Реферат - НЭП - сущность и значение - файл n1.docx

Реферат - НЭП - сущность и значение
скачать (55.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx56kb.30.05.2012 10:51скачать

n1.docx

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1 Социально-экономическое положение республики

после гражданской войны………………………………………………………5

2 Сущность новой экономической политики…………………………………..9

3 Итоги и уроки новой экономической политики……………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемых источников………………………………………….......20







ВВЕДЕНИЕ

Новая экономическая политика стала следствием поиска новых путей развития и реформы экономики, которую вынуждено было проводить государство после «военного коммунизма» и политики продразверстки, приведшей страну к экономическому краху.

В данной работе не ставилась задача рассмотреть все аспекты НЭП. Опыт экономической политики этого периода требует не одного научного исследования. Здесь же важно подчеркнуть следующие основные моменты: основным регулятором производства являлись товарно-денежные отношения и реальное функционирование закона стоимости.

Также следует заметить, что приобретённые опытным путём знания в результате действия НЭПа не утратили своего значения и сегодня. С переходом к рыночным отношениям опыт деятельности частных товаропроизводителей должен быть использован в интересах быстрого подъема производства, развития товарооборота. Главный положительный урок НЭПа – преимущество смешанной, многоукладной экономики перед единой, однообразной, только государственной. Такая система оказалась жизнеспособной и дала положительные результаты, но этот же опыт показал и огромные трудности во взаимодействии частного и государственного сектора в экономике.

Следует знать, что механическое перенесение уроков прошлого (даже позитивных) на будущее невозможно и даже ошибочно. Применение опыта в каждом случае требует учета специфики условий. Тем не менее, изучение организационно-экономических отношений нэповского и постнэповского периодов позволяет сделать единственно правильный вывод, заключающийся в необходимости восстановления тенденций эволюционного развития экономики – тенденций, которые должны стать формой и содержанием осуществляемых в наше время аграрно-экономических реформ.

При написании работы были использованы периодические издания, такие как «Настаўніцкая газета», «Беларускі гістарычны часопіс», «Могилевская правда» и др.

При подготовке данных, немаловажную роль играют энциклопедические данные, а также исследовательские работы ученых исторических наук. Поэтому были использованы материалы «Белорусской энциклопедии», « Истории Белорусской ССР», «Истории Беларуси» и другие источники.

I.Социально-экономическое положение республики после гражданской войны

После гражданской войны, иностранной интервенции народное хозяйство Советской страны находилось в труднейшем положении.

Потери России в результате первой мировой и гражданской войн составили более 40 млрд. золотых рублей, что превышало четвёртую часть всего довоенного богатства страны. Погибли, стали инвалидами более 20 млн. человек [2,c.392] .

Вместе со страной трудности переживала Беларусь. Ко времени окончания гражданской войны её положение среди других советских республик было наиболее тяжёлым. Ведь семь лет она являлась ареной военных действий. От террора, грабежа и разбоя оккупантов Беларусь потеряла более 158 тыс. мирных жителей [3,c. 99].

Общая сумма убытков, причинённых народному хозяйству Беларуси только польской интервенцией, составила более 52 млн. рублей в золотой довоенной волюте [2,c. 393].

Более половины фабрик и заводов было уничтожено, промышленное производство сократилось в 5 раз. Доля промышленности в экономике страны составляла только 21 % к уровню 1913 года [4].

Отрасли промышленности, которые не были связаны с выполнением военных заказов - деревообрабатывающая, винокуренная, стеклянная, спичечная, бумажная и другие, пришли в упадок в годы империалистической страны. К моменту перехода к мирному времени из 17 стеклозаводов работал только один, а из 220 винокуренных заводов могли давать продукцию только 27 [15, c.226].

Лёгкая промышленность из-за отсутствия топлива и сырья не удовлетворяла даже самого минимального спроса населения в предметах первой необходимости.

Следует учитывать и тот факт, что Беларусь никогда не имела крупной индустрии, промышленность всегда находилась в непосредственной связи с сельским хозяйством и местным сырьём, и её восстановление и развитие определялась этими источниками [16, c.22].

Объём промышленного производства с 1913 по 1920 года снизился на 23,3 %. В результате немецкой, а затем польской оккупации промышленность Минского экономического района была полностью дезорганизована[5,c.8]. Зимой 1920 - 1921 годов в Минске не было топлива и не работал транспорт: отступавшие польские войска сожгли железнодорожный вокзал, городскую электростанцию, более трети магазинов и др. Предприятия Минска были обеспечены топливом всего на четверть [1,c.79].

Тяжёлое состояние производительных сил Беларуси нашло своё отражение в ряде документов, в частности в докладе председателя СНК на III съезде КП(б)Б. В нем указано, что бесконечное количество эвакуаций, смена политической власти и связанные с ними реквизиции и грабежи довели как промышленность, так и сельское хозяйство до крайней степени обнищания. Нет такой части бывшей царской империи, которая бы так пострадала, как Белоруссия [16,c.15].

Не менее острой проблемой являлось тяжёлое материальное положение рабочего класса. Паёк, который выдавали рабочим, обеспечивал только полугодовое существование семьи и являлся фактически натуральной заработной платой. Денежная зарплата за годы войны номинально увеличилась колоссально: в 1913 году рабочий в среднем в месяц зарабатывал 23,6 рубля, а в 1920 году – несколько миллионов. Однако реальная цена этих миллионов не превышала 49 копеек [7, c.494-495]. Натуральные выдачи по отношению к совокупной зарплате составляли в 1920 году 92,6 % [8,c.63]. Зарплата рабочих в 1920 году составляла 10 – 20 % от довоенного уровня, её не хватало даже на пропитание[9,c.139].

Резко возрос уровень инфляции. По сравнению с довоенным временем покупательская способность денег снизилась в несколько раз. О степени обесценивания рубля говорят следующие примеры. В Беларуси в начале 1921 года один килограмм хозяйственного мыла по рыночным ценам стоил 37 500 рублей, килограмм соли – 10 000 рублей, килограмм керосина – 7 500 рублей [10.c.260]. Это процесс продолжался фактически весь 1922 год.

Чтобы как-то поддержать жизненный уровень рабочих в условиях инфляции, приходилось систематически увеличивать заработную плату. В декабре 1922 года средняя зарплата рабочих достигла 4 932 тысячи рублей. Поэтому государство печатало множество банкнот. Только за октябрь 1921 –март 1922 гг. Нарминфин БССР получил из центра более 200 млрд. рублей. Эмиссия сопровождалась быстрой инфляцией [1,c.81].

Тяжёлыми были и жилищные условия рабочих. За годы войны в городах Беларуси подверглось разрушению 1200 м2 жилья. В среднем на одного жителя приходилось 1,35 м2 вместо 1,8 по норме [1,c.82].

Начало 20-х гг. было голодным временем. Спасаясь от голода, многие жители городов выезжали в другие места, переселялись в деревню. Шёл процесс деклассирования рабочего класса. В целом количество городского населения в 1922 году по сравнению с 1917 годом сократилось в БССР с 280 до 184 тысяч человек [1,c.83].

Транспорт не мог обеспечить экономических связей между разными районами республики, а также между её центральными областями. Большая часть железнодорожного состава требовала срочного ремонта, существовала необходимость смены свыше 34 % шпал [6,c.115].Топливный кризис обострял транспортный.

Железнодорожное хозяйство пришло в негодность. Из-за нехватки угля и неисправности вагонов в Осиповичах, Быхове, Кричеве, Бобруйске, Могилеве на железной дороге простаивали грузы, так необходимые для возрождения заводов и фабрик [11,c.70-71]. Длина железнодорожной линии сократилась к 1920 году практически на 2/3, были разрушены и требовали капитального ремонта пинская, гомельская и другие железнодорожные мастерские и депо [12,c.230].

В чрезвычайно тяжёлом состоянии оказалось сельское хозяйство. Посевные площади зерновых культур в сравнении с 1913 годом сократились на 36,5%, картофеля – на 45%. Значительно снизилась урожайность и валовой сбор зерновых и технических культур. Резко упало поголовье скота. Количество лошадей уменьшилось на 20%, коров – на 34%, свиней – на 56% [2,c.393].Продукция сельского хозяйства составляла менее половины довоенной. Система продразверстки подрывала заинтересованность крестьянина в развитии сельского хозяйства. Промышленность не удовлетворяла элементарных потребностей его в инвентаре и товарах широкого потребления. Товарооборот между городом и деревней почти прекратился.

Положение в стране усложнилось в связи с демобилизацией Красной армии. Слабая тогда ещё промышленность не могла занять десятки тысяч демобилизованных. После окончания войны среди красноармейцев усилилось дезертирство.

Недовольство политикой «военного коммунизма» использовалось остатками антибольшевистских партий для борьбы против советской власти. Политическое напряжение нагнеталось из-за границы, с территории Польши. С весны 1920 года до сентября 1921 года в Беларуси было зарегистрировано около 250 погромов и бандитских нападений из Польши [15, c. 228]. Бандиты захватывали государственные учреждения, продовольственные склады, разрушали железнодорожное полотно, мосты, средства связи, убивали партийных и советских работников.

Неспокойно было и в городах. В Минске, Могилёве, Гомеле, Витебске подрывную деятельность вели эсеры, меньшевики, поалей-ционисты и бундовцы. Они подстрекали рабочих на забастовки, вели раскольническую работу в профсоюзах, занимались антисоветской агитацией.

Тяжёлое экономическое положение страны, разруха, голод, усилившееся недовольство населения политикой «военного коммунизма» потребовали у руководства республикой искать пути выхода из сложившейся ситуации. Таким выходом стал переход к НЭПу.

II.Сущность новой экономической политики

К концу гражданской войны руководство партии не имело четко выработанной экономической политики в условиях перехода от войны к миру. Однако после завершения войны Советское правительство стало задумываться о путях выхода из кризиса, о формах и методах строительства социалистического общества, о роли партии.

Срочный пересмотр методов руководства обществом стал необходимым. Одновременно пришлось решать, какой должна быть экономика не в чрезвычайных, а в обычных условиях.

Ответом на эти вопросы стала новая экономическая политика, разработанная В. И. Лениным и принятая X съездом РКП (б) в марте 1921 года. В. И. Ленин считал, что НЭП – это первый шаг к перемене 2всей точки зрения нашего на социализм». Переход к НЭПу был попыткой совместить социалистические принципы руководства государственной экономикой, в первую очередь промышленностью и транспортом, с экономическими законами, использовать частный капитал в интересах социалистического строительства. Сущность НЭП сводилась к максимальному подъёму производительных сил и улучшения положения рабочих и крестьян для сохранения советской власти. НЭП открывала перспективу постепенного реформирования общества на социалистических началах.

Нэп представляла собой комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического и психологического характера переходного периода, неразрывно связанных между собой. В деревне НЭП проявилась в:

В городе НЭП характеризовалась следующими чертами:


Переход к НЭПу в Беларуси был встречен неоднозначно. Несмотря на широкую разъяснительную работу, многие не понимали НЭПа. Среди некоторой части населения возникла растерянность, боязнь нэпмановской буржуазии. Распространялись слухи, что Коммунистическая партия будто бы капитулирует перед мелкой буржуазией, а это приведёт к поражению советской власти. Рабочая оппозиция обвиняла партию в крестьянском уклоне, утверждая, что через несколько лет крестьянство окрепнет и свергнет советскую власть. VI

Партконференция Гомельской губернии (февраль 1921 года) категорически отклонила линию на замену продразверстки продналогом, как шаг, ослабевающий диктатуру пролетариата. Такое же настроение отмечалось среди и беспартийных витебской губернии. И, тем не менее, большинство трудящихся одобрили переход к НЭПу.

При НЭПе развивались различные виды торговли: частная, кооперативная и государственная. Все они открыто конкурировали между собой на равных условиях. В 1921 – 1922 хозяйственном году здесь из 19 400 различных торговых заведений 18 309 принадлежало частным лицам. Особенно высоким стал удельный вес частника в розничной торговле. В 1921 – 1923 хозяйственном годах в Беларуси частникам принадлежало 90 % всех торговых предприятий и 85 % оборота, а на долю государственной и кооперативной торговли – соответственно 10 и 15 % [2,c.402].

Для становления сбалансированных рыночных отношений между городом и деревней большое значение имела денежная реформа, поскольку в 1920 году в денежном обороте Беларуси находилось много советских денег, особенно золотых и денег других стран. Советские бумажные деньги, выпускавшиеся с этого года, очень скоро обесценивались. Большое значение имела стабилизация рубля. Необходимым был конвертируемый рубль, появление которого сдерживалось эмиссией новых денежных знаков.

Концепция денежной реформы состояла в следующем: легализация и организация внутреннего рынка, развитие внешней торговли, стимулирование экспорта; эмиссия Госбанком червонцев, имевших номинальное золотое обеспечение; ликвидация бюджетного дефицита, прекращение выпуска совзнаков для его покрытия; выкуп совзнаков за новые казначейские билеты с номинальным золотым содержанием, какие представляли собой размерные купюры червонца.

В 1922 году восстанавливается Госбанк, создаются также специализированные банки (акционерные, коммерческие и др.), которые конкурируют между собой. Одни и те же предприятия, тресты могли получать кредиты в нескольких банках и всегда имели возможность обратиться за кредитом в банк по своему выбору.

Новая экономическая политика, начавшаяся с сельскохозяйственной политики, развилась в политику финансовой стабилизации и, наконец, определилась как политика промышленная. Поскольку крупная промышленность не могла быть восстановлена без больших капиталовложений, начинать этот процесс нужно было, стимулируя развитие мелкой и средней промышленности. При этом учитывалось, что в республике преобладают мелкие и средние предприятия и поэтому, прежде всего им оказывалась поддержка, отменялись декреты, ограничивающие свободу их действий и полномочия.

Радикальные изменения произошли в системе органов управления и планирования народным хозяйством. Повысилась роль Совета труда и обороны (СТО) как органа централизованного управления и планирования. Чтобы обеспечить сочетание централизованного государственного руководства с инициативой местных органов, постановлением VII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920 года) были созданы при губернских исполкомах местные органы СТО – губернские экономические совещания. ЭКОСО БССР начало свою работу в апреле 1921 года. Оно осуществляло функции общего руководства всей хозяйственно деятельностью республики, выявляло состояние отраслей хозяйства, утверждало хозяйственные планы и следило ха их выполнением.

В условиях НЭПа пришлось столкнуться с проблемами товарного производства, хозрасчета и рентабельности предприятий, с вопросами государственного регулирования экономической жизни в обстановке допущения частнокапиталистического уклада.

Переход к НЭПу потребовал изменения основных принципов хозяйствования в промышленности, перестройку её деятельности на основе хозяйственного расчёта. Сделать это было непросто, поскольку соединение национализированной и сверхцентрализированной промышленности с рынками и одновременно ликвидация затратного, неэффективного введения государственно хозяйства предполагало обособление национализированных предприятий от госаппарата управления, превращение их в самостоятельных товаропроизводителей.

Предприятия после обязательных финансовых взносов в госбюджет сами отвечали за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использовали прибыль и ликвидировали потери. Хозрасчет позволял прервать практику государству брать на свое содержание убыточные предприятия и определять, какие предприятия могут оставаться государственной собственностью.

Новая обстановка потребовала организационной перестройки в руководстве промышленностью. Были созданы групповые управления, подчиняющиеся непосредственно Совнархозу республики. Ни Всесоюзный совет народного хозяйства (ВСНХ), ни СНХ Беларуси не имели права вмешиваться в текущую деятельность трестов. СНХ республики превратился в координационный центр. Он осуществлял общее руководство 16 хозрасчетными групповыми управлениями и 16 заводоуправлениями [13,с.4] . В уездах действовали экономические отделы, в компетенцию которых входили вопросы восстановления промышленности местного значения (кустарное производство, местное строительство).

В соответствии с постановлением ЭКОСО БССР «О распределении категории предприятий СНХ БССР от 24 октября 1923 года» промышленные предприятия разделены на 4 группы:

Одна из особенностей в развитии промышленности Беларуси состояла в том, что НЭП осуществлялся в процессе формирования хозяйственного комплекса республики. Известно, что до 1923 года БССР состояла из 6 уездов Минской губернии, тогда как большая часть территории, населяемой белорусами, входила в состав Могилевской, Витебской и Смоленской губерний, включенных в состав РСФСР.

Ликвидировалась уравниловка в оплате труда рабочих. Формы оплаты учитывали квалификацию рабочих, производительность его труда. Вводилось коллективное обеспечение рабочих и служащих в зависимости от результатов работы предприятия. В первые годы НЭПа наряду с денежной существовала и натуральная оплата труда за счет местных продовольственных ресурсов. Отменялась обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену места работы. Это значит, что организация труда начала строиться на принципах материального стимулирования.

Таким образом, перейдя от продразверстки к продналогу, от продуктообмена к товарно-денежным рыночным отношениям, реорганизуя руководство народным хозяйством, изменяя отношение к частному капиталу, используя его в интересах строительства социалистического общества – именно все это и составило сущность новой экономической политики.

III.Итоги и уроки новой экономической политики

Благодаря НЭПу удалось достигнуть существенных успехов на пути стабилизации экономики, практически восстановить промышленность и сельское хозяйство, провести денежную реформу, улучшить материальное положение трудящихся.

Итоги новой экономической политики в скором времени стали ощутимыми. В 1925 году сельское хозяйство в основном достигло довоенного уровня. В 1926 году стоимость всей валовой продукции составила 384,8 млн. рублей и превысила среднегодовые показатели 1911 – 1913 годов на 9,8%. В 1926/27 хозяйственном году завершился процесс восстановления промышленности республики, что создавало реальные условия для осуществления новых, более важных шагов в дальнейшем развитии промышленности, осуществлении индустриализации республики [14]. Главным регулятором экономической деятельности стал рынок. Была проведена перестройка в управлении промышленностью, приняты меры по борьбе с безработицей, с жилищным кризисом, повышением жизненного уровня населения.

Успехи НЭПа неоспоримы. Но почему уже к концу 20-х годов наметились тенденции к ее свертыванию?

НЭП не была периодом беспроблемного развития, а напротив, это было время, когда функционирование рыночных отношений между городом и деревней неминуемо создавало кризисные явления. Первый кризис возник осенью 1923 года, так называемый кризис сбыта. Он был связан с установление высоких цен на промышленные товары и низких – на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом государство пыталось наладить перекачку средств из деревни в город для восстановления промышленности.

А результат? Крестьянам стало невыгодно продавать свою продукцию и покупать промышленные товары. Нарушение рыночного равновесия было вызвано рядом причин, одна из которых более быстрое восстановление сельского хозяйства, чем промышленности. В результате продукция первой была значительно дешевле. Во-вторых, чрезмерным кредитованием Госбанком государственных и кооперативных организаций, которое вызвало «агонию» совзнака. В-третьих, монопольным повышением цен на промышленные изделия со стороны трестов и синдикатов, что объяснялось низкой конкурентоспособностью на внутреннем рынке. В- четвёртых, условиями сдачи сельхозналога, который по желанию крестьян собирался натурой или деньгами. Осенью 1923 года крестьяне отдавали преимущество денежной форме расчета. Для этого они отдали на рынок большую массу хлеба, что при более слабом развитии рыночной инфраструктуры и несвоевременном финансировании государственных хлебозаготовок вызвало резкое снижение цен на хлеб. В-пятых, неразвитостью торгового аппарата и уменьшением кредитования торговли в сентябре-октябре 1923 года. У торговых организаций иной раз не было возможности перевести промышленные товары с места производства в место продажи [12,c.101].

Правительству удалось отрегулировать этот кризис.

Следующий кризис имел место на рубеже 1925/26 гг. В отличие от первого в республике возник острый дефицит товаров. Характерно, что недостаток товаров проявился не в результате упадка производственных сил, а на ступени их быстрого роста. Объясняется этот кризис, во-первых, просчетом в планировании, когда государству не удалось закупить хлеб у крестьян по низким ценам, как это было раньше, т. к. 1925 год был неурожайным.

В результате экспорт оказался значительно меньше, намеченные темпы развития промышленности не были достигнуты. Во-вторых, зависимостью рынка промтоваров Беларуси от их поступления из-за рубежа. В-третьих, значительным ростом покупательной способности сельского и городского населения, которую промышленность не могла удовлетворить.

Государство дольно быстро отреагировало на этот кризис: был уменьшен импорт, заморожены новостройки, увеличены косвенные налоги. С 1925 года была введена государственная продажа водки; увеличены цены на зерно, использованы все резервы и даже пущены в ход законсервированные старые, технически отсталые предприятия. Надолго хватить этих резервов не могло [2,c.397].

Кризис 1925 года показал, что очень тяжело направить накопления, созданные в частном секторе, на цели, которые выбирает государство. Потребовалось умение владеть экономическими рычагами; проводить такую политику, которая бы не нарушала рыночного равновесия, что в свою очередь ограничивало темпы индустриализации.

Третий кризис был на рубеже 1927/28 гг. он также связан с невыполнением плана хлебозаготовок и нехваткой средств для начавшейся индустриализации.

Кроме этих кризисов были и другие причины, приведшие впоследствии к свертыванию Нэпа. Например, так и не осуществили реформу административной системы. Советские чиновники не были заинтересованы в развитии товарно-денежных отношений, т.к. у них существовала система государственных окладов – партминимумы и партмаксимумы.

Свертывание НЭПа связанно и с массовым сознанием. Причину всех трудностей видели в наличие кулака в деревне и нэпмана в городе. Большинство современных исследователей проблем НЭПа приходят к выводу, что его свертывание в конце 20-х гг. – это не акт субъективного самовольства, а закономерное следствие обострение противоречий НЭПа. Бесспорно, что основным противоречием данного периода было несоответствие между авторитарной политической системой и рыночными методами экономики.
заключение


НЭП нельзя рассматривать как законченную систему, в ней было множество элементов как рыночных, так и «военно-коммунистических». Этому периоду, как и любой экономической системе, присущи как положительные моменты, так и просчеты. Например, некоторые преобразования (коммуны, совхозы, колхозы и др.). Эти формы не могли быть прочной основой сельскохозяйственного производства в силу нехватки материально-технических и финансовых ресурсов и отсталости экономического мышления работников.

Слаборазвитыми оказались хозрасчетные отношения, поскольку отсутствовали законодательные гарантии прав, самостоятельности и ответственности предприятий и товаропроизводителей. Отсутствовала реальная конкуренция между государственными и кооперативными предприятиями. Не была остановлена инфляционная кредитно-денежная эмиссия, поскольку государственная банковская система была вынуждена финансировать практически каждые затраты трестов. Не дала долговременного эффекта и денежная реформа. Твердая валюта продержалась не более двух лет, хотя на валютном счете внутри страны и за границей червонцы обменивались на золото и основные зарубежные валюты по данному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1,94 рубля).

Имели место и другие недостатки, связанные в основном с усилением мер административного воздействия на экономику, дифференциацией деревни, неоправданным ограничением сильных и зажиточных крестьян. Тем не менее, НЭП позволила преодолеть разруху «военного коммунизма», заложить прочные экономические основы динамичного развития сельского хозяйства.

Следует учесть, что многие проблемы решались впервые. Они были новыми и не имели аналогов в мировой практике. Некоторые проблемы приходилось решать эмпирическим путем проб и ошибок. Шел массовый эксперимент по соединению капиталистических стимулов и социалистической организации. Шли бурные дискуссии, споры, проявлялся плюрализм мнений. Решению проблем способствовала широкая гласность, демократизм, творческое применение консервативного крестьянского опыта и революционных идей. С этой точки зрения НЭП заслуживает признания, изучения и использования.
Список использованных источников



  1. Нарысы гісторыі Беларусі:У 2-х ч. – Мн.:Беларусь, 1995. – Ч.2.

  2. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.:Аверсэв,1998.

  3. Горинов М.М. НЭП: поиски путей развития. – Мн.,1990.

  4. Гісторыя Беларусі: У 2-х ч. – Мн.:Універсітэцкае,1998. – Ч.2.

  5. Развитие экономики Белоруссии в 1921 – 1927 годах / под ред. Мартиновича Ф.С., Дрица В.И. – Мн.,1973.

  6. Очерки истории Коммунистической партии Белоруссии: В 2-х ч. – Мн.: Беларусь, 1967. – Ч.2.

  7. Экономика Советской Белоруссии. 1917 – 1967. – Мн., 1967.

  8. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. – М., 1957.

  9. Матюгин А.А. Рабочий класс СССР в годы восстановления народного хозяйства (1921 – 1925). – М., 1962.

  10. Бич М. В., Сидорцов В. Н., Фомин В. М. Гісторыя Беларусі:XX стагоддзе. – Мн.: Народная асвета, 1992.

  11. Моргунский П. Государственное строительство БССР в годы восстановления народного хозяйства (1921 – 1925 гг.). – Мн.: Наука и техника, 1966.

  12. Могилевская область. – Мн.: Беларусь, 1975.

  13. Восстановление народного хозяйства БССР. Сборник документов. – Мн., 1981.

  14. Могилевская правда. – 2002. – 11 октября.

  15. Волчок Г. И. НЭП в Беларуси //Могилевская правда. – 2001. – 13 апреля.

  16. Гісторыя Беларусі: У 5-ці т. – Мн.:Навука і тэхніка, 1973. – Т.3.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации