Проблема изоморфности словообразовательной структуры производного слова и пропозициональной структуры высказывания как проблема соотношения поверхностных и глубинны - файл

приобрести
скачать (132.8 kb.)


Проблема изоморфности словообразовательной структуры производного слова и пропозициональной структуры высказывания как проблема соотношения поверхностных и глубинных структур
Изоморфные явления и их проблемы возможны только благодаря постоянной взаимосвязи между различными языковыми единицами, проявляющейся в переходных явлениях. Термин «изоморфизм» не является синонимом термина «переходность», хотя данные понятия и связаны друг с другом. Исследование синтаксических конструкций с сочинительными союзами (ССП и ССЦ) свидетельствует о том, что, в силу сохранения основной семантики данных средств связи в этих единицах, они в основном изоморфны, но обладают дифференциальными признаками. На уровне сложного предложения переходность проявляется в сходстве сложносочиненного предложения с текстом и ССЦ. В сложном синтаксическом целом с сочинительным союзом совмещаются собственные их признаки, а также признаки сложносочиненного предложения и текста.

Один из тезисов, обосновывающий функциональность словообразовательной структуры, связан с признанием ее изоморфности пропозициональной структуре высказывания. Но в рамках такого подхода остается неясным, что же актуализируется в речи словообразовательная структура лексемы или ее собственно семантическое содержание.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что носителями внутренних пропозиций не обязательно являются именно словообразовательные структуры. В пропозициональном отношении эквивалентными оказываются, например, как производное говорун - "тот, кто много болтает", так и непроизводное балабол - "тот, кто много говорит", два также относится к второй, как пятый - к пять, непроизводные гул и гам - равно субстантивированные действия, как шум, говор, болтовня. И поэтому попытка увязать собственно семантические пропозиции именно со словообразованием представляется не слишком убедительной.

Словообразовательная структура с ее привязкой к форме (форманту) относится к области поверхностных структур, а не глубинных, и связь их в лучшем случае вероятностная. Функционирование знака поглощает его тело, которое своей "телесной" формой генетически обязано словообразованию. Лексическое же бытие качественно преобразует все застывшие в форме генетические отношения, и новое, внутреннее, структурирование происходит на иной основе. Этот тезис не отрицает того, что какое-то влияние на него оказывает и наличие формальных структур, но это влияние периферийное, боковое, не актуально-смысловое, а суггестивно-фоновое, иногда в таком случае говорят - мерцательное.

В словообразовании как разделе языкознания, производные слова (или дериваты) изучаются с точки зрения их словообразовательной (деривационной) структуры. В синхронном, или описательном, словообразовании словообразовательная структура слова изучается в синхронном плане, с синхронической точки зрения. Синхронная словообразовательная структура слова может быть определена (в самом общем виде) как взаимоотношение основных элементов производного слова, т.е. его непосредственно составляющих, – производящей (словообразовательной) базы и словообразовательного (словообразующего) форманта.

Кроме того, принимается во внимание словообразовательная семантика анализируемых производных слов, их словообразовательные значения. Таким образом определяются способы синхронного словообразования производных слов, их словообразовательные модели и типы.

Говоря о синхронной словообразовательной структуре производного слова, необходимо обратить внимание на то, что далеко не всегда представляется возможным однозначно определить его словообразовательную структуру. Главным, центральным вопросом синхронного анализа словообразовательной структуры производных слов является вопрос о способе их словообразования. Нередко синхронный словообразовательный анализ ограничивается определением способа словообразования анализируемых слов.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации