Контрольная работа - Методология и методика контент-анализа - файл n1.doc

Контрольная работа - Методология и методика контент-анализа
скачать (111 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc111kb.30.05.2012 10:43скачать

n1.doc


Содержание


Введение …………………………………………………………….2
1.Этапы контент-анализа………………………………………....4
1.2 Назначение и возможности методики «контент-анализ»…7
2.Объекты контент-анализа………………………………………8
3. Единица, категория анализа и единица счета………………..8
Заключение ………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………13

Введение

Контент-анализ — описание метода


Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение». Наконец, необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаше всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12—16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200—600 текстов.

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,



где f — число положительных оценок; n  — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,



Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа.

1. Этапы контент-анализа

На первом этапе кроме определения темы текста (с помощью модуля "автоматическая категоризация") следует определить её действующих лиц и их отношение к теме. Возможны следующие варианты определения действующих лиц: по критерию "Центр внимания" с категориями "Я"-"Ты-Вы"-"Он-Она-Оно" и оценочная категория "Свой-Чужой". Т.е. действующим лицом текста может является "Я" (автора или того, от лица которого ведется текст), "Ты-Вы" (чаще тексты, имеющие целью мотивировать адресата сообщения на какие-либо действия или дающие оценку таким действия) и "Он-Она-Оно" (чаще описательные тексты о деятельности третьих лиц по отношению к автору и адресату). Таким образом, на первом этапе будут выделены действующие лица и оценка их деятельности в рамках темы.

На втором этапе определяется выраженность "потребности" в тексте и связь категории с темой текста и действующими лицами. Следует различать "внутреннюю" и "внешнюю" потребность, т.е. формулирование побуждений как принадлежность непосредственно действующим лицам (собственно "хотеть") или побуждения как результат чужих желаний или обязательств перед другими лицами ("долг", "обязательство").

На третьем этапе определяется структура "валентности" и её связь с темой. При выраженной связи с "положительной" валентностью тема текста считается реализуемой (достижимой), при выраженной "отрицательной" валентности можно говорить о фрустрирующем значении темы для действующих лиц.

На четвертом этапе определяется структура мотивов и инструментальной деятельности, связанной с темой. В структуре мотивов выделяются физиологические мотивы, мотивы достижения, власти и аффиляции, а инструментальная деятельность подразделяется на группу 'физических действий', включающая "манипуляцию", "движение" и "перемещение".

Физические действия происходят в определенном образе организованном "пространстве" (манипуляция) и имеют определенное "направление" (движение и перемещение) и временную привязку и протяженность.


Группа категорий 'информационных действий' тесно связана с категориями репрезентативных систем (каналов восприятия): "чувственный канал", "зрительный канал" и "слуховой канал" и "рациональный канал". Современные языки имеют, как правило, слова, описывающие восприятие, обработку, трансляцию и ретрансляцию в различных репрезентативных системах (каналах восприятия), что дает дополнительные возможности для решения практических задач, описанных в разделе "Интерпретация".

Пятый этап контент-анализа включает поиск и оценку связей темы и действующих лиц с различными категориями ментальных операций, в том числе:


Использование тех или иных ментальных операций является операциями мышления и/или риторическими приемами. Использование этой информации обсуждается в разделе "Интерпретация".

На шестом этапе определяются эмоциональные оценки темы и действующих лиц.

Оканчивается процедура контент-анализа определением выраженности всех категорий во всем тексте.

 Интерпретация результатов

Интерпретация результатов контент-анализа выполняет следующую основную задачу:

Описание "ментальной карты" текста в целом, "карт" тем и действующих лиц, т.е. выявление наиболее значимых "семантических примитивов" (категорий), которые были использованы для описания.

ВААЛ полностью автоматизирует выполнение этой задачи, т.е. описывает "ментальную карту" как текста в целом, так и "карты" отдельных тем и действующих лиц. Относиться к результатам такого анализа необходимо "as is". Их самостоятельное описание представляет интерес при анализе художественной литературы, позволяет сравнивать субъективной картину мира различных авторов, "портреты" героев и т.д. на основе одних и тех же критериев с учетом лексических эквивалентов.

Психологическое содержание категорий см. соответствующие разделы.

Оценка использования тех или иных категорий в тексте обычно связано с четырьмя задачами:

Эти задачи обычно имеются при интерпретации текстов массовой коммуникации.

Определение искренности автора, т.е. соответствие теккста заявляемым или приписываемым задачам

Оценка искренности автора (семантический примитив "ИСТИНА") начинается со сравнения связей темы и действующих лиц с категориями и выраженностью категорий во всем тексте (кроме категорий мотивов). Расхождения между "фигурой" (т.е. темой, действующими лицами) и "фоном" являются первым признаков не-искренности автора текста. Также маркерами неискренности является высокая выраженность следующих категорий:

Соответствие текста заявляемым задачам коммуникации


Соответствие текста заявляемым задачам коммуникации определяется соответствия связей темы текста с категориями мотивов (физиологических, достижения, власти или аффилиации) и выраженностью и структурой мотивационных слов во всем тексте. В общем виде, мотивационная структура текста в целом должна соответствовать мотивационной структуре темы. В противном случае возникающий мотивационный конфликт не позволит выделить адресату сообщения из текста способы достижения цели и задача коммуникации не будет выполнена.

Коммуникативная эффективность текста


Коммуникативная эффективность текста, т.е. влияние текста на последующее поведение человека в соответствии с целями текста, определяется значениями следующих категорий:

Высокие значения категорий:

  1. Архетипичность

  2. Жизнь

  3. Сумма зрительного, чувственного и слухового каналов восприятия

  4. Суммарная мотивация

  5. Внутренняя потребность

  6. Положительная валентность

  7. Ориентация вперед

Низкие значения категорий:

  1. Смерть

  2. Внешняя потребность

  3. Отрицательная валентность

  4. Нет

  5. Отрицание

Взаимоотношения категорий:

  1. Доминирование "движения к" относительно "движению от"

  2. Содержательно более положительные оценки темы текста по лексико-эмоциональным шкалам по сравнению с общим фоном текста.

Эмоциональная эффективность текста


Эмоциональная эффективность текста, т.е. наличие эмоциональных реакций при восприятии, определяется выраженностью следующих категорий:

  1. Архетипичность

  2. Архетипичность

  3. Мужская символика (только для женщин)

  4. Жизнь

  5. Смерть

  6. Позитив

  7. Негатив

  8. Сумма зрительного, чувственного и слухового каналов восприятия

  9. Суммарная валентность

  10. Суммарная потребность

  11. Суммарная мотивация

1.2 Назначение и возможности методики «контент-анализ»


В каких случаях используют контент-анализ?

Контент-анализ позволяет решать следующие задачи:

Контент-анализ может использоваться как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.

2. Объекты контент-анализа


Какие объекты изучает контент-анализ?

Объектами контент-анализа выступает содержание газет, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных документов, социальных интервью, ответов на открытые вопросы анкет и др. Контент-анализ базируется на том, что в документах выделяются и затем анализируются легко подсчитываемые смысловые единицы:

3.Единица контент-анализа

- устойчиво повторяющаяся смысловая единица текста, относительно которой:
- выявляются статистические и структурные связи с другими единицами;
+ определяются иные количественные или качественные характеристиками.


Категории анализа могут быть подразделены (классифицированы) на три типа: по степени их конструктивизации, по характеру их связи с элементами содержания и по "междисциплинарности". Степень конструктивизации характеризуется абстрактностью категории. Эксплицитные категории в этом плане  являются наименее абстрактными, их конструирование часто заключается в простом копировании наиболее значимых признаков содержания текста. Смысл второго из указанных оснований классификации типов категорий анализа состоит в возможности соотнесения категории и содержания текста. Чем менее абстрактна категория, тем легче задать ее поисковый образ.  В простейшем случае образ сводится к перечислению определенного списка слов. Под "междисциплинарностью"  имеется в виду связь категорий анализа с различн. научн. дисциплинами. Стандартизация параметров и категорий анализа обеспечивает сравнимость рез-тов, получаемых различн. исследователями, и накопление знаний о различн. объектах исследования. Основными причинами, препятствующими прогрессу  в стандартизации, являются: отсутствие специальных социологич. теорий, связанных с созданием, распространением и потреблением  текстов различн. характера и типа (напр., текстов средств массовой информации и пропаганды и др.), недостаточно четкая экспликация параметров и категорий в различн. исследованиях, эмпиричность значительной части категорий. В России плодотворная работа  в области стандартизации параметров и категорий анализа осуществлена в рамках проекта  "Обществ. мнение"  под руководством  Б. А. Грушина. Особенность этой работы состоит в том, что часть параметров, разработанных в связи с анализом содержания текстов средств массовой информации и пропаганды, инвариантна различн. типам получения информации. В частности, ряд параметров позволяет не только анализировать поведение  коммуникатора, но также получать данные  о структурных элементах обществ. системы. Эти параметры ориентированы на деятельност-ный подход  к изучаемым объектам. Они позволяют зафиксировать ряд элементов действительности, в т. ч. и соц. структуры, к-рые непосредственно связаны с деятельностью  коммуникатора: сфера обществ. жизни, локальность сферы обществ. жизни, профессия  субъектов соц. деятельности, герои содержания, характеризуемые набором признаков (пол, возраст, образование  и др.). Все указанные параметры анализа непосредственно связаны с жизнью  об-ва. Их представление в содержании текстов средств массовой информации и пропаганды связано с выполнением последними своих важнейших функций. Вместе с тем эти параметры служат основой категоризации элементов действительности, производимой журналистами при создании текстов, и, следовательно, являются параметрами поведения коммуникаторов. Другая часть параметров, использованных в проекте, может быть рассмотрена в качестве стандартных (при использовании их совместно с указанными) при изучении поведения коммуникатора: хронология событий, освещаемых в тексте, оперативность и степень новизны информации, тип отношения авторов к освещаемым событиям.

  1. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ.


ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ - элементы  логич. модели предмета контент-анлиза (см.). Содержание текста  может быть измерено при помощи двух типов измерения (мер): единиц протяженности и единицы частоты. Единицы протяженности характеризуют содержание в целом, без учета его деления на элементы. В качестве таких единиц чаще всего используются квадратный сантиметр (дюйм), стандартные строки верстки, минута (час) эфирного времени. Использование таких единиц позволяет достаточно точно определить объем внимания коммуникатора  к различн. категориям  анализа. В силу своей объектности указанные единицы пригодны для измерения только тех свойств коммуникатора, к-рые непосредственно выражаются в его тексте. Единица частоты позволяет измерять поведение  и на уровне содержания текста (в частности, измерять структуру тематич. содержания текста). Если мера протяженности представлена достаточно большим видом единиц измерения, то мера частоты представлена единственной единицей измерения - единичным присутствием элемента содержания. Применительно к тексту приведенные единицы исчерпывают арсенал единиц измерения, поскольку текст и его содержание характеризуются только двумя свойствами, к-рые могут быть измерены: протяженностью и дискретностью структуры этой протяженности. Поэтому выделение большого числа типов единиц измерения (мер) является признаком нестрогости или эклектизма.  Все единицы анализа  в зависимости от характера их связи с единицами измерения можно разбить на два типа: частотные и частотно-протяженные. К частотным в качестве меры приложима только единица частоты (напр., к ним относятся слово, суждение); к частотно-протяженным - оба типа единиц измерения (напр., сообщение) . В том случае, когда возможно использование обоих типов единиц измерения, встает проблема  оптимальности выбора, сущность к-рой состоит в том, чтобы ответить на вопрос: "Выражается ли данный признак наиболее адекватно при помощи протяженности или при помощи частоты?". Ответ на такой вопрос не является тривиальным и требует проведения специальных исследований. В принципе  можно предположить, что число типов единиц анализа  велико. Можно считать, что каждая из единиц содержания текста может быть потенциально единицей анализа. Введение новых единиц анализа определяется соответствующими теоретич. предпосылками. Поскольку запас языковых единиц содержания (как типов) ограничен, то и число единиц анализа, рекрутируемых из этой сферы, невелико. Значительный по объему источник потенциальных единиц анализа представляют тематич. элементы содержания текста.

Единицы анализа могут быть классифицированы по следующим трем основаниям:

1.языковые-тематич.,

2. объектные-необъектные,

3. коммуникационные-структурные.

Как правило,  языковые единицы (элементы структуры языка)  крайне редко используются в качестве единиц анализа в социологических исследованиях. Тематические единицы (элементы структуры содержания текста) в настоящее время  занимают все большее место в контент-аналитич. исследованиях (напр., тема сообщения, герой, ситуация). Те единицы анализа, которые непосредственно представлены в тексте, являются объектными. К ним относятся единицы протяженности (сообщение, рубрика, слово, предложение).

К необъектным единицам относятся все тематические единицы. Противопоставление коммуникационных единиц структурным связано с онтологическим статусом единиц анализа. Естественно, что все языковые единицы обладают этим статусом (т. е. используются и при создании текста, и при его потреблении). Таким статусом обладают и некоторые тематич. единицы (напр., тема сообщения). Наиболее часто используются следующие единицы анализа. Слово (словосочетание) - наименьшая единица анализа (из языковых), приемлемая в социологич. исследовании; используется в анализе политич. языка, исследовании стиля сообщений. Сообщение - одна из наиболее часто используемых единиц анализа. Характеризуется целостностью. Размер и структура  сообщений зависят от типа коммуникации. Выделение сообщения в структуре текста обычно не требует к.-л. специальных инструкций. Герой (характер) - определенный тип деятеля, обладающего четко выраженными соц. чертами. Наиболее часто эта единица используется при анализе небольших произведений литературы (рассказ, очерк). Примером этой единицы является герой информации, выделяемый в содержании на основе рода его занятий. Тема - очень широко применяемая и очень плохо разработанная единица анализа. В амер. литературе термины  "суждение" и "тема" употребляются как синонимы, причем чаще всего тема определяется через понятие  суждения. Понятие темы используется в таких случаях в категориальном значении, т. е. говорится скорее о тематич. признаке, чем о единице анализа, ибо темы могут выделяться и в целых сообщениях, и в их частях различн. объема (абзацах, предложениях). Тема может быть выражена не только суждением, но и словом, и словосочетанием (напр., наименование рубрики в газете). Суждение - наиболее мощная и сложная в использовании единица анализа. В качестве его определения может быть принято определение  суждения в логике с учетом двух особенностей использования этой единицы в контент-анализе.  Во-первых, суждение обладает высокой степенью конструктивности и поэтому, вероятно, не является коммуникационной единицей. Во-вторых, структура суждения как единицы анализа обычно является более расчлененной и сложной, чем в логике. Чаще всего она состоит более чем из трех элементов (субъекта, предиката и связки). В общем виде структура суждения может быть представлена в фасетной форме, т. е. в виде ряда ячеек, в к-рых расположены однотипные элементы. Такое представление означает, что при конкретном наполнении такая структура порождает огромное число типов суждений (напр., при шести фасетах и числе элементов в каждом из них от 5 до 10 общее число типов суждений может достигать нескольких миллионов). Практически в исследуемых текстах на один тип суждения в среднем приходится 1-2 упоминания, следовательно, значительное число типов суждений вообще не встречается в содержании текста. Поэтому чаще всего информация  анализируется не в виде суждений в целом, а в виде отдельных фасетов, т. е. единицей анализа практически является элемент суждений. При использовании ЭВМ можно выделить эмпирически наиболее значимые в статистич. отношении типы суждений и вести их анализ. Возможно также и такое решение:  определить уровень отождествления суждений (напр., на основе их модальности), и различать суждения согласно этому уровню; при этом число типов суждений уменьшается до приемлемой величины (5-10 типов). Суждение является гибкой единицей анализа, может быть использовано для относительно небольших частей содержания текста. Ситуация - это единица, к-рая имеет целью  представить содержание текста в виде структуры, отражающей фрагменты действительности. Фрагменты могут быть представлены не только в виде действующего лица, но и в виде мотивов, средств, целей деятельности. В состав структуры ситуации могут входить следующие элементы: субъект деятельности, локальность субъекта (сфера соц. жизни и т. п.), характер представления субъекта коммуникатором, знак  отношения коммуникатора к субъекту, интересы  субъекта, его цели, мотивы  действий и т. п. Близкой по замыслу к ситуации является такая единица анализа, как единица действия, к-рая может быть использована как элемент ситуации. Классич. примером такой единицы является функция  действующих лиц волшебных сказок, разработанная В.Я.Проппом. В большинстве контент-аналитич. исследований используется несколько единиц анализа. Это связано с кодировочной операцией в контент-анализе, где необходимо взаимодействие  единиц анализа. Указанное взаимодействие может быть рассмотрено в связи с двумя процессами, во многом обеспечивающими получение аналитич. информации (т. е. информации о предмете исследования, получаемой в соответствии с задачами исследования): процессом кодирования и процессом структурирования закодированного материала. В процессе  кодирования выделяются два аспекта: разбиение содержания текста на единицы (юнитизация) и их классифицирование по категориям анализа. В рамках разбиения содержания текста выделяются единицы: выборочн., наблюдения, фиксирующая, кодировочная контекста.  Эти пять типов единиц представляют наиболее общий случай.  В отдельных исследованиях число единиц может быть меньшим. Границы между типами единиц являются достаточно подвижными, т. е. возможен переход конкретных единиц из типа в тип. Выборочн. единица определяет объем исследуемого текста. Чаще для этого используется макросообщение (номер газеты, день вещания или программа  вещания). Однако можно представить себе иерархич. структуру выборки, в к-рой в роли единиц последовательно выступают, напр., номер газеты, материал, суждение. Единицей наблюдения, т. е. единицей, в рамках к-рой производится семантич. анализ содержания текста с целью кодирования, обычно является сообщение (напр., статья, очерк и т. а). При иерархич. структуре выборки в роли единицы наблюдения могут выступать и части сообщения. Фиксирующая единица - это та часть содержания текста, в пределах к-рой происходит фиксация категорий анализа. Смысл введения этой единицы определяется спецификой частотного измерения (основанного на использовании единицы частоты). В границах  фиксирующей единицы появление категории  фиксируется только один раз. Выбор этой единицы сказывается на рез-тах анализа. Поэтому важно определение относительной протяженности единицы фиксирований. Пока часто используется механич. разбиение текста на фиксирующие единицы (напр., 50, 100, 150 строк). Однако следует признать, что механич. разбиение не является обоснованным и очень плохо связано с тематич. структурой содержания. По-видимому, объем указанной единицы должен определяться характером коммуникационного процесса. Кодировочная единица обеспечивает фиксирование категорий анализа и тем самым измерение  интенсивности появления признаков объекта  исследования. В качестве кодировочных обычно выступают такие единицы, как слово, тема, сообщение, суждение, ситуация, действие.  Кодировоч. единица зависит от единицы контекста - части содержания текста, знание  к-рой позволяет произвести классифицирование единицы содержания, релевантной принятой кодировочной единице, и соответствующую категорию анализа. Естественной единицей контекста выступает сообщение. (В этом случае может совпадать с единицей наблюдения; однако факт  совпадения на означает, что не нужно функциональное разграничение этих типов жизнь  ниц. ведь эти единицы выполняют различ. функции) Возможно использование меньших и больших, чем сообщение, единиц контекста (напр., абзаца, страницы). При использовании для измерения единиц протяженности фиксирующая единица сливается с кодировочной. В этом случае процесс кодирования осложняется необходимостью измерения протяженности единиц содержания, релевантных кодировочной единице. Основание классификации связано с выделением единицы анализа, при помощи к-рой производится структурирование закодированного материала, т. е. представление структуры ана-литич. информации. Здесь выделяются единицы классификации и единицы структурирования. В роли первых выступают единицы, используемые в качестве кодировочных. Единицы структурирования - это единицы, в терминах к-рых ведется анализ. Выбор единицы структурирования обосновывается целями исследования и часто существенно влияет на выводы аналитика. Существует еще одна возможность взаимодействия единиц, к-рая связана со стадиями анализа. Поскольку большая по объему единица анализа может быть охарактеризована при помощи меньших, то при использовании в качестве кодировочных наименьших (из приемлемых для проводимого исследования) единиц мы сохраняем возможность использовать закодированный материал для целей интегрирования на уровне единиц анализа. Так, возможен переход от слов и суждений к сообщениям. Конечно, возможность такого перехода определяется категориальной системой предмета исследования (т. к. иногда единицы анализа определенного объема могут быть нерелевантными принятым в исследовании категориям анализа). Наиболее оптимальным является вариант одновременного интегрирования категорий и единиц анализа. Он дает возможность измерения в одном исследовании различн. уровней содержания текста.

Список литературы



1. Большой психологический словарь. Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва, 2004.


2. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. М., 1973;


3. Методы анализа документов в социологических исследованиях. М , 1985;
4.Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973


5.Мангейм Дж., Б. Рич Р.К. [и др.]. Политология: методы исследования. М., 1997


6.Дука А.В. Политический дискурс оппозиции в современной России. – Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, т. 1


7.Серио П. Русский язык и анализ советского политического дискурса: анализ номинаций. – Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. М., 1999


8.Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2000




Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации