Программа социологического исследования - Проблема снижения интереса к чтению у школьников - файл n1.docx

приобрести
Программа социологического исследования - Проблема снижения интереса к чтению у школьников
скачать (37.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx38kb.19.09.2012 21:20скачать

n1.docx


  1. Методологический раздел:

    1. Обзор литературы по теме исследования

При разработке программы социологического исследования использовалась литература:

  1. Бутенко А.М. Подросток – чтение и использование компьютера // Соц.

исследование. – 2001. - № 12. Автор данного источника поставил задачей своего исследования выявление степени сходства/различия между читателями и пользователями компьютера - подростками.

  1. Статья А.В.Воронцова «Чтение как социальная проблема», в которой

широко рассмотрены аспекты о кризисе чтения, его масштабах, последствиях и причинах, о чтении как социальном явлении, о возрождении чтения.

  1. Чудинова В.П. Читающие дети в мире книжной и «электронной»

культуры // Человек Читающий: Homo legens–2. – М., 2000. – С.55–664. В статье автор раскрывает вопрос о чтении детей и подростков в России на рубеже веков, анализирует чтение детей в сегодняшней России: по результатам исследований социологов РГДБ и материалам региональных и локальных исследований детских библиотек в регионах, а также рассказывает о превалировании делового чтения, гендерных различиях, видеокультуре, интернете и их влиянии на чтение и читателей.


    1. Формулировка проблемы

Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а порой и в отрицательном отношении к урокам чтения. Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо книг: интернет, телевидение, ускорение темпа жизни. Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. Школьники предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры. Ещё одной причиной снижения интереса к чтению у школьников выступает нежелание родителей воспитывать стремление у ребенка к общению с книгой. Сегодня роль семьи в приобщении к чтению невысокая. У самих родителей постепенно снижается интерес к чтению детей, которое родители не считают жизненно важной сферой воспитания.

Активное чтение постоянно теряет свою популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении школьников, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом.

Таким образом, снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной культурной проблемой и в наше время приобретает высокую значимость. Данное исследование и посвящено изучению и анализу этой проблемы.

Отсюда вытекает проблема данного социологического исследования: противоречие между тем, что чтение является элементом развития ребенка и тем, что существует тенденция снижения интереса к чтению у школьников.

    1. Определение объекта исследования

Объектом исследования выступают учащиеся школ с 5 по 11 классы.

    1. Определение предмета исследования

Предметом исследования является снижение интереса к чтению у школьников.

    1. Цель исследования: выявить уровень чтения художественной литературы у школьников.

Задачи исследования:

а) Выяснить отношение учащихся к чтению художественной литературы.

б) Определить роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению

литературы.

в) Выяснить влияние школы на формирование читательского интереса школьников.

    1. Логический анализ основных понятий

а) Интерпретация основных понятий исследования.

Чтение - один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный

как с произношением, так и с пониманием речи.

Экранная культура - вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.).

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей, образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем передачи данных.

Телевидение - организации, занимающиеся производством и распространением телевизионных программ.

Школьник - учащийся школы.

Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Интерес — это осознанная потребность, которая характеризует отношение

людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

Абстрактное мышление - одна из отличительных черт человека, сформированная одновременно с языковыми навыками; оперирование абстракциями.

б) Операционализация основных понятий.

Показатели

Источник информации

Метод сбора информации

Тип шкалы

Социально-демографические характеристики




ШКОЛЬНИКИ





АНКЕТНЫЙ

ОПРОС





номинальная

Уровень чтения

порядковая

Отношение к чтению

номинальная

Интерес к чтению

номинальная

Роль семьи

номинальная

Влияние СМИ и информац. технологий

номинальная

Ускорение темпа жизни

номинальная


в) Факторный анализ объекта исследования

С

О

Ц

И

У

М

Ч

И

Т

А

Т

Е

Л

Ь

Уровень чтения

СМИ, Интернет, телевидение, компьютерные игры


Ш.

Семья:

- социальный уровень

- культурные традиции

Школа:

- педагог

- школьная программа
Доступ к книге

Психологические особенности


    1. Формулировка рабочих гипотез

  1. В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса к

чтению у школьников.

  1. Процесс формирования читательского интереса зависит от того, любят

ли школьники читать, и какие у них предпочтения в области чтения.

  1. Семья является решающим фактором в развитии интереса к чтению у

школьников.

  1. В связи с развитием современных информационных технологий

большинство школьников, которые читают различную литературу, всё меньше и меньше зависят от книг на бумажном носителе.

  1. Если книга будет доступна школьнику, то у него будет проявляться

интерес к чтению.

  1. Чем старше школьник, тем ниже интерес к чтению литературы.

  2. Чем сложнее школьная программа, тем меньше времени у школьников

на чтение книг.



  1. Методический раздел

а) Стратегический план исследования.

Исследование проводится по плану описательного с элементами аналитического. Знание объекта достаточно для выдвижения описательных и объяснительных гипотез. Цель плана - описание качественно – количественных особенностей объекта и наиболее углубленное изучение процессов и явлений.

б) Обоснование выборки единиц наблюдения

Случайная (вероятностная) выборка. В данном исследовании применяется метод гнездовой выборки - единицами отбора выступают группы, которые целиком подвергаются исследованию.

Достоинством гнездовой выборки является организационная простота и удобство опроса респондентов.

в) Обоснование метода сбора данных

В качестве инструментария исследования используется индивидуально-раздаточное анкетирование, предусматривающее личное вручение анкеты респондентам, находящимся в одном месте с просьбой заполнить вопросник и вернуть исследователю. С помощью анкетирования есть предположения получить ответы на такие вопросы, как: отношение учащихся к чтению, влияние семьи и школы в развитии интереса к чтению у школьников.

г) Обоснование методов обработки данных

Для обработки данных применяется качественный метод, предполагающий сортировку собранных анкет, выбор только правильно и точно заполненных анкет, «закрытие» открытых вопросов. Следующий шаг предполагает техническую обработку анкет, это определение средне - арифметических и процентных показателей, создание группировок, определение модальных значений по каждому из вопросов, составление таблицы и занесение данных на носитель.

  1. Итоговый раздел

а) Описание предполагаемых результатов

В последние годы наблюдается резкое снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка. Но сегодня новые технологии всё активнее вторгаются во все сферы жизни человека, влияя на формы общения библиотеки и читателя, книги и читателя. Дети и подростки наиболее восприимчивы к новым технологиям. С одной стороны, именно они - наиболее увлеченные пользователи, а нередко и программисты, поражающие взрослых своей хваткой и сообразительностью. С другой - в последние два десятилетия учителя, библиотекари, родители выражают опасения по поводу того, что дети читают все меньше, что печать проигрывает соревнование за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному.

Полагаю, что основным путем по повышению интереса к чтению у школьников выступает, прежде всего, воспитание интереса к книге в семье и школе. Именно семья и школа должны вместе решать эту проблему, так как воспитание высоконравственной личности – важнейшая задача семьи, социума. Школе необходимо продолжать и расширять работу по привлечению школьников к чтению. Семья должна быть читающей, быть примером для ребенка в общении с книгой и тесно сотрудничать со школой. Результаты проведенного исследования дают представление о том, что мотивация школьников к литературе и чтению невысокая. Чтению книги учащиеся предпочитают компьютерные игры, просмотр телевизионных передач, прогулки с друзьями. Наблюдается, что чем старше школьник, тем ниже интерес к чтению книг.

б) Форма предоставления результатов

Результаты исследования предоставляются в форме отчета, который включает в себя титульный лист, список исполнителей, сокращенный реферат о содержании отчета, оглавление, нормативные ссылки, определения и обозначения, введение, которое содержит в себе актуальность, цель и задачи, далее основную часть, заключение, список источников и приложения.

Уважаемый участник, Вам предлагается принять участие в исследовании, проводимом студенткой кафедры социальных наук ДВФУ. Это исследование анонимное, Вам не нужно подписывать анкету и Ваши результаты будут использованы в обобщенном виде. Прошу отнестись к анкете серьезно, от Ваших ответов зависит результат моего исследования.

Инструкция: для ответа на вопрос нужно обвести один из вариантов ответов, который Вам наиболее подходит.

АНКЕТА

  1. Любите ли Вы читать?

а) да

б) нет

  1. Можно ли сказать, что чтение является одним из Ваших любимых занятий?

а) да

б) нет

  1. Как часто Вы читаете?

а) регулярно

б) от случая к случаю (когда задают в школе)

в) очень редко

  1. Вы читаете:

а) для досуга и для школы

б) только для досуга

в) только для школы

г) только в силу необходимости

д) не читаю вообще (перейдите к вопросу №11)



  1. Что Вы предпочитаете читать? (укажите не более двух вариантов ответа)

а) книги

б) газеты

в) журналы

г) комиксы

  1. Книги какого жанра Вы предпочитаете? (укажите не более трех вариантов ответа)

а) сказки

б) поэзию

в) фантастику

г) приключения

д) детективы

е) историческую литературу

ж) научно-популярную литературу

з) другое ______________________

  1. Назовите Вашу любимую книгу_____________________



  1. Укажите название последней прочитанной Вами книги_____________



  1. Как часто вы посещаете библиотеку?

а) каждую неделю

б) по мере необходимости

в) редко

  1. Кто советует прочитать тебе ту или иную книгу?

а) родители

б) друзья, одноклассники

в) учитель

г) рекомендации в интернете

д) выбираю самостоятельно

  1. Отметьте, чем Вы занимаетесь в свободное время? (0-не занимаюсь вообще; 5-чаще всего)




0

1

2

3

4

5

Играю на компьютере



















Гуляю с друзьями



















Читаю книги



















Сижу в интернете



















Помогаю родителям по дому
















  1. Любят ли в вашей семье читать?

а) да

б) нет

  1. Есть ли у Вас домашняя библиотека?

а) да

б) нет

  1. Посещают ли члены вашей семьи библиотеки?

а) да

б) нет

  1. Проводились ли в вашей школе (классе) мероприятия (конкурсы,

викторины, олимпиады), связанные с чтением, литературой, творчеством писателей? (например «День книги»).

а) да (укажите какие)____________________________

б) нет

в) не знаю

  1. Нравятся ли Вам уроки литературы в школе?

а) да

б) нет, почему _____________________________

  1. Укажите Ваш пол

а) женский

б) мужской

  1. Укажите Ваш возраст__________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации