Кругликов Л.Л. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации - файл n1.doc

приобрести
Кругликов Л.Л. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
скачать (526.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4166kb.03.11.2009 00:00скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)




Общая часть




Раздел I. Уголовный закон




Глава 1. Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации



Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации
1. Согласно ст. 71 Конституции принятие Уголовного кодекса относится к исключительной компетенции России. Законодательные органы субъектов РФ не имеют права принимать уголовные законы. Уголовный закон - это совокупность норм, принятых высшим законодательным органом РФ, которые определяют преступность и наказуемость деяния.

2. В ч. 1 ст. 1 зафиксировано исключительно важное положение о том, что:

1) уголовное законодательство состоит из настоящего Кодекса;

2) новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

Таким образом, уголовное законодательство представлено в виде определенной системы. Более того, в комментариях к УК, опубликованных в 1996-1997 гг., подчеркивалось, что эти положения представляют собой идеологические, нравственные, политические ориентиры для правоприменителей, а также для самого законодателя. Они призваны и обязаны поддерживать эту единую систему уголовного законодательства. Таким образом, УК как единый источник уголовного законодательства обеспечивает стабильность, исключает возможные противоречия при принятии такого законодательства.

3. Признавая плюсы единого источника, уголовного законодательства, следует в то же время констатировать, что сегодня в этой части многие специалисты выдают желаемое за действительное. Во-первых, сам УК в ч. 1 не утверждает, что уголовное законодательство состоит только из настоящего Кодекса. Сказано лишь, что оно "состоит из настоящего Кодекса"; во-вторых, в этом же акте сказано, что новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат внесению в УК. А если эти новые законы не предусматривают уголовной ответственности? Положим, они касаются института освобождения от уголовной ответственности или от наказания, институтов вины, соучастия и т.д. Видимо, данную норму надо толковать расширительно.

4. Кроме того, в ч. 2 сформулирован принцип приоритета Конституции над любыми отраслевыми нормами права. В соответствии с ее ч. 1 ст. 15 она имеет высшую юридическую силу и является законом прямого действия. Это означает, что даже федеральные законы, в том числе уголовные, если они противоречат Конституции, действовать не будут. В таких случаях применению подлежат нормы Конституции. Это положение отмечено и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия": называются четыре ситуации, когда применяется не отраслевой закон, а Конституция. Таким образом, можно сделать вывод, что в систему источников, содержащих нормы уголовного права, входит не только УК, но и Конституция как закон прямого действия.

5. В той же ч. 2 подчеркивается, что Кодекс основывается не только на Конституции, но и на общепризнанных принципах и нормах международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции в тех случаях, когда нормы внутреннего права противоречат нормам международного права, применяются последние. Это предусмотрено и в п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757), где сказано, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания других государственных актов, действуют в Российской Федерации непосредственно.

Примером этого является ст. 76 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная государствами-членами СНГ 22 января 1993 г. (СЗ РФ. 1993. N 17. Ст. 1472). В ней указано, что каждая из договаривающихся сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учитывает предусмотренные законодательством договаривающихся сторон смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства независимо от того, на территории какой из договаривающихся сторон они возникли. Таким образом, положения ст. 76 Конвенции могут в настоящее время применяться как нормативные основы разрешения уголовно-правовых дел.

6. К источникам уголовного права также можно отнести ранее действовавшее законодательство в отношении деяний, совершенных до принятия нового закона. Поэтому лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, за которые не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, привлекаются по УК 1960 г. (если только не действует ст. 10 УК об обратной силе уголовного закона).

7. И, наконец, в соответствии с ч. 3 ст. 331 УК источником уголовного права является, кроме того, законодательство военного времени: уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

Положение о включении новых законов в УК - исключительно важное положение, и его нужно приветствовать. Однако необходимо помнить, что от принятия их до включения в УК может пройти значительное время. Подтверждением этого могут служить ст. 205 УК "Терроризм" и Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ, в ст. 28 которого подчеркивается, что в соответствии с этим законом необходимо внести соответствующие изменения в федеральные законы и иные нормативные правовые акты (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808). Однако и по настоящее время эти изменения не внесены.

Попытка свести действующее законодательство в единый акт заслуживает поддержки, а та практика, которая существует в некоторых зарубежных странах (Франции, Германии, Нидерландах, Испании, Швейцарии и т.д.), где наряду с УК "живут" отдельные законы, предусматривающие уголовную ответственность (за экономические, транспортные преступления и т.д.), вряд ли может служить примером для нашего государства. Необходимо стремиться к тому, чтобы подавляющее большинство законодательных актов, предусматривающих уголовную ответственность либо иным образом решающих уголовно-правовые вопросы, были включены в систему Кодекса.
Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Часть 1 ст. 2 называет три основные задачи, стоящие перед УК:

- охрана соответствующих объектов, защищаемых уголовным законом от преступных посягательств;

- обеспечение безопасности мира и человечества;

- предупреждение преступлений.

2. Говоря об охранительной задаче, законодатель называет шесть объектов, которые берутся под защиту государства с помощью норм уголовного права. Прежде всего это охрана прав и свобод человека и гражданина. Права человека и гражданина установлены Конституцией (гл. 2). Это такие основополагающие права, как право на жизнь (ст. 20), на личную неприкосновенность (ст. 22), равенство с другими гражданами перед законом и судом (ст. 19), неприкосновенность жилища (ст. 25), право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26), право на выбор свободного труда (ст. 37), на социальное обеспечение (ст. 39), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Предметом охраны являются не только права человека от рождения, но и его свободы: свобода совести, свобода слова, печати, вероисповедания, выезда за пределы Российской Федерации и возвращения на ее территорию, свободное волеизъявление литературно-художественного, научного, технического и другого творчества.

3. Вторым объектом охраны является собственность. В ч. 2 ст. 8 Конституции подчеркивается, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это исключительно важное положение. По уголовному законодательству СССР приоритетной была защита социалистической собственности.

4. Третья разновидность этой охранительной задачи заключается в том, что с помощью уголовного права охраняется общественный порядок. Под общественным порядком понимается спокойствие, соблюдение общественных правил поведения. Это бесперебойная работа коммунальных служб, столовых, транспорта, предприятий, учреждений, организаций, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность субъектов социальной действительности. Это физическая и нравственная неприкосновенность личности, это жизненно важные интересы, находящиеся вне пределов угроз со стороны экстремистских учреждений, организаций или отдельных лиц.

5. Следующей задачей является охрана общественной безопасности, что в соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (ВВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769) означает, что с помощью уголовного права обеспечиваются жизненно важные интересы и потребности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основные объекты безопасности: личности - ее права и свободы; общества - его материальные и духовные ценности; государства - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 47).

6. Самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны признана окружающая среда. Согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Это исключительно важное положение, поскольку окружающая среда может сказаться не только на интересах экономики, благополучии экономической деятельности, но и на здоровье населения, причем масштабы воздействия окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность субъектов социальной действительности исключительно велики. Наглядным примером может служить чернобыльская авария. Когда мы говорим об охране окружающей среды, то имеем в виду все ее сферы. Это не только недра, земля, водные пространства, но и те объекты, которые взращиваются на земельных площадях, на водных пространствах; это не только слои атмосферы, но и стратосферы, и т.д.

7. Охране подлежит также конституционный строй. В соответствии с гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя" Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Таким образом, в данном положении Конституции устанавливаются: форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе (См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации/Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1996. С. 11).

8. Наряду с охранительными задачами Уголовный кодекс предусматривает такую очень важную самостоятельную задачу, как обеспечение мира и безопасности человечества. Поскольку охрана этого объекта не является прерогативой одного государства, правильнее говорить не об охране, а об обеспечении (частичном) мира и безопасности средствами, предусмотренными настоящим Кодексом.

9. Третья задача, которая предусматривается в ч. 1 ст. 2, заключается в предупреждении преступлений, которое имеет два аспекта:

- общее предупреждение, или общая превенция. Суть ее заключается в том, чтобы с помощью угрозы, т.е. наличия санкции за общественно опасные деяния, не допустить совершения преступлений всеми гражданами;

- специальное предупреждение (специальная превенция), направленная на недопущение совершения новых преступлений лицами, которые уже подвергались мерам уголовно-правового воздействия.

10. Регулирование общественных отношений - это самостоятельная задача уголовного закона и уголовного права, несмотря на то, что она определенно не обозначена, но, по сути, вытекает из ч. 1 и 2 ст. 2.

11. К задачам УК и уголовного права относится и воспитательная задача. Анализ действующего законодательства показывает, что воспитательная задача фиксируется в уголовно-правовых нормах. Особенно это касается таких институтов, как обстоятельства, исключающие преступность деяния, освобождение от уголовной ответственности, это касается и примечаний к статьям Особенной части, а также института добровольного отказа от совершения преступления.

12. Часть 2 предусматривает основные средства и способы решения задач, указанных в ч. 1. В ст. 3-8 определяются основание и принципы уголовной ответственности. К средствам достижения задач законодатель относит и то, что именно закон определяет, какие опасные для личности, общества, государства деяния признаются преступлениями. Именно закон устанавливает виды наказаний, систему этих наказаний, определяет применение иных мер уголовно-правового характера. Таким образом, наряду с наказанием за совершенное деяние могут применяться и другие меры уголовно-правового характера, уголовно-правового воздействия. Например, условное осуждение, отсрочка наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, меры принудительного воспитательного воздействия.

13. Особенность ст. 2 заключается в том, что в ней определены приоритеты ценностей, которые берутся под охрану и защиту уголовным законодательством. Если по УК 1960 г. приоритетной считалась охрана государственных и общественных интересов, а интересы личности охранялись в последнюю очередь, то сегодня на первом месте российского общества, политической системы, стоит личность, ее права и свободы, которые являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции).

14. Следующие пять статей посвящены принципам уголовного права и уголовной ответственности. К сожалению, законодатель не уточняет, о принципах чего идет речь. Между тем принципы уголовного права, или уголовно-правовые принципы, - это одно; то, что касается принципов уголовной ответственности, - это другое; принципы уголовного законодательства - это третье. Субординация на данный момент такова: принципы уголовного права - наиболее широкое понятие, принципы УК частично могут быть принципами уголовной ответственности.

15. Возникает вопрос, почему принципы уголовного права называют основными идеями, руководящими началами. Дело в том, что они отражают сущностные моменты, закономерности. Закономерность - это устойчивая связь явлений. Суть принципов заключается в том, что как основные идеи, руководящие начала они раскрывают сущность этой устойчивой связи явлений, т.е. закономерностей.

16. Вторая особенность принципов заключается в том, что как руководящие идеи они являются основой деятельности для различных сфер бытия субъектов социальной действительности. Именно на этих руководящих идеях базируется доктрина уголовного права. Если бы не было основополагающих концепций, основополагающих идей, теоретически связанных между собой, не было бы и общей методологической основы в уголовно-правовых исследованиях. Полагаем, что имелись бы многочисленные ошибки, грубейшие нарушения в научных исследованиях - какую бы сферу мы ни взяли: будь то действие уголовного закона во времени, пространстве, институт структуры содержания уголовно-правовых норм, учение о соучастии или о неоконченной преступной деятельности, учение о составе преступления или о преступлении в целом.

17. На основополагающих идеях, на принципах должны базироваться нормотворчество, законодательная деятельность. Принятые нормы только тогда будут действовать эффективно, когда они взаимосвязаны, взаимообусловлены, когда они отвечают основополагающим идеям, которые стоят перед правом вообще и уголовным правом в частности.

18. Следующее направление проявления принципов - правоприменительная деятельность. В процессе ее осуществления любой правоприменитель должен руководствоваться основополагающими началами, идеями. Когда, например, обнаруживается противоречие между уголовно-правовыми и конституционными нормами, то применяются нормы конституционного права.

19. И, наконец, принципы как основополагающие и руководящие идеи являются основой жизнедеятельности всех граждан в процессе реализации ими правовых предписаний.
Статья 3. Принцип законности
1. Принцип законности является общеправовым, универсальным принципом. Начиная с Великой французской революции его провозглашают в своем законодательстве большинство государств. В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено "обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности". В уголовном праве принцип законности означает, что, с одной стороны, к уголовной ответственности можно привлекать только в тех случаях, когда совершается запрещенное законом общественно опасное деяние, а с другой - правоприменитель может к этой личности применить только ту норму предписания, которую лицо нарушило и которая предусмотрена законом.

2. Содержание принципа законности вытекает не только из редакции ст. 3, но и из других законов, и прежде всего Конституции.

Из первой группы требований, определяющих содержание принципа законности, можно выделить следующие положения:

а) в случае расхождения норм УК с нормами международного права приоритет отдается нормам международного права. Это вытекает из соотношения ст. 3 с ч. 3 и 4 ст. 11 и с ч. 3 ст. 13 УК. Это прямо подчеркивается в ч. 2 ст. 1 УК и ч. 4 ст. 15 Конституции;

б) подконституционность уголовного закона. Она состоит в том, что:

- издание уголовных законов должно осуществляться на основе и в соответствии с Конституцией. Часть 1 ст. 15 Конституции предусматривает, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации";

- в случае расхождения норм УК с нормами Конституции приоритет отдается последним;

в) законность состоит в точном и неуклонном соблюдении уголовных законов гражданами и правоприменительными органами;

г) законность состоит в том, что не только граждане и субъекты правоприменения должны соблюдать уголовный закон, но и законодатель. Принимаемые законы не должны противоречить принципу законности;

д) законность проявляется в том, что самим законом определены пределы судейского усмотрения при применении ими норм уголовного права. Иначе говоря, в законодательные рамки ставится соотношение целесообразности и законности. Принцип законности предопределяет границы законной целесообразности. Это проявляется в том, что закон устанавливает, например, альтернативные или относительно определенные санкции за преступления, предусмотренные УК.

В этой связи особую актуальность приобретают не только приговоры по конкретным делам, но и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, постановления которого, как отмечается в литературе, порой необоснованно изменяют суть уголовного закона, а значит, нарушают и сам принцип законности, выходя за пределы законной целесообразности;

е) преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 9); закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 10).

3. Ко второй группе правил, определяющих содержание принципа законности, относятся:

а) принцип nullum crimen, nullum poena sine lege ("нет преступления, нет наказания без прямого указания на то в законе");

б) законность означает, что не только преступления и наказания, но и иные уголовно-правовые последствия совершенного лицом деяния определяются уголовным законом. Например, основания и условия применения условного осуждения, принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от уголовной ответственности и наказания, погашение и снятие судимости и т.д.;

в) законность состоит в том, что преступлением может быть признано только деяние - общественно опасное действие или бездействие, причинившее или создавшее реальную угрозу причинения вреда существенным, охраняемым уголовным законом интересам личности, общества или государства. Из этого следует, что мысли и убеждения, независимо от их несоответствия законам, Конституции, не должны рассматриваться как преступления и поэтому не влекут за собой наказания;

г) законность состоит в том, что запрещается применять уголовный закон по аналогии.

В уголовном праве не допускается не только аналогия закона, но и аналогия права, которая имеет место в иных отраслях права, в частности в гражданском праве. Аналогия в уголовном праве была отменена в декабре 1958 г., когда в ст. 7 Основ уголовного законодательства в понятие преступления ввели признак уголовной противоправности. До этого аналогия применялась. Более того, ее применение было предусмотрено в уголовном законе. Так, УК 1926 г. предусматривал специальную статью (ст. 16), разрешавшую применение закона по аналогии.
Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом
1. Этот принцип представляет собой конкретизацию в уголовном праве конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции).

Следует отметить неудачную редакцию ст. 4 УК.

Во-первых, в названии принципа необоснованно сужен субъектный состав. Если в Конституции говорится о равенстве всех, т.е. и граждан России, и апатридов, и иностранных граждан (см. также ч. 1 ст. 11, 20 УК), то в названии ст. 4 говорится только о гражданах России. Кроме того, и в тексте ст. 4 необоснованно сужен субъектный состав: здесь принцип равенства касается тех, кто виновен, но ведь он применим и к потерпевшим, и к правоприменителям. Таким образом, данный принцип необходимо трактовать расширительно - применительно ко всем лицам. Перед законом равны не только лица, совершившие деяния, но и иные субъекты, имеющие отношение к делу.

Во-вторых, законодатель неудачно соединил в одной статье два принципа - общеправовой принцип равенства всех перед уголовным законом, неудачно конкретизированный в начале ст. 4 (нужно было отметить, что все равны не только перед законом, но и перед судом), и принцип института уголовного права - института уголовной ответственности, ее неотвратимости.

2. Однако, провозгласив в законе данный принцип института уголовной ответственности, законодатель фактически превратил его в декларацию, поскольку как в УК, так и в других законах отходит от его требований.

Прежде всего, принцип равенства, как и принцип неотвратимости ответственности, нарушается нормами самого УК. Так, вопреки не только принципу равенства, но и ст. 8 Конституции (провозгласившей, что частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом), в УК существует норма (п. 2 примечания к ст. 201), согласно которой "если деяние: причинило вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия". В соответствии с ней, например, собственник, обирающий собственную фирму, ущемляет интересы работающих и государства. В этом случае закон подчеркивает, что дело будет возбуждено, если субъект сам на себя подаст заявление в правоохранительные органы.

3. Принцип равенства лиц, совершивших преступление, перед уголовным законом нарушается самим УК не всегда в сторону послабления карательного воздействия.

Так, провозгласив тезис, в соответствии с которым приоритетом среди объектов уголовно-правовой охраны выступает личность, законодатель подтверждает это последовательностью размещения в УК соответствующих глав. Однако логика резко нарушается, когда речь заходит о защите обычного человека и должностного лица: убийство (ч. 1 ст. 105) наказывается сроком от 6 до 15 лет, а посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295) - от 12 до 20 лет лишения свободы.

Нарушение этого принципа проявляется при принятии и других федеральных законов. Это особенно наглядно проявилось при формировании института депутатской неприкосновенности. Она стала для некоторых депутатов ширмой, прикрывающей их преступную деятельность.

4. Нарушение этого принципа произошло при новом определении статуса судей, что все больше увеличивает в их среде коррупционную прослойку.

5. Нарушается этот принцип и при решении вопроса об ответственности президента страны. Чтобы привлечь его к уголовной ответственности, например, за совершение тяжкого преступления против личности (за все иные преступления, кроме государственной измены, он вообще не может быть привлечен к уголовной ответственности), необходимо пройти девять барьеров, что сделать практически невозможно.

6. Равенство перед уголовным законом существует не вообще, а в рамках масштаба деяния. Это и нужно подчеркивать в этом принципе. Уже на более поздних этапах правоприменения срабатывают принципы уголовной ответственности как института уголовного права - дифференциации и индивидуализации ответственности. Вот почему сомнительно дословное копирование в ст. 4 УК положений ч. 2 ст. 19 Конституции.

7. Принцип равенства перед законом имеет определенные ограничения, которые вытекают из других норм уголовного права или норм уголовного и других отраслей права одновременно.

Наглядным примером такого изъятия из принципа равенства являются положения ч. 4 ст. 11 УК. В ней изложено: "Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права".

8. Принцип равенства перед законом в уголовном праве, если не принимать во внимание редакционные упущения ст. 4 УК, означает, что любое лицо независимо от его социально-демографических характеристик равным образом подлежит уголовно-правовому воздействию, поскольку каждый совершивший преступление имеет равную для всех физических лиц обязанность на уголовно-правовую оценку содеянного и применение мер уголовно-правового характера. Исходя из обратной связи, принцип равенства фактически утверждает правило, согласно которому право есть применение одинакового масштаба к различным людям.
Статья 5. Принцип вины
1. Принцип вины означает также недопустимость объективного вменения, т.е. уголовной ответственности за невиновное причинение вреда. Понятие невиновного причинения вреда дается в ст. 28 УК. Российское уголовное право разделяет положения так называемого субъективного вменения. Субъективное вменение предполагает, что при решении вопроса об уголовной ответственности лица учитываются не только формы вины, но и другие признаки субъективной стороны преступления, например мотивы, цели.

2. Субъективное вменение является главным условием правильной социально-правовой оценки деяния лица.
Статья 6. Принцип справедливости
1. Принцип справедливости лишь относительно недавно стал рассматриваться как принцип уголовного права.

2. Справедливость - категория этико-правовая. При этом этические начала являются доминирующими, определяющими, право лишь фиксирует их устойчивые качества, проявляющиеся в тот или иной исторический период развития общества. Это означает, что справедливость - категория исторически изменчивая. Меняется и ее отражение в праве. То, что было справедливо в одну эпоху, уже не является таковым в другую. Однако общая тенденция развития этого принципа такова, что в нем все больше и полнее отражаются идеи уважительного отношения к личности, общечеловеческие ценности.

3. Принцип социальной справедливости - это суперпринцип. На нем базируются, из него исходят и другие, даже общеправовые, принципы. Законность и правопорядок - в интересах справедливости, равенство перед законом - в интересах торжества справедливости и т.д. Безусловно, что уголовное право, являясь элементом обеспечения правопорядка, отражает идеи справедливости.

4. Анализ ст. 6 показывает, что в ней отражен лишь один срез принципа справедливости в уголовном праве: справедливым должно быть применяемое наказание или иная мера уголовно-правового характера. Здесь имеется в виду, что справедливыми должны быть:

а) вид наказания, назначаемый виновному;

б) размер наказания в санкции статьи;

в) привлечение к уголовной ответственности один раз за одно и то же преступление.

Все эти аспекты принципа справедливости в ст. 6 сведены лишь к соразмерности характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

5. Принцип справедливости в уголовном праве не исчерпывается справедливостью карательного воздействия. Он значительно шире. Криминализация деяний осуществляется не потому, что они кому-то не нравятся, а потому, что они глубоко чужды правилам человеческого общежития, ценностям морали. Принцип справедливости - это своеобразный эталон соразмерности, соответствия уголовно-правовых норм нормам нравственности и общественным интересам. Вот почему норма уголовного права, которая в силу каких-либо обстоятельств не отвечает справедливости, должна быть изменена или отменена.

6. Принцип справедливости в уголовном праве, проявляющийся в процессе нормотворчества, не исчерпывается только тем, что на его основе устанавливается круг преступных деяний и происходит их "отмежевание" от непреступных, но и тем, что он определяет вид, размер уголовно-правового воздействия, в том числе вид и размер санкции статьи.

В процессе нормотворчества он проявляется и в том, что наряду с наказанием законодатель предусматривает иные меры уголовно-правового воздействия - условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия, погашение и снятие судимости и т.п.

7. Требование принципа справедливости касается всех органов правоприменения, осуществляющих процесс реализации предписаний уголовно-правовых норм. Это особенно ярко проявляется при реализации управомочивающих норм, когда правоприменительным органам предоставлено право применять или не применять эти нормы: "суд может...", "наказание может быть сокращено" и т.п.

Принцип справедливости касается не только лица, совершившего преступление, он относится и к потерпевшему.

Так, в ст. 76 подчеркивается, что виновное лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
Статья 7. Принцип гуманизма
1. Гуманизм - высоконравственное положение, идея, выработанная в процессе развития человеческого общества, суть которой заключается в признании личности, ее интересов, достоинства и чести высшей ценностью, охраняемой и защищаемой государством и обществом. Даже тогда, когда личность "оступается", совершает преступление, наказание ему должно быть не только справедливым, но и гуманным, т.е. как минимум человекотерпимым, относительно снисходительным и даже порой великодушным.

2. Но принцип гуманизма касается не только тех лиц, которые совершили преступление, а всех граждан.

3. Следует отметить, что практически все принципы уголовного права, которые закреплены в ст. 3-7, так или иначе отражены и в Конституции: законности - в ст. 15 Конституции; равенства граждан перед законом - в ст. 19; гуманизма - в ст. 21; справедливости - в ст. 50; вины - в ст. 49.
Статья 8. Основание уголовной ответственности
1. До принятия УК 1996 г. в литературе обсуждался вопрос о том, что является основанием уголовной ответственности. Мнения ученых разделились: одни считали, что таковым является совершенное преступление, а другие под ним понимали состав преступления. УК РФ соединил эти две точки зрения и в ст. 8 предусмотрел такое основание:

- уголовная ответственность наступает не за рассуждения, мнения, убеждения, не за мысли, а за конкретные деяния - действия (бездействие);

- деяние является основанием уголовной ответственности только в том случае, когда установлены все признаки состава преступления, предусмотренного УК.

2. Состав преступления есть совокупность существенных, необходимых и достаточных объективных и субъективных признаков, при наличии которых можно говорить о том, что совершено преступление и можно ставить вопрос об уголовной ответственности за него.

3. Признаки состава преступления подразделяются наукой уголовного права на четыре большие части, элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Первые два образуют объективные признаки состава преступления, а субъект и субъективная сторона - его субъективные признаки. Объект - это те общественные отношения, на которые происходит посягательство. К признакам объекта относится предмет преступления.

4. К объективной стороне относится само деяние, которое может проявляться в двух формах: действия или бездействия. Действие - это активное поведение человека, посредством которого осуществляется изменение окружающей действительности.

Общественно опасные действия характеризуются не только активностью, но и своей общественной опасностью и уголовной противоправностью. Далее, это не просто осознанное, но и волевое действие, т.е. оно находится под контролем воли человека, он в состоянии руководить им.

5. Вторая форма общественно опасного поведения - это бездействие. Бездействие - это тоже проявление энергии человека вовне, но суть проявления энергии заключается в том, что это воздержание от возложенных обязанностей выполнить какие-либо действия. В отличие от действия уголовная ответственность за бездействие наступает при наличии двух дополнительных условий. Первое условие ответственности за него возникает, если на личности лежала обязанность выполнить определенные действия. Причем источниками обязанностей могут быть: требования закона, подзаконных актов, приказов, инструкций, положений, предписаний; это могут быть обязанности, вытекающие из характера ранее совершенных действий, из трудовых отношений, из обычных правил предосторожности. Второе условие - наличие реальной возможности выполнить имеющуюся обязанность.

6. Следующим признаком объективной стороны являются общественно опасные последствия. Это те изменения окружающей действительности, которые происходят в результате совершения общественно опасных действий или бездействия. Они неоднородны по своему характеру. В уголовно-правовой литературе выделяют имущественные, моральные и физические последствия.

7. Некоторые специалисты считают, что последствия не являются обязательным признаком объективной стороны состава преступления, поскольку присущи не всем видам составов преступлений. В частности, отмечают, что существует деление составов преступления на материальные и формальные и что в формальных составах последствий нет; отсюда отнесение последствий к основным признакам состава преступления неудачно. Подобная позиция не представляется бесспорной. Действительно, последствия имеются в материальных составах, но их нет в формальных и усеченных. Но не в этом заключается главная суть этих признаков. Основными их называют на основании того, что законодатель связывает с ними возникновение и пределы уголовной ответственности.

8. Наконец, к основным признакам состава преступления мы относим и причинно-следственную связь между действиями и наступившими последствиями. Это конкретная связь в цепи взаимодействия; уголовное право интересуют не любые звенья, находящиеся между совершенным деянием (действием или бездействием) и наступившими последствиями, а прямая, конкретная причинно-следственная связь. Связь, которая раскрывает то, что именно это действие (причина) вызвало это последствие (явление), при наличии необходимых условий она с неизбежностью влечет именно эти последствия, а не другие.

9. К признакам объективной стороны состава преступления мы относим так называемые факультативные признаки. Деление признаков объективной стороны и других элементов состава преступления на основные и факультативные условно. Оно показывает, что не со всеми признаками законодатель связывает основания и пределы уголовной ответственности: те, с которыми он всегда связывает это, мы называем основными признаками элементов состава. С дополнительными (факультативными) признаками законодатель пределы уголовной ответственности в отдельных случаях не связывает. Но в конкретных преступлениях эти признаки всегда существуют. Нет преступлений вне места, времени, без способа совершения преступления и т.д.

К факультативным признакам объективной стороны относятся:

- способ совершения преступления - те приемы, методы, с помощью которых осуществляется преступная деятельность. Сюда же относятся средства и орудия совершения преступления - инструментарий, с помощью которого осуществляется преступная деятельность;

- место, время, обстановка, в которой совершается преступление.

10. Следующим элементом состава преступления является субъект преступления: лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Когда-то субъектами признавались не только люди, но и животные, а также неодушевленные предметы.

Так, сослали в Сибирь колокол за то, что его звоном народ был поднят на восстание против царя Ивана Грозного.

В УК нет дефиниции субъекта преступления. Лишь ст. 19 дает понятие общих условий уголовной ответственности и в ней говорится, что ответственности подлежит физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста, совершившее преступление.

Отсюда вытекают следующие признаки субъекта. Это лицо:

а) физическое;

б) вменяемое;

в) достигшее определенного законом возраста;

г) совершившее предусмотренное уголовным законом преступление.

11. Субъект преступления - физическое лицо, иных субъектов по российскому законодательству нет. Имеется в виду человек, обладающий гражданской дееспособностью, правоспособностью. Не всем правовым системам присущ такой подход: в Англии, США есть нормы об ответственности юридических лиц. В последнее время количество таких норм увеличивается; появились они в ФРГ, во Франции и ряде других стран. В Японии в области хозяйственных преступлений применяется параллельная административная ответственность юридических лиц и уголовная ответственность физических лиц - представителей этих организаций.

При разработке УК 1996 г. предлагалось и у нас ввести норму об уголовной ответственности юридических лиц, однако это предложение не было принято.

12. Три первых указанных признака характеризуют общий субъект преступления. Вместе с ним существует еще и специальный субъект. Суть его заключается в том, что наряду с теми признаками, которые имеет общий субъект, специальный обладает еще и дополнительными, которые определяются различными обстоятельствами. Это может быть гражданство. В качестве обстоятельств, определяющих специальный субъект, могут быть: возраст, пол, должностное положение, наличие соответствующей профессии, специальности, статуса и т.д.

13. Следующий элемент состава преступления - субъективная сторона. Ее понятия нет в уголовном законе, но общепризнано, что данный элемент состава преступления отражает внутреннее отношение лица, совершившего общественно опасное и уголовно-противоправное деяние, к этому деянию в период его подготовки и осуществления.

14. Субъективная сторона как внутренняя характеристика совершенного деяния имеет свои обязательные (основные) и дополнительные (факультативные) признаки. К основным относится вина. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному и уголовно-противоправному деянию, выраженное в определенных законом формах, раскрывающих связь интеллектуальных, волевых и чувственных процессов психики лица с деянием и являющихся в силу этого основанием для субъективного вменения, квалификации содеянного и определения пределов уголовной ответственности.

15. Понятие вины в УК не дается. Формы же вины в законе раскрываются: это умысел и неосторожность. Законодатель называет также виды умысла: прямой и косвенный, и неосторожности: легкомыслие и небрежность.

Факультативными признаками субъективной стороны являются мотив, цель и эмоции.

16. В процессе совершения преступления может быть неоднородное психическое отношение к совершаемым действиям и его последствиям. Такое неоднозначное отношение к действию и ряду его последствий в литературе называют двойной (сложной или смешанной) формой вины. Наглядным примером подобного рода является ч. 4 ст. 111 - причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации