20. Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями зрения - файл

приобрести
скачать (49.4 kb.)


20. Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями зрения.

Коррекционная работа с детьми, имеющими умственную отсталость

и нарушения зрения, ориентирована на их социализацию. Ее основные задачи – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и подготовка воспитанников к участию в посильном производительном труде.

Дети, сочетающие умственную отсталость и нарушения зрения, обучаются девять лет во вспомогательных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений III вида. Они изучают начальный курс языка, математики, знакомятся с окружающим миром и рядом других доступных их восприятию и необходимых для коррекции развития предметов. В учебный план включаются следующие коррекционные курсы: коррекция недостатков развития (мелкой моторикирук, осязания, мимики), социально-бытовая, пространственная ориентировка, лечебная физкультура (ЛФК), ритмика.

Специальное обучение и воспитание детей с нарушениями зрения и интеллекта практически должно быть организовано с самого начала жизни ребенка. На первое место выступают такие направления обучения, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, социально-бытовое поведение, ориентировка в пространстве.
21. Особенности формирования межличностных отношений у детей с недостатками зрения.

Установив, что речь слепых, так же как и речь зрячих, в принципе адекватно отражает действительность, можно утверждать общность основных речевых функций для всех членов общества, независимо от состояния их анализаторских систем, и в частности зрительного анализатора.

Помимо основных – коммуникативной (общения), сигнификативной (обозначения), обобщения, абстрагирования и побуждения – функций, в тифлопсихологии выделяется компенсаторная функция речи. Выделение этой функции не означает возникновения каких-либо принципиальных особенностей в ее содержании, структуре и характере, а только указывает на новый, появляющийся в связи с сужением сферы чувственного познания и направленный на ликвидацию его последствий в психическом развитии личности аспект речевой деятельности.

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепого чувственными данными, а у ослепших, кроме того, сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получают представление о многих, недоступных для их восприятия, предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово направляет и уточняет его, при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт с окружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноправными членами, активно участвующими в общественно полезной деятельности.
Тестовые задания проверки знаний

Выберите один ответ из предлагаемых вариантов в каждом вопросе и отметьте кружком в бланке ответов.



1. Предметом специальной психологии является:

б) изучение особенностей развития психики лиц с различными нарушениями в развитии;

2. Назовите основные теоретические и прикладные задачи специальной психологии:

− выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с различными отклонениями в сравнении с нормально развивающимися людьми;

− изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушениями в развитии, закономерности развития их личности;

− разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с различными дефектами;

− дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушениями

в развитии, изучить психологические проблемы интеграции людей с особенностями в развитии в общество.

3. Понятие нарушения (дефекта) в специальной психологии – это:

в) недостаточность какой-либо из функций, которая нарушает весь ход психического развития только при определенных условиях;


4. Отклоняющееся развитие – это

При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

5. Перечислите основные параметры, определяющие характер нарушений в развитии:

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения

и определяет его вид – общий дефект, связанный с нарушением регулятор-ных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдельных функций.

Второй параметр – время поражения – обусловливает характер нарушения психического развития. Чем раньше произошло поражение (врожденная или рано приобретенная глухота), тем вероятнее явление недоразвития психических функций.

Третий параметр вытекает из идеи Л.С. Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами. Нарушение слуха как первичный дефект ведет к недоразвитию речи как психической функции, связанной с пострадавшей наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимодействий. В психическом развитии ребенка выделяются такие типы взаимодействий психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи


6. Идеи Л.С. Выготского о первичности нарушения и его вторичных отклонениях в развитии ребенка заключаются в том, что

Л.С Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном характере нарушений. Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и воспитания, способствующих успешной компенсации.

Педагогическое воздействие в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. С его помощью может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций.

Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка можно представить в следующем виде: первичный дефект – нарушение слуха, вторичное отклонение – нарушения в развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка – своеобразное развитие всех познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), отклонения четвертого порядка – нарушения в развитии личности.


7. Перечислите основные факторы, определяющие нарушения развития детей

Проанализировав существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций, Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития, в том числе детей с недостатками слуха.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации