50. Прогнозирование валового дохода - файл

приобрести
скачать (294.2 kb.)


50. Прогнозирование валового дохода.

Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключается в следующем:



Цель научно обоснованного прогноза валового дохода — определение возможного его объема при заданных (прогнозных) ограничениях исходя из целевых приоритетов, выбранных предприятием питания для своей деятельности. Планирование валового дохода является важной стадией экономического обоснования прогнозных расчетов прибыли, а следовательно, и расчетов финансового плана.

Исходными предпосылками для разработки прогноза валового дохода служат:



Для прогнозирования валового дохода используют следующие методы:

Метод прямого расчета.На первом этапе отдельно прогнозируется уровень торговых надбавок (или определяется на уровне регулируемых государством надбавок), затем рассчитывается наценка на продукцию собственного производства и покупные товары с учетом себестоимости и нормы рентабельности или наценка с учетом предельных величин, устанавливаемых исполкомами.

На втором этапе, зная структуру расходуемого сырья по видам продуктов, нормы надбавок и наценок по каждому виду сырья, рассчитывается сумма надбавок и наценок. Общая сумма валового дохода определяется суммированием надбавок, наценок по всем товарным группам. Уровень валового дохода будет равен отношению суммы валового дохода к общему объему валового товарооборота в продажных ценах (то есть к стоимости сырья и товаров по розничным ценам плюс сумма наценок).



Наиболее простым в применении является расчетно-аналитический методпрогнозирования. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период и изучения динамики уровня валового дохода за два предшествующих года определяется ожидаемый уровень валового дохода за текущий год. Этот показатель принимают за базовую величину для прогнозирования суммы валового дохода.

Расчетно-аналитический метод имеет недостатки, так как он не учитывает изменения в структуре расходуемого сырья и товаров. Однако он может быть использован для расчета одного из вариантов прогнозируемого валового дохода.



Среди экономико-статистических методов наиболее широко для прогнозирования применяется метод скользящей средней. Суть этого метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4—5 лет) уровня валового дохода и распространении выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.

51. Факторы, влияющие на валовой доход.

К основным факторам, оказывающим влияние на абсолютную сумму и уровень валового дохода, относятся:



При увеличении объема товарооборота растет сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса валового дохода. Влияние состава товарооборота не так очевидно, но имеет место. Это связано с различным уровнем наценки на товары, реализуемые в розницу, и товары, продаваемые оптом: в розничной сети надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода. Транзитный оборот образует меньший доход, чем складской, поскольку меньше затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при высокой торговой надбавке.

Изменение структуры товарооборота оказывает влияние на уровень валового дохода. Связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода обусловлена дифференциацией торговой надбавки по отдельным товарным группам. В условиях рыночной экономики торговые предприятия самостоятельно устанавливают надбавки по большинству товарных групп. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой - сохранить цены на конкурентно способном уровне.

Правильный выбор поставщика определяет цену поставки товаров, их качество, форму оплаты, гарантированную частоту и комплектность поставок, что обеспечивает стабильность и прибыльность работы торгового предприятия.

Рыночная модель экономики позволяет торговым предприятия самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно только, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой - сохранить конкурентоспособные цены.

Профиль предприятия и профессионализм руководства переделяет количество и широту предоставления дополнительных услуг. Валовой доход увеличивается в среднем на 2% от поступлений за оказанные услуги. Платные дополнительные услуги увеличивает сумму валового дохода, но косвенное влияние бесплатных консультаций, привлекающих покупателей, оказывается значительно весомее.

52. Экономическая сущность и значение прибыли.

Экономическая прибыль - это разность между валовым доходом и экономическими издержками.

Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения - Цель любого торгового предприятия на рынке - получение максимальной экономической прибыли. Эта прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия и способности его к самофинансированию, В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая прибыль; чистая прибыль; налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

Прибыль - это сумма, на которую доход превышает затраты.

Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку. В переносном смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории. Предприятие может не получать прибыль и продолжать какое-то время функционировать. При этом оно может даже расширять свою деятельность за счет заемных средств. Если производитель материальных благ будет потреблять в полном объеме произведенный ими продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам, а не общество. В обществе есть множество людей, которые не создают материальных благ, но их потребляют. В обществе имеются структуры, работающие убыточно, но социально необходимые (здравоохранение и т.д.). Поэтому общество заинтересовано в прибыльной работе предприятий, т.к. представляющее его государство через налоговую систему изымает часть создаваемой прибыли. Прибыль представляет собой одну из форм денежных накоплений, создаваемые в предприятиях, отраслях экономики, государства; это экономическая категория, характеризующая конечный финансовый результат коммерческой деятельности организаций.

В настоящее время роль прибыли коренным образом изменяется. Ее значение в условиях формирования экономики смешанного типа можно определить через выполняемые прибылью функции; - она является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина, во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности; - прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности в совершенствовании различных сторон своей деятельности; - прибыль служит критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономических ресурсов предприятия; - прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятий в виде налогов; Прибыль становится одним из важнейших определяющих показателей ее торговой деятельности. Возрастает роль прибыли в развитии деятельности торгового предприятия, в решении задач обновления и совершенствования материально-технической базы, наращивание оборотных средств. В современных условиях торговли каждой товарной группой, каждым товаром должна приносить прибыль.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время значение прибыли велико. Именно поэтому в условиях формирования экономики смешанного типа, коренной ломки сложившихся стереотипов и представлений о мотивации труда, становления новых подходов к категории собственности в особенности возрастает актуальность вопроса о сущности прибыли, в том числе торговой.

53. Процесс формирования и виды прибыли.

Формирование прибыли предприятия осуществляется путём суммирования прибылей или убытков от различных видов хозяйственных операций.

Таким образом, процесс формирования прибыли напрямую зависит от ряда следующих факторов:


  1. доходы и расходы по обычным видам деятельности;

  2. операционные доходы и расходы;

  3. внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

Существуют разные виды прибыли, отличные друг от друга в зависимости от процесса своего формирования.

  1. Прибыль или убыток балансовые – итоговой денежный результат от ведения деятельности предприятия. Получается в ходе осуществления многочисленных хозяйственных операции.

  2. Прибыль, которая поступает от осуществления обычных видов деятельности, либо от продажи товаров, продукции и иных услуг. Этот вид прибыли выступает разницей сразу между полной выручкой, полученной в ходе реализации товаров по текущим ценам без учета специального налога и прочих затрат, связанных с процессом изготовления, производства и реализации.

  3. Прибыль, подлежащая налогообложению. Этот вид прибыли представляет из себя разницу, которая формируется между балансовой доходностью и суммой рентных выплат, налогов на экспорт или импорт и уплачиваемых налоговых сумм на прибыль.

  4. Также существует такой вид прибыли и убытков, который поступает от осуществления финансовых операций и прочих внереализационных проектов, отражающихся в счетах № 47 и 48.

  5. Особый вид прибыли – чистая прибыль, основной целью которой считается:

Проще сказать, чистая прибыль представляет из себя доход от обычной деятельности с учетом различных чрезвычайных расходов и доходов.

  1. Консолидированный вид прибыли, который формируется на основании ведения бухгалтерской документации и отчетности.

Виды прибыли предприятия принято делить на:

54. Распределение и использование прибыли на предприятии.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование государственных доходов.

Объектом распределения является в первую очередь прибыль до налогообложения предприятия.

Принципы распределения прибыли формулируются следующим образом:



Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемыхиз прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий.

В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесьже планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.

55. Рентабельность: понятие и виды.

Понятие «рентабельность» означает прибыльность, доходность, полезность, возможность получения прибыли. Высокая рентабельность предприятия — главная конечная цель любого бизнеса. Это залог прибыли, окупаемости и конкурентного преимущества на рынке. Хорошие показатели рентабельности демонстрируют те предприятия, которые умеют эффективно использовать все свои активы и бороться с издержками. Может измеряться в конкретном числовом, процентном или пропорциональном выражении.

Чем больше будет это значение, тем лучше для бизнеса. Задача любого предприятия — минимизировать вложения и повышать рентабельность. Для этого необходимо постоянно отслеживать влияние внешних и внутренних факторов. Данный коэффициент не единственный, который нужно учитывать при оценке успешности бизнеса, но очень важный.

Основные виды.

Существует не менее 20 разновидностей рентабельности. Хорошо, если в организации есть специалист, способный правильно вычислять и анализировать каждый из них. Но такая ситуация является исключением из правил. Большинству предпринимателей будет достаточно знать суть следующих видов рентабельности:


  1. Реализованной продукции или услуг. Показатель отображает эффективность реализации продукции или оказания услуг. Фактически показывает, сколько выручки принёс каждый вложенный рубль. Рассчитывается как отношение прибыли от реализации к полной себестоимости. Можно считать для всех категорий товаров вместе или для каждой партии по отдельности.

  2. Предприятия в целом. Главная разновидность рентабельности, характеризует успехи работы всего предприятия. Это значение интересно инвесторам, которые на его основании делают выводы о перспективах вложения средств в бизнес. Рассчитывается как отношение прибыли к усреднённой стоимости основных активов.

  3. Активов. Показывает, насколько эффективно предприятие использует все имеющиеся активы. По аналогии с продукцией, можно рассчитать как рентабельность всех активов в целом, так и любой группы и даже любого одного актива. Например, оборудования, недвижимости, оборотных и внеоборотных активов. Вычисляется делением суммы чистой прибыли на стоимость активов.

  4. Производства. Отношение полученной прибыли к совокупности затрат на производство и реализацию продукции. Отображает, насколько эффективно предприятие производит продукцию и какую прибыль получает от её реализации.

  5. Продаж. Показывает долю чистой прибыли в выручке предприятия, то есть сколько денежных средств в полученной выручке являются чистой прибылью организации. Коэффициент равен отношению чистой прибыли к выручке.

  6. Персонала. Отображает эффективность и производительность сотрудников.

Формулы расчета.

В предыдущем разделе мы проанализировали, какие есть виды рентабельности и охарактеризовали экономическое содержание каждого вида. Теперь рассмотрим их расчет:



  1. Реализованной продукции. (Прибыль от реализации : себестоимость) х 100%.

  2. Предприятия. (Прибыль всего предприятия : стоимость активов).

  3. Активов. (Чистая прибыль : средняя величина активов).

  4. Производства. Прибыль : (стоимость активов + стоимость оборотных средств).

  5. Продаж. (Чистая прибыль : выручка).

  6. Персонала. (Чистая прибыль : численность штата) х 100.

56. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность.

К внутренним факторам, влияющим на прибыль и рентабельность деятельности организации, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации и т.д.), а также факторы, связанные с расширением масштабов хозяйственной деятельности и организационно-техническим уровнем организации. Назовем основные внутренние факторы.



  1. Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг). При неизменной доле прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли. Данное обстоятельство способствует повышения рентабельности использования неизменных ресурсов организации.

  2. Товарная структура выручки. Расширение ассортимента, в том числе внутригруппового, способствует росту выручки. Повышение в ассортименте доли товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, поскольку покупатели часто с большей охотой приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Повышение в выручке доли высокорентабельных товаров способствует повышению рентабельности продаж организации в целом. Если организация продает преимущественно низкорентабельные товары, то это приводит к снижению рентабельности хозяйственной деятельности.

  3. Организация товародвижения. Ускоренное продвижение сырья, материалов товаров способствует, с одной стороны, увеличению выручки, а с другой — снижению текущих расходов. В результате сумма и уровень прибыли возрастают. Неудовлетворительная организация товароснабже- ния приводит к снижению рентабельности и уменьшению суммы прибыли.

  4. Применяемые условия расчетов с контрагентами. Важным фактором увеличения прибыли и рентабельности является использование в практике работы организаций комбинированных условий платежа, продажа товаров на условиях коммерческого и потребительского кредита. С одной стороны, это способствует увеличению выручки, а с другой — снижению издержко- емкости продаж, что оказывает положительное влияние на прибыль организации.

  5. Численность и состав работников. Достаточная численность работников при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу организации по получению необходимой суммы прибыли. Недостаток работников в соответствии с законом убывающей доходности сдерживает рост объемов хозяйственной деятельности, вследствие чего снижаются (относительно, а иногда и абсолютно) выручка и прибыль. В этом случае имеет место не повышение рентабельности организаций за счет снижения численности и соответствующего ему уменьшения расходов на оплату труда, а ее снижение из-за уменьшения массы прибыли. Излишняя численность работников также влечет за собой снижение величины прибыли в расчете на одного работника и ряда других показателей рентабельности за счет расходов по содержанию нерационально используемых ресурсов. Важна не только общая численность работников, но и ее соответствие потребностям организации по выполняемым функциям. Большое значение имеет уровень квалификации работников. Чем выше удельный вес работников с более высоким уровнем профессиональной подготовки, с большим опытом работы в общей численности работников организации, тем при прочих равных условиях выше рентабельность и больше сумма прибыли, получаемая организацией.

  6. Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Это сложный в оценке фактор, действие которого трудно количественно измерить. Влияние данного фактора больше поддается качественной оценке, которая должна осуществляться достаточно часто. Для количественной оценки стоимости живого труда используется среди прочих показателей расходов на оплату труда, но рост данного показателя не всегда и не обязательно влечет за собой увеличение прибыли и повышение рентабельности. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда и его изменение в динамике, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. Если уровень расходов на оплату труда повышается и при этом снижается рентабельность расходов на оплату труда, то можно сделать вывод о неэффективности применяемых систем оплаты.

  7. Производительность труда работников организации. Рост производительности груда при прочих равных условиях влечет за собой увеличение массы прибыли и повышение рентабельности деятельности организаций. При стоимостной оценке данного фактора следует исключать влияние изменения цен на реализуемые товары, поскольку их изменение не связано непосредственно с производительностью труда работников. Этот фактор тесно связан со следующим фактором.

  8. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торгово-технологическим оборудованием и инструментарием, тем выше производительность их труда, тем ниже потребность организации в численности работников. С другой стороны, внедрение современного оборудования требует повышения квалификации работников, так как работники низкой квалификации не могут в полной мере использовать возможности этого оборудования. Это ведет к повышению расходов на оплату труда.

  9. Состояние материально-технической базы организации. Организации, располагающие более современной и развитой материально-технической базой, имеют предпосылки для постоянного увеличения масштабов хозяйственной деятельности в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение получаемой прибыли и повышение рентабельности. В то же время в краткосрочном периоде увеличение расходов на развитие материально- технической базы может привести к снижению показателей рентабельности.

  10. Сумма оборотных средств и скорость обращения оборотных средств, которыми располагает организация. Чем большей суммой оборотных средств располагает организация, тем большую массу прибыли она получает в результате одного их оборота. В то же время в результате увеличения суммы оборотных средств при прочих равных условиях снижается значение ряда показателей рентабельности, например рентабельности капитала, ресурсорентабельности и др. Положительное влияние на прибыль и показатели рентабельности оказывает ускорение оборачиваемости оборотных средств. Чем меньше срок реализации товаров, тем большую сумму прибыли получает организация в единицу времени и тем выше показатели рентабельности использования ее ресурсов. Определенное влияние на сумму прибыли оказывает соотношение между собственными и заемными оборотными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки организации и уменьшает ее прибыль.

  11. Политика ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой организациями прибыли. При этом важно учитывать, что постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату, вызванному снижением объема реализации товаров из-за чрезмерно высоких цен. В некоторых случаях для ускорения реализации товаров выгоднее снизить долю прибыли в цене, это позволит увеличить сумму получаемой прибыли. Изменение доли прибыли в цене товаров должно осуществляться с учетом эластичности спроса на товары но цене. Повышение цен на товары эластичного спроса приводит к снижению объема реализации и соответствующему уменьшению массы получаемой прибыли. Необходимо также учитывать и влияние перекрестной эластичности на сумму реализации товаров и массу прибыли.

  12. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно, и увеличению прибыли. Кроме того, увеличение и несвоевременное взыскание дебиторской задолженности увеличивает имплицитные издержки организации, снижая, тем самым, экономическую прибыль.

  13. Осуществление режима экономии. Режим экономии позволяет относительно снижать текущие затраты (издержки производства и обращения) организации и увеличивать сумму получаемой прибыли, а также повысить не только значение показателя рентабельности потребленных ресурсов, но и других показателей. При оценке влияния этого фактора нужно учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

  14. 14. Деловая репутация организации. Деловая репутация представляет собой сформировавшееся у потребителей и партнеров организации мнение о ее потенциальных возможностях, качестве работы и качестве реализуемых ею товаров. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность своей деятельности, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту репутации. Однако следует помнить о том, что заработать высокую репутацию трудно, а потерять — очень легко.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль и рентабельность организаций, можно отнести следующие факторы:

  1. Емкость рынка. От емкости рынка зависит розничный товарооборот торгового организации. Чем больше емкость рынка, тем больше возможности организации по получению прибыли и повышению рентабельности.

  2. Развитие конкуренции. Развитие конкуренции оказывает отрицательное влияние па сумму и уровень прибыли, так как оно приводит к усреднению нормы прибыли. Чем выше рентабельность продаж, тем больше организаций стремится работать на этом рынке. Это часто вызывает необходимость снижения цены и увеличения издержек обращения. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

  3. Размер цену устанавливаемых поставщиками факторов производства. В условиях конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен. Часть такого повышения организации вынуждены компенсировать за счет снижения доли собственной прибыли в цене реализуемой продукции (товаров). Поэтому организации стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.

  4. Цены на услуги организаций транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других организаций. Повышение цен и тарифов на услуги этих организаций увеличивает текущие расходы компании, уменьшает прибыль и снижает рентабельность деятельности. Если цены снижаются, то появляется возможность увеличения прибыли за счет уменьшения расходов по соответствующим статьям издержек производства и обращения.

  5. Развитие профсоюзного движения. В условиях рыночных отношений собственники организаций стремятся к ограничению расходов на оплату труда. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли организаций.

  6. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг. Общественные организации потребителей могут оказывать влияние на прибыль организаций, требуя расходовать средства на повышение качества обслуживания покупателей и т.п.

  7. Регулирование государством деятельности коммерческих организаций. Государство может оказывать влияние на прибыль организаций путем регулирования цен на товары, сырье, материалы, топливо, энергию. Оно также может влиять на курс национальной валюты, устанавливать ставки налогов, отчислений в государственные внебюджетные фонды и др.

57. Показатели эффективности деятельности предприятий общественного питания.

Деятельность предприятий общественного питания характеризуют следующие основные показатели:



58. Планирование прибыли: методы, основные направления роста прибыли и

рентабельности.

Методы расчета прибыли предприятия.

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность фирмы.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Выделяют следующие основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции: метод прямого счета и аналитический. Рассмотрим эти методы исчисления прибыли.



  1. Метод прямого счета.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.



  1. Аналитический метод

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).


  1. Метод совмещенного расчета

Кроме изложенных выше, способов планировании прибыли — методом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Для успешного функционирования, формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути повышения эффективности своей деятельности.

Использование системы обобщающих показателей эффективности производства, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности и разработать пути и методы улучшения производственных показателей.

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рисунок ниже)







50. Прогнозирование валового дохода
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации