В любом виде научного знания ученый может добиться высокого уровня исследования изучаемого объекта при условии, если владеет механизмами применения современных методологических подходов. В науке под методологией понимают «совокупность процедур, приёмов и методов науки, объединённых в единую конструктивную программу и служащих средствами для постижения того или иного объекта научного знания» [1, с. 432].
Таким образом, основным тезисом нашего рассуждения является следующий: методология – это специфическое средство достижения цели исследования посредством применения логических конструкций к исследованию и от того, какие методологические средства будет использовать ученый, будет зависеть результат его научной деятельности.
Приведем пример с целью доказательства нашего тезиса.
На современном этапе в гуманитарных науках применяется множество методов исследования. К примеру, изучая общественное явление исследователь может применить системный или структурно-функциональный метод исследования. Это означает, что социальное явление, исследуемое ученым с точки зрения системного подхода, может быть рассмотрено им как система, то есть как совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое. Если ученый применяет структурно-функциональный метод, который является близким системному методу и исторически его предваряющим, то социальное явление, поставленное во главу научного познания, изучается как структура, в которой элементы выполняют какую-то определенную функцию, которая позволяет в целом функционировать всей структуре. Применяя социологические методы исследования, например, анкетирование, ученый может добиться наполнения своего знания за счет отношения респондентов к изучаемому явлению. Статистические методы позволят выявить количественные изменения объекта или объективность полученных данных. Как видим, разность методологических подходов позволит ученому добиться совершенно иных результатов и рассмотрения объекта с разных сторон. Каждый из научных методов «впишет» изучаемый объект в определенную систему взаимодействия элементов. Поэтому ученый выбирает тот методологический подход, который позволит ему добиться именно поставленных целей.
Казалось бы, и те, и другие методы исследования позволяют изучить систему достаточно объемно и со всех сторон: как систему, как структуру с функциональными элементами, как объект, описанный качественно и количественно, однако применение более современных методологических подходов позволит значительно расширить представление ученого об изучаемом объекте. К примеру, ознакомление специалиста с более современным синергетическим подходом поможет ему комплексно изучить объект и как систему, и как функциональную структуру, и как объект самоорганизующийся в исторической динамике. Такое применение кардинально изменит представление ученого об изучаемом объекте в плане того, что объект как система перестает быть статичной и трансформируется в процесс своей самоорганизации, приобретая или утрачивая те или иные функции. Кроме того, теория самоорганизации позволит ученому прогнозировать поведение системы во времени и предсказать перспективы е развития.