Граничин О.Н., Кияев В.И. Информационные технологии в управлении - файл n1.doc

приобрести
Граничин О.Н., Кияев В.И. Информационные технологии в управлении
скачать (6243 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc6243kb.05.06.2012 07:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Информационные технологии в управлении
Авторы: О.Н. Граничин, В.И. Кияев

Информация о курсе
В учебном пособии рассматриваются базовые понятия: данные, информация, знание, информационное поле, информационная культура предприятия, системный подход к информатизации, информационные технологии и системы, их использование в экономике и бизнесе.
Описаны структура данных и типы решений, принимаемых на основе этих данных. Рассмотрены основные типы информационных модулей, составляющих современную корпоративную информационную систему. Освещены общие вопросы проектирования, разработки, внедрения информационных систем, использования современных CASE-технологий. Показаны некоторые возможности использования быстро развивающихся Internet/Intranet-тех нологий для реализации бизнес-целей современной компании. Рассмотрены в общем виде вопросы защиты информации и безопасности информационных систем.

Цель
Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей соответствующих специальностей, для руководителей и менеджеров предприятий, заинтересованных в эффективной информатизации своего бизнеса, а также может быть полезно широкому кругу читателей.
0.

Введение

1.

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития

В данной лекции рассматриваются информационные технологии. Уделено внимание современному состоянию, роли в бизнесе и тенденциям развития информационных технологий

2.

Обработка и хранение информации

Материалы данной лекции посвящены обработке и хранению информации. Рассматриваются базы и хранилища данных, а также связанные с ними основные понятия

3.

Развитие информационных технологий

Данная лекция посвящена развитию информационных технологий. Рассматриваются основные этапы развития и связанные с ними принципы и понятия

4.

Internet/Intranet-технологии

В данной лекции основное внимание уделено Internet/Intranet-технологиям. Приведены основные понятия и принципы Internet/Intranet-технологий, основные понятия и определения, а также рассмотрена электронная коммерция

5.

Системный подход к информатизации бизнеса

Данная лекция посвящена системному подходу к информатизации бизнеса. Рассматривается внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия и связанные с ними основные определения и понятия

6.

Категории информационных систем

В данной лекции рассматриваются категории информационных систем. Уделено внимание типам данных в организации и OLAP-технологиям

7.

Интеграция информационных систем предприятия

Данная лекция посвящена вопросам интеграции информационных систем предприятия. Особое внимание уделено сервис-ориентированной архитектуре ИС

8.

Разработка и внедрение информационной системы

Данная лекция затрагивает вопросы разработки и внедрения информационной системы. Уделено внимание модели создания информационной системы и обеспечению процесса анализа и проектирования ИС возможностями CASE-технологий

9.

Информационные технологии предприятий

В данной лекции внимание уделено информационным технологиям предприятий. Также рассматриваются принципы и основные понятия автоматизированных информационных систем

10.

Корпоративные информационные системы планирования потребностей производства

Данная лекция посвящена корпоративным информационным системам планирования потребностей производства. Особое внимание уделено рассмотрению стандарта MRP II

11.

Информационные системы планирования ресурсов и управления предприятием: ERP-сиcтемы

Данная лекция посвящена информационным системам планирования ресурсов и управления предприятием, а также рассматриваются принципы и основные понятия ERP-сиcтем

12.

КИС нового поколения

Данная лекция посвящена КИС нового поколения. Особое внимание уделено концепции CRM и связанным с ней основным понятиям и определениям

13.

Организация безопасности данных и информационной защиты

Данная лекция посвящена вопросам организации безопасности данных и информационной защиты. Рассматриваются возможные варианты атак и методы защиты информации

14.

Заключение


0. Введение: Введение:







Любая модель… есть иллюзия, которую личность воспринимает как реальность, оживляя ее своим воображением.

К. Кастанеда, "Отдельная реальность"

Все в этой книге может оказаться иллюзией.

Р. Бах, "Иллюзии, или Приключения Мессии поневоле"

Информационная технология сама по себе не дает конкурентных преимуществ. Ее нужно всемерно использовать для поддержки стратегии конкуренции.

К. Гилберт, "Менеджмент"


Наиболее характерная черта нынешнего развития мировой экономики - колоссальные успехи и достижения в области техники и технологии, развитие наукоемких производств. Высокие темпы развития науки и технологий, а главное, масштабы и темпы их внедрения в производство и общественную жизнь превратили научно-техническую революцию в естественный процесс, она стала перманентной. Благодаря всепланетному масштабу коммуникаций и росту уровня образования "ноу-хау" сейчас практически сразу после изобретения становятся общечеловеческим достоянием. В условиях динамичного развития рынка, усложнения его инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические. Современные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали важным фактором конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной жизнедеятельности. Уровень информатизации является сегодня одним из главных факторов успешного развития всякого предприятия.

Менеджер любого уровня, принимая решения, основывается лишь на доступной ему информации о предмете управления, поэтому от качественных характеристик этой информации, таких как адекватность, полнота, достоверность, своевременность, непротиворечивость и т. п., непосредственно зависит эффективность его работы. В современных условиях информационные системы играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей компаний. Это влечет за собой новые требования к информационным системам и их функциям. Они не могут оставаться просто инструментом, обеспечивающим обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри предприятия. Теперь они должны предоставлять новые изделия и услуги, основанные на информации, которые обеспечат бизнесу конкурентное преимущество на рынке.

Применяемые на предприятии информационные технологии поддерживают реализацию тех или иных решений менеджеров. Однако, в свою очередь, новые системы и технологии диктуют свои специфические условия ведения бизнеса, изменяют компании. И каких бы консультантов в этой области руководитель ни привлекал, окончательные решения необходимо принимать ему лично! Менеджер должен уметь извлекать максимальную выгоду из потенциальных преимуществ информационных технологий. Он обязан обладать достаточными знаниями для того, чтобы осуществлять общее руководство процессом применения и развития информационных технологий в компании и понимать, когда требуются дополнительные затраты ресурсов в этой области или помощь сторонних специалистов.

Основная цель пособия - дать общее системное представление об информации, методах ее хранения, обработки и передачи, о современных информационных технологиях и системах, истории их развития, влиянии на общество и бизнес, методологиях их применения в деятельности предприятия. Поскольку каждый из рассматриваемых в пособии разделов представляет собой достаточно большую и самостоятельную предметную область применения современных информационных технологий в управлении бизнесом и информационном менеджменте, настоящее пособие следует рассматривать в качестве общего вводного курса.

Первоначальную основу пособия составил курс лекций В.И. Кияева "Информационные технологии управления и информационный менеджмент", который в течение ряда лет он успешно читал на факультете менеджмента (ныне - Высшая школа менеджмента) СПбГУ. В переработанном совместно с О.Н. Граничиным варианте изменена структура представления материала, включены новые разделы, добавлены общие сведения из дополнительных источников.

Авторы благодарят заведующего кафедрой системного программирования математико-механического факультета СПбГУ профессора А.Н. Терехова, взявшего на себя труд по прочтению пособия и сделавшего ряд ценных замечаний, которые были использованы при подготовке пособия к печати. Авторы благодарны коллегам Высшей школы Менеджмента СПбГУ, обсуждения с которыми способствовали существенному улучшению содержания.

При подготовке пособия были использованы материалы, размещенные на сайтах www.interface.ru, www.cio-world.ru, www.osp.ru, www.cinfo.ru, www.pcweek.ru, www.itm.finestreet.ru, www.connect.ru, www.cfin.ru, www.crnep.ru, www.sql.ru, www.iso.ru, а также материалы лекций, прочитанных в разное время стажерам Лаборатории системного программирования и информационных технологий (СПРИНТ) СПбГУ, которая была создана при поддержке корпорации Intel.

Для оформления использованы иллюстрации из журналов "IT Security", "Computer", "CNews", "CIO", "European Communications", "Информ Курьер Связь" и др.


1. Лекция: Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития:
В данной лекции рассматриваются информационные технологии. Уделено внимание современному состоянию, роли в бизнесе и тенденциям развития информационных технологий








Слова из книг Карлоса Кастанеды и Ричарда Баха вынесены в качестве эпиграфа перед "Введением" не просто так. Руководитель, планирующий или начинающий внедрять информационные технологии в свой бизнес, как правило, полон иллюзий. Для этого имеется несколько оснований: модная тема, обилие информации о возможностях ИТ и фирмах, сдающих уникальные информационные системы "под ключ" за смешные деньги, уверенность в своих силах и желание сделать "все путем", хорошая команда исполнителей. Однако при столкновении с действительностью оптимизм уменьшается - информационные "концы" не связываются, время уходит, фирмы-интеграторы исчезают, не выполнив и части работ, затраты растут, система стремительно усложняется, сотрудники открыто или неявно начинают саботировать нововведения, конфиденциальная информация теряется или попадает не к тем к кому нужно. Величина разочарования в таких случаях прямо пропорциональна величине стартовых иллюзий или превышает их.

Главная цель руководителя, менеджера - приложить максимум усилий для того, чтобы модель деятельности, которую он строит с целью совершенствования своего бизнеса, наполнилась бы с помощью информационных технологий реальным современным содержанием!

Основными критериями успеха в бизнесе стали профессиональное управление, умение обеспечить эффективную работу персонала, правильно идентифицировать, проектировать, реализовывать и совершенствовать бизнес-процессы, эффективно вести организационно-административную и хозяйственную деятельность. В этих условиях современные информационные технологии и создаваемые на их основе интегрированные информационные системы становятся незаменимым инструментом в обеспечении достижения стратегических целей и устойчивого развития компаний и организаций.

Влияние информационных технологий на менеджмент, на культуру управления, на общество трудно переоценить. Стремительное развитие вычислительной и телекоммуникационной техники, накопление колоссальных объемов информации и чрезвычайно высокая скорость информационного обмена сформировали к концу ХХ века новое понятие - глобальное информационное общество. Это привело к коренной ломке прежних социальных понятий: фокус деятельности компаний переместился с технологий на потребителя.

Информационные технологии изменили не только способ работы - они изменили способ делового стратегического мышления. Первые быстродействующие компьютеры использовались предпринимателями в основном для автоматизации процессов, которые раньше выполнялись вручную большим числом сотрудников невысокой квалификации; типичный пример - обработка данных. Сегодня новая техника и технологии применяются не только для автоматизации сбора и обработки данных, но и для реализации новых идей, новых способов получения конкурентного преимущества. Распределенные информационные системы и сетевые технологии сузили мир до размеров рабочего стола и экрана монитора, безгранично увеличив деловые возможности за счет быстрого и простого доступа к огромным объемам информации и инструментам работы с ней.

Новые менеджеры делают ставку на осознанный выбор стратегий и целей на базе информационной оценки ситуации и компьютерного моделирования, на целевые команды исполнителей, объединяющих профессионалов высокого класса, на оптимальную координацию проектных и рабочих групп, ориентируются на запросы и ожидания потребителя. Аналитики с помощью экспертов и консультантов, используя математические методы и соответствующие программные приложения, тщательно исследуют ситуации, разрабатывают варианты деловых решений с оценкой рисков и вероятности успешной реализации, проводят деловые игры, проверяя построенные модели. Именно информационные технологии и информационные системы широкого профиля делают возможным такой стиль гибкого и эффективного управления и всячески стимулируют его развитие.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации