Князева И.В. Антимонопольная политика государства - файл n1.docx

приобрести
Князева И.В. Антимонопольная политика государства
скачать (664.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx665kb.19.09.2012 18:25скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы»

И. В. Князева

Антимонопольная политика государства

Учебное пособие

для студентов всех форм обучения по специальности 080504.65 — Государственное и муниципальное управление специализации «Антимонопольная политика государства»

Новосибирск 2010

ББК 65.290.32я73 К 546

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС

Рецензенты:

Г. П. Литвинцева — доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории Новосибирского государственного технического университета;

С. Н. Чирихин — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Сибирской академии государственной службы, начальник отдела товарных и финансовых рынков Управления ФАС России по Новосибирской области

Князева, И. В.

К 546 Антимонопольная политика государства : учеб. пособие / И. В. Князева ; СибАГС.— Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2010.— 232 с.

Учебное пособие разработано для методического обеспечения дисциплины регионального (вузовского) компонента специализации «Антимонопольная политика государства». В нем отражены теоретические вопросы функционирования монопольных и конкурентных рынков, оценки состояния конкурентной среды и экономической концентрации на товарных рынках, методы проведения антимонопольной политики в различных странах, эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение. Особое внимание уделено нормативным положениям, изложенным в законе «О защите конкуренции»: предотвращение антиконкурентных действий со стороны органов власти и управления, антиконкурентных соглашений, фактов недобросовестной конкуренции; злоупотребление доминирующим положением.

Предназначено для студентов всех форм обучения по специальности 080504.65 — Государственное и муниципальное управление, а также может быть рекомендовано слушателям курсов переподготовки.

ББК 65.290.32я73 © СибАГС, 2010

Оглавление

Антимонопольная политика государства 1

Оглавление 3

Предисловие 4

1. Методологические аспекты функционирования монопольных и конкурентных рынков 7

1.1. Понятие конкуренции и эффективность функционирования конкурентных рынков 8

1.2. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. Виды монополий. Естественные монополии 12

1.3. Характеристика и теория функционирования конкурентных и неконкурентных рынков 21

1.4. Методические основы анализа конкурентной среды и концентрации на товарных рынках 35

2. Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах 139

2.1. Этапы развития антимонопольного законодательства в зарубежных странах 140

2.2. Американская модель государственного регулирования конкуренции на рынке 149

2.3. Европейская модель регулирования конкурентных отношений 152

2.4. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ 157

3. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Антимонопольные органы 159

3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 159

3.2. Основные направления развития антимонопольной политики в период реформирования экономики 164

3.3. Антимонопольные органы России. Этапы развития, функции и задачи 173

4. Виды деятельности, направленные на ограничение конкуренции 183

4.1. Монополистическая деятельность и экономико-правовая характеристика категории «доминирующее положение» 183

4.2. Виды злоупотреблений доминирующим положением в России 191

4.3. Виды горизонтальных и вертикальных соглашений 204

4.4. Практика контроля и антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений в России 212

5.1. Формы недобросовестной конкуренции как объект ограничительной деловой практики 230

5.2. Недобросовестная реклама как инструмент недобросовестной конкуренции. Практика антимонопольного контроля 240

Выводы 242

6. Антимонопольный контроль за процессами концентрации на товарных рынках 244

6.2. Основные положения антимонопольного законодательства в области контроля за процессами концентрации 252

6.3. Анализ процессов концентрации в экономике России и практика антимонопольного контроля 263

7.1. Институциональные основы, предупреждающие антиконкурентные действия органов власти 270

7.2. Результаты деятельности антимонопольных органов по пресечению антиконкуретных актов и действий органов власти 281

7.3. Антимонопольный контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи 292

8.1. Основания для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и порядок их рассмотрения 299

8.2. Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства 305




Предисловие

Антимонопольная политика является одной из основных проблем, требующих скорейшего разрешения.

Цель государственной антимонопольной политики — демонополизация экономики, развитие конкуренции и повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев неоднократно в выступлениях отмечал, что формирование основ защиты конкуренции — стратегическая задача всех органов исполнительной власти. Формирование эффективной антимонопольной политики невозможно, если она не является политикой правительства.

Глобализация мировых экономических процессов, активно влияющих на формирование национальных экономик, оказывает давление на разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции. Цели государственного и антимонопольного регулирования в этих условиях заключаются, с одной стороны, в недопущении злоупотреблений доминирующим положением, ограничивающим конкуренцию, экономическую концентрацию рынков и предотвращении согласованных антиконкурентных действий, ориентированных на вытеснение конкурентов; с другой — в создании условий для эффективного развития отечественных производителей, направленных на повышение их конкурентоспособности на региональных и мировых рынках.

Значимость благоприятной конкурентной среды как фактора развития российского предпринимательства высоко оценивается самим предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения»1.

Стратегические задачи проведения конкурентной политики в России на современном этапе сформулированы в 2008 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным:

«Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений...

Для достижения этих целей каждый институт государственной власти должен создавать условия органичного развития конкурентной среды, эффективного функционирования бизнеса, а антимонопольный орган в рамках своей компетенции — решать задачи контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции, контроля за экономической концентрацией, антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии, контроля в сфере размещения государственных заказов, оценки контроля за развитием конкуренции в стратегических отраслях и др.

Защита конкуренции как основного механизма рыночной экономики обеспечивает достижение всех социально-экономических целей общества, включая изменение институциональной среды экономики страны, повышение эффективности распределения и перераспределения ограниченных ресурсов, создание условий для стабильности потребительского рынка, стимулов экономическому агенту для инновационного развития и лучшего использования ресурсов, установление политики формирования цен, близких к предельным затратам, формирование новых эксплуатационных и потребительских характеристик продукции, в том числе расширение ассортиментного многообразия и создание в целом условий для максимального благосостояния общества1.

Активная конкурентная политика предполагает формирование культуры конкуренции среди всех институтов общества, большей осведомленности агентов рынка об основных направлениях антимонопольной политики и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Следовательно, необходимы новые подходы в профессиональной подготовке государственных и муниципальных служащих, менеджеров, экономистов и юристов.

Сложные управленческие, экономические и правовые ситуации требуют от представителей органов власти и менеджмента предприятий умения быстро ориентироваться в условиях конкурентного рынка, анализировать весь комплекс факторов, прогнозировать их изменения, готовить и принимать обоснованные решения, которые приводят к улучшению конечного результата и предотвращают нежелательные последствия. Для управления этими процессами возникает необходимость углубленного изучения, а затем использования в управленческой и предпринимательской деятельности знаний о государственной антимонопольной и конкурентной политике, направленной:

Основная цель данного учебного пособия — создание информационно-образовательной основы для защиты и пропаганды конкуренции.

Исходя из цели основная задача пособия заключается в формировании у студентов и слушателей знаний и умений, которые помогут в отстаивании своих экономических и правовых интересов в условиях конкурентного рынка и соблюдении на нем принципов добропорядочности и справедливости при выполнении профессиональной деятельности.

В пособии представлены теоретические вопросы функционирования монопольных и конкурентных рынков, оценки состояния конкурентной среды и экономической концентрации на товарных рынках, методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах, генетические истоки монополизма в экономике России и эволюция антимонопольного законодательства в стране и организаций, контролирующих его исполнение. Особое внимание уделено нормативным положениям, изложенным в законодательстве о защите конкуренции.

Кроме того, темы пособия включают понятия, ключевые слова, оформленные жирным курсивом; примеры, выделенные пиктограммой (0); выводы, контрольные вопросы, задания и библиографический список. В конце пособия представлен словарь терминов.

1. Методологические аспекты функционирования монопольных и конкурентных рынков

Там, где нет конкуренции, там нет предмета для экономического анализа.

Дж. Ст. Миллъ Монополия — лицензия на дрему.

П. Кларк

План

  1. Понятие конкуренции и эффективность функционирования конкурентных рынков.

  2. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. Виды монополий. Естественные монополии.

  3. Характеристика и теория функционирования конкурентных и неконкурентных рынков.

  4. Методические основы анализа конкурентной среды и концентрации на товарных рынках.

1.1. Понятие конкуренции и эффективность функционирования конкурентных рынков

В экономической литературе второй половины XX в., посвященной проблемам исследования монопольных и конкурентных рынков, представлено многообразие понятия «конкуренция».

Выделяют несколько концепций к определению содержания этого понятия.

В первой концепции внимание акцентируется на поведении продавцов (покупателей); во второй — структуре рынка и наличии барьеров; в третьей — отношении к научно-техническому прогрессу; в четвертой — распределении ограниченных ресурсов; в пятой концепции — отношении к потребителю [3].

Преимущественное положение в литературе занимают определения, касающиеся поведения субъектов рынка.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона конкуренция рассматривается как соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся

вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы.

Классическая политическая экономия рассматривает конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Так, А. Смит доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала. Он также определил пять основных условии функционирования конкуренции:

Конкуренция должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность. Исходя из этого А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, представляет собой совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Эта тенденция на рынке будет настолько длинной, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли, где могут быть получены более высокие прибыли.

Следовательно, конкуренция — это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества.

В начале XX в. изменились многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Основной критике подверглась модель совершенной конкуренции за чрезмерное внимание только одному ее виду — ценовой конкуренции и за невозможность раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также игнорирование роли научно-технологических инноваций и воздействие государства на развитие и поддержку конкуренции.

Э. Чемберлин доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. Впервые монополия и конкуренция рассматриваются не как антитезы, так как ни одна из них не исключает другую, и поэтому введено понятие «монополистическая конкуренция» [12].

Американские ученые А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд в книге «Стратегический менеджмент» представляют конкуренцию как «динамический, постоянно изменяющийся процесс, сопровождающийся новыми наступательными и оборонительными действиями компаний и переносом акцента с одних видов конкурентной борьбы на другие» [10].

В России действующий федеральный закон «О защите конкуренции» [1] определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С середины 50-х гг. XX в. активное внимание при характеристике сущности конкурентных рынков стало уделяться одному из его признаков — структуре.

М. Портер, исследуя теорию конкурентоспособности, ведущее место отводит не столько структуре рынка и уровню развития конкурентных отношений, сколько степени его адаптации к технологическим изменениям. «Конкуренция — динамичный и развивающийся процесс. Традиционные теории были, по существу, статичными, сосредоточенными на преимуществах на основе факторов или эффекта масштаба. Однако в конкуренции нет равновесия, и она зависит от того, как рынок и общество воспринимают достижения научно-технического прогресса» [9].Понимание того, что ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения функционирования систем как на монопольных, так и на конкурентных рынках, привело к тому, что в 70-е гг. в основе концептуальных подходов к понятию сущности конкуренции стала рассматриваться проблема поведения в мире ограниченных производственных ресурсов и борьбы за их эффективное использование [3].

В условиях значительного опережения возможностей производства над спросом у производителей или продавцов не оказалось иного метода борьбы за свои конкурентные преимущества, как принятие концепции маркетинга. Ф. Котлер рассматривает конкуренцию как поведение компаний, направленное на борьбу за деньги потребителей и их максимальное удовлетворение1. Концентрация усилий продавца на конкретном рынке или группе потребителей обеспечивает наибольший оборот и долю рынка. Одновременно все большее значение приобретает изучение потребительского поведения и борьбы за его удовлетворение. Конкурентным является такой рынок, где контролируются интересы потребителей, а фирмы ведут борьбу за ограниченный объем их платежеспособного спроса.

Хотя конкурентные условия на различных отраслевых рынках никогда не бывают одинаковыми, процессы соперничества на них аналогичны, что позволяет рассматривать их через методологическую призму взаимодействия целого ряда сил (факторов). М. Портер [9] выделяет пять конкурентных сил, результатом действия которых и является состояние конкуренции в отрасли:

Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов к оценке конкуренции в анализе участвуют как чисто экономические, так и психологические факторы поведения потребителей, определяющие силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке.

Конкуренция, имеющая разнообразный спектр взаимоотношений субъектов рынка, усиливается в противовес монополистическим целям как компаний-конкурентов, так и контрагентов-поставщиков и потребителей продукции.

К факторам, усиливающим конкурентное поведение, относятся:

В заключение параграфа отметим, что конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

1.2. Модель монополии и методы достижения монопольного положения. Виды монополий. Естественные монополии

Противоположностью конкуренции является монополия, которая существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, у которого нет близкого заменителя.

В словаре Брокгауза и Эфрона монополия характеризуется как соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях. Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию как великого врага хорошего управления [3].

Монополии можно классифицироватъ по следующим признакам: по характеру возникновения и по характеру движущих сил, форме собственности и территориальному характеру (рис.1).

По характеру движущих сил можно выделить: естественную, продуктовую, протекционистскую монополии. Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка.

По характеру движущих сил

По форме собственности

По территориальному характеру

По характеру возникновения


Экстерриториальная

Организационная

Естественная

Частная








Продуктовая

Национальная

Государственная
Технологическая






Региональная

Экономическая
Протекционистская





Местная

Рис. 1. Классификация различных видов монополий

В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть изготовлен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами и, соответственно, спрос на данном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках создают ситуацию, в которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, соответственно, какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы.

Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями условий производства и реализации продукции. В большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления, таких как транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и др. Следует заметить, что в последние годы в мировой практике даже в этих сферах осуществляются попытки создания конкурирующих структур.

В соответствии с федеральным законом РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами дея- телъности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются два крупнейших субъекта — естественных монополиста — это ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». ОАО РАО «ЕЭС России» реорганизовано в июне 2008 г., однако общие экономические и технологические процедуры, связанные с изменением функционирования системы в настоящее время пока не достигнуты. В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газообеспечения и железнодорожного транспорта, которые могут быть квалифицированы как угрозы экономике государства в целом и развитию конкурентных отношений в частности.

Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» позволил разработать направленную на регулирование деятельности естественных монополий систему мер по достижению баланса потребителей и субъектов естественных монополий по эффективному функционированию субъектов естественных монополий.

Достижение монопольного положения может быть следствием активного внедрения результатов научно-технического прогресса, разработки и создания принципиального нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегией, умелого использования технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появления товара-заменителя такая монополия постоянно мотивирована на поддержание мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции.

В связи с тем, что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направленных на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брен- динговых активов [3].

Возникновение протекционистских монополий связано с активной политикой государства в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого административные барьеры.

Основными инструментами государственной помощи являются: прямые субсидии, льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, представляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов и др.

Протекционистские монополии при малоэффективной деятельности могут добиваться успешных экономических результатов за счет манипулирования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. Действуя в условиях государственного патронажа, эти монополии обеспечены административным иммунитетом, что является важным фактором, предопределяющим свойства их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Законодательно неурегулированное государственное вмешательство в деятельность субъектов рынка может привести к нарушению экономического равновесия на рынке, технологическим и социальным конфликтам, проявлению монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.

По форме собственности можно выделить два типа монополий: частную и государственную.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Федеральное агентство по образованию
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации