Шпаргалка - Экзаменационные билеты по земельному праву - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - Экзаменационные билеты по земельному праву
скачать (922 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc922kb.20.09.2012 14:29скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. ЗП как отрасль российского права.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России. Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок – поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

ЗП – комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются земельные отношения, регулируемые комплексным правовым методом. Основа ЗП – нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права. ЗП – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

  1. собственный предмет правового регулирования;

  2. собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет ЗП – это:

  1. отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

  2. Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

  3. общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

  4. имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Метод правового регулирования ЗП носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные начала, при первенстве последних. Это связано с тем, что в центр внимания законодателя при регулировании использования и охраны земель ставятся интересы населения, гарантом которых выступает публичный субъект – государство. Методы правового регулирования:

  1. свойственны только государству в лице его органов;

  2. касаются только юридических норм;

  3. обеспечиваются государственным принуждением.

ЗП как комплексная отрасль права и законодательства Конституцией РФ отнесено к предметам совместного ведения РФ и S РФ.

ЗП – научная и учебная дисциплина, отраслевая юридическая наука, то есть научная система взглядов, мнений, концепций, научных учений, основанных на толковании норм земельного права, их взаимозависимости.
2. Предмет ЗП. Предмет ЗП – это:

  1. отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

  2. Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

  3. общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

  4. имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс общественных, имущественных и управленческих отношений.

Особенность предмета ЗП состоит в том, что, с одной стороны, земельные имущественные отношения могут в определенной части регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства, с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке ведения земельного кадастра, госрегистрации земельных участков, об особом режиме их использования и т.д.
3. Методы правового регулирования земельного права.

Метод правового регулирования – это специфический способ воздействия на участников земельных отношений. Задача правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее поведение участников земельных отношений в нужном для государства и общества направлении. Метод правового регулирования проявляется:

  1. в характере возникновения земельно-правовых норм,

  2. установлении прав и обязанностей участников земельно-правовых отношений,

  3. мер воздействия в отношении этих участников.

Метод правового регулирования ЗП носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные начала, при первенстве последних. В ЗП применяется метод, свойственный административному праву, т.е. власти и подчинения, и метод, свойственный гражданскому праву, - равенства участников земельно-правовых отношений. В первом случае используются императивные предписания, обязательные правила поведения. Во втором – диспозитивные нормы, позволяющие участникам принимать решения по своему усмотрению. В ЗП используется как административно-правовой, так и гражданско-правовой методы правового регулирования. Это связано с тем, что в центр внимания законодателя при регулировании использования и охраны земель ставятся интересы населения, гарантом которых выступает публичный субъект – государство. Методы правового регулирования:

  1. свойственны только государству в лице его органов;

  2. касаются только юридических норм;

  3. обеспечиваются государственным принуждением.

4. Принципы земельного права.

Система принципов земельного права нашла свое отражение в ст.1 ЗК РФ:

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

  1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, природный объект, природный ресурс, недвижимое имущество; (Отражает многоаспектность земли как объекта правовых отношений. Конституция ст. 9)

  2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, (каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по охране земли. )

  3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, (Вытекает из конституционного принципа признания человека высшей ценностью. К РФ Ст. 2)

  4. Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю; (Учет мнения населения обязателен при выборе земельного участка для размещения объектов, при определении возможности предоставления земельных участков под застройку проводятся общественные слушания.) ЗК предоставляет право гражданам и общественным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания. При этом органы государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить такое участие. Этот принцип, по сути, воспроизводит положения ФЗ от 19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», который определяет права общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и способы их реализации (ст.17 и 27).

  5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, «принадлежность следует судьбе главной вещи». (В данном случае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью. Однако ст. 35 ЗК РФ имеет в виду противоположную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок.)

  6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий; (Реализация принципа сохранения особо ценных земель и территорий обеспечивается не только ЗК РФ, но и ФЗ от 12.03.95 «Об особо охраняемых природных территориях».)

  7. Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (Исключения устанавливаются федеральными законами или законами субъектов РФ, в частности, если лицо освобождено от уплаты земельного налога, если земельный участок принадлежит лицу на праве срочного безвозмездного пользования, если земля используется в порядке общего доступа.) (ЗК в ст. 65 под одним общим названием «Платность использования земли» понимает земельный налог и арендную плату за землю. Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то лишь на основании закона. Арендная плата – предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка).

  8. Деление земель по целевому назначению на категории; (Принадлежность земель к той или иной категории (их по ЗК семь – ст. 7) предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования разрешенного использования).

  9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; (необходимое условие земельного строя страны).

  10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель.(Учитываются природные, социальные, экономические и иные факторы.)

  11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, (ст. 36 ч. 2 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах ст. 36 вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, ЗК РФ в ряде статей обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан: при изъятии земель государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой стороны – гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций ил предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст. 60-63).

  12. Принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, Субсидиарное применение норм гражданского законодательства к регулированию имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними (п.3 ст.3 ЗК).) Гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство устанавливает специальные нормы регулирования земельных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в ЗК или в каком-либо другом нормативно правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.

  13. Принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Перечень всех этих принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п.2 ст. 1 ЗК. Сравнительный анализ содержания других статей ЗК позволяет сформулировать ряд принципов земельного права. Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника государство как суверен проводит и ряд принципов земельной политики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель.

  1. принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;

  2. ведение государственного земельного кадастра;

  3. создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;

  4. плановость в использовании земель.


5. Система земельного права

Система земельного права - совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права. Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – специальными (особенными).

К правовым институтам, составляющим общую часть земельного права, относятся:

  1. право собственности на землю,

  2. иные вещные права на землю

  3. управление земельным фондом

  4. охрана земель

  5. ответственность за нарушение земельного законодательства

Правовыми институтами особенной части являются институты определяющие специфику правового режима отдельных категорий земель:

  1. земель сельскохозяйственного назначения

  2. земель населенных пунктов

  3. земель промышленности, транспорта и иного (специального) назначения

  4. земель особо охраняемых территорий и объектов

  5. земель лесного фонда

  6. земель водного фонда

  7. земель запаса.

Общая часть учебной дисциплины – предмет, метод, система ЗП, понятие и характеристика земельных правоотношений, источники земельного права и его развитие, регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

Особенная часть – основные аспекты пользования лесами, недрами, водами.
6. Соотношение земельного права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, экологическим, природоресурсным, финансовым

Конституция РФ

Разделение российского права на отдельные отрасли вовсе не означает изоляцию этих отраслей друг от друга. Всякая отрасль права, по существу, берет свое начало в едином источнике – Конституции РФ. Земельное право в этом смысле не является исключением.

Статья. 8, 9 закрепляет многообразие и признает равенство защиты всех форм собственности, включая собственность на землю, устанавливает право частной собственности на землю.

Статья 36 предусматривает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 72 намечает пути регулирования земельных отношений, предусматривая, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона и устанавливая, что к совместному ведению РФ и S РФ относится решение таких вопросов, как владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности (в том числе и земельной) и принятие земельного законодательства.

Гражданское право

Самую тесную связь ЗП имеет с ГП. Эта связь особенно усилилась с

  1. ликвидацией исключительной государственной собственности на землю,

  2. установлением частной собственности на нее,

  3. вовлечением земли в нормальный гражданский оборот,

  4. с признанием земли недвижимым имуществом.

ГП включает исходные положения о собственности на землю и иных вещных прав на нее, о сделках с землей. ГК РФ не претендует на детальное регулирование земельных отношений даже по вопросам собственности и сделок с землей и поэтому отсылает к земельному законодательству. Это объясняется тем, что земля не обычный объект собственности и хозяйственного использования, поэтому регулирование земельных отношений осуществляется на основе публично-правовых начал.

ГК РФ включает специальную главу 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», ряд других статей и положений, относящихся к регулированию земельных отношений. Например ст. 209 ГК РФ определяет содержание права собственности, включая права собственности на землю. В ст. 216 ГК РФ говорится о видах вещных прав на землю, ст. 130 относит земельные участки к объектам недвижимости. ГК содержит обие положения о сделках, которые, за определенными изъятиями, распространяются и на сделки с земельными участками.

Экологическое право

Тесная связь существует между земельным и экологическим правом. Среди объектов природы земля занимает главенствующее положение, поэтому состояние земли отражает общее состояние окружающей среды. Земельное право не входит в состав экологического права, но оно своими правовыми средствами решает задачи охраны окружающей природной среды, включая нормы о рациональном использовании земель, их охране, обеспечивая тем самым требования экологической безопасности.

Исходя из специфики земли, ее общественной значимости, необходимости соблюдения требований экологической безопасности земельное право устанавливает пределы осуществления права собственности на землю, особенности ее использования, условия включения земли в гражданский оборот и ограничение ее в обороте. Такой подход вытекает из Конституции РФ, ГК РФ и др. нормативных правовых актов. Не только земельное законодательство, но и экологическое включает разнообразные требования к охране земель.

Административное право

Исключительно тесная связь земельного права с административным правом, поскольку административный метод регулирования земельных отношений является пока преобладающим. И эта связь не только осуществление государственного контроля за использованием и охраной земли, привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства. В административном порядке решаются вопросы предоставления и изъятия земельных участков, оформления прав на землю, включая выдачу правоустанавливающих документов и регистрацию, проведения землеустройства и т.д.

Лесное и водное законодательство

Связь земельного права с лесным, водным, горным правом обусловлена органическим единством земли и других природных ресурсов. Подходы к регулированию соответствующих отношений во многом совпадают, хотя и имеют свою специфику, порой значительную. Это касается, прежде всего, установления собственности на соответствующие природные ресурсы, совершения гражданско-правовых сделок. Так, частная собственность распространяется практически только на землю. В то же время использование других природных ресурсов возможно при одновременном использовании земли. Наиболее тесная связь прослеживается между земельным и лесным правом. Согласно Лесному кодексу РФ, принятому 04.12.06г., земли лесного фонда включаются в лесной фонд.

Соответствующие нормы о землях водного фонда имеются в Водном кодексе РФ 2006 г.. Ряд земельно-правовых норм включен в Законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие законы.
7. Конституция РФ как источник земельного права

Понятие источника – это внешняя форма выражения воли государства, которая проявляется в велениях (обязательность) рассчитанных на широкий круг лиц и рассчитан для многократного применения.

Источники земельного права – это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.

Основной Закон РФ – Конституция Российской Федерации – предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ).

Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1пп. «к» ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

  1. ст. 9 ч. 1 земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории. ч.2 земля может находиться в частной, государственной, муниципальной формах собственности

  2. ст. 35 закреплено право частной собственности, в том числе и на землю.

  3. ст. 36 ч.1 граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; ч.2 свобода владения, пользования и распоряжения землей может быть ограничена в интересах защиты окружающей среды, прав и законных интересов иных лиц; ч.3 сделана ссылка на ЗК, определяющий условия и порядок пользования землей.

  4. ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  5. ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

  6. Исходя из пп. «в», «д», «к» ч. 1 ст.72, чч. 2, 5 ст.76, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, по этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, в случае такого противоречия действует федеральный закон.

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

  1. ст. 2, 17 и 18 – о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов

  2. ст. 1, 7 – о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства

  3. ст. 8 – о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности

  4. о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

  5. ст. 25, 40 – о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

  6. Ст. 45, 46, 47 и 48 – о гарантировании гос. защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты.

  7. об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.


8. Земельный кодекс РФ и иные Федеральные законы как источники земельного права

Понятие источника – это внешняя форма выражения воли государства, которая проявляется в велениях (обязательность) рассчитанных на широкий круг лиц и рассчитан для многократного применения.

Источники земельного права – это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие (содержащие) земельные (нормы) правоотношения.

ЗК РФ, принятый в 2001 году, как ЗК, является четвертым ЗК кодифицированным актом в истории России, до этого земельные кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

1922г. установил, что вся земля в России находится в собственности рабоче-крестьянского государства. ЗК 1922г. нес в себе отпечаток НЭПа. Он допускал аренду земли, правда сроком не более 6 лет и при условии обработки земли собственным трудом без применения наемной рабочей силы.

ЗК РСФСР 1970 г. направлен на борьбу с нерациональным использованием земель, на проведение мероприятий по защите почв.

ЗК РСФСР 1991 г., ввел ряд статей, касающихся права собственности на землю. Были перечислены цели, для которых земля может предоставляться в собственность гражданам. Что касается купли-продажи и других сделок с землей, то Кодекс просто отсылал к ст.12 Конституции РСФСР, установившей мораторий на сделки с землей.

ЗК РФ 25.10.2001 г. был принят с пятой попытки. Это – головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Ст. 1 – принципы, 5 – участники, 6 – объекты, 7 – состав земель, 15 – собственность на землю, 20-24 иные права на землю. Ориентирован на рыночную экономику, становление и развитие рынка земли.

На федеральном уровне определил права иностранцев и юридических лиц на землю (ч. 3 ст. 15). Создал определенные юридические гарантии получения в собственность землю (для строительства) граждан и юридических лиц путем установления исчерпывающего перечня оснований, по к-м земельные участки в частную собственность не передаются. Вводный закон предусмотрел порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности при переходе их в собственность граждан и юридических лиц. Оборот земель регулируется на уровне ФЗ.

Недостатки: ряд внутренних и внешних противоречий, большое количество отсылочных норм, не решающих вопроса, пренебрежение правилами юр. техники. В нем много бланкетных норм, потребовавших впоследствии принятия иных федеральных законов и прочих актов, в том числе ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (см. ст.ст. 8,9 Федерального закона «О введении в действие ЗК»).

ЗК в целом был введен в действие со дня официального опубликования (ст.1 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ»), то есть с 29 октября 2001 года. С его введением в действие признаны утратившими силу ЗК РСФСР (1991 год), Закон РСФСР «О земельной реформе» (1990 год), Закон РФ «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 год).

К земельным отношениям, возникшим до введения в действие ЗК, ЗК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О введении в действие ЗК» (ст.7 ФЗ «О введении в действие ЗК»).

Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась ранее подзаконными актами. В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 ФЗ от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового ЗК не применяются. ЗК РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:

1) приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;

2) приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;

3) приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

ЗК РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования

Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как Земельный (2001), Водный (2006), Лесной (2006), Градостроительный (2004) кодексы,) ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, ФЗ об особо охраняемых природных территориях.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 ЗК РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законов субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Но эти законы – не единственная часть законов как источников земельного права.

В системе земельного законодательства заметное место занимают текущие законы, посвященные регулированию определенных вопросов.

Унифицированные источники земельного права ЗК – 9 законов

ФЗ о введении в действие ЗК 2001

ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан 1998;

ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1997;

ФЗ о государственном земельном кадастре 2000

ФЗ о государственном кадастре недвижимости

ФЗ о земельном кадастре (2000).

ФЗ о крестьянском и фермерском хозяйстве 2003;

ФЗ о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

ФЗ об обороте земель с/х значения (угодья) 2002

ФЗ о землеустройстве 2001

ФЗ о государственном регулировании обеспечения плодородия земель с/х значения

ФЗ о мелиорации земель

ФЗ об ипотеке

ФЗ о разграничении государственной собственности на землю 2001

ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества 2001;

Источниками земельного права являются федеральные законы входящие в иные отрасли права, но предусматривыающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

    1. законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения; это Федеральные законы «О недрах» 1992, «О животном мире» 1995, «Об охране атмосферного воздуха» 1999 и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

    2. законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (в дальнейшем можно будет убедиться, что они не настолько далеки от земельных отношений и интересов, как это кажется на первый взгляд.

Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ К законам, регулирующим земельные отношения, относятся и законы субъектов Федерации, их становится все больше.

Группы федеральных законов, регулирующих земельные отношения:

  1. Направленные на непосредственное регулирование земельных отношений:

    1. Земельный кодекс России 2001 года. Ранее земельные кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

    2. ФЗ о введении в действие ЗК.

    3. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 год, с изменениями 2003-2004 годов).

    4. Градостроительный кодекс РФ.

    5. ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (2001 год).

    6. ФЗ «О землеустройстве» (2001 год).

    7. ФЗ «О государственном земельном кадастре» (2000 год).

  2. Связанные с использованием земель в сельскохозяйственных целях.

    1. ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998, изменения вносились в 2000-2003).

    2. ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003 год, ранее действовал Закон РСФСР 1990 года).

    3. ФЗ «О мелиорации земель» (1996 год, изменения вносились в 2003 году).

    4. ФЗ О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1997 год, изменения вносились в 2003-2004 годах).

    5. ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (1998, изменения вносились в 2003).

  3. Связанные с регулированием социальной сферы.

    1. ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (2001).

    2. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 год, изменения вносились в 2001 году).

    3. ФЗ «О погребении и похоронном деле» (1996 год, изменения вносились в 1997-1998, 2000-2003 годах).

  4. Акты гражданского законодательства:

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9


      1. ЗП как отрасль российского права
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации