Ответы к экзамену - файл n1.doc

приобрести
Ответы к экзамену
скачать (598 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc598kb.10.06.2012 10:11скачать

n1.doc


  1. Предмет и задачи экспериментальной психологии.


Экспериментальная психология отождествляется со всей психологией. Предметом являются все методы психоло­гического исследования. Предмет – экспериментальное изучение особенностей применения методов. Экспериментальный подход применяется в различных отраслях науки – биологии, физике, химии и т.д., но специфика применения экспериментального метода в психологии обусловливается особенностями предмета экспери­ментальной психологии.

Экспериментальная психология занимает определенное место в системе психологических наук, она не явля­ется рядоположенной по отношению к другим отраслям психологии, т.е. экспериментальный метод применя­ется во всех отраслях психологии, он обслуживает все отрасли. Экспериментальная психология – наука, дан­ными которой пользуются все отрасли психологии.

Первая задача экспериментальной психологии. Основной задачей экспериментальной психологии является изучение особенностей применения экспериментального метода в психологии. Эксперимент – метод общенаучный. Специ­фика применения экспериментального метода в психологии заключается в том, что психические явления не материальные, они идеальные, и это накладывается на специфику эксперимента в психологии. Так же влияет проблема изменения психических явлений.

Каждая наука стремится выявить закономерности (причинно-следственные связи) и для этого оперирует коли­чественными данным. В психологии приходится не измерять, а присваивать количественные показатели.

Поведение человека представляют субъективные факторы (память, восприятие, мышление, внимание, спо­собности, задатки, характер и т.д.) – ; и объективные факторы, т.е. те, которые не зависят от субъекта – . Присутствие другого человека может корректировать поведение субъекта. Например, компетентная оценка личностно значимого человека негативно сказывается на субъекте. Немаловажны и такие факторы, как усло­вия воспитания, система образования и т.д.

Внешняя форма проявления поведения () отражает внутренний мир субъекта. Для изучения субъективных внутренних психических явлений создают качественную методику.

Качество методики – мера соответствия методики изучаемому явлению, т.е. валидная методика. Надежность – по­вторяемость результатов через некоторое время.

Для получения количественных данных мы проделываем ряд операций – создание, проведение методики, где немаловажна инструкция и профессионализм экспериментатора, а также субъективное состояние испы­туемого. Если все правильно, получаются результаты, которые надо обработать. Далее следует интерпретация обработанных результатов. Очень трудно определить границы психических явлений, т.е. нельзя зафиксировать продолжительность их протекания.

Если x, то y, из x следует y: x y. В психологии может быть и обратная связь: y x, т.е. явления взаимообуслов­лены и нет их однозначной трактовки. Коммуникативные способности развиваются в общении. Психолог – спе­циалист по общению и коммуникации. Точно также коммуникативность может влиять на тревожность (x ? y).

Экспериментальная психология должна изучать специфику применения эксперимента исходя из специфики конкретной науки.

Вторая задача экспериментальной психологии. Второй задачей является изучение валидности экспериментальных теоре­тических исследований и выявление факторов, ее нарушающих.

Валидность – оценка качества методики, качества экспериментального метода с точки зрения его правильной организации, т.е. достоверности получаемых результатов. Существует ряд побочных факторов (внутренних и внешних), влияющих на валидность метода, которые надо учитывать (например, фактор тестирования, кото­рый может быть предварительным и итоговым).

Третья задача экспериментальной психологии. Третьей задачей является изучение методологии и этапов экспериментального исследования. Этапы должны конкретизироваться, уточняться.

Четвертая задача экспериментальной психологии. Четвертой задачей является изучение видов эксперимента и типов экс­периментальных планов и исследований. Эксперименты могут быть:

Их суть должна изучать экспериментальная психология, должна изучать теоретическую, а не практическую значимость экспериментального метода.

Пятая задача экспериментальной психологии. Пятой задачей ЯВЛЯЕТСЯ изучение особенностей экспериментального метода в различных отраслях психологии, исходя из специфики данной области и т.д.

Итак, основными и дополнительными задачами экспериментальной психологии являются:

Психолог должен уметь: проводить экспериментальное исследование и читать результаты исследований.


  1. Теоретическое и эмпирическое знание психологии.


Теоретическое и эмпирическое знание. Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое. Слово "теория" греческого происхождения. Оно означает систематически изложенное об общение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение соотносится с данными опыта, или (опять же по-гречески) эмпирии, т.е. наблюдений и экспериментов, требующих прямого контакта с изучаемыми объектами.
Зримое благодаря теории "умственными очами" способно дать верную картину действительности, тогда как эмпирические свидетельства органов чувств - иллюзорную.
Об этом говорит вечно поучительный пример вращения Земли вокруг Солнца. А.С.Пушкин в стихотворении "Движение", описывая спор отрицавшего движение софиста Зенона с киником Диогеном, занял сторону первого.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить:

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день прея нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.
Зенон в своей известной апории "стадия" обнажил проблему противоречия между данными наблюдения (самоочевидным фактом движения) и возникающей теоретической трудностью. Прежде чем пройти стадию (мера длины), требуется пройти ее половину, но прежде этого – половину половины и т.д., т.е. невозможно коснуться бесконечного количества точек пространства в конечное время.
Опровергая эту апорию молча, простым движением, Диоген игнорировал Зенонов парадокс. Пушкин же, выступив на стороне Зенона, подчеркнул великое преимущество теории напоминанием об "упрямом Галилее", благодаря которому за видимой, обманчивой картиной мира открылась истинная.
В то же время эта истинная картина, противоречащая чувственному опыту, была создана исходя из его показаний, поскольку использовались наблюдения перемещений Солнца по небосводу.
Здесь выступает еще один решающий признак научного знания – его опосредованность. Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов. Это целиком относится к научным представлениям о психике.
На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о фактах своей душевной жизни (ведь "чужая душа – потемки"). Причем та кого мнения придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от других дисциплин субъективный метод, или интроспекция ("смотрение внутрь"), особое "внутреннее зрение", позволяющее человеку выделить элементы, из которых образуется структура сознания.
Однако прогресс психологии показал, что когда эта наука имеет дело с явлениями сознания, достоверное знание о них достигается благодаря объективному методу. Именно он дает возможность кос венным, опосредованным путем преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, самоотчеты личности о своих ощущениях, переживаниях и т.п. "сырой" материал, который только благодаря обработке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим научный факт отличается от житейского.
Сила теоретической абстракции и обобщений рационально осмысленной эмпирии открывает закономерную причинную связь явлений.
В отношении наук о физическом мире это для всех очевидно. Опора на изученные законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления, например нерукотворные солнечные затмения и эффекты производимых людьми ядерных взрывов.
Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни далеко до физики. Изучаемые ею явления неизмеримо превосходят физические по своей сложности и трудности их познания. Физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами психолога Ж. Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – детская игра сравнительно с загадками детской игры.
Тем не менее, и о детской игре, как особой форме человеческого поведения, отличной от игр животных (в свою очередь, любопытного феномена), психология знает теперь немало. Изучая детскую игру, она открыла ряд факторов и механизмов, касающихся закономерностей интеллектуального и нравственного развития личности, мотивов ее ролевых реакций, динамики социального восприятия.
Простое, всем понятное слово "игра" – крошечная вершина гигантского айсберга душевной жизни, сопряженной с глубинными социальными процессами, историей культуры, "излучениями" таинственной человеческой природы.
Сложились различные теории игры, объясняющие посредством методов научного наблюдения и эксперимента ее многообразные проявления. От теории и эмпирии протянулись нити к практике, прежде всего педагогической (но не только к ней).
В кругу взаимосвязи теории, эмпирии и практики строится новое предметное знание. В его построении обычно незримо представлены философские, методологические установки исследователей. Это касается всех наук, применительно же к психологии связь с философией являлась особенно тесной. Более того, до середины прошлого века в психологии неизменно видели один из разделов философии. По этому печать конфронтации философских школ лежит на конкретных учениях о психической жизни. Издавна ее естественнонаучным, материалистическим объяснениям противостояли идеалистические, ратовавшие за версию о духе как первоначале бытия. Зачастую идеализм соединял научное знание с религиозными верованиями. Но религия является отличной от науки сферой культуры, имеющей свой образ мысли, свои нормы и принципы. Смешивать их не следует.
Вместе с тем ошибочно было бы считать психологические учения, созданные в русле идеалистической философии, враждебными науке. Мы увидим, сколь важную роль в прогрессе психологического познания сыграли идеалистические системы Платона, Лейбница, других философов, исповедовавших вер сию о природе душевных явлений, несовместимую с естественнонаучной картиной мира. Поскольку же этими явлениями поглощены различные формы культуры – не только религия, философия, наука, но так же искусство, причем каждая из этих форм испытывает свою историческую судьбу, то, обращаясь к истории психологии, надо определить критерии, на которые следует ориентироваться в этой области исследований, чтобы реконструировать ее собственную летопись.


  1. Исторические аспекты развития экспериментального метода в зарубежной психологии.


Экспериментальная психология связана с психофизикой, в которой применяется экспериментальный метод (Эрнст Вебер (1795 – 1879 гг.)). Проводились эксперименты зрительного и слухового восприятия.

Психофизика – наука об измерении ощущений, которая изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ощущений (отвлекаясь при этом от рассмотрения физио­логических процессов организма, чем занимается психофизиология).

Густав Теодор Фехнер (1801 – 1887 гг.) – немецкий физик, психолог, профессор физики Лейпцигского универси­тета, создавший "Основы психофизики". Совместно (но независимо) с Вебером вывели закон Вебера-Фехнера: для того, чтобы интенсивность ощу­щения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометри­ческой прогрессии величины вызывающего его стимула. Интенсивность ощущения пропорционально равна логарифму стимула или раздражителя.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920 гг.) – отец экспериментальной психологии, т.к. создал первую экспериментальную лабораторию в 1879 г. Он выдвинул идею создания экспериментальной психологии (план был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных").

Основные направления исследований:

Задачами психологии по Вундту являются:

  1. Выделение путем анализа исходные элементы;

  2. Установка характера связи между ними;

  3. Нахождение законов этой связи.

Интроспекция – метод самонаблюдения, изучение психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики.

Герман Эббингауз (1850 – 1909 гг.) обучался в университете Галле и Берлина сначала по специальности истории и филологии, затем философии. Вывел кривую забывания.

Направление

Предмет исследо­вания

Научная парадигма

Метод

Практика

Психология сознания

сознание

естественнонаучная

интроспекция

нет

Бихевиоризм

поведение

естественнонаучная

наблюдение, эксперимент

тренинг умений

Психоанализ (фрейдизм)

бессознательное

естественнонаучная

психоанализ

психоанализ

Гештальтпсихология

целостные струк­туры психики

естественнонаучная

феноменальный эксперимент

гештальттерапия

Гуманистическая психоло­гия

личность, индиви­дуальность

гуманитарная

методы практической психоло­гии

клиентцентри­ро­ванная

Когнитивная психология

познавательные структуры

естественнонаучная

эксперимент

рациональная те­рапия

Отечественная психология

психика

естественнонаучная

наблюдение, эксперимент (формирующий)

нет

В бихевиоризме Уотсон Дж. Написал статью "Психология как наука". Скиннер Б.Ф. создал оперантное науче­ние, а также систему программированного обучения. Павлов И.П. изучал подкрепление на основе зоопсихо­логии и считал, что рефлекс цели – один из важнейших рефлексов животных и человека.

Психоанализ представляет З. Фрейд и его научное направление – фрейдизм.


  1. Исторические аспекты развития экспериментального метода в отечественной психологии.


Бехтерев В.М. создает впервые в России психофизиологические лаборатории: в Казани в 1885 г. и в Санкт-Петербурге в 1894 г. Корсаков С.С. и Токарский А.А. создают психологическую лабораторию при московском уни­верситете. Сикорский И.А. создает психологическую лабораторию в Харькове, Ланге Н.Н. – в Новороссийске в 1892 г.; Твардовский К. – в Львовском университете в 1900 г. Нечаев Н.Б. создает психолого-педагогическую лабо­раторию в Санкт-Петербурге в 1901 г. Лазурский А.Ф. и Челпанов Г.И. создали с помощью Щукина эксперимен­тальную лабораторию, оборудованную по последнему слову техники. Этот институт семь раз менял название.

Развитие экспериментальной психологии в России
Первые шаги. Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это относится и к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий. Психолог Н.Н.Ланге организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса). В Московском университете лабораторную работу вел А.А.Токарский, в Юрьеве (ныне Тарту) В.В.Чиж, в Харькове – Л.И.Ковалевский, в Казани – В.М.Бехтерев (при психиатрической клинике).
В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Его любимым детищем стал организованный им в Петербурге в 1907 году Психоневрологический институт. Здесь лабораторией психологии ведал А.Ф.Лазурский (1874-1917), врач по образованию. Последний разрабатывал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Объясняя их, он выделил (совместно с С.Л.Франком) две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как система отношений личности с окружающим миром. На этой базе Лазурский построил классификацию личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии.
Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии.
Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было (официальное открытие института состоялось в марте 1914 года). Обладая большим организаторским и педагогическим талантом, Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии.
Положительной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Г.И.Челнанова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отечественных психологов (К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, Б.Н.Северный, В.Н.Экземплярский, А.А.Смирнов, Н.И.Жинкин и др.), работавших в советское время.
При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Иначе говоря, решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе. Сам этот метод к тому времени претерпел в работах западных психологов изменения, и это отразилось на позиции Челпанова, всегда находившегося в курсе мировой психологической литературы.
В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое обозрение" (под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета). Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова "Об аналитическом методе в психологии". По этой статье нетрудно судить о программе, которая предлагалась в ту пору институтом. Теперь Челпанова не устраивала даже вюрцбургская школа, которую он недавно высоко ставил. Он подвергает критике мнение Аха о том, что нельзя считать исследование психологическим, если оно не использует эксперимент. Ведь сам эксперимент, утверждал Челпанов, базируется на первичных понятиях. Они существуют априорно как элементы идеального знания, обладающего абсолютной достоверностью. Извлечь эти элементы можно только из внутреннего опыта путем их непосредственного усмотрения. Это и есть аналитический метод, который должен лечь в основу всех видов конкретного психологического исследования – экспериментального, генетического и т.д.
Челпанов отмечал сходство предлагаемого им метода с феноменологией Гуссерля.* Так завершилась его эволюция в качестве "эмпирического" психолога. Сперва он пропагандировал вундтовский эксперимент, затем – данные вюрцбургцев, сделавших упор на внутренней активности и внечувственности мышления, и, наконец, главную задачу психолога он увидел в том, чтобы "очистить" сознание от влияния используемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных) и созерцать образующие его начальные сущности.
* Феноменологический подход, который отныне Челпанов и Шпет считали ведущим для психологии, исходил из учения о "чистом" сознании, структура которого определяется духовными сущностями.

Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии.
Совсем другую позицию занял профессор Новороссийского университета (Одесса) Н.Н.Ланге (1858-1921). Именно он в те годы выступал как главный оппонент Челпанова.
Николай Николаевич Ланге окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где обучался у Владиславлева. После стажировки во Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом институте Вундта) он стал профессором Новороссийского университета, где проработал до конца дней. Первая крупная психологическая работа Ланге – "Элементы воли" (опубликована в 1890 году в журнале "Вопросы философии и психологии"). Как уже было сказано, он создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Последний обобщающий труд Ланге – книга "Психология" (1914). Наряду с научной он активно занимался и общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности образования, организовывал деятельность школ, пытался реализовать там принципы трудового обучения и методы пробуждения у детей научных интересов и умения самостоятельно мыслить.
Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Ланге изучает акт внимания и становится автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, оббегающих изображенный контур. Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность, в том числе на Западе.
Работы Лаете ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии, которая в то время определялась главным образом как наука о сознании, открываемом субъекту его самонаблюдением. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге противопоставил понятие о психическом мире – огромном целом, простирающемся по планете, – "от едва брезжущей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека". Следуя генетическому стилю мышления, Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".
Лапте выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально-приобретенного опыта и, наконец, как качественно новую ступень – развитие психики у человека как социокультурного существа. С переходом к человеку психическая регуляция поведения меняется. Если у животных действует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутой культуры осуществляется через подражание и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Ланге писал, что "душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности". В связи с этим решающая роль отводится языку: "Язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях". В значении любого слова, писал Ланге, можно найти множество "полей сознания", уходящих все глубже в неопределенную темную даль. Говоря его словами, океан истории мысли плещется за каждым словом.
Таким образом, в конце концов Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в дооктябрьский период.


  1. Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования.






"методология" имеет два смысла: а) система способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология:

учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;

исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;

выявляет законы функционирования и изменения знания;

изучает объяснительные схемы науки и т.п.

Методика – конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъект и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры

Метод исследования – путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления

Методология исследования – система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе

Уровне методологических знаний:

  1. Философский. Философия изучает законы развития природы, общества, познания. Дает общий метод систематизации знаний. Является «теорией всеобщего» (рационалистический, индуктивно-эмпирический, диалектико-материалистический,философско-антропологический)

  2. Общенаучный. Общие закономерности функционирования и развития научной мысли.

  3. Социально-научный. Реконструкция закономерностей, которые действуют в конкретных исследованиях. Полученные закономерности могут применяться в различных науках, но их разработка осуществляется всегда на базе специальных дисциплин.

  4. Уровень конкретных методик. Разработка конкретных методик исследования примерительно к решению задач определенного типа.



  1. Классификация методов психологического исследования.


Было предложено множество классификаций (Рубинштейн, Пломин, Ананьев)

Приведем 3 из них.





Активный

Пассивный

Опосредованный

Эксперимент

Измерение

Неопосредованный

Беседа

Наблюдение
Простейшая классификация эмпирических методов:




  1. Качественные методы психологического исследования.




Критерий

Количественные методы

Качественные методы

гипотезы

Формулируются в программе до на­чала сбора данных. В процессе изуче­ния осуществляется их проверка.

Значения фактов, явлений осмысливаются после "погружения" исследователя в поле. Гипотезы формулируются на заключи­тельном этапе анализа.

концепции

Формулируются из теорий и перево­дятся на язык операций с данными.

Концепции – результат последовательного обобщения терми­нологических "гнезд" (таксонов) живого языка, тем, понятий.

измерительные процедуры

Инструменты измерения разрабатыва­ются и проверяются в пилотажном ис­следовании, обычно формализуются.

Измерительные инструменты формулируются в результате по­левого исследования; часто являются специфическими, отра­жают индивидуальный исследовательский подход.

представление данных

Представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей.

Представлены в виде высказываний, фрагментов документов, наблюдения и т.д.

теории

Гипотетико-дедуктивные, каузальные (причинные).

Могут быть как каузальными, так и интерпретативными, пре­имущественно индуктивные.

процедуры

Стандартизованы, предполагается их повторение другими исследователями.

Процедуры дублируются редко.

анализ

Осуществляется статистическими мето­дами.

Производится путем выделения тем или обобщения идей из со­бранных свидетельств: организация данных нацелена на полу­чение целостной картины.



  1. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.


Особенности взаимодействия экспериментатора и испытуемого могут сильно повлиять на результаты эксперимента, поэтому их нужно стараться сводить к минимуму. Воспроизведение результатов не должно зависеть от умелых профессиональных действий экспериментатора, внешних обстоятельств или случая.

Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей – они более эмоциональны, проявление их личностных особенностей больше зависит от ситуации, ребенок обладает олее живым воображением.

Ошибки общения: 1. Ошибки «отношения к набюдаемому». Связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения. 2. Ошибки мотивации испытуемого. В зависимости от мотивации испытуемый по-своему понимает цели эксперимента и действует соответственно. 3. Ошибки личностного влияния – восприятие испытуемым личности экспериментатора.

Эффект плацебо – внушение, самовнушение, что будет какой то эффект. Эффект хотторна – мотивация на выполнение ожидаемой от испытуемых деятельности из-за ситуации вовлечения в эксперимент. Эффект социальной фасилитации – эффект аудитории. Присутствие внешнего наблюдателя изменяет поведение человека (особенно компетентного и значимого, если задача трудна, если это соревнование).Оптимум активации. Присутствие наблюдателя повышает мотивацию и продуктивность деятельности, но может вызвать перемотивацию. Эффект фасада - что испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые, по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором. Модель «злонамерного испытуемого» , когда испытуемые враждебно настроены и стремятся разрушить гипотезу.

Исследователь может непроизвольо действовать так, что-бы его гипотеза была подтверждена.

У экспериментаторов отличаются мотивации – разные представления о путях, средствах, целях познания у них различаются.

При вербовке испытуемых, первой беседе, чтение инструкции влияние экспериментатора очень сильно. Внимание к действиям испытуемого повышает продуктивность деятельности испытуемого.

«Эффект первого впечатления» приводит к тому, что вся дальнейшая информация, не соответствующая созданному образу может отбрасываться как случайная.

«Эффект пигамалиона» - неосознанное искажение хода эксперимента и интерпритации данных, чтобы испытуемый «работал под гипотезу». Чтоб избавиться от эффекта, можно привлекать независимых ассистентов или перепроверять эксперимент другими исследователями.

Влияние пола. Дети лучше и охотнее работают с женщинами, а взрослые – с мужчинами. Мужчины вызывают больше действий, направленных на осмысление, а женщины вызывают желание раскрыть душу.

Чем дальше предмет исследования идет от биологического к социальному, тем больше влияние экспериментатора.

Способы контроля влияния экспериментатора:

  1. Автоматизация исследования.

  2. Участия экспериментаторов, не знающих целей исследования (но они будут строит предположения).

  3. Участие нескольких экспериментаторов.




  1. Основные характеристики экспериментального психологического исследования.


Специфика психологического эксперимента:

  1. Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

  2. При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).

  3. В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.

  4. Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

В сравнении с наблюдением:

  1. Испытуемый, как правило знает, что над ним проводится исследование.

  2. Экспериментатор активно воздействует на изучаемый объект.

  3. В наблюдении вопрос ставится открытым, в эксперименте он ставится гипотезой, предполагает существование зависимости между фактами.

  4. Ситуации наблюдения определяются менее строго. Ситуация эксперимента четко определена.

  5. В отличие от наблюдения точная процедура регистрации действий испытуемого.

  6. В отличие от наблюдения, а так же беседы, эксперимент – опосредованный метод (изучение с помощью тестов, измерительных инструментов и пр)




  1. Переменные: зависимая, независимая и внешняя. Методы контроля экспериментальных переменных.


Переменная – любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показате­лям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале. Виды переменных:

Типы независимых переменных:

стимул или материал задания;

тип ответа испытуемого;

шкала оценивания и т.д.;

физические параметры ситуации (освещенность, внешний вид помещений, звуки и шумы, температура и т.д.);

социально-психологические параметры (изоляция, работа в присутствии экспериментатора, работа с группой и т.д.);

особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора;

Кэмпбелл выделяет следующие типы независимых переменных:

  1. Управляемые переменные или такие факторы, как метод обучения; другими авторами более часто употреб­ляется понятие стимульных условий, или условий стимуляции, в качестве которых могут высту­пать и целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов;

  2. Потенциально управляемые переменные, которыми может варьировать экспериментатор, но по каким-то при­чинам этого не делает;

  3. Относительно постоянные аспекты окружения (социально-экономический уровень, населенный пункт и т.д.); эти переменные не находятся под непосредственным контролем экспериментатора, но могут выступать в качестве фиксируемых оснований разбиения испытуемых или условий на определенные классы как уровни независимой переменной;

  4. "Организмические" переменные (пол, возраст и другие объективированные переменные), речь идет в дан­ном случае о возможности подбора групп, эквивалентных или отличающихся по этой характеристике;

  5. Тестируемые или предварительно измеряемые переменные; к этому типу переменных может быть отнесен весь ар­сенал психологических методик, по данным которых возможны классификации, или выделение групп испытуемых.

Выделяют следующие виды связей зависимой и независимой переменных:

  1. Отсутствие зависимости;

  2. Монотонно убывающая зависимость (линейная);

  3. Монотонно возрастающая зависимость (линейная);

  4. Нелинейная зависимость U-образного типа;

  5. Инвертированная U-образная зависимость;

  6. Квазипериодическая зависимость (предполагаемая зависимость без четкого вида последовательности и с отсутствием четких периодов);

  7. Отсутствие какой-либо зависимости (т.е. в том случае, когда экспериментальное воздействие не приво­дит к "отклику").




  1. Основные экспериментальные планы.


Экспериментальные планы различаются по следующим основаниям:

  1. Число НП: одна или больше. В зависимости от их числа применяется либо простой, либо факторный план.

  2. Число уровней НП. При двух уровнях идет установление качественной связи, при трех и более – количественной

  3. Кто получает воздействие. Если каждой группе своя комбинация – речь идет о межгрупповом плане. Если «все группы-все воздействия» - о ротационном.

  4. Гомогенность/гетерогенность (равно или не равно число НП уровню их изменения)


Обязательные признаки «истинного» экспериментального плана:

  1. Созданы эквивалентные группы (чаще всего при помощи рандомизации)

  2. Наличие экспериментальной и как минимум одной контрольной группы.

  3. Завершение эксперимента тестированием и справнения эксп. И контр. Группы. Экспериментальная группа получает воздействие, контрольная – нет.

Виды истинных планов:

  1. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия.

R X O1

R O2

(R – рандомизация, X – экспериментальное воздействие, O - измерение)

Используют, когда нет возможности или необходимости проводить предв. Тестирование. Позволяет контролировать основные источники внутренней невалидности,ислючен эффект взаимодействия процедуры тестирования. Но часто бывает важно контролировать исходный уровень ЗП. В этом плане это невозможно.

  1. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием.

R О1 X O2

R О3 O4

Т.к. каждый человек уникален, психологи не доверяют одной процедуре рандомизации, предпочитают уловить различия с помощью тестов. Внешняя валидность при этом нарушается из-за взаимодейсвтия тестирования с эксп. Воздействием (эффект тестирования не контроллируется).

3)

R О1 X O2

R О3 O4

R X O5

R O6
Включает два предыдущих плана. Это помогает одновренменно контролировать эффект тестирования и экспериментального воздействия.

  1. План для проверки сохранения эффекта во времени.

R О1 X O2

R О3 O4

R О5 X O6

R О7 O8


  1. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.


Доэкспериментальные Планы (ДП). Исследования, не учитывающие требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Проводились до возникновения теории планирования эксперимента.

Кэмбэл выделил 3 вида, хотя некоторые другие авторы 2 из них относят к квазиэкспериментальным.

А) исследование единичного случая (X O). Контроля внешних переменных и НП нет. Нет материала для сравнения.

Б) План с педварительным и итоговым тестированием одной группы. Часто применяется в социально-психологических и педагогических исследованиях (O1 X O2 ). Отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя сказать что изменения вызваны именно независимыой переменной.

В) Сравнение статистических групп. Лучше предыдущего тем, что позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению контрольной группы, но невозможно учесть эффект естественного развития, т.к. нельзя сравнить полученный результат с начальным состоянием. Различие результатов может быть обусловлено не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Допустим в корреляционном исследовании, но недопустим при проверке гипотез о причинной связи

X O1

O2

Квазиэкспериментальные Планы (КП). Эти планы используются, когда нет возможности проводить «истинных эксперимент». Они создаются специально с отступлением от схемы. КП будет любое исследование, направленное на установление причинной зависимости, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп Кокс и Кэмбелл сформулировали принципы квазиэксперимента.

А) План экспериментов для неэквивалентных групп

O1 X O2

O3 O4

Две группы предварительно тестируются. Затем одна подвергается воздействию, другая – нет. Затем проводится повторное тестирование. Различие О3 и О4 говорит о естественном развитии и фоновом воздействии. Разница О1 и О3 позволяет установить меру их эквивалентности в отношении к переменной. Для выявления эффекта сравнивается разница между О2 и О1, О4 и О3. Эксперимент не явл. Истинным, т.к. в составе групп могут быть различия. Может присутствовать эффект состава группы.

Б) План дискретных временных серий. Чаще используется в психологии развития. Определяется исходный уровень ЗП с помощью серии замеров. Опять же из-за отсутствия контрольной выборки не отделяет результат НП от влияния фоновых событий. Планы, в которых реализуется серия воздействий с тестированием после каждого воздействие получили название «формирующий эксперимент»

О1 О2 О3 X О4 О5 О6

Модификация плана. Воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером. Подходит, если эффект воздействия обратим.

Х О1 - О2 Х О3 - О4 Х О5

Сравнивают результаты замеров с воздействием и без.

Схема плана временных серий для двух неэквивалентных групп, из которых одна не получает воздействия выглядит так:

О1 О2 О3 О4 О5 Х О6 О7 О8 О9 О10

О1 О2 О3 О4 О5 Х О6 О7 О8 О9 О 10

Реализовать этот лпн трудно, но если удастся провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента»


  1. Факторные экспериментальные планы.


Применяются когда необходимо проверить сложные гипотезы (комплексные) о взаимосвязях между переменными. Независимых переменных много, между ними могут быть различные отноешния:коньюнкции, дизъюнкции, линейной независимости.

Типы взаимодействия переменных: нулевое (взаимодействия нет), расходящееся (с различными знаками зависимости), пересекающееся. Оценка взаимодействия проводится с помощью дисперсионного анализа, а t критерий Стьюдента используется для оценки значимости различий групповых X.

ФЭ – частный случай многомерного исследования. Пытаются установить отношения между несколькими независимыми и зависимыми переменными.

Проверяется 2 вида гипотез:

  1. О раздельном влиянии каждой из независимых переменных

  2. О взаимодействии переменных. Одна переменная влияет на другую.

Т.к. в ? почти не встречается простых зависимостей между переменными, факторные исследования очень распространены.

Планы для двух независимых переменных (общий вид NxM) наиболее распростанены. причем переменные могут быть двух- или трехуровневые. (есть/нет, легкий/средний/трудный, низкий/средний/высокий)

Например план исследования 3x3 влияние подкрепления (низкое/среднее/высокое) на успешность выполнения заданий разной трудности (простое/среднее/сложное). С добавлением каждого уровня независимой переменной объем работы сильно возрастает.

Планы для трех НП. (LxMxN). Количество уровней каждой переменной так же может варьировать.

Применяется метод «латинский квадрат» два уровня разных переменных встречаются в экспериментальном плане только один раз. Для обозначения переменных используются латинские буквы. «греко-латинский квадрат» применяется редко (влияние на зависимую переменную четырех независимых). Каждой латинской группе плана с тремя переменные присоединяется греческая буква, обозначающая уровни четвертой переменной.

Для обработки данных применяется метод дисперсионного анализа по Фишеру.

Ротационные планы. Строятся по принципу латинского квадрата, но по строкам обозначены группы испытуемых, по столбцам – уровни воздействия первой НП, в клеточках – второй НП. Таким образом каждая группа испытуемых получает все воздействия. Таким образом суммы по столбцам говорят о различиях в уровне эффекта при разных значениях НП, а суммы по строкам характеризуют различия между группами. Если группы рандомизированы удачно, межгрупповых различий быть не должно.


  1. Экспериментальная выборка и способы ее создания. Репрезентативность экспериментальной выборки.


Если бы все люди были одинаковы, то эксперимент можно было провести с участием одного испытуемого, а полученные результаты применить для объяснения всех людей. Но люди отличаются, поэтому генерализация данных, полученных от одного испытуемого невозможна.

Правила формирования выборки:

  1. Объект должен соответствовать измеряемому признаку (операциональная валидность)

  2. Эквивалетность испытуемых (внутренняя валидность). Выраженность измеряемого признака должна быть подобрана так, что бы у всей выборки показатели были близки во избежание «эффекта смешения»

  3. Репрезентативность (внешняя валидность). Выборка должна представлять всю часть популяции, к которой мы применяем данные.

Стратегии построения групп:

  1. Рандомизация. Каждой личности из генеральной совокупности присваивается номер. Выборка формируется с помощью таблицы случайных чисел. Сложно осуществимый способ.

  2. Попарный отбор. Экспериментальная и контрольная выборка составляются из индивидов, эквивалентным по нужным признакам. Легко это делать у близнецовых пар.

  3. Рандомизация с выделением страт. генеральная совокупность делится на группы (страты), обладающие определёнными характеристиками (пол, возраст, политические предпочтения, образование, уровень доходов и др.), и отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками.

  4. Приближенное моделирование. Составление ограниченных выборок и обобщение выводов об этой выборке на более широкую популяцию. Например, при участии в исследовании студентов 2-го курса университета, данные этого исследования распространяются на «людей в возрасте от 17 до 21 года».

  5. Репрезентативное моделирование.

  6. Привлечение реальных групп.

Репрезентативность выборки – это представленность генеральной совокупности в выборке как на количественном, так и на качественном уровнях (параметрах). Исследователь обязан обратить внимание на правильность выборки. Характерно, что должно быть как минимум три выборки.

Привлечение добровольцев или принудительное участие нарушает репрезентативность.


  1. Основные виды экспериментов.


В зависимости от способа проведения. 1. Лабораторный эксперимент. Высокая внутренняявалидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). 2. Полевой, или естественный эксперимент. Высокая внешняя валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). 3. Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент (может быть лабораторным и естественным).

В зависимости от результата воздействия. Констатирующий (не изменяет свойства участника), Формирующий (изменяет свойства необратимо)

В зависимости от этапа исследования. Пилотажное исследование или собственно эксперимент.


Естественнонаучный эксперимент.

Формирующий эксперимент.

Строится исходя из представления, что воспроизводимый в его структуре объект существует сам по себе естестенно-натурально.

Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он становится объектом изучения

Строится на монопредметной идеализации, выделенной внутри данного предмета.

Имеет ввиду множество факторов, влияющих на изучаемый признак

Комплексный. Предполагает использование нескольких идеализаций одновременно, либо построение на основе принципов конфигурации, новой идеализации.

Средство организации и технологии исследовательского поиска.

Помимо исследования включает элементы проектирования.

Опирается на критерии истинности.

Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий

Обеспечивает исследовательскую деятельность внутри соц. Института науки

Так же обеспечивает соорганизацию управленцев, учителей, учащихся, методистов, родителей




  1. Естественный эксперимент и его преимущества.


Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

При проведении полевого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии.

Возможности и ограничения метода

При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Ограничения метода - ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.

Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента - искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

Виды и формы естественного эксперимента

Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. Для сбора первичной информации обычно используются:

Вводные задачи.

В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно ("Случилось то-то, что будете делать?") или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.

Формирующий эксперимент

Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.

Измененение условий деятельности

Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

Моделирование изучаемой деятельности

Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.


  1. Лабораторный эксперимент и его характеристика.


Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment), или искусственный эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.

Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.

Является одним из видов психологического эксперимента. Примером психологического лабораторного эксперимента может служить эксперимент Милгрэма.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных и точно учитываемых условиях. Довольно часто он проводится в специально оборудованном помещении, при активном использовании различных приборов и другой регистрирующей аппаратуры. Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряженности, скованности испытуемого, его стесненности из-за непривычных условий. К тому же лабораторный эксперимент хотя и отражает в определенной степени реальные жизненные ситуации, но часто все же далек от них.


  1. Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов.


По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного уровня развития, например, уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств и т.д. Формирующий эксперимент – применяется в возрастной психологии, педагогической психологии. Этот метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого, это метод исследования психического развития детей в условиях специально ор­ганизованного педагогического процесса. Синонимами понятия "формирующий эксперимент" являются: преобразующий эксперимент, созидательный эксперимент, воспитывающий эксперимент, обучающий экс­перимент, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики и т.д. Задачами формирующего эксперимента являются:

  1. Осуществление поиска и проектирования новых форм организации учебно-воспитательного процесса;

  2. Осуществление поиска и проектирование "своеобразного выращивания" продуктивных форм сотрудничества педа­гогов и школьников;

  3. Одновременное изучение перспективных путей психического развития на определенных этапах развития.

Особенности формирующего эксперимента:

  1. Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предме­том изучения;

  2. Является комплексным полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно несколь­ких идеализаций, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации;

  3. Помимо исследования включает элементы проектирования;

  4. Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий;

  5. Наряду с научно-исследовательской позицией обеспечивает соорганизацию и связь управленцев, учителей, уча­щихся, методистов и родителей.



  1. Этапы психологического экспериментального исследования.


Экспериментальное исследование в психологии проводится в несколько этапов. Основными этапами психологического экспериментального исследования являются следующие:

  1. Определение темы, которая ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы. Исследователь должен выяснить, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где есть пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д. Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений.

  1. Работа с научной литературой: исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления:

  1. Уточнение гипотезы и определение переменных – первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания "Если… то…". Она также должна быть конкретизирована и операционализирована, т.е. входящие переменные должны контролироваться в эксперименте. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемого. Регистрируя независимую переменную, он исходит из того, что между "переменной-модератором" и параметрами поведения существует функциональная связь. Это основная общая гипотеза - предпосылка любого психологического эксперимента.

  2. Выбор экспериментального инструмента, который позволит:

Т.е., должна быть выбрана методика и аппаратура психологического эксперимента. Также условия эксперимента должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную. В психологическом эксперименте может применяться самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следует лишь избегать перегрузки испытуемого избыточными для исследования тестами.

  1. Планирование экспериментального исследования (планирование необходимо для обеспечения внутренней и внешней валидности эксперимента):

  1. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Вся совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования – популяция или генеральная совокупность. Множество людей - принимающих участие в исследовании – выборка. Выбор популяции зависит от целей исследования.

Исследователь также распределяет группы относительно разных условий эксперимента так, чтобы контролировать или учитывать возможные эффекты последовательности дифференцированного переноса и т.д.

  1. Проведение эксперимента – в ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, варьирует независимую переменную, проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого. Основными этапами проведения эксперимента являются следующие:

Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента.

  1. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов – обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или при выдвижении экспериментальной гипотезы. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании четыре:

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

  1. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными. Он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы.

Научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала – исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности.


  1. Валидность: внутренняя, внешняя и операциональная.


Валидность методики – это мера соответствия методики диагностики предмету диагностики. Валидность методики экспериментального исследования является необходимой в исследовании. Надежность - характеристика повторяемости результатов через определенное время. Валидность психологического эксперимента – это качественная характеристика психологического исследования с точки зрения правильности его организации. На валидность влияет выборка (т.е., то, насколько она является репрезентативной).

Понятие естественного эксперимента ввел А.Ф. Лазурский.

3.3.1. Виды валидности в психологическом экспериментальном исследовании

Выделяют следующие виды валидности психологического экспериментального исследования:

  1. Внутренняя валидность – представляет специфический вариант идеального эксперимента без недостатков, присущих истинному экспериментальному исследованию;

  2. Внешняя валидность (экологическая);

  3. Операциональная валидность;

  4. Конструктная валидность.

Идеальный эксперимент – это такой эксперимент, в котором исключено влияние побочных переменных. Это умозрительная конструкция, возможность которой, однако, исключить нельзя (например, фактор развития).

Независимая переменная влияет на зависимую переменную. Но существуют также и побочные переменные. Если влияние побочных переменных будет очень существенным, то можно получить смещение графиков. Таким образом, видно, что следует стремиться исключить

Внутренняя валидность – Мера соответствия реального эксперимента идеальному. Соотношение влияния НП и побочных переменных на ЗП. Чем больше приходится на НП, тем выше Валидность. Чтобы ее повысить, нужно выявить сторонние переменные и устранить или усреднить. Высокая внутренняя валидность позволят считать выводы о зависимости достоверными.

Внешняя валидность – переносимость полученных результатов в реальный мир. «Эксперимент полного соответствия» - абсолютная переносимость.

Операциональная валидность – соответствие методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе (соответствие того, что мы ищем, тому, что проверяем)

Конструктивная валидность – мера соответствия интерпритации экспериментальных данных теории. Характеризует правильность обозначения причины и эффекта с помощью терминов.


  1. Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность.


Планирование необходимо для обеспечения внутренней и внешней валидности. Рекомендуется использовать техники контроля внешних переменных.

Кэмбелл составил факторы, нарушающие валиднсоть:

Внутренняя валидность:Факторы выборки: 1) Селекция – неэквивалентность групп по составу. 2) Статистическая регрессия – группы выбирались на основе крайних показателей (корреляция из-за неоднородности группы) 3) Экспериментальный отсев – неравномерное выбывание испытуемых. Приводит к неэквивалентности групп. 4) Естественное развитие – изменение связано с течением времени, с усталостью, болезнью и т.д.

Побочные переменные 5) Эффект истории. События между тестированиями повлияли. 6) Эффект тестирования. Влияние предварительного тестирования на результат итогового 7) Инструментальная погрешность – зависит от надежности метода. 8) Взаимодействие факторов (отбора, естественного развится, истории и т.д.)

Внешняя валидность: 1) Эффект тестирования. Уменьшение или увеличение восприимчивости к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования 2) Условия проведения исследования влияют на результаты (в реальной жизни этих факторов нет) 3) Взаимодействие факторов отбора и содержания (были ли испытуемыми добровольцами или принуждеееыми) 4) Интерференция экспериментальных воздействий (воздействия не проходят бесследно и сказываются на последующих)

Эффект тестирования тем сильнее, чем оно необычнее. Что-бы избежать эффекта, можно использовать планы с предварительно не тестируемыми группами. Проблема внутренней валидности впринципе разрешима, а внешней – нет.

Эффект последовательности – влияние последовательности придъявления поздействий в интра- и кроссиндивидуальных экспериментах


  1. Этические принципы проведения психологического исследования на человеке.


Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.




  1. Особенности применения экспериментального метода в исследовании проблем психологии личности.


Тема 4.3. Особенности экспериментального метода в психологии личности

4.3.1. Основные направления экспериментальных исследований

Существуют следующие направления экспериментальных исследований в психологии личности:

исследование внутренних процессов, состояний и свойств;

деятельность, развитие и поведение личности;

изучение мотивационной, эмоциональной, познавательной и др. сфер личности;

4.2.2. Эксперимент в психологии личности

Становление психологии личности связано с именами, таких как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кэттел и др. В истории исследований философии личности выделяются три периода:

Первый берет свое начало от работ других мыслителей и продолжает вплоть до начала XIX в. В начале XIX в. проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический.

В начале XX столетия изучением личности стали заниматься профессионалы. Психологи до этого не обращали внимания на исследование познавательных процессов и состояний человека, а впоследствии они придали этим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов.

Экспериментальные исследования личности в работе были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кэттелом. А.Ф. Лазурский разработал методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента. Г. Айзенк разработал методы математической обработки данных наблюдений, опросов. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты.

Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название "теория черт". Кэттел выделил, описал и определил ряд существующих факторов или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личных тестов (16-факторный тест Кэттела).

Впоследствии психология личности стала широко применять экспериментальный метод для осуществления проверки, изучения и уточнения теорий и гипотез.

4.2.3. Формирование стрессоустойчивости личности

В 20-х – 30-х годах ХХ века Ганс Селье предложил свою концепцию реагирования организма на неблагоприятные воздействия, которая позволила рассматривать различные физиологические и психологические проявления адаптации в ее целостности и развитии. Г. Селье определил стресс как неспецифическую реакцию на внешнее воздействие. Впоследствии теория Селье была продолжена и дополнена его последователями – Дж. Эвериллом, С. Сэллсом, Р. Лазарусом, Л.А. Китаев-Смык, Ф.Е. Василюком, В.А. Бодровым, М.Е. Сандомирским и др.

Среди своих предшественников известный физиолог Г. Селье называл таких известных ученых, как Клод Бернар, который указал на важнейшее условие поддержания жизнеспособности организма – относительно постоянство его внутренней среды, и Уолтер Кеннон, который разработал теорию гомеостаза. Работы именно этих ученых обусловили создание Г. Селье концепции стресса.

Развитие теории стресса привело к изучению такого феномена, как стрессоустойчивость, по мнению Е.С. Жарикова, – это способность к психической адаптации.

У каждого человека имеются определенные ресурсы (психологические, физические, когнитивные и т.д.), которые помогают человеку в стрессовой ситуации. Г. Селье указывал, что их общий объем ограничен, и, если человек неразумно расходует эти резервы, организм истощается и может погибнуть. Таким образом, видно, что, хотя ресурсы ограничены, можно научить человека экономно расходовать их, сформировать у него стрессоустойчивость как характеристику личности.

В настоящее время в психологии существует специфическое направление – экстремальная психология, в рамках которой разрабатываются стратегии преодоления жизненных трудностей и повышения уровня стрессоустойчивости. Разработками таких методов занимаются известные ученые – Сандомирский М.Е. (методика "Ре-Три"), Леонова А.Б. (методика повышения стрессоустойчивости и преодоления стрессовых ситуаций с помощью релаксирующих приемов и медицинской помощи); Каменюкин А.Г. и Ковпак Д.В. (антистресс-тренинг), Сильва Х., Голдман Б. (методика управления разумом) и др. В частности, М.Е. Сандомирский утверждает, что повышать стрессоустойчивость необходимо и надо с помощью специальных упражнений.

Несмотря на большое количество уже имеющихся методик и столь же стремительно возрастающее число новых приемов, все они направлены на формирование стрессоустойчивости, включающей в себя такие основные факторы, как:

Следует заметить, что стрессоустойчивость необходимо формировать не "во время" стресса, а "до него", т.к. стрессоустойчивость в конечном счете должна обеспечить успешную адаптацию человека к нестандартным стрессовым для него условиям. В качестве примера тренинга, формирующего стрессоустойчивость можно привести следующую программу (по Каменюкину А.Г., Ковпаку Д.В.):

краткосрочное и долгосрочное планирование;

резервирование времени;

установка приоритетов;

алгоритм планирования дня и т.д.;

Большинство методик по формированию стрессоустойчивости способны охватить узкую область (например, приведенный выше тренинг основан на теории об эффективности планирования), что и обусловливает, наряду с большой эффективностью и некоторую ограниченность.

Каждый отдельный тренинг не способен, несмотря на эффективность, доступность, широту охвата и т.п., сформировать 100%-ную стрессоустойчивость, поэтому наиболее эффективным является знание нескольких методик преодоления стрессовой ситуации и владение этими методами для обеспечения достаточно высокого и стабильного уровня стрессоустойчивости. Кроме того, универсальность методик не является, несмотря на убеждения, абсолютной – каждому человеку необходима своя, личностная методика по формированию стрессоустойчивости.


  1. Особенности применения экспериментального метода в психолого-педагогических исследованиях.


Тема 4.1. Особенности экспериментального метода в педагогике

4.1.1. Основные направления экспериментальных исследований

Существуют следующие направления экспериментальных исследований в педагогической психологии:

4.1.2. Формирующий эксперимент как один из базовых методов в педагогической психологии

Формирующий эксперимент применяется в возрастной и педагогической психологии, основная суть которого заключается в том, что это способ прослеживания изменений в психике ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса.

Синонимами формирующего эксперимента являются такие понятия, как преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования и т.д.

Формирующий эксперимент применяется при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса. Также использование формирующего эксперимента связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальны и характерологическое особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования других методов.

Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых. Он является массовым экспериментом, т.е. статистическая значимость достигается на счет большого ареала – школа, педагогический коллектив и т.д., к тому же это длительный, пролонгированный эксперимент, эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии. Это эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и т.д.

Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу своих этих характеристик данный формирующий эксперимент выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление и т.д.

В целом можно выделить следующие общие характеристики формирующего эксперимента:

Частный случай формирующего эксперимента будет рассмотрен на примере методики поэтапного формирования понятия П.Я. Гальперина.


 Исхакова Н.Р. Курсовая работа на тему: "Специфика личностной организации и механизмов защиты от стресса у похднооглохших". М., 2004.

 По Громыко Ю.В., Давыдову В.В. (см. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 288 с.; с. 49)


Предмет и задачи экспериментальной психологии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации