Контрольная работа - Психология делового общения и этикет - файл n1.doc

Контрольная работа - Психология делового общения и этикет
скачать (81.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc82kb.29.05.2012 21:48скачать

n1.doc

  1   2


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Калужский филиал


КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТ»



заочное отделение

факультет менеджмента

группа ЭЗСС-06
2008-2009 уч. год
Вариант № 18

Подготовила: Иванова Е. С.

Проверил: Нечаева О. А.
КАЛУГА

2007

Оглавление

1. Теоретический раздел

2. Практический раздел

3. Дидактический раздел


1. Теоретический раздел

План:

Введение

Этика делового общения. Общие этические принципы

Заключение

Список литературы
Введение

Формирование у деловых людей соответствующих нравствен­ных качеств и правил профессиональной этики является не­обходимым условием их повседневной деятельности. Сегод­ня уже совершенно ясно, что этика общения, деловой этикет и вообше культура делового общения играют очень важную роль в эффективной деятельности людей бизнеса. Практи­ческая убежденность в этом заставляет администрацию орга­низаций, фирм и предприятий на Западе и на Востоке тра­тить огромные средства на обучение персонала этике и эти­кету делового общения. Давно настала пора серьезно заняться изучением и формированием культуры делового общения и в нашей стране.

Деловое общение — необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и од­ним из главных регуляторов этих отношений выступают эти­ческие нормы, в которых выражены наши представления о доб­ре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении. Он может, как облегчить себе деловое общение, сде­лать его более эффективным, помочь в решении поставлен­ных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Хочется надеяться, что настоящий раздел в определенной степени поможет читате­лю не только осознать те часто скрытые от первого взгляда проблемы, которые возникают в процессе делового общения и служат ему препятствием, но и успешно справиться с ними.


Этика делового общения. Общие этические принципы

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать пра­вильные, нравственные поступки.

Мораль (от, лат. moralis — нравственный) — эта система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важ­нейший способ нормативной регуляции общественных отноше­ний, общения и поведения людей в самых различных сферах об­щественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими категориями этики являются: «Добро», «зло», «спра­ведливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя ве­сти. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравствен­ного идеала, образца для подражания, содержание и смысл кото­рого меняются в историческом времени и социальном простран­стве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактически­ми нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структу­рой его изменения является «противоречиво-напряженное соот­ношение понятий сущего и должного»1.

В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и де­лового общения и поведения человека). С одной стороны, чело­век стремится вести себя нравственно должным образом, а с дру­гой — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализа­ция которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредствен­ным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но осо­бенно напряженно он проявляется в этике делового общения, по­тому что именно в этом виде общения основной предмет, по по­воду которого оно образуется, является внешним для индивидов.

Общение — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором проис­ходит обмен информацией, опытом, способностями и результа­тами деятельности.

В социально-философском плане этика дело­вого общения определяется общественно-эко­номическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традицион­ном обществе (обществе «механической солидарности» по Э. Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллектив­ных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, цен­ности и стандарты этики делового- общения.

В этом типе общности ещё нет того разрыва между этически­ми нормами делового общения и общими представлениями о нрав­ственной жизни, который, появится в обществе с развитыми ры­ночными отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами делового общения. По большей части они еще не отде­ляются друг от друга и не противопоставляются друг другу, подоб­но тому, как деловая жизнь не противопоставляется личной жиз­ни. Но и тогда, когда в рамках традиционного общества возника­ют частные и корпоративные интересы, общие нормы нравствен­ности все еще продолжают играть главную роль.

В условиях отсутствия товарного фетишизма и всеобщего от­чуждения хорошее выполнение самого дела рассматривается как нравственный долг и служит основным способом самоутвержде­ния личности. Человек традиционного общества еще не вырабо­тал в себе холуйскую психологию и не гнет спину, стараясь во всем угодить своему начальнику, ибо этические ценности имеют здесь самодовлеющее значение.

Такие понятия, как справедливость, честь, достоинство, сво­бода, ответственность, имеют здесь экзистенциальный, жизненно важный для человеческого существования смысл и наполнены не абстрактным, а реальным жизненным содержанием. За утвержде­ние этих ценностей люди часто жертвовали своей жизнью. Пафо­сом этого типа общения могут служить слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе!».

Такой характер этики делового общения мы обнаруживаем уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религи­озным) ценностям. Человек этого общества должен «не обра­щать внимания на то, что другие люди скажут или подумают о нас, или сделают: идти на работу так же, как солдаты идут на сражение, не заботясь о последствиях; расценивать хорошую ре­путацию, честь, имя, удобные обстоятельства, комфорт, людские привязанности как ничто, если религиозное обязательство по­требует пожертвовать ими»2.

Первостепенная роль этическим нормам ритуала, обычая от­водится в деловом общении и древнекитайского общества. Не слу­чайно знаменитый Конфуций (551—479 до ц. э.) именно долг, спра­ведливость, добродетель ставит на первое место в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противо­поставляет их друг другу. Его идеальный человек, благородный муж (цзюнь-цзы) «сначала проявляет долг, затем приобретает вы­году». С этим связано и отличие его от неблагородного, «малого человека», которое состоит в том, что: «Благородный муж постиг­нут справедливость, малый человек постигнут выгоду»3.

Конфуций (в литературе часто именуемый Кунцзы — учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме кате­горический императив поведения, имеющий универсальное значение и применимый в том числе и в деловом общении: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»4. По­ложительная форма этой классической формулировки дана И. Кан­том. Однако у Конфуция содержится большое количество изрече­ний, посвященных этике именно делового общения. Прежде все­го, они относятся к принципам поведения между руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с эти­ческой точки, зрения. Приведем некоторые из них, весьма достой­ные того, чтобы над ними поразмышлять5.

Изречения Конфуция

Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда прави­тель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным.

Благовейно относись к делу и честно поступай с другими.

Слушаю слова людей и смотрю на их действия.

Держать два конца, но использовать середину.

Благородный муж, когда руководит людьми, то использует таланты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий.

Вести сражаться необученных людей - значит бросать их.

--------------------

Изречения великого философа, касающиеся этических норм общения, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эффек­тивного взаимодействия и поможет избежать многих ошибок в деловом общении. На самом деле разве может потерять актуаль­ность тот «путь золотой середины» — путь компромисса, который проповедовал учитель Кун, утверждая необходимость «держать два конца, но использовать середину»? Не менее актуально звучит сегодня и его афоризм «Слушаю слова людей и смотрю на их дей­ствия», выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять слово делом.

Это противоречие между этикой и бизне­сом должным и сущим весьма остро про­является и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и во­обще деловыми людьми по отношению к указанному противоре­чию существуют две основные позиции.

1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом об­щении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Един­ственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», вся­чески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в за­конах и этических традициях6.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» про­блемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руко­водителей предприятий является нарушение закона. Но неэтичес­ким поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устране­ния, дефектов в своей продукции, которые могут привести к вред­ным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики дело­вого общения входит и забота руководителей предприятий о каче­стве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Примером неэтического поведения, ставшим почти классичес­ким, являются действия фирмы «Форд Мотор».

В 1978 г. три женщины, находившиеся в «Пинто», сгорели, когда машина получила удар сзади и бак с бензином взорвался. Компании «Форд» было известно о технических недостатках бензобака и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показали расчеты, вы­плата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. И компания преступила нормы морали.

Этика делового общения касается, конечно, не только социальной ответственности руководителей предприятий. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся, к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представите­ли делового прагматизма подчас используют негодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэти­ческий характер. При этом общение может рассматриваться не­этичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несов­местимости целей делового общения моральным ценностям. При­мером может служить заключение сделок, контрактов на построй­ку экологически вредных предприятий.

2. Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как не­обходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способству­ющее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход — более цивилизованный и в конце концов более эффективный, так как предприятие — компонент об­щества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружа­ющей социальной среде. А чем более благополучной становится эти­ческая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и об­щение рано или поздно обернется если и не прямыми экономичес­кими убытками, то, во всяком случае, социальными и нравственны­ми издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует,, по нашему глубокому убеждению, присоеди­ниться не к Николло Макиавелли, проповедавшему «освобожде­ние» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверж­давшему, что «честность — лучшая политика».
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации