией и индивидом были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт , Гиппий) еще в VI-IV вв. до н. э. До этого религия являла ь основой и поглощала как государство, так и человека. Подобное видение было распространено в Египте и Персии. Софисты отвергли эту концепцию единого мира, провозгласив человека «мерой всех вещей» (Протагор). В VI в. до н. э. греческий архонт Солон разработал Конституцию , стремившуюся закрепить некоторые элементы демократического устройства общества и установить право на привлечение к ответственности государственных чиновников за произвол по отношению к населению. В Афинах в V в. до н.э. термины «свобода», «равенство» и «братство» были тесно связаны между собой, поскольку братство свободных людей было основой свободы и равенства. Здесь впервые возникли идеи демократии и принцип гражданства как путь к прогрессу и свободе. Граждане обладали полным равенством — это условие свободы. Права человека, таким образом, поглощались правами гражданина: свобода, право на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия и др. Согласно концепции политической власти, выделялось две сферы: — государственная, где предусматривалось полное подчинение индивида власти; — частная (например, религиозная свобода), куда государство не имело права вмешиваться, а если это происходило, то можно было оказывать законное сопротивление в активной или пассивной форме. Следует отметить, что философские идеи не получали адекватного отражения в законодательстве в условиях классового общества в Древней Греции. Права человека рассматривались законом как привилегия только рабовладельцев, исключая огромну ю массу рабов. Попытки изменит ь такое положение не приветствовались. Так, в своем сочинении «Менексен» Платон вкладывает в уста Сократа следующие слова: «Мы и нам подобные — все братья и произошли от одной матери, поэтому одни не могут быт ь хозяевами, а другие их рабами. Общие корни обязывают нас стремиться к равенству прав, основанному на законе, и не признавать никакого превосходства, если только оно не основано на особых заслугах или уме». Международная защит а пра в человека 11 Судьба Сократа, который был привлечен афинянам и к суду по обвинению в расшатывании устоев государства и казнен, является свидетельством реального положения в сфере прав и свобод в эпоху афинской демократии. Идеи равенства всех людей можно найти и в раннем христианстве, для которого характерны такие постулаты: «Каждый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступления; какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам». Древний Рим. Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме . Древнеримским юристам принадлежит заслуга в разработке понятия субъекта права и равенства перед законом. «Под действие закона должны подпадать все», — утверждал Цицерон. Положение вещей требует, чтобы свободный человек стоял на службе у абстрактной власти: Государства и re publica. Связующей ячейкой, верховенство которой подчеркивал Цицерон, являлась семья. Полагалось, что объем свободы, оставленный гражданам, зависит от желания верховной власти, которая, в свою очередь, ограничивается Богом. Средние века. Античные идеи были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья. Христианские философы, в том числе Фома Аквинский в XIII в., развивают теорию разделения духовной и светской власти: одна правит душами, другая — телами. Но, согласно Святому Фоме , святой закон выше земного. В XVI-XVI I вв. идеи Аквинского нашли свое продолжение в трудах испанских теологов: Лас Касаса, Виториа и Суареса. Последний считается отцом открытого светского течения: «Христиане и нехристиане обладают равным и правами, поскольку все люди равны» . Новое время. В этот период возникла новая рационалистическая теория прав человека, базировавшаяся на верховенстве права как в частной, так и в публично-политической сферах. Особое развитие получила существовавшая уже в средние века Доктрина естественного права. Представитель естественно-правового учения в Германии в XVI I в. С. Пуфендор ф ввел сам термин и определение естественного права. Идеи Пуфендорфа нашли свое отражение в Декларации независимости США 1776 г. и Французской Декларации прав человека и гражданина

Естественное право



С позиций естественного права философское учение о государстве, законе и правах людей весьма основательно разработал Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Цицерон дает такое определение естественного права: "Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им или запрещая что-либо. Предлагать полную или частичную отмену такого закона - кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено, отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем" Там же. С. 51. Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло "раньше, чем какой-либо писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само государство как "общий правопорядок" - это по существу естественное право самих людей (граждан государства). На новой основе идею всеобщего равенства и свободы людей (независимо от их имущественного положения, социального статуса, этической и государственной принадлежности и т.д.) проповедовали представители раннего христианства. Для развития представлений о правах человека важное значение имели, например, такие их требования и положения: "Где нет закона, нет и преступлений", "Каждый получает награду по своему труду". Ключевую роль в концепции прав человека играет понятие субъекта права, разработанное в римской юриспруденции. Считая, что по естественному праву все рождаются свободными, римские юристы субъектами права признавали только свободных, оставляя рабов лишь в качестве объектов права. Римскими авторами был обоснован и такой существенный аспект правового пространства, как всеобщность и единство требований закона: "Под действие закона должны подпадать все". Юридическая конкретизация смысла и значения представлений о естественно-правовой справедливости, включая и соответствующее противопоставление справедливого права праву несправедливому и т.д., разработанная юристами Модестиком, Павлом, Юлианом, стала важной вехой в научном осмыслении проблем правосубъектности индивида и заложила необходимые теоретические основы для дальнейшего развития юридических положений о естественных правах и свободах человека. Большое значение для развития концепций прав и свобод человека имели разработанное римскими юристами правовое понимание и толкование государства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и учреждений. Согласно римской юриспруденции государство в его отношениях с индивидами стоит не вне и не над правопорядком, а внутри его в качестве его составной части, которой присущи все основные свойства права вообще. Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения. В Средние века вместо прежней поляризации между правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения в соответствии с сословно-иерархическим принципом строения и функционирования феодального строя в целом. В согласии с непосредственно политическим и правовым значением сословного деления в феодальном обществе права человека стали определяться его сословной принадлежностью. Различные социальные статусы обусловливали разные уровни прав - привилегий людей в общей пирамиде феодальной системы "права - привилегии". Принцип правового равенства стал распространяться на более широкий, чем ранее, круг людей и отношений, правда, в их сословной дифференциации и ограниченности. Права человека на этой исторической ступени остаются различными по содержанию и объему правами-привилегиями членов разных сословий, сословными правами человека. Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не исчезла в Средние века; она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например, в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых юристов). Практическое же выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословно-ограниченный характер и представляло собой закрепление сословных прав и свобод (вольностей). Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями Средневековья. Так, представители ряда юридических школ того времени (X - XI вв.), возникших в Риме, Павии, Равенне и других городах, в своем правопонимании ориентировались на идею правовой справедливости и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции. Применительно к государству такой естественно-правовой подход означал приоритет (и верховенство) естественного права перед государством. Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар и др.) защищали идею свободы, равенства всех людей перед законом. Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве. Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству все люди равны как "дети Божьи". Ряд конкретизаций принципа равенства содержатся в Новом Завете: "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить", "В равное возмездие распространитесь и вы" . -------------------------------- Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 59. Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августин, Фома Аквинский и др.). Однако следует заметить, что в юридической мысли Средневековья идеи прав человека присутствовали значительно в меньшей степени, чем в римском праве. Наиболее значимым правовым актом, закрепляющим сословные права и свободы, являлась принятая в Англии в 1215 г. Великая хартия вольностей , которая по праву считается одной из исторических вех, положивших начало нормативному закреплению основополагающих прав человека. В ней провозглашался принцип верховенства закона, предусматривались определенные свободы для низших сословий (купцов и крепостных), юридические механизмы защиты от произвола властей. Хартия содержала основы конституционного правового государства, закрепляла права и привилегии сословий. Особую известность получила ст. 39, запрещавшая арест, заключение в тюрьму, лишение владений, объявление вне закона, изгнание или обездоливание каким-либо образом свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны. Эта статья гарантировала неприкосновенность свободной личности. -------------------------------- См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 2001. Вып. 2. К Средневековью относятся и первые международные нормы, касающиеся прав и свобод человека. Так, в 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной Римской империи германской нации. Русско-византийские договоры X в. включали в себя нормы защиты прав иностранцев. Развитие идей прав и свобод человека в период Античности и Средневековья, несомненно, послужило важной отправной точкой для дальнейшего развития идей свободы, равенства и прав людей в эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации