Техническая подготовка спортсмена-волейболиста - файл n1.doc

приобрести
Техническая подготовка спортсмена-волейболиста
скачать (922 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc922kb.20.09.2012 07:21скачать

n1.doc

  1   2   3


Коломенский государственный педагогический институт

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра гимнастики и спортивных игр
(ФИО)

Студентка группы 41

Техническая подготовка спортсмена

Курсовая работа по спортивным играм

Научный руководитель:

доцент (ФИО)

(город, год)

Техническая подготовка спортсмена
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
1. Подготовка спортсмена – многолетний непрерывный процесс.........................................................................................................................5

1.1. Этапы подготовки спортсменов..............................................................................5

1.2. Тренировка – часть подготовки..............................................................................7

1.3. Понятия “техника” и “техническая подготовка”..……………………………....8

1.4. Базовые элементы техники волейбола.................................................................12
2. ПРОБЛЕМА ТехническОЙ подготовкИ спортсмена-волейболиста И МЕТОДЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ........................................................18

2.1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка.......................................................................................................................18

2.2. Спортивные игры / Под ред. В.Д. Ковалева.........................................................32

2.3. Ивойлов А.В. Волейбол для всех……………………………………………......49
ВЫВОДЫ.......................................................................................................................54
Библиографический список...........................................................................................61

Введение.
В современном мире всё больше и больше людей начинают заниматься спортом. Давайте выясним, с чем это, прежде всего, связано.

Первая причина: спортом, в основном, начинают заниматься дети.

1). дети занимаются по желанию родителей, потому что те либо хотят видеть своих детишек в будущем Олимпийскими чемпионами, либо хотят укрепить их здоровье, либо – занять детишек чем-то, пока сами работают.

2). дети сами желают заниматься спортом, так как хотят быть похожими на своих кумиров – олимпийских чемпионов.

3). дети идут заниматься спортом из-за своих друзей, из-за своей компании, чтобы не отделяться от неё.

Вторая причина: что даёт спорт.

1). престиж, возможность “выделиться” среди одноклассников, знакомых, друзей;

2). возможность самореализации;

3). помогает укрепить собственное здоровье, повысить иммунитет и трудоспособность.

Третья причина: в случае достижения высоких результатов, спорт – это:

1). возможность запечатлеть в веках своё имя в истории не только своей страны, но и мира;

2). способ зарабатывания денег;

3). возможность получения высоких должностей для “хорошего” обеспечения дальнейшей жизни.

Конечно, спорт многое даёт, но и человек, для получения всех вышепере-численных благ тоже должен сделать не мало. Он должен потратить не один год, а годы на подготовку, а это упорнейшие, порой изнуряющие, оставляющие без сил тренировки. Кроме того, спорт это не только физическая и психологическая выносливость, это также теоретическая, техническая и тактическая подготовки, умение рационально и целостно реализовывать все эти компоненты в соревновательной деятельности. Одним словом, спорт – это тяжкий труд и успехов в нём может добиться только целеустремлённый, обладающий огромной силой воли человек.
Что же касается данной курсовой работы, то здесь я хотела бы рассмотреть проблему технической подготовки спортсмена-волейболиста. Для этого я сделаю сравнительный анализ трёх методик обучения техническим приёмам и, с помощью экспертного анализа, выявлю более совершенную, в большей степени приводящую в будущем к победе методику.

Объект исследования: техническая подготовка спортсменов-волейболистов.

Предмет исследования: сравнительный анализ литературы по проблеме технической подготовки спортсмена-волейболиста.

Тема исследования: техническая подготовка спортсмена-волейболиста.

Цель исследования: выявить различия в методических подходах к проблеме технической подготовки спортсменов-волейболистов (по материалам учебников и учебных пособий).

Задачи исследования:

1). выяснить, что представляет собой подготовка спортсмена;

2). рассмотреть проблему технической подготовки спортсмена-волейболиста, используя учебники и учебное пособие по спортивным играм.

Метод исследования: анализ литературы по проблеме технической подготовки спортсменов-волейболистов различных авторов.

1. Подготовка спортсмена – многолетний непрерывный процесс
1.1. Этапы подготовки спортсмена
Понятие “подготовка спортсменов” характерно для спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Для всего периода “жизни в спорте” характерно многократное чередование участия в соревнованиях и специальной подготовки к ним.

Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализированных занятий спортом до перехода в сферу спорта высших достижений. В спорте высших достижений спортсмен находится от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта. Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой – со спецификой вида спорта. В качестве примера приведём этапы многолетней подготовки в спортивных играх.

Первый этап предусматривает: воспитание интереса к спорту, приобщение детей к спортивной игре, начальное обучение технике и тактике, правилам игры, воспитание физических качеств в общем плане с учётом специфики игры, формирование условий соревноваться индивидуально и коллективно (мини-волейбол). Возраст до 11 лет.

Второй этап посвящён базовой технико-тактической, физической подготовке. В это время формируются основы техники и тактики, но без акцента на специализацию по игровым функциям, воспитание соревновательных качеств применительно к спортивной игре. Возраст 12-14 лет.

Третий этап направлен на специальную подготовку: технико-тактическую, физическую, игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям. Возраст 15-17 лет.

Четвёртый этап предназначен для совершенствования технико-тактического мастерства, специализации по игровым функциям, адаптации к требованиям в командах высших разрядов. Возраст 18-20 лет.

Пятый этап – это демонстрация высоких спортивных результатов на уровне спорта высших достижений. Возраст 21-30 лет.

Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной показатель – уровень спортивного мастерства. Поэтому наиболее подготовленные спортсмены при условии выполнения установленных требований переводятся на следующий этап в более раннем возрасте.

Шестой этап – спортивное долголетие, когда спортсмен продолжает занятия и участвует в соревнованиях в сфере массового спорта. Возрастных границ здесь нет.

В соответствии с соревновательной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов и так далее.

1.2. Тренировка – часть подготовки
Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание требуемых качеств личности и сторон подготовки. Это педагогических процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами.

Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для ДЮСШ и СДЮШОР, для спортсменов высших разрядов.

К принципам тренировки, наиболее важным для технической подготовки можно отнести:

Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подготовка (физическая, техническая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всём протяжении многолетних занятий, создавая предпосылки для специализации.

Также сюда можно отнести принцип постепенности и цикличности, в процессе которых происходит лучшее освоение технических действий и все шероховатости, возникшие в процессе обучения, сглаживаются.

Непрерывность тренировочного процесса, то есть многолетняя и круглогодичная тренировка при регулярности тренировочных занятий, а также его содержание, характер нагрузки должны обеспечивать рост мастерства спортсменов.

В данной курсовой нас будет интересовать только техническая сторона тренировки, как части технической подготовки спортсменов.

1.3. Понятия “техника” и “техническая подготовка”
Понятия “техника” и “техническая подготовка” неразрывно связаны друг с другом, так как для того, чтобы дать определение технической подготовки, сначала необходимо понять, что такое техника. Существует множество определений этого понятия. Приведу лишь некоторые.

Б.И. Туркунов:

Техника – наиболее рациональный и эффективный способ решения двигательных и соревновательных задач.

В.Д. Ковалёв:

Техника – средство игры, обеспечивающее рациональные действия игроков в защите и нападении и позволяющее взаимодействовать партнёрам внутри команды, вести противоборство.

Из приведённых выше определений ясно, что, для того, чтобы овладеть техникой, необходима техническая подготовка.

Техническая подготовка является не только одной из важнейших составляющих подготовки спортсменов к участию в соревнованиях, но также и одним из важнейших определяющих факторов победы. Итак, что же такое техническая подготовка?

Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приёмами игры и обеспечивающий надёжность игровых действий спортсмена в соревнованиях.

Совершенное овладение техникой игры – одна из центральных задач подготовки игровиков. Процесс сложный, он требует длительно­го времени, поэтому специализированные занятия спортивными играми начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всем протяжении многолетней подготовки занимает большое место.

Чтобы обучение технике на начальном этапе проходило успеш­но, необходимо учитывать следующее. Во-первых, обучаемые дол­жны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой, во-вторых, эту технику надо сделать для них доступной. Первое ус­ловие успешного обучения – развитие специальных физических спо­собностей, от которых зависит овладение техникой, второе – уме­лое использование подводящих упражнений. Подводящие упраж­нения делают сложную технику доступной для новичков, не иска­жая при этом ее сущности.

В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить на­дежность навыков выполнения технических приемов как в обыч­ных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершен­ствование техники осуществляется с учетом индивидуальных мор­фофункциональных особенностей спортсменов, а также той игро­вой функции, какую они выполняют в своей команде.

В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона, так как условия, в которых выполняются технические приемы, весьма разнообразны.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие совер­шенствование технического мастерства спортсменов, которые не­обходимо учитывать при обучении технике игры:

На прочной технической основе достигается высокий уровень организации индивидуальных, групповых и командных действий.

С учетом вышеизложенного обучение приему игры происходит в такой последовательности:

1. Развитие специальных физических способностей, звеньев опор­но-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут ос­новную нагрузку при выполнении изучаемого приема игры (подго­товительные и общеразвивающие упражнения).

2. Овладение движениями, составляющими прием игры (подво­дящие упражнения).

3. Соединение «частей» (движений) в целостный акт приема игры (упражнения по технике).

4. Совершенное овладение способами реализации приема игры и умение полностью использовать высокий уровень специальных физических способностей (упражнения по технике и тактике).

5. Умение эффективно и надежно применять технические при­емы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).

6. Владение специальными знаниями.
Указанной последовательности обучения придерживаются, ис­пользуя специальные – подготовительные и подводящие – упраж­нения, а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные зада­ния, которые ставятся перед обучаемыми в игре (соревнованиях).

На начальном этапе все обучаемые должны прочно освоить ра­циональную технику приемов игры. Средства и методы здесь уни­версальны для всех занимающихся.

Совершенствование (индивидуализация) техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и его игровой функции в команде.

В конечном счете следует стремиться к высокому уровню все­сторонней технической подготовленности спортсменов. Это пред­полагает формирование у обучаемых прочной основы техничес­ких приемов, устойчивой к сбивающим факторам, высокую на­дежность при применении основных приемов игры и, наконец, тех­ническое мастерство применительно к игровой функции спортсмена в команде.
1.4. Базовые элементы техники волейбола
С чего начинается техническая подготовка спортсменов. Конечно же с изучения базовых элементов техники.

Рассмотрим базовые элементы техники, изложенные в методических рекомендациях Туркунова Б.И.
Техника волейбола состоит из стоек, перемещений, пере­дач, нападающих ударов, блокирования и подач. Исходные положения, которые игрок принимает в стойке, являются ос­новой для выполнения всех игровых действий с мячом. Осо­бенностью техники волейбола является то, что между игро­выми приемами существует определенная зависимость. Что­бы передать мяч, надо ввести его в игру подачей, чтобы вы­полнить нападающий удар, необходима точная передача и т. д.

СТОЙКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ.

Базовыми элементами стоек и перемещений являются устойчивое положение на по­лусогнутых ногах и сохранение равновесия в стойке. Это со­здает возможность перемещаться шагом, бегом, делать ска­чок или выпад в любом направлении.

Упражнения для обучения:

  1. Принять положение стойки с выставленной вперед ле­вой ногой. Выполнить в стойке выпад влево, вправо, шаг впе­ред, назад. Руки перед грудью, согнуты в локтях и готовы выполнить действия с мячом.

  2. В стойке выполнять перемещения бегом в стороны, впе­ред, назад на дистанцию в 3–5 метров. Имитировать пере­дачу после остановки.

  3. В стойке выполнить перемещение скачками и выпада­ми. Имитировать передачу после остановки.

  4. Подвижные игры «Воробьи и вороны», «День и ночь» и другие, где игроки чередуют положения «готовности», (ожидания), с активным перемещением по площадке.

ВЕРХНЯЯ ПЕРЕДАЧА.

Базовыми элементами верхней передачи являются положение рук перед лицом, когда кисти образуют форму мяча на уровне глаз или лба, а также пос­ледовательность движений при выполнении передачи. Дви­жение начинается разгибанием ног и заканчивается сопровождением мяча кистями рук. Необходимым условием вы­полнения верхней передачи является выход игрока к мячу за счет своевременного перемещения так, чтобы мяч нахо­дился над игроком.

Упражнения для обучения:

  1. В стойке волейболиста подбросить мяч левой рукой над собой и поймать его двумя руками на уровне лица. Руки принимают форму мяча перед ловлей.

  2. В стойке волейболиста подбросить мяч левой рукой над собой, поймать его двумя руками и одновременно начать разгибание ног, затем рук, имитируя передачу.

  3. В парах. Один набрасывает мяч в удобное для выпол­нения передачи положение, другой ловит мяч в стойке и ими­тирует передачу, последовательно разгибая ноги и руки.

  4. Стоя у стены, учащиеся выполняют одну верхнюю пере­дачу в стену с собственного набрасывания, затем ловят мяч. Количество передач постепенно увеличивается.

  5. В парах игроки направляют мяч друг другу верхней передачей, создавая удобные условия для передачи и пере­мещаясь к мячу.

  6. В парах выполнить верхние передачи, изменяя высоту траектории и длину передачи. Игроки перемещаются под мяч.

  7. В парах выполнять верхние передачи, изменяя высоту и направляя их в стороны от игрока. Перемещаться к мячу приставными шагами, выполнять выпады.

  8. Передачи над собой, не выходя за пределы круга ра­диусом 2 метра. Высота передачи 2–3 метра. Сопровождать передачу кистями рук.

  9. Передачи в парах, двигаясь приставными шагами по длине зала.

НИЖНЯЯ ПЕРЕДАЧА.

Базовыми элементами нижней передачи являются исходное положение рук и разгибание ног, которые обеспечивают передачу. Руки перед собой, од­ну кисть вложить в другую, предплечья развернуты для передачи.

Упражнения для обучения:

  1. Принять стойку, руки перед собой в готовности для нижней передачи, разгибать и сгибать ноги, имитируя ниж­нюю передачу.

  2. В парах один набрасывает мяч в положение, удобное для нижней передачи, другой возвращает мяч нижней пере­дачей.

  3. В парах один набрасывает мяч перед игроком и в сто­роны от него, другой перемещается к мячу и возвращает его нижней передачей.

  4. В парах один выполняет нижнюю подачу на расстоя­ние 3–4 метра, другой возвращает мяч нижней передачей.

  5. В парах один выполняет верхнюю передачу, другой возвращает мяч нижней передачей, направляя ее вверх и вперед. Активно разгибать ноги и сопровождать мяч пред­плечьями, выпрямляя руки в локтях.

  6. Сочетание верхней и нижней передачи. Игрок посыла­ет мяч в стену верхней передачей, принимает его и посылает вверх над собой нижней передачей, постепенно увеличивая количество передач.

ПОДАЧИ.

На начальном этапе обучения волейболу раз­учиваются нижние подачи (боковая, прямая). Затем обуча­ют верхним подачам. Базовым элементом подачи является согласование подбрасывания мяча одной рукой и удара дру­гой так, чтобы рука встретилась с мячом в удобном для уда­ра положении. Нижняя подача выполняется сбоку или пря­мая. Для этого стойка игрока меняется: игрок становится боком или лицом к площадке, замах выполняется сбоку или снизу. Удар выполняется снизу, с поступательным движени­ем вперед.

Упражнения для обучения:

  1. В стойке для подачи одной рукой подбрасывается мяч, другой делается несильное ударное движение по мячу.

  2. В парах упражнение на 3 счета. На счет «раз» подбро­сить мяч, на «два» – замах, на «три» – удар по мячу. Рас­стояние 6 метров.

  1. Подача на партнера с высокой и низкой траекторией полета мяча. По заданию выполнять боковую или прямую подачу.

  2. Подача мяча заданным способом на сторону противни­ка через сетку.

  3. То же самое, направляя мяч в различные зоны площад­ки.

  4. В парах. Подача снизу через сетку в своего партнера. Партнер принимает мяч снизу, ловит его и выполняет пода­чу.

ВЕРХНИЕ ПОДАЧИ.

Базовым элементом прямой верх­ней подачи является согласование движения подбрасывания мяча одной и ударного движения другой рукой, а также «навал» (поступательное движение) туловища на мяч в мо­мент удара. В ударном движении принимают участие все ча­сти тела, начиная с тазобедренного сустава.

Упражнения для обучения:

1. Имитация подбрасывания и ударного движения в верх­ней прямой подаче из положения, когда бьющая рука нахо­дится вверху б положении замаха.

  1. Имитация составных частей подачи: из стойки перевес­ти руку над плечом в положение замаха на счет «раз», на счет «два» – подбросить мяч, на счет «три» – выполнить ударное движение.

  2. Подача в направлении партнера, соблюдая последова­тельность: замах, подбрасывание, ударное движение.

  3. Подача через сетку на сторону противника.

  4. Подача через сетку в заданную зону площадки.

НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ.

Основным приемом, заверша­ющим атаку, является прямой или боковой нападающий удар Базовыми элементами нападающего удара является напры­гивание и ударное движение. Напрыгивание состоит из ряда сложных двигательных действий: разбег, постановка ног для прыжка и сам прыжок. Погасив энергию разбега и напры­гивания, игрок толчком ног и круговым движением рук (как при вращении скакалки) «тянет» тело вверх, готовясь к уда­рному действию.

Удар по мячу производится из положения, когда рука вве­рху и кисть находится над плечом. Активно сгибая тулови­ще вокруг горизонтальной оси, игрок всей массой тела вкла­дывается в ударное движение.

Упражнения для обучения:

  1. Сделать шаг левой ногой, выполнить напрыгивание на правую с последующим толчком двумя ногами. Руки выпол­няют круговые движения, и в момент отталкивания выполня­ется движение через стороны вверх. Игрок начинает приземляться в положении, когда обе руки находятся вверху.

  2. Выполнить разбег с трех шагов, начиная движение с шага левой ногой. Выполнить второй шаг правой и напры­гивание па две ноги. Движение рук, как в упражнении № 1.

  1. Доставание двумя руками предметов после разбега и напрыгивания.

  2. После небольшого разбега напрыгивания па гимнасти­ческую скамейку или на сложенные маты.

  3. Один игрок делает верхнюю передачу, а другой после разбега и напрыгивания ловит мяч двумя руками в высшей точке прыжка.

  4. После шага правой ногой левой рукой подбросить мяч вперед, вверх, сделать напрыгивание и поймать мяч двумя руками в высшей точке прыжка.

  5. Нападающий удар в пол с собственного подбрасывания в опорном положении.

  6. Нападающий удар в опорном положении со встречной передачи.

  7. Напрыгивание и ловля мяча двумя руками в высшей точке со встречной передачи через сетку.

  8. Нападающий удар с собственного набрасывания пос­ле трех шагов.

  9. Нападающий удар после встречной передачи.

  10. Нападающий удар с передачи партнера из зоны тре­тьего номера.

2. ПРОБЛЕМА ТехническОЙ подготовкИ спортсмена-волейболиста И МЕТОДЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ.
В настоящее время технической подготовке спортсмена, как одной из составных победы, уделяется большое внимание, именно поэтому на данный момент существует много учебников и учебных пособий различных авторов, занимающихся этой проблемой. Причём, каждый из авторов имеет свою точку зрения и предлагает свои методы её решения.
2.1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка
Железняк Ю.Д. в учебнике “Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения” придерживается следующего мнения.

Техническая подготовка – педагогический процесс, направленный на совершенное освоение спортсменами приёмов игры и обеспечивающий надёжность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Техника игры – совокупность приёмов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности с целью достижения выигрыша, победы.

Технику игры составляют приемы и их разновидности. Арсенал и разновидности техники отражают техническое мастерство волей­болиста.

Каждый прием игры представляет собой систему взаимосвязан­ных движений. В приеме игры выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную и заключительную. Подготовительная фаза вклю­чает в себя исходное положение, основной задачей которого является готовность к действию. В этой фазе создаются наилучшие условия для решения смысловой задачи. В основной фазе осуществляется взаимодействие с мячом – отбивание посредством оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата игрока. Оп­тимальная жесткость его обеспечивает, с одной стороны, эффек­тивность, с другой – вариативность движений. В заключительной фазе завершается выполнение технического приема.

Классификация техники игры (рис. 1) в соответствии с распре­делением приемов по целевому признаку включает перемещения, передачи мяча, прием подачи, прием-передачи, подачи, атакующие удары, блокирование. Для игры в нападении служат подачи (ниж­ние прямая и боковая, верхние прямая и боковая, подача в прыж­ке); передачи двумя руками сверху и снизу; нападающие удары пря­мой, с переводом, боковой; стойки и перемещения. Для игры в за­щите служат прием двумя руками снизу и сверху в опорном поло­жении и в падении; блокирование одиночное и групповое; стойки и перемещения. В каждом приеме выделяют разновидности.

Техника игры в нападении

Стойки и перемещения. Стойка представляет собой положение игрока в ожидании выполнения передачи или нападающего удара. Различают высокую и среднюю стойки, отличающиеся по степени сгибания ног. Выделяют также исходные положения – позы игро­ка, удобные для выполнения приема игры после перемещения и стойки. Исходные положения входят в подготовительную фазу приема игры, отличаются от стойки положением рук.

В зависимости от характера технического приема и игровой си­туации волейболист использует различные способы перемещения: ходьба, приставной шаг, двойной шаг, бег, скачок, прыжок.

Передвижения шагом и бегом характеризуются мягкостью (отсут­ствием вертикальных колебаний общего центра масс (ОЦМ)), кото­рая достигается неполным выпрямлением ног в коленных суставах.



Рис. 1. Классификация техники игры в волейбол

Приставные шаги используются для передвижения на неболь­шое расстояние при передаче мяча, летящего в стороне от волей­болиста. Движение всегда начинают ногой, стоящей ближе к нуж­ному направлению, на всю стопу.

В двойном шаге тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впе­реди, затем ногой, стоящей сзади, волейболист делает шаг вперед и перекат с пятки на носок, вслед за чем выставляется вперед нога, стоявшая сзади, создавая стопорящий момент.

Скачок от двойного шага отличается более широким шагом и наличием безопорного положения.

Передача мяча двумя руками сверху. С помощью передачи со­здаются условия для атакующего удара. Различают следующие спо­собы передачи: двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, од­ной рукой в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спи­ну (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется игроками редко.

По направлению (относительно передающего) передачи быва­ют: вперед, над собой, назад.

По длине: длинные – через зону, ко­роткие – из зоны в зону, укороченные в пределах зоны.

По высоте траектории: высокие – более 2 м, средние – до 2 м, низкие –

до 1 м.

Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке – до 0,5 м и уда­ленные от сетки – более 0,5 м.

В технику передачи входят: исходное положение, встречное дви­жение рук к мячу, амортизация и направление мяча – вылет. В ис­ходном положении туловище волейболиста расположено верти­кально, степень сгибания ног зависит от высоты траектории поле­та мяча, стопы параллельны или одна (разноименная сильнейшей руке) несколько впереди. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 2).




Рис. 2. Передача мяча двумя руками сверху

Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при передаче характеризуется амортизацией. При этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указа­тельные являются основной ударной частью, средние в меньшей степени, а безымянные и мизинцы в ос­новном удерживают мяч в боковом на­правлении. Сообщение мячу нового на­правления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движе­нии ног, туловища и рук. При этом ОЦМ тела смещается несколько вверх-вперед и масса тела переносится на носки обеих ног. Руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью вып­рямляются. При передаче в прыжке руки выносятся над головой несколько выше и передача выполняется в высшей точке прыжка за счет активной работы рук. При передаче в прыжке на короткое расстояние после имитации атакующего удара точка встречи рук с мячом повышается еще больше и передача выполня­ется за счет короткого движения кистей. Применяют также переда­чу в прыжке одной рукой.

При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч. При этом кисти тыльной частью располагаются над голо­вой. Передача выпол-няется за счет разгибания рук в локтях и дви­жения туловища назад-вверх с одно-временным прогибанием в груд­ной и поясничной частях позвоночника (рис. 3).

Рис. 3. Передача назад, стоя спиной к цели

Подачи мяча. В современном волейболе используются верхние прямая и боковая подачи с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе обучения волейболу при­меняется нижняя прямая подача.

Нижняя прямая подача (рис. 4). Эффективность нижней пря­мой подачи обусловлена тремя основными факторами: направле­нием замаха – строго назад, высотой подбрасывания – небольшой, и точкой удара по мячу – примерно на уровне пояса.


Рис. 4. Нижняя прямая подача

Верхняя прямая подача (рис. 5). Из положения лицом к сетке игрок подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, вы­полняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.

Рис. 5. Верхняя прямая подача

Верхняя прямая подача имеет два варианта: с вращением мяча – силовая и без вращения – планирующая. Существенными элемен­тами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха. Удар по мячу наносится в центр мяча, движение руки перед ударом притормаживается, а ударное движение должно быть кратковременным, ладонной поверхностью напряженной кисти.

Верхняя боковая подача. В исходном положении игрок распола­гается левым боком к сетке, ноги согнуты в коленях (рис. 6). Мяч подбрасывается до 1 м над плечом левой руки. Правая рука делает замах вниз-назад, опуская плечо вниз, масса тела переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади-вверх, нано­сят удар полунапряженной кистью. При этом масса тела перено­сится на левую ногу, а туловище поворачивается влево, что значи­тельно усиливает ударное движение.



Рис. 6. Верхняя боковая подача

Для верхней боковой подачи без вращения характерны те же изменения элементов техники, что и при верхней прямой.

Подача в прыжке (рис. 7) по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с задней линии, только при подаче в прыжке мяч посылают вперед, соответственно меняется характер заключи­тельного движения кистью. Мяч подбрасывается выше, чем при подаче в опорном положении и вперед-вверх – на расстояние, необ­ходимое для разбега.
Рис. 7. Подача в прыжке

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации