Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства - файл n1.doc
приобрестиБайнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производстваскачать (1334.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
В. Ф.БайневЭкономика предприятия и организация производстваДопущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности «Экономическая теория» МИНСК БГУ 2003

Рецензенты:
кафедра менеджмента Белорусского государственного
университета информатики и радиоэлектроники
(зав. кафедрой кандидат экономических наук В. П. Пашуто);
доктор экономических наук Н. П. Велящий (Белорусский
государственный экономический университет)
Байнев В. Ф.
Б18 Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие / В. Ф. Байнев. Мн.: БГУ, 2003. - 191 с: ил.
ISBN 985-445-872-5.
Рассматриваются общие вопросы экономики предприятий и их функционирования, организации производственного процесса и анализа финансовой деятельности организаций в условиях переходной экономики.
Для студентов высших учебных заведений специальности «Экономическая теория», а также для всех интересующихся социально-экономическими проблемами функционирования современных предприятий.
УДК 658.0 (075.8)
ББК 65.290-2я73
© Байнев В. Ф., 2003 О БГУ, 2003
ISBN 985-445-872-5
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время Республика Беларусь, как и большинство стран так называемого постсоветского пространства, переживает исключительно трудный период социальной, политической и экономической переориентации, перехода от командно-административной экономики к социально-ориентированной экономической системе. Данная трансформация не только обозначила новые ориентиры и перспективы социально-экономического развития, но и стала причиной возникновения принципиально новых для нашего общества негативных явлений, таких, например, как инфляция, безработица, снижение эффективности тысяч и банкротство сотен предприятий.
Одной из важных причин нарастания кризисных ситуаций в переходных странах является чрезмерное увлечение сверхмодными понятиями и специальностями (банковское и биржевое дело, маркетинг, менеджмент и т. д.), сопровождающееся, к сожалению, снижением интереса учащейся молодежи к проблемам материального производства и функционирования основного звена любой экономической системы - предприятия. А ведь именно на предприятии создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги, решаются задачи рационального расходования ресурсов, снижения издержек, внедрения передовых технологий и новой техники, прогрессивных методов организации и управления производством.
По нашему мнению, при подготовке специалистов экономического профиля необходимо постоянно помнить о том, что ядро любой экономики - это прежде всего производство материальных благ, и поэтому все остальные сферы экономической деятельности (банковская, биржевая, страховая, аудиторская, консалтинговая, аналитическая и т. п.), к сожалению, вызывающие значительно больший интерес у студентов, в конечном счете всего лишь призваны обеспечивать необходимые условия для эффективной работы предприятий. А ведь в условиях острой внутренней и международной конкуренции может выжить и развиться только та организация, которая укомплектована специалистами, владеющими глубокими знаниями основ экономики предприятия, способными организовать производство пользующейся спросом продукции и обеспечить уровень его рентабельности, гарантирующий не просто выживание предприятия, но и его развитие. Неслучайно, например, в Германии, одной из наиболее экономически развитых стран, по специальности «Экономика предприятия» в настоящее время осуществляется подготовка 85 % всех студентов-экономистов.
Цель предлагаемого учебного пособия - помочь студентам и всем интересующимся освоить основы экономики предприятия и организации производственной деятельности. Оно полностью соответствует программе курса «Экономика предприятия и организация производства» и содержит сведения о принципах эффективного функционирования предприятия и организации производственной деятельности в условиях переходной экономики. При его написании автор учел, что студентам уже прочитаны базовые курсы экономической теории, макро- и микроэкономики, а также то, что впоследствии они будут изучать такие дисциплины, как анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение и внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Автор искренне надеется, что издание учебного пособия восполнит объективно существующий недостаток учебно-методической литературы по данной весьма важной тематике.
1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА 1.1. ПРЕДМЕТ КУРСА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА» И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК На всех этапах развития экономики ее основным звеном является предприятие. Правомерность данного тезиса объясняется тем, что, во-первых, согласно классическому определению, экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства благ (полезных товаров и услуг), а во-вторых, именно на предприятиях осуществляются собственно производственные процессы. В условиях экономики преимущественно рыночного типа, требующей выработки нужной обществу (полезной) продукции и необходимых ему услуг, центр всей экономической деятельности неизбежно перемещается к предприятию.
Производство - это процесс преобразования исходных сырья и материалов в продукцию (товары и услуги), предназначенную для конечного потребления или для дальнейшей обработки.
Для осуществления процесса производства необходимы не только сырье и материалы, но и труд, физический и финансовый капитал, т. е. производственные ресурсы (факторы производства). Совершенно очевидно, что от того, насколько эффективно сочетаются и взаимодействуют друг с другом вышеперечисленные факторы производства, зависит общая эффективность функционирования как отдельных предприятий, так и национальной экономики в целом.
Под
организацией производства понимается определенный метод сочетания и взаимодействия факторов производства в пространстве и во времени в целях достижения наиболее эффективного их использования.
Любой производственный процесс реализуется на предприятии, являющемся тем элементарным кирпичиком, из множества которых построена национальная экономика любого государства.
Предприятие (близкие по смыслу термины - фирма, организация, компания) - это самостоятельный хозяйствующий (принимающий экономические решения) субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. С этой точки зрения предприятие может и должно быть рассмотрено в качестве субъекта предпринимательской деятельности и полноправного участника рыночных отношений. При этом под
предпринимательством понимается деятельность по производству благ (полезных товаров и услуг), осуществляемая с целью обеспечить взаимную выгоду заинтересованных сторон, т. е. предприятия и потребителей производимых им благ.
Основными чертами предпринимательства и, следовательно, условиями функционирования предприятия в рыночной экономике являются:
хозяйственная самостоятельность и независимость (экономический суверенитет), сводящиеся к тому, что любой предприниматель (предприятие) свободен в принятии не противоречащих законодательству хозяйственных решений;
экономическая заинтересованность, обусловленная стремлением предпринимателя (предприятия) максимизировать свою прибыль, что в рыночной экономике возможно только при условии удовлетворения общественных потребностей (спроса);
хозяйственный риск и ответственность, заключающиеся в том, что в любом случае в хозяйственной деятельности имеют место неопределенность и риск потери средств, и, следовательно, при принятии неверного решения предприниматель (предприятие) несет ответственность в виде отсутствия прибыли, убытка и даже разорения (банкротства).
Учитывая вышеперечисленные принципы функционирования современных предприятий, можно утверждать, что в условиях динамично изменяющейся рыночной конъюнктуры может выжить и развиваться лишь та компания, которая имеет кадры, прекрасно владеющие знаниями проблем и принципов организации эффективной производственно-хозяйственной деятельности современных предприятий, т. е. основами научной дисциплины «Экономика предприятия и организация производства».
Таким образом,
экономика предприятия и организация производства - это научная дисциплина, изучающая социально- и технико-экономические вопросы назначения, возникновения, функционирования и развития современных предприятий, организации производственной деятельности на предприятиях, а также проблемы эффективного управления ими. Исходя из данного определения, можно утверждать, что изучаемый нами предмет очень тесно связан со многими другими научными дисциплинами, такими как экономическая теория, социология, психология, теория управления, инженерно-технические дисциплины и т. д. Например, поскольку любое предприятие - это прежде всего открытая социально-экономическая система, тесно связанная с другими аналогичными системами и с социально-экономическими системами более высокого уровня - национальной (мировой) экономикой и обществом в целом, роль социологии в развитии изучаемой нами дисциплины очевидна. Так как любое предприятие включает в себя индивидуумов и их группы, то для обеспечения эффективности их действий в рамках стоящих перед организацией целей экономика предприятия как научная дисциплина должна учитывать достижения психологии, социальной психологии, теории управления, менеджмента. Осуществление предприятием материально-вещественных процессов на основе использования достижений науки и техники неизбежно заставляет обращаться и к инженерно-техническим знаниям.
С другой стороны, экономика предприятия и организация производства выступает и как вполне самостоятельная, весьма важная научная дисциплина, вобравшая в себя достижения различных областей человеческого знания, преломившая их в целях удовлетворения насущных потребностей народного хозяйства и поэтому имеющая огромное теоретико-методологическое и прикладное значение.
1.2. НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СУЩНОСТЬ И ПРИРОДУ ПРЕДПРИЯТИЯ Категория «предприятие» (близкие по смыслу понятия - фирма, компания, организация), как и теория фирмы, являются важнейшими составными частями микроэкономической теории. Так, например, в
неоклассической теории термин «фирма» обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию (товары и услуги) и решающий задачу максимизации прибыли путем оптимизации цен и объемов производства в зависимости от уровня конкуренции на рынке. Таким образом, традиционные (классические) теории фирмы, в основе которых лежит предположение о максимизации прибыли как об основной и едва ли не единственной цели функционирования коммерческой организации, рассматривают предприятие в качестве упрощенной абстрактной единицы, решающей в основном техническую задачу эффективной трансформации ресурсов в продукцию.
Современные теории фирмы учитывают специфику деятельности современных предприятий и делают акцент на следующих принципиальных моментах:
современные предприятия холистичны (неоднородны) по своей сущности, поскольку состоят из индивидуумов и их групп, имеющих различные, подчас несовместимые и даже антагонистические цели и интересы. Данная точка зрения послужила отправным пунктом для развития группы поведенческих теорий фирмы;
процесс корпоратизации (в том числе акционирования) капиталов современных предприятий обусловил разделение функций управления и контроля в них, что послужило платформой для развития управленческих теорий фирмы;
современные предприятия имеют контрактную природу, поскольку обнаруживают себя во внешней среде исключительно в оформляемых в виде контрактов взаимоотношениях с контрагентами - государственными органами управления, потребителями продукции, поставщиками ресурсов, банками, населением и т. п. Данная особенность представлений о природе предприятия предопределила развитие институционального на правления теорий фирмы.
Поведенческие теории фирмы - это группа теорий, рассматривающих фирму как коалицию подгрупп, изначально имеющих различные цели и интересы и достигающих компромисса в результате своеобразного торга друг с другом и обучения на основе приобретенного опыта. Представители данного направления заменили предположение о максимизации фирмой чего-либо (прибыли, выручки, размеров организации и т. п.) принципом достаточности и достижения удовлетворительного уровня на основе компромисса и общественного выбора.
Управленческие теории фирмы акцентируют внимание на том, что в современных условиях юридические собственники предприятия (например, акционеры) и ее реальные владельцы - менеджеры, непосредственно принимающие хозяйственные решения, имеют различные интересы и полномочия. Так, если акционеры преследуют цель максимизации прибыли и ее производных (это соответствует представлениям в рамках классической теории фирмы), то менеджеры заинтересованы в росте активов предприятий, поскольку авторитет и престиж управляющего напрямую зависят от размеров возглавляемой им компании. Стремление менеджеров к максимизации активов предприятия послужило основой для развития
теории роста фирмы. Кроме того, указанный конфликт интересов, а также асимметрия информированности и полномочий владельцев и управляющих являются основой, так называемой агентской проблемы (синонимы - инсайдерская проблема, проблема «принципал-агент»), связанной с тем, что менеджеры, сообразуясь с личными корыстными интересами и используя свое право заключать контракты от имени предприятий, могут так размещать их капиталы, что возглавляемые ими фирмы не только упускают выгоду, но и несут прямые убытки. Масштабное осуществление менеджерами данных операций, именуемых инсайдерскими, эксперты Всемирного банка называют основной причиной кризисных явлений в реальном секторе экономики переходных стран.
Институциональное направление в анализе принципов функционирования предприятий предполагает рассмотрение организации через призму контрактных отношений и изучает влияние на деятельность экономических организаций различных институтов (общественных ограничителей), таких как государство, права собственности, трансакционные издержки и т. п.
Так, по
теории прав собственности эффективность функционирования любого предприятия во многом зависит от формирования на контрактной основе имущественных прав на его активы. При этом считается, что указанные имущественные права образуют целый набор (пучок) элементарных прав (пользование, распоряжение, наследование и т. д.), от содержания которого зависит та или иная форма собственности. Таким образом, варьируя содержимое названного пучка прав, можно обеспечить условия для максимально эффективного использования предприятием ресурсов.
Теория трансакционных издержек объясняет причину образования фирмы (предприятия) тем, что в ее внутренней среде господствуют нерыночные принципы. Данное обстоятельство обеспечивает экономию на трансакционных издержках - затратах на осуществление рыночных сделок (контрактов). С этой точки зрения государство и другие институты, в том числе принципы контрактации сделок (трансакций) и другие «правила игры» на рынке, должны обеспечивать минимизацию трансакционных издержек.
Условия функционирования предприятий в настоящее время сильно изменились. Стремительный рост и обновление технологий, информатизация общества, проблемы рисковых (венчурных) инвестиций, возрастание роли стратегического менеджмента, усиление влияния человеческого


фактора по всем направлениям, процессы глобализации экономики привели к тому, что современные теоретические разработки в области теории фирмы осуществляются по следующим фундаментальным направлениям:
концепция внутренних рынков фирмы (организационных рынков), связанная с привнесением рыночных отношений во взаимоотношения между структурными единицами организации. Ее реализация возможна по таким глобальным направлениям, как создание «сетевых организаций» и развитие концепции «демократических корпораций»;
теория ассоциативных форм организации и управления (теория альянсов), предусматривающая расширение кооперирования (в том числе и международного) между конкурентами, поставщиками и потребителями;
реинжиниринг - перестройка на современной научной, информационной и технологической основе процессов организации производства и управления;
гуманизация производственной деятельности, предполагающая рассмотрение человека в качестве главного мерила значимости любых экономических процессов, поскольку всестороннее удовлетворение потребностей индивидуума, непрерывное развитие человеческих ресурсов - основная цель функционирования организаций.
1.3. УСЛОВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Поскольку любое предприятие выступает, прежде всего, в качестве обособленной социально-экономической системы (организации), то его особенностью является наличие достаточно четко выраженных границ, разделяющих внутреннюю и внешнюю среду фирмы.
К
внешней среде предприятия относятся независящие от него факторы его существования (макроокружение), а также частично зависящие от него условия (деловая среда предприятия).
Макроокружение предприятия отражает экономические, политико-правовые, социальные, технико-технологические и природно-географические условия его деятельности. Рассмотрим эти условия более подробно.
Экономические условия макроокружения предприятия включают в себя рыночную конъюнктуру, господствующие экономические отношения, тип экономической системы и т. п. Так, важную роль в деятельности предприятия играет такой элемент его макроокружения, как экономическая система. Различают следующие основные типы экономических систем:
плановую (командно-административную), при которой деятельность всех предприятий планируется и управляется из единого центра, а все их активы принадлежат государству;
рыночную, подразумевающую полную хозяйственную самостоятельность и экономическую независимость предприятий, основанную на праве частной собственности;
социально-ориентированную рыночную, сочетающую в себе преимущества чисто рыночной экономики и достоинства государственного (стабилизирующего) воздействия на экономические процессы.
Политико-правовые условия - это конституционный строй общества, регулирующее предпринимательскую деятельность законодательство, трудовое, социальное, экологическое право и т. д.
Социальные условия связаны со всевозможными морально-этическими ценностями, идеалами, пристрастиями, вкусами, привычками, традициями, психологией, менталитетом потребителей продукции, поставщиков ресурсов и общества в целом, оказывающими существенное влияние на функционирование предприятия, а также с демографическими характеристиками общества - уровнем смертности, рождаемости, образования населения и т. п.
Технико-технологические условия подразумевают уровень развития науки и техники, научно-технический прогресс, существующие технологии и технические факторы производства.
Природно-географические условия макроокружения обусловлены местоположением предприятия и, следовательно, его обеспеченностью имеющимися в данной местности природными ресурсами.
Наряду с макроокружением частью внешней среды предприятия являются поставщики и потребители продукции, клиенты, банки, страховые компании и другие деловые партнеры. В отличие от факторов макроокружения, предприятие полностью или частично может выбирать детых партнеров и, следовательно, воздействовать на свою
деловую среду, о чем говорилось выше.
Внутренняя среда предприятия - это совокупность составляющих его структуру социально-экономических (сотрудники и их группы, службы и хозяйственные подразделения и т. п.) и производственно-технологических (орудия и средства труда, техника, технологии и т. п.) элементов.
1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ Для любого предприятия характерны следующие элементы:
набор предлагаемых продуктов и услуг;
место и роль в системе рыночных отношений (поставщик ресурсов, потребитель ресурсов, конкурент, монополист и т. д.);
цели предприятия (выживание, прибыль, рост);
организационно-правовая форма хозяйственной деятельности предприятия (производственный кооператив, хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, унитарное предприятие);
технологическая и организационная структура предприятия;
применяемые предприятием технологии (технологические процессы, инновации);
философия (базовые взгляды, мировоззрения, ценности, мотивация);
внутренняя концепция (источники внутренней силы, конкурентоспособности, роста, выживания);
внешний образ, имидж предприятия (чувство ответственности перед партнерами, потребителями, обществом).
До недавнего времени считалось бесспорным утверждение о том, что основной и едва ли не единственной целью любого коммерческого предприятия является максимизация получаемой им прибыли. Однако в связи с возрастанием роли человеческого фактора, процессами глобализации и растущим осознанием необходимости гуманизации экономики, усилением влияния на жизнедеятельность человека глобальных проблем цивилизации выделяют следующие группы целей предприятия:
экономические (максимизация прибыли, минимизация затрат, рост активов и т. п.);
технические (повышение технического уровня производства, качества продукции и т. д.);
социальные (сокращение рабочего времени, безработицы, повышение уровня жизни);
экологические (снижение ущерба окружающей среде и др.).
Необходимо отметить, что понятие предназначения, миссии предприятия гораздо более обширное, чем представление о его целях. Можно утверждать, что предназначение любого предприятия заключается в удовлетворении им каких-либо общественных потребностей. Даже чисто коммерческие предприятия, движимые, казалось бы, исключительно мотивом максимизации прибыли, благодаря принципу «невидимой руки» рынка способствуют своей деятельностью росту общественного благосостояния. Это возможно благодаря тому, что получить прибыль в рыночных условиях можно лишь путем реализации удовлетворяющих те или иные общественные потребности благ.
1.5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 1.5.1. Общая классификация предприятий В основу классификации современных организаций могут быть положены различные принципы. Рассмотрим наиболее общую классификацию предприятий.
По цели деятельности предприятия бывают
коммерческими и
некоммерческими. Основная цель коммерческих предприятий - получение прибыли, в то время как некоммерческие организации (благотворительные, пацифистские, религиозные, природоохранные) имеют иные цели и выполняют другие уставные задачи.
По форме собственности предприятия могут быть классифицированы как
частные и
государственные (
общественные). Если учредителем предприятия является частное лицо или группа частных совладельцев, то такое предприятие будет частным. Если в качестве его владельца выступает общество в целом или преимущественно общество, такое предприятие будет государственным (общественным). Разновидностью государственной собственности в Республике Беларусь является
коммунальная и
республиканская собственность. Кроме того, различают предприятия смешанной формы собственности, т. е. с долей частной и государственной собственности в его активах.
В зависимости от результатов производственной деятельности предприятия делятся на организации,
производящие материальные блага и
оказывающие услуги.
По виду удовлетворяемых общественных потребностей предприятия делятся на организации,
удовлетворяющие внешний и
внутренний спрос. Первые удовлетворяют потребности в благах людей, не являющихся членами данной фирмы, в то время как вторые - потребности работников этого же предприятия. Примером предприятия, удовлетворяющего внутренний спрос, является домашнее хозяйство.
На рис. 1 представлена общая классификация предприятий, удовлетворяющих внешний спрос.
1.5.2. Классификация предприятий с позиций прикладной экономики С точки зрения прикладной экономики все предприятия могут быть классифицированы следующим образом.
По размерам предприятия группируются как
малые,
средние и
крупные. К малым предприятиям относятся фирмы с численностью работающих менее 25-100 человек (в зависимости от отрасли), к крупным - свыше 1000 сотрудников.
По участию иностранного капитала предприятия подразделяются на
совместные,
зарубежные и
иностранные.
Совместное предприятие расположено на территории страны и имеет в уставном капитале долю, принадлежащую хотя бы одному иностранному инвестору. Зарубежное предприятие находится за пределами страны, но его уставный капитал принадлежит отечественным инвесторам. Иностранное предприятие расположено на территории страны, однако его уставный капитал полностью принадлежит иностранным инвесторам.
По отраслевому признаку предприятия подразделяются на относящиеся к сфере
материального (промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт) и
нематериального (здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и др.) производства. При этом отраслью называется совокупность самостоятельных предприятий, характеризующихся единством назначения вырабатываемой продукции, общностью технологического процесса, однородностью перерабатываемого сырья.
По видам интеграции предприятия классифицируются как
концерны,
консорциумы,
холдинги,
финансово-промышленные группы,
транснациональные и
межнациональные корпорации.
Концерн – это объединение предприятий, относящихся к одной или смежным отраслям.
Консорциумом называется объединение предприятий, относящихся к разным отраслям и сферам экономики, с целью совместного осуществления какого-либо проекта.
Холдинг (держательская компания) - это организация, владеющая контрольными пакетами других предприятий и контролирующая их деятельность.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это многофункциональная диверсифицированная структура, объединяющая промышленный, финансовый, страховой, коммерческий капиталы.

Транснациональной корпорацией (ТНК) именуется национальное предприятие, активы которого размещены в нескольких странах.
Межнациональная корпорация (МНК) - это предприятие, активы которого принадлежат инвесторам из нескольких стран.
В зависимости от организационно-правовой формы хозяйственной деятельности различают:
хозяйственные товарищества (полные и коммандитные);
хозяйственные общества (акционерные в форме открытого и закрытого, с ограниченной и с дополнительной ответственностью);
производственные кооперативы;
унитарные предприятия.
Полное товарищество - это предприятие (хозяйственное товарищество), участники которого, именуемые полными товарищами, в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками, а управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается простым большинством голосов участников. При этом каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.
Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дело совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел товарищества его участникам для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или нескольким из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.
Полномочия на ведение дел товарищества, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены только судом по требованию одного или нескольких участников при наличии для этого серьезных оснований.
Коммандитное товарищество - это предприятие (хозяйственное товарищество), в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми полными товарищами. Управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется исключительно полными товарищами, в то время как вкладчики (коммандиты) не вправе участвовать в управлении делами предприятия. Вкладчики могут выступать от имени товарищества не иначе как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя и более лицами предприятие (хозяйственное общество), уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытком, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.
В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран и не из числа его участников. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
К исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:
изменение устава общества и размера его уставного фонда;
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибыли и убытков;
решение о реорганизации или ликвидации общества;
избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.
Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно в праве ежегодно привлекать независимого аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участником (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.
Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное двумя или более лицами предприятие (хозяйственное общество), уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Управление обществом с дополнительной ответственностью осуществляется на тех же принципах, что и для общества с ограниченной ответственностью.
Акционерное общество - это предприятие (хозяйственное общество), уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акция - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении владельцем определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода - дивиденда из прибыли указанного общества. Различают следующие виды акций: именные и на предъявителя; простые (голосующие) и привилегированные (безголосые); размещенные, объявленные и оплаченные.
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается
открытым акционерным обществом (ОАО). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается
закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (рис. 2).


Высший орган управления в акционерном обществе - общее собрание его акционеров, в исключительную компетенцию которого входит:
изменение устава общества, в том числе его уставного фонда;
избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков общества и распределение его прибыли и убытков;
решение о реорганизации общества или ликвидации общества.

В обществе с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет). В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законодательством об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. При этом по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности акционерное общество должно ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. По требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном фонде составляет 10% и более, может быть проведена аудиторская проверка деятельности акционерного общества.
Производственным кооперативом (артелью) признается предприятие (коммерческая организация), участники которого обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива и нести субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного годового дохода в производственном кооперативе.
Высший орган управления кооперативом - общее собрание его членов. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Исполнительные органы кооператива - правление и его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем могут быть только члены кооператива, причем член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем.
К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:
изменение устава;
образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
прием и исключение членов кооператива;
утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;
решение о реорганизации и ликвидации кооператива.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы
государственные (республиканские и коммунальные) либо
частные унитарные предприятия. Управляет унитарным предприятием руководитель, которого назначает собственник имущества либо уполномоченный собственником Орган.
В. Ф.БайневЭкономика предприятия и организация производства