Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний возникло на основе и под влиянием различных мировоззренческих аспектов, появлявшихся в ходе исто - файл

приобрести
скачать (2427.4 kb.)


Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний возникло на основе и под влиянием различных мировоззренческих аспектов, появлявшихся в ходе истории в философии. Исходя из этого, можно утверждать, что философия по отношению к специальному образованию выступает, во-первых, как фундамент, включающий систему наиболее общих представлений о человеке и его социоприродном бытии, которые детерминируют эволюцию педагогических явлений, и, во-вторых, как методологическая основа, предполагающая применение универсальных принципов и способов при изучении процессов специального образования.

Понятие «методология» – это путь познания, получения и объяснения необходимых фактов и раскрытия закономерностей исследуемых явлений. Основой методологии в специальной педагогике, как и в других науках, явилась так называемая философская методология, которая представляет собой систему наиболее общих принципов и методов научного познания.

В соответствии с разделами философии в исследовании проблем специальной педагогики выделяют следующие основные мировоззренческие аспекты:

           онтологический – с его помощью в структуре бытия определяется место специального образования;

           аксиологический – служит для установления педагогических приоритетов и прояснения ценностных предпосылок;

           гносеологический – позволяет определять связи обучения и познания;

           философско-антропологический – с его помощью проводится обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности, что стимулирует углубленное познание качеств, состояний внутреннего мира, интенций развития, своеобразия жизнедеятельности и социализации человека;

           историко-философский – осуществляет реконструкцию взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику.

           социально-философский – имеет наибольшее значение для понимания современного состояния специальной педагогики, так как он дает возможность рассматривать явления специальной педагогики в социокультурном аспекте.

Для построения целостной теории специальной педагогики требуется не механическое объединение конкретных отрывочных сведений о детях с недостатками развития, а содержательная систематизация научных данных, направленная на поддержание внутреннего единства специальной педагогики. Решение этой задачи обеспечивает философский подход к проблемам специальной педагогики.

С точки зрения философии в исследовании данных проблем за основу берется междисциплинарный подход, обеспечивающий анализ, интерпретацию и интеграцию знаний из разных областей конкретных наук, что позволяет расширять теоретико-методологические возможности специальной педагогики, стимулирует углубление исследований в этой области.

С точки зрения философии в исследовании данных проблем за основу берется междисциплинарный подход, обеспечивающий анализ, интерпретацию и интеграцию знаний из разных областей конкретных наук, что позволяет расширять теоретико-методологические возможности специальной педагогики, стимулирует углубление исследований в этой области.

Последние десятилетия XX века (с конца 60-х начала 70-х годов) вследствие гуманизации общества. Утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития и обучения.

В связи с этим, на сегодняшний день ключевые вопросы специальной педагогики приобрели новое звучание.

Система специального образования в настоящее время преодолевает определенный кризис, связанный с критическим переосмыслением е традиционных ценностных оснований. Преодоление кризиса специальной педагогики произойдет в результате смены ее парадигмы, т.е. образца решения теоретических и практических задач.

С помощью философских исследований разрабатывается и реализуется новая гуманистическая парадигма специальной педагогики, с помощью которой станет возможным приближение специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовлетворение социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

К ведущим направлениям построения новой парадигмы специальной педагогики относятся гуманизация, фундаментализация и интеграция. Задача философского исследования этих направлений состоит в систематизации ряда подходов в целях получения достоверного знания о стратегиях и перспективах развития специальной педагогики.

Гуманизация предполагает реализацию принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. Согласно гуманизации благо общества – благо человека. Отношения равенства, справедливости и человечности – норма отношений между людьми. Гуманизация образования направляется на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

В основе гуманизации специального образования – человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее образование, создание для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности соответствующих условий.

В становлении новой образовательной системы важную роль играют интеграционные процессы, протекающие на разных ее уровнях. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Мировая практика интеграции показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все» имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в более старшем возраста. Философские исследования процесса интегрированного обучения направлены на выяснение следующих ключевых вопросов:

1. кто учится? – т.е. для каких групп детей с ограниченными возможностями интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно;

2. где? – каковы организационные формы возможного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе;

3. чему? – каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности гибкого перехода с одного варианта на другой;

4. когда? - каковы сроки начала интегрированного обучения;

5. кто учит? – т.е. какова должна быть подготовка учителя массовой школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе;

В условиях смены парадигмы специальной педагогики вектором ее развития становится фундаментализация, которая выражается в переосмыслении и уточнении основополагающих положений, укреплений общей базовой теории.

Это связано с тем, что одним из важнейших вопросов в специальной педагогике стал вопрос, касающийся различий нормы и аномалии в человеческом развитии. В мировоззренческом плане проблема распознавания патологии не имеет простого и однозначного решения, так как широкое распространение в общественном сознании получили два крайних мнения: 1) о нормальности всех людей; и 2) всеобщей аномальности. Эти два мнения основаны на смешении нормы и аномалии и поэтому неприемлемы для специальной педагогики, так как делают специально-педагогическую помощь беспредметной и бессмысленной.

В этом случае, для установления общих параметров различения нормы и аномалии, их дифференциации выступает философско-категориальный анализ этих явлений. Он позволяет различать не только качественный, но и количественный характер отличия патологического развития от нормального. Кроме того, он позволяет отслеживать различие уровней частных проявлений биологического, психического и социального развития ребенка и его целостного становления как личности.

Становление специальной педагогики как науки неразрывно связано с изменениями в философских взглядах на концепции развития детей с особыми образовательными потребностями.

Первые данные об изучении этих проблем приходят к нам еще со времен античности, когда Платон в диалоге «Государство» раскрывает социальный смысл проблемы аномальности.

В аристотелевской философии берет начало осмысление профилактики отклонений в развитии человека. В своем этическом учении Аристотель дает первые рекомендации для оздоровительных мероприятий малышей, некоторые из которых он предлагает начинать еще до родов.

В средневековой европейской философии аномалии человеческого развития представляют собой наказание за грехопадение и неповиновение, возрастает значение раскаяния и очищения души. В этом подходе можно увидеть некий прообраз идеи современной психокоррекции, которая сегодня является важной частью специальной психолого-педагогической помощи.

В эпоху Нового времени философский анализ отклоняющегося развития становится более последовательным, перестраивается с умозрительной теоретизации на систематизацию опытных данных.

Д. Дидро выделяет особенности человеческих ощущений и показывает, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тела и состоянием органов чувств.

И. Кант в рамках своей антропологической концепции дифференцирует слабости и болезни души. Заслугой Канта является обоснование необходимости государственной благотворительной помощи бедным, инвалидам и больным.

Ф.Энгельс с позиций материализма раскрывает роль социально-экономических факторов в этиологии отклоняющегося, патологического развития.

В ХХ веке, в связи с увеличением популяции доли лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности принципиальное мировоззренческое значение приобретают проблемы их образования и развития. Наибольшее внимание этим проблемам уделяется представителями трех направлений современной западной философии – экзистенциализма, психоанализа и постмодернизма.

В философии экзистенциализма придается бытийный смысл патологическим явлениям, а избавление от этих явлений связывается с движением к подлинному существованию. Выдвинутые экзистенциалистами идеи оказали значительное влияние на развитее психотерапевтической практики.

Психоанализ возник на основе мировоззренческого обобщения данных психоаналитической практики лечения неврозов. В специальной педагогике получила развитие идея А.Адлера о развитии ребенка с дефектом как процессе, направленном на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

В постмодернизме делается акцент на отсутствие границ между нормальными и патологическими явлениями. На основе анализа медицинских текстов отмечаются трудности распознавания данных явлений в клинической практике, раскрывается явление иррадиации патологии в разные пласты бытия и сознания.

В отечественной философии, хотя и не проводилось последовательного системного анализа проблематики специальной педагогики, тем не менее, некоторые проблемы специального образования получили философское освещение. Например, А.Г.Спиркин проанализировал такие аномалии сознания, как «патологическая субъективность», состояние нарушенного сознания. Э.В.Ильенков пришел к выводу, что формирование человеческой психики происходит не благодаря самопорождению или спонтанным мозговым процессам, а через «специфически человеческую жизнедеятельность», активное присвоение ребенком вещей культуры. Анализ обучения слепоглухих позволил Ф.Т. Михайлову показать, что становление человеческого сознания совершается в общении и деятельности людей.

Учение Л.С.Выготского компенсаторных возможностях человеческого (в частности, детского) организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нем, о зонах актуального и ближайшего развития Лели в основу современной теории специальной педагогики.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. В создании и дальнейшем развитии методологии специальной педагогики важная роль принадлежит философии, которая позволяет интегрировать знания из разных областей науки для решения проблем специальной педагогики;

2. Философская рефлексия обращена, прежде всего, на существенные, основополагающие вопросы, поэтому именно философское исследование позволяло рассматривать наиболее важные, концептуальные проблемы и перспективы развития специальной педагогики в ходе ее становления;

3. Современное развитие построение новой парадигмы специальной педагогики, опирающееся на гуманизацию, фундаментализацию и интеграцию невозможно без комплексного философского осмысления этих проблем.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации