Контрольная работа - Методология исследования социально-экономических процессов - файл n1.doc

Контрольная работа - Методология исследования социально-экономических процессов
скачать (27.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc134kb.05.04.2011 20:15скачать

n1.doc



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г. Лангепасе

Кафедра экономики, управления и права

Оценка ____________________________

Подпись _______________________________


преподавателя

«_____» ______________________ 2011 г.

Методология исследования социально-экономических процессов

контрольная работа

по исследованиям социально-экономических процессов
Масловой Елены Леонидовны

Студентки курса ГМУ-63, группы ГМУ-63

Специальность: 080504.65

"Государственное и муниципальное управление"

Руководитель:

Фурман Ф. П.

к. к. н.,

доцент
Лангепас

2011

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Методология исследования……………………………………………………4

2.1. Программа исследования……………………………………………...4

2.2. Методология…………………………………………………………...5

3. Методы исследования………………………………………………………….7

3.1. Измерение……………………………………………………………...7

3.2. Выборочное исследование……………………………………………9

3.3. Наблюдение…………………………………………………………..11

3.4. Методы анализа документальных источников……………………..14

3.5. Опросные методы…………………………………………………….16

3.6. Социометрическая процедура……………………………………….19

4. Методы экспертных оценок………………………………………………….21

4.1. Метод «Дельфи»……………………………………………………...22

4.2. Метод «Мозгового штурма»………………………………………...24

4.3. Аналитические исследования……………………………………….25

5. Заключение…………………………………………………………………….26

6. Список использованных источников и литературы………………………...28


Введение

Предметом данной работы является методология исследования социально-экономических процессов.

Методология - (от греч. metodos — путь исследования, или познания, теория и logos — слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приёмов и операций. Начатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры.

Методы социологического исследования – это методы сбора информации и методы её анализа. К их числу относятся различные формы опроса (массовое анкетирование, интервью, экспертные опросы и т. д.), наблюдение, обработка документов. Методологию в политической сфере так же, как во многих других об­ществоведческих формах познания, можно рассматривать на разных уров­нях. Так, применяются опросы, интервью, анкетирование, раз­личные формы традиционной аналитической деятельности и т.д.

Цель работы заключается в изучении методологии исследования социально-экономических процессов.
Методология исследования

Программа исследования

Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса.

Социально-экономические и политические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр.

Программа исследования — документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы социологического исследования — методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая.

Программа исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

Методологический раздел программы:

1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.

3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация).

4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели.

5. Формулировка рабочих гипотез.

Методология

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является обоснованием способа достижения и построения этого знания. Методология дает философское обоснование способов и приемов организации всего многообразия видов (в том числе и познавательной) человеческой деятельности и предполагает разработку методов, адекватных изучаемым и преобразуемым объектам. Одна из важнейших функций методологии — эвристическая: она должна не только описывать и объяснять некоторую предметную область, но и одновременно являться инструментом поиска нового знания. Если формулировать кратко, то методология — это учение о методе.

Можно выделить три уровня методологии:

Метод — совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Для исследования — это основной способ сбора, обработки и анализа эмпирических материалов. По области применения методы могут разделяться в соответствии с демаркацией между научными дисциплинами на физические; химические; социальные; логико-математические и пр.

Методика — совокупность технических приемов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Эффективность любой методики тем выше, чем полнее каждый ее компонент ориентирован на конечный (целевой) результат; чем оптимальнее используются в ней элементы контроля и проверки.

Методика исследования — это результат перевода общих методологических и теоретических положений исследования на инструментальный и организационный уровни.

Методика исследования реализуется в виде совокупности нормативных предписаний и конкретных инструментальных процедур и операций, необходимых для решения исследовательских задач, а также критериев оценки качества получаемой эмпирической информации. Каждая методика представляет собой, как правило, совокупность оригинальных, иногда уникальных методических решений, которые являются результатом теоретических и эмпирических обоснований их адекватности для конкретных исследовательских задач, конкретных объекта и предмета исследования.

Методика исследования включает:

К числу эффективных средств, обеспечивающих высокое качество методик, является пробное (пилотажное) исследование, в котором разработанные на теоретическом уровне методики проверяются в реальных условиях и корректируются в зависимости от полученных результатов.


Методы исследования

Измерение

Измерение — совокупность теоретико-методологических, методических и инструментальных действий, посредством которых устанавливается качественная определенность измеряемого явления или отдельного его свойства. Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Результат измерения фиксируется в виде словесного или знакового (куда входят и числа) выражения.

Необходимо отметить две особенности предлагаемого определения.

1. Оно основывается на фундаментальности того факта, что количество есть лишь одно из качеств и что все результаты измерения, включая количественные, в сущности своей качественны.

2. Ориентация на качественные методы измерения только тогда может быть плодотворной, когда она осуществляется в рамках соответствующих теоретических концепций.

В соответствии с классическим пониманием процедуры измерения, она представляет собой определение соотношения одной (измеряемой) величины с другой однородной величиной (эталоном) и получение результата в виде числа. Это число показывает, сколько раз единица меры (эталон) содержится в измеряемой величине.

Фундаментальное понятие всех неклассических теорий измерения — шкала.2 Шкала — определенное упорядоченное множество значений какого-либо свойства измеряемых объектов.

Номинальная шкала (классификационная или наименований) основана на том, что все измеряемые объекты или значения измеряемых свойств представляются как множество непересекающихся и исчерпывающих всю совокупность классов.

Порядковая шкала предполагает упорядочение объектов относительно какого-либо критерия или свойства.

Существует еще переходный тип шкалы — частично упорядоченная шкала.

Интервальная шкала отличается от предыдущих тем, что предполагает наличие или установление единицы измерения, величины интервала и какого-то начала (точки отсчета).

Шкала отношений представляет собой собственно интервальную шкалу с естественным началом отсчета, т.е. с точкой «0», соответствующей отсутствию измеряемого свойства у объекта.

Интервальная и шкала отношений — образуют класс метрических шкал.

Измерение является, прежде всего, содержательной, не механической или математической процедурой, соединяя в себе в первую очередь качественный и уж затем количественный анализ.

Выборочное исследование

Преобладающим видом исследований являются выборочные. Помимо дешевизны, оперативности, гибкости выборочные исследования обладают еще одним существенным достоинством: при тщательном соблюдении определенных правил и процедур они могут обеспечить получение достоверных и глубоких результатов.

Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Чем конкретнее цель и чем яснее сформулированы гипотезы, тем правильнее будет решен вопрос о выборке. Численность (объем) выборки зависит от: а) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; б)  от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; в) от целесообразного уровня  надежности выводов из предпринимаемого исследования.

При реализации выборочного исследования приходится считаться с ошибками выборки. Под ошибкой выборки понимаются отклонения значений определенных характеристик выборочной совокупности от их значений в генеральной. По происхождению ошибки выборки можно классифицировать на:

По характеру воздействия на качество выборки различают систематическую и случайную составляющие ошибки выборки.

В зависимости от метода организации отбора выборки подразделяются на случайные и неслучайные. Случайная выборка обеспечивает всем элементам генеральной совокупности равенство шансов попасть в выборку. Реализация этого вида выборки предполагает наличие списков (карточек) и нумерацию всех элементов генеральной совокупности. В неслучайных выборках принцип равенства шансов не соблюдается.

Отбор единиц из генеральной совокупности в выборочную на практике осуществляется двумя способами: а) простым случайным отбором или б) механическим случайным отбором. Реализация любого способа требует учета двух принципов: 1) избегать смещенности результатов и 2) обеспечить минимум величины ошибки при имеющихся ресурсах.

Обеспечить представительство данных в выборочном  обследовании если и удается, то ценой непомерных усилий, разумность затрат которых часто сомнительна.


Наблюдение

В широком смысле наблюдение — это способ познания окружающего нас мира. В социологии под наблюдением понимается направленное, систематическое, непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процессов), подвергающееся контролю и проверке, прямая регистрация событий очевидцем.

Главными преимуществами непосредственного наблюдения является то, что оно:

Достоинствами наблюдения является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и объектом наблюдения, а также возможность воспринимать изучаемые явления и процессы оперативно, в момент их возникновения, в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл.

Наряду с несомненными достоинствами наблюдение имеет и довольно существенные недостатки, многие из которых являются продолжением его достоинств.

Далеко не все явления поддаются непосредственному наблюдению. Основные трудности, связанные с проведением непосредственного наблюдения можно разделить на три группы:

По этим причинам наблюдение используется в комплексе с другими методами сбора информации.

Наблюдение можно классифицировать по следующим основаниям:

При нестандартизированном наблюдении целью является лишь общее описание исследуемых процессов и явлений и, что самое главное, описание общей атмосферы, в которой находится наблюдаемый объект. Стандартизированное наблюдения имеет целью получение гораздо более точной картины объекта исследования, проверку имеющихся гипотез.

При невключенном наблюдении исследователь остается как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое (исследуемым известны цели и задачи исследования).

Систематическое наблюдение характеризуется строго регламентированным графиком фиксации четко обусловленных явлений и процессов. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции выявленных закономерностей. Эпизодическое наблюдение отличается от систематического тем, что регламент регистрации изучаемых процессов строго не определяется. Случайным называется такое наблюдение, при котором номенклатура наблюдаемых характеристик и процессов заранее не определяются, а фиксируются лишь интересные, по мнению исследователя, факты.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации. Лабораторное (клиническое) наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются и контролируются исследователем.

Процесс социологического наблюдения состоит из трех этапов: подготовительного, полевого и заключительного. В ходе подготовительного этапа разрабатывается программа наблюдения, составляется сетевой график, оформляются дневники наблюдения. Проводится инструктаж и подготовка наблюдателей. В течение полевого этапа проводится собственно процедура наблюдения, фиксируются его результаты. Проводится (если необходимо) его коррекция. На заключительном этапе полученная эмпирическая информация обрабатывается, анализируется и оформляется в виде содержательных документов.

Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным.

Методы анализа документальных источников

Документальной называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.

Методы анализа документов по своей популярности и значимости уступают только методам опроса, а в некоторых направлениях являются преобладающими. Объективные факторы широкого использования документальных сведений состоят в следующем.

1. Какие бы сферы жизни ни изучались, никогда не сможет быть составлено о них адекватного, целостного представления, если не привлекать к анализу документальные материалы.

2. Сведения, содержащиеся в документах, иногда могут дублировать эмпирические данные, полученные другими методами. Поэтому они могут служить средством контроля их достоверности.

3. Информация, полученная из документальных источников, как правило, может выявить такие стороны исследуемых процессов, которые оказываются недоступными для других средств.

В зависимости от способа фиксации информации различают:

В зависимости от статуса источника документы делятся на:

С точки зрения мотивации создания документы делятся на:

По критерию опосредованности документы бывают:

По критерию авторства документы делятся на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами или группой.

Методы анализа документальных источников делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные, качественные) и формализованные (качественно-количественные, из которых главным является контент-анализ).

Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.
Опросные методы

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Широкое использование метода опроса обусловлено его очевидными достоинствами:

Имеются у метода опроса и недостатки. Связаны они, главным образом, с факторами, негативно влияющими на качество получаемых с его помощью сведений:

Основными видами опроса являются анкетный опрос и социологическое интервью. В зависимости от критериев классификации они подразделяются на:

Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Анкета — разновидность вопросника, используемого для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Процесс анкетирования состоит из трех этапов:

1) подготовительный, включающий разработку программы опроса, сетевого графика работ, инструментария, пилотаж, тиражирование инструментария, подбор и подготовку анкетеров;

2) оперативный — собственно процесс анкетирования, имеющий собственные стадии поэтапной реализации;

3) результирующий, во время которого производится обработка полученной эмпирической фактуры и содержательный анализ ее результатов.

Каждая анкета обязательно состоит из трех частей: вводной, содержательной и заключительной.

Интервью — специализированный вид исследовательского общения одного человека (исследователя, который задает вопросы) с другим (респондентом, который согласился на них отвечать), применяемый как метод сбора эмпирических материалов.

Достоинства интервью:

Недостатки интервью:

Процедура интервью предполагает проведение следующих операций: а) выбор объекта (респондента, с которым следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и оформление материалов.

Независимо от того, прибегают ли к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими.

Социометрическая процедура

Социометрическая процедура — метод получения эмпирической информации, используемый в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах. Данный метод представляет собой реализацию методики групповой психологии — социометрии. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточно длительный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Основной формой социометрической процедуры является социометрический опрос. Он позволяет:

Основными требованиями к проведению социометрического опроса являются:

Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах. Первый — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов. Второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов.

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Существует множество разновидностей социограмм.

Концентрическая социограмма или «мишень»: члены группы располагаются в пределах круга, в соответствии с их социометрическим статусом. Это означает, что чем выше статус, тем ближе к центру помещается соответствующая точка.

Локаграмма: члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении (за партами в школе, на рабочих местах в цеху, офисе и т.п.).

Взвешенная социограмма строится в тех случаях, когда тем или иным способом измерена интенсивность межличностных чувств. Тогда интенсивность социометрического выбора может быть отображена стрелкой различной толщины, цвета и т.п.

Социограмма группировок: чем выше интенсивность межличностных чувств, тем ближе на социограмме расположены члены группы.

Результатом социометрического опроса является создание микрогруппы, сформированной на принципах взаимного доверия и взаимной поддержки.3
Методы экспертных оценок

Существо экспертных методов состоит в том, что специалисты высказывают свое мнение о наиболее важных для заказчика проблемах, возможных с точки зрения имеющихся ресурсов направлениях их преодоления и возникающих при этом целях, о наиболее оптимальных способах их достижения.

Экспертные методы основываются на многократно подтвержденной во всех областях науки и практики возможности предвидения будущих состояний исследуемых процессов. Важную роль при этом играет способность предвидения будущего: она помогает при разработке прогнозов и планов деятельности. В формах предвидения различают прогнозы и предсказания, т. е. уровнь точности описания будущего. Предсказание предполагает абсолютную достоверность сведений о будущем состоянии объекта. Прогноз не предусматривает решения проблем будущего, лишь обоснование целей и выработку планов и решений по их реализации.

К основным методам социального прогнозирования относятся экстраполяция и экспертные оценки. Смысл экстраполяции заключается в перенесении объективных закономерностей, характерных для прошлых состояний системы, на будущее. Метод экспертной оценки — получение информации путем проведения экспертного опроса. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа возможного развития проблемной ситуации в будущем с качественной или количественной характеристикой уровня его достоверности и последующей формальной обработкой результатов.

Экспертный опрос существенно отличается от массовых опросов в силу того, что к участию в нем приглашаются высококвалифицированные специалисты. Основные этапы экспертного опроса: 1) подбор экспертов; 2) разработка методики проведения опроса и выбор метода обработки данных; 3) организация и непосредственное проведение опроса; 4) обработка и оформление результатов опроса.

Метод «Дельфи»

Метод «Дельфи» назван в честь дельфийского оракула в Древней Греции. Он разработан Олафом Хельмером, видным математиком из корпорации «РЭНД» в 1964 г. Метод «Дельфи» представляет собой ряд последовательно осуществляемых процедур, направленных на подготовку и обоснование прогноза. Эти процедуры характеризуются анонимностью (независимостью ответов экспертов) опроса, регулируемой обратной связью между результатами опроса предыдущего этапа и подготовкой их нового варианта, а также групповым характером ответа.

Регулируемая обратная связь осуществляется путем проведения нескольких туров опроса экспертов, на каждом из которых характеристики их ответов обрабатываются с применением математико-статистических методов и результаты сообщаются анонимно. Групповой ответ формируется путем обработки и анализа результатов ответов экспертов. Критерием окончания его разработки, как правило, служит «близость» мнений экспертов, то есть до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в рамках заранее устанавливаемого желаемого интервала варьирования оценок.

Достоверность прогнозов, полученных по методу «Дельфи», счиается высокой при прогнозировании на период как от 1 до 3 лет, так и на более отдаленный период времени. В зависимости от цели прогноза для получения экспертных оценок может привлекаться от 10 до 150 экспертов.

Недостаток метода «Дельфи» заключается в том, что он не позволяет сталкивать в споре различные мнения и стимулировать тем самым возникающее при личном контакте «генерирование» идей.

Кроме того, при экспертизе по методу «Дельфи» необходимы значительные затраты времени.

При использовании метода «Дельфи» следует учитывать ряд положений:

1. Группы экспертов должны быть стабильными и численность их должна удерживаться в разумных рамках (по критерию «цена-качество»).

2. Время между турами опросов должно быть не более месяца.

3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы.

4. Число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всех участников возможностью ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин.

5. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам.

6. Необходима тщательно разработанная формула согласования оценок, основанная на самооценках экспертов.


Метод «мозгового штурма»

«Мозговой штурм», который также называют методом «мозговой атаки», метод коллективной генерации идей. В основе метода лежит предположение, что при генерации идей в непринужденной обстановке стимулируется творческая активность и что среди множества идей хотя бы одна содержит рациональное зерно.

Сущность метода состоит в том, что при обосновании прогноза дифференцированно решаются две задачи:

Особое значение в этом методе придается вопросам формирования группы экспертов. Главный критерий формирования группы — способность потенциальных кандидатов к научному воображению, наличие у них развитой интуиции, отсутствие склонности к устоявшимся догмам, интеллектуальная раскованность, разнообразие знаний и научных интересов.

При проведении «мозгового штурма» строго соблюдается принцип запрещения всякой критики. Соблюдается регламент времени на выдвижение идей.

Метод «мозгового штурма» рекомендуется использовать в практических ситуациях, характеризующихся отсутствием реальных, достаточно очевидных вариантов развития процессов в перспективе.

Аналитические исследования

Анализ в буквальном смысле — разложение, расчленение (мысленное или реальное) объекта на части. Наличие соответствующей информации — абсолютно необходимое условие аналитической работы.

Условно различают мониторинговые, инициируемые и кумулятивные аналитические исследования.

Мониторинговые исследования предназначены для длительного аналитического слежения за развитием определенной ситуации, чтобы априори иметь возможность синтеза управленческих решений, обеспечивая тем самым их превентивный характер.

Инициируемые аналитические исследования проводятся аналитическими службами по ранее незапланированным поручениям руководства или в результате выявления проблем при проведении мониторинговых исследований. Как правило, это — начальные стадии новых исследований.

Кумулятивные исследования характеризуются высокими требованиями к оперативности их проведения (один день—неделя, не более, включая развертывание и завершение исследования), дефицитом имеющейся исходной информации, применением специализированных методов обработки экспертной информации на основе совещательно-ситуационной автоматизированной обработки информации группами руководителей и/или экспертов-аналитиков. Основными методами, используемыми при осуществлении кумулятивных исследований, являются имитационное моделирование и различные методы экспертных оценок.


Заключение

Методология - (от греч. metodos — путь исследования, или познания, теория и logos — слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Социально-экономические и политические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр.

К методам исследования социально-экономических процессов относится: измерение, выборочное исследование, наблюдение, методы анализа документальных источников, опросные методы, социометрическая процедура и методы экспертных оценок (метод «Дельфи», метод «Мозгового штурма», аналитические исследования).

Измерение является, прежде всего, содержательной, не механической или математической процедурой, соединяя в себе в первую очередь качественный и уж затем количественный анализ. Преобладающим видом исследований являются выборочные. Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным. Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования и на стадии работы по описательному плану, в экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом. Основными видами опроса являются анкетный опрос и социологическое интервью. Независимо от того, прибегают ли к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими. Социометрическая процедура — метод получения эмпирической информации, используемый в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах.

Метод экспертной оценки — получение информации путем проведения экспертного опроса. Метод «Дельфи» характеризуются анонимностью (независимостью ответов экспертов) опроса, регулируемой обратной связью между результатами опроса предыдущего этапа и подготовкой их нового варианта, а также групповым характером ответа. Метод «мозгового штурма» рекомендуется использовать в практических ситуациях, характеризующихся отсутствием реальных, достаточно очевидных вариантов развития процессов в перспективе. Абсолютно необходимое условие аналитической работы – наличие соответствующей информации.

Список использованных источников и литературы


1. Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство С. Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — 296 с.

2. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

3. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 239 с. — (Высшее образование).

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. 2-е, переработ. и доп. М.: Наука, 1987.


1 Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. — М., 2009. — с. 13.

2 Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. — М., 2009. — с. 28.

3 Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб., 2004. — с. 232.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации