Курсовая работа - Понятие исламского права: методологический аспект - файл n1.docx

Курсовая работа - Понятие исламского права: методологический аспект
скачать (80.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx81kb.19.09.2012 18:13скачать

n1.docx

ВВЕДЕНИЕ

На судьбы цивилизаций огромное влияние оказали три религии: буддизм, христианство, ислам и их религиозные священные книги, которые являются древнейшими памятниками культуры. Около трех тысяч лет назад они начали формировать и формируют в наше время ход развития народов на европейском, американском и азиатских континентах.

Одной из великих религий является ислам, который исповедуют ныне на нашей планете почти миллиард его последователей - мусульман. За многие столетия ислам стал частью бытия миллионов людей в разных странах мира. Для них эта религия является образом мышления и действия, надеждой на справедливость в жизни земной и упования на награду в жизни иной.

Исследование исламского права на сегодняшний день имеет особое значение и неоспоримую актуальность, требующую объективной и бесстрастной его оценки. Интерес к изучению исламского права обусловлен тем, что исламское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах.

Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают исламское право и мусульманская идеология. Исламское право стояло в центре учения о государстве и праве, а так же воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

Интересен так же тот факт, что принципы и нормы исламского права, сформулированные тысячелетия назад, до сегодняшнего дня не утратили своей актуальности, что в свою очередь, демонстрирует жизнеспособность самого исламского права, как уникального примера персонального права, способного к изменению социальной жизни.

Философско-методологической основой данной курсовой работы являются труды известных философов, правоведов и теологов, исламских, западных, советских и постсоветских ученых.

Цель работы заключается в выявлении закономерностей эволюции исламского права, раскрытии его концептуальных основ как уникального примера персонального права, а также определении его роли и места на правовой карте мира и степени его влияния на правовые системы современных исламских государств.

Объект исследования — исламское право в правовом развитии человечества.

Предмет исследования — эволюция исламского права в его концептуальных основах, системы источников, структуры и ее отображение в правовых системах исламских государств ,основные принципы и ценности исламского права.

Методологической основой курсовой работы стало комплексное использование совокупности универсальных, общенаучных и специально-юридических принципов, подходов и методов. Принцип комплексного применения методологи юридической науки является необходимым условием продуктивного изучения исламского права.

Для достижения целей и задач были использованы исторический, системно-структурный и аксиологический подходы, что обеспечило достижение объективных результатов при написании курсовой работы.

РАЗДЕЛ I

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО В РЕТРОСПЕКТИВЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД


    1. Зарождение и развитие исламской правовой мысли

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало исламское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и сформировалась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII-Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.1

После падения Арабского халифата исламское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы «вторую жизнь» (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия и т.д.).2

Исламское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право Сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и cунна.3

Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы с одной стороны, регулировали общественные отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу были присущи установления восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас» (4.62).4

Мистико-религиозная оболочка шариата обусловила большое своеобразие составляющих его собственно правовых конструкций и понятий, тормозила формирование в нем рационалистических начал и логически обоснованной внутренней системы, как это имело место в римском праве. Однако к VIII-IX вв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного и племенного восприятия мира и сталкивается с феодализирующимися общественными отношениями, он, благодаря активной деятельности мусульманских богословов-правоведов, все в большей степени движется от божественного правопонимания к рационалистическому, от казуальных методов выведения правовых норм к логико-системным. Мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, получивший титул «великого учителя» (умер в 767 году), Малик ибн Анас (умер в 795 году), Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году), Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 году).

Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося в него логико-рационалистическое начало и имея своим следствием создание огромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрыва с классическим исламом, выраженным в Коране и в сунне. Наоборот, презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными, идущими от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самой судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариате сформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры на все случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность внутреннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне они исключают друг друга.5

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, исламское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.6

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к последнему праведному халифу - Али.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты) сгруппировались в четыре основных толка (мазхаба), представлявших собой по существу самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих последователей прежде всего в таких странах, как Египет, Турция, Индия. Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию исламского права, рациональному осмыслению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших норм. Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права.7

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.


    1. Исламское право в современный период


Освобождение исламских государств от колониальной зависимости, создание и крушение мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в западном мире поставили принципиально новые проблемы перед исламским миром. Как отмечает Абдуллахи Ахмед Ан-Наим, «теперь, когда исламские народы освободились от колониального гнета и обрели политическую независимость, их отношения с другими нациями должны строиться на основе международного права…» Государства ислама должны полностью признать другие государства и установить с ними отношения прочного мира, чтобы обеспечить свой собственный суверенитет и независимость. Всем мусульманам необходимо признать основы международного права и действовать в их рамках, а не в рамках соответствующих законов шариата.8

Перед исламским миром возникли определенные проблемы в связи с широко развернувшейся борьбой вокруг выбора пути дальнейшего развития этих государств, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого исламского пути развития как единственно приемлемого для стран распространения ислама. На их основе получают новое развитие концепции исламского государства, исламского правления, исламской экономики и т. д. Поэтому вторая половина XX в. — это новый этап в истории ислама вообще, и исламского права, в частности. Это является основанием для выделения этого этапа в качестве самостоятельного в истории развития исламского права.

Современный ислам — вторая по численности последователей после христианства мировая религия. По приблизительным подсчетам общая
численность мусульман на земном шаре достигает 1 млрд 300 млн человек.
Интересно проследить динамику роста численности мусульман с 1990 г. по 2000 г. Если в 1900 г. на планете проживало около 216 млн последователей ислама (в том числе сунниты — 198 млн. человек, шииты — 18 млн человек), то к 2000 г. их число выросло более чем в пять раз и составило 1180 млн
человек (в том числе сунниты — 993 млн. человек, шииты — 187  млн. человек)

Исламские общины имеются в более чем 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких как Афганистан, Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам является государственной религией. В некоторых странах слово «исламский» включено в их официальное название: Исламское Государство Афганистан, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Итак, одной из основных характеристик правовых систем современных исламских государств является процесс исламизации, который проявляется в попытке приведения законодательства в соответствие с классическими принципами и нормами исламского права. Влияние классического исламского права наиболее ощутимо на правовую идеологию, правовую культуру, правовое сознание и правовой менталитет граждан этих государств. Хотя в этом процессе есть и исключения. Например, Турция выбрала в XX в. светский путь развития, причем не только ввиду рецепции европейских правовых норм, но и в силу обладания собственным опытом, связанным с долговременной экспансией в Западную Европу.

Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В целом исламское право играет далеко не одинаковую роль в современном правовом развитии мусульманского мира, которое отличается большим разнообразием. В то время как правовые системы одних стран берут за основу шариат (фикх), законодательство других по своему характеру практически целиком основано на европейских традициях. Но, в любом случае, в наши дни ни в одной из них исламское право не является единственно действующим и во многих случаях даже не выступает центральным элементом правовой системы. В то же время исламское право не утратило в современном мусульманском мире своей роли комплекса юридических норм, хотя и действующих в модифицированном – по сравнению со средневековьем – виде.9

Взяв за основу масштабы действия норм исламского права в традиционной форме доктрины и степень его влияния на позитивное законодательство, можно выделить несколько групп правовых систем современного мусульманского мира.

Первую группу составляют такие страны региона Персидского залива и Аравийского полуострова, как Саудовская Аравия, Катар, Йемен, Иран, а также Пакистан и Судан. К ним примыкают Малайзия и Нигерия. Здесь исламское право продолжает действовать очень широко, охватывая как частное, так и публичное право. В ряде указанных стран оно является стержнем правовой системы. Именно эти два фактора – особая роль исламского права в публично-правовых отраслях и его статус в качестве главного элемента правовой системы – характеризуют современное правовое развитие отмеченных стран. Причем исламское право действует здесь как в форме доктрины, так и в виде системы нормативно-правовых актов. Приведем несколько примеров, подтверждающих этот вывод.

Вторую группу составляют правовые системы практически всех других арабских стран за исключением Туниса. Конституции некоторых из них (например, Египта, Кувейта, Бахрейна) закрепляют статус шариата или его принципов как основного источника законодательства. Однако в целом исламское право здесь не играет роли стержня правовой системы. Его позиции ограничены главным образом регулированием брачно-семейных и наследственных отношений. Правда, в последние десятилетия в указанных странах активно развиваются исламские предпринимательские институты – банки, страховые компании, инвестиционные фонды, - правовые основы организации и деятельности которых ориентируются на сочетание законодательства европейского типа с положениями исламского права.

В настоящее время есть основания говорить о формировании своего рода современного исламского права, которое по своим принципам и содержанию ориентируется на исходные начала традиционного фикха, а по форме – испытывает глубокое влияние европейской правовой традиции. Едва ли не главное отличие ныне действующего исламского права от его традиционной модификации заключается в его соотношении с позитивным законодательством. Дело в том, что в современных правовых системах исламское право сравнительно редко выступает в традиционной форме доктрины, которая остается ведущим его источником в немногих странах и лишь применительно к отдельным отраслям. В большинстве случаев его нормы закрепляются в принимаемом государством законодательстве. В итоге доктрина (фикх) в качестве основного источника исламского права уступает место законодательству, а отличающиеся плюрализмом взгляды различных школ заменяются точными однозначными и абстрактными нормами, которые очень часто не сводятся к одному определенному толку и исходят из иного понимания иджтихада.

РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКОГО ПРАВА: СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

2.1Общая характеристика структуры исламского права

В теории государства и права структура права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений, включающая в себя отрасли, институты и нормы права. 10

Исламское право также является системным явлением, имеющим собственную структуру, элементарным звеном которой, аналогично правовым массивам «неисламских» правовых систем, является норма права, отличающаяся рядом признаков. Исламско-правовая доктрина определяет норму права как правило поведения, установленное Аллахом-законодателем по какому-либо вопросу для верующих прямо - путем откровения, или косвенно - в форме вывода, сделанного крупнейшими знатоками исламского права на основе толкования воли Аллаха. Считается, что любая норма должна формально основываться на одном из источников, признаваемых различными школами исламского права .Следовательно, если правовые нормы имеют другое происхождение (законодательное), то главным требованием к ним является соответствие основополагающим нормам.

В исламско-правовой доктрине существуют различные классификации норм исламского права, которые отражают субъективные мнения различных исследователей, избирающих для этой цели различные критерии.

Классической исламско-правовой доктрине было свойственно деление норм на императивные и диспозитивные (по методу правового регулирования). Представляется, что данная особенность исламского права отражает его общую направленность на закрепление, прежде всего, как уже отмечалось ранее, возлагаемых на мусульман обязанностей, а не их прав.

Согласно исламско-правовой доктрине у каждого мусульманина существует четыре вида обязанностей: 1) обязанности перед Аллахом; 2) обязанности перед самим собой; 3) обязанности перед другими мусульманами; 4) обязанности перед теми, с кем он находится в определенных личных отношениях. Соответственно, можно выделить четыре группы норм, регулирующих эти обязанности.

Классификация норм исламского права может быть произведена и по степени определенности и конкретности. На основе этого критерия нормы исламского права подразделяются на две категории - абсолютные и абстрактные.

Данная группа норм представляет собой ясные правила поведения, применяемые на практике непосредственно. Причем, если конкретные правила исполнения религиозных обязанностей мусульманин должен воспринимать как божественную волю, содержание которой им может быть и не уяснено, то конкретные нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, во многих случаях поддаются рациональному объяснению.

Абстрактные нормы допускают не только разнообразное толкование их содержания, но также и конкретизацию в различных правилах поведения на основе иджтихада, в результате которого исламские правоведы могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти нечеткие и неоднозначные нормы вообще не могут использоваться для оценки поведения людей и нормативного регулирования общественных отношений.

В этом же русле исламские правоведы в составе исламского права
традиционно выделяют две группы норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и сунны, а вторую — нормы, сформулированные исламско-правовой доктриной на основе других рациональных источников.

Итак, в рамках структуры классического исламского права исламско-правовая доктрина выработала многовариантные классификации правовых норм, базирующиеся на разных критериях, ограниченных общими принципами исламского права. 11

Рассмотрим основные отрасли и институты исламского права. Исламское гражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Широко используется в частности, при проведении национализации и аграрной реформы. Предание Пророка гласит о том, что некоторые объекты (например, вода и земля) не могут быть предметом частной собственности.

Исламское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманином. Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер, связана с первоочередной защитой интересов ислама и контролем над исполнением правоверными своих религиозных обязанностей. Согласно исламской политико-правовой теории, законодательная власть в мусульманском государстве принадлежит муджтахидам — лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Целью мусульманского государства, имеющего, по сути, теократический характер, провозглашаются реализация всех предписаний ислама, утверждение мусульманского образа жизни.

Своеобразным институтом, регулирующим гражданско-правовые отношения, является институт вакфа. Вакф - это совокупность норм, регулирующих вопросы неотчуждаемого имущества, предназначенного для определенных благотворительных целей, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. Для управления вакфом назначают так называемого мутавалли, т. е. управляющего вакфом. Первые вакфы управлялись только самими учредителями или теми лицами, которые ими назначались и определялись на основании вакфного акта. Назначение мутавалли является неотъемлемой частью института вакфа, так как именно на мутавалли лежит весь процесс управления вакфом, его финансы и развитие. Поэтому судьба вакфа в большей степени зависит от выборного мутавалли.

Так же в исламском праве выделяется институт, регулирующий торгово-правовые отношения. Так, исламское государство не должно вмешиваться в рыночный механизм установления цен. По исламскому праву никто не может ограничивать свободу торговли, и стоимость товара регулируется спросом рынка.

В исламском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары.12

Основной идеей регулирования международных отношений в исламе является деление всех стран и народов по религиозному признаку на две группы: мир ислама и мир войны. Внешняя политика исламского государства, согласно такому подходу, строится в зависимости от того, осуществляется ли она по отношению к мусульманскому или немусульманскому государству. Заметное место в исламском международном праве принадлежит институту джихад - войны с отступниками от ислама или неверными, совершающими агрессию против мусульман, вне зависимости от того, являются ли они гражданами данного или любого иного государства. Не случайно и в наши дни отдельные мусульманские государства в правовом закреплении основ внешней политики прежде всего ориентируются на мусульманскую солидарность и даже претендуют на защиту интересов мусульман, проживающих в других странах.

Исламское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на права Аллаха, среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многих случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Особенно важно подчеркнуть, что данная отрасль исламского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. Иначе говоря, в качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по исламскому праву, любой грех, связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом. 13

Итак, исламское право представляет собой довольно сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы, регулирующие все сферы жизни людей.

2.2Система источников исламского права

Концепция источников традиционно считается наиболее разработанной частью исламского права. Она обладает рядом особенностей, отличающих ее от концепции источников других правовых систем. Главной особенностью концепции источников исламского права является их
религиозный характер, проявляющийся в божественном происхождении наиболее значимых из них.

Концепция источников исламского права обусловливает применение такой систематизации его источников, которая бы охватывала не только основополагающие и производные, но и все остальные источники, которые, на первый взгляд, играют не значительную роль в реализации норм исламского права. Следовательно, целесообразно ситематизировать источники исламского права в четыре следующие группы :

-основные источники исламского права;

- производные источники исламского права;

- дополнительные источники исламского права;

- малые источники исламского права;

К основным источникам относится Коран (от араб. «ал-куран» - «чтение вслух», «назидание») - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 годами. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.14

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Другим основным и обязательным для всех мусульман источником права является сунна (священное предание), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напутствия, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее достоверных всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда.15

Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнениеявляется богоугодным, правоверным. Обучение сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

Производными источниками исламского права являются иджма и кияс. Некоторые авторы к данной группе источников исламского права причисляют и иджтихад

Иджма рассматривается как общее согласие мусульманской общины. Наряду с Кораном и сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифатами.

Иджтихад - это деятельность правоведов, которые на основе собственных рассуждений стремятся прийти к логическому выводу по спорному правовому вопросу с целью эффективного применения правовых предписаний. Любая форма иджтихада должна исходить из принципов Корана, сунны или иджмы и не может быть использована для достижения результата, который противоречит правилу, установленному одним из этих трех фундаментальных источников.

Теория и практика применения исламского права допускает разработку дополнительных источников исламского права. Появление этих источников является результатом существования исламской общины и правотворческой деятельности исламских государств, это — фетвы, урф и адат.

Фетва представляет собой письменные суждения высших религиозных
авторитетов ислама на решения, принимаемые по вопросам социальной
жизни, а также по толкованиям различных положений, содержащихся
в основных источниках исламского права, но носящих общий характер.

Урф (обычай) и адат (привычная практика) также являются дополнительными источниками исламского права.

Четвертая группа источников исламского права - это малые источники, которые еще называют «юридической техникой исламского права»

К малым источникам исламского права можно отнести: истихсан (юридическое предпочтение); истисхаб (правовая презумпция); истислах, или маслаха (общественное благо); дарура (необходимость); мнения сахаба (согласованное мнение сподвижников Пророка) и т. д. Широкое распространение данных источников вызвано тем, что для норм исламского права характерна казуальность и в процессе их реализации неоценимую роль играют именно малые источники права.

РАЗДЕЛ III

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ИСЛАМСКОГО ПРАВА
3.1 Основные принципы исламского права

Аксиология включает в себя изучение ценностных аспектов философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле - всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. 16Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии вообще, т. е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения.

Мусульманам следует подчеркивать универсальные принципы исламского закона, известные как «макасид аль-шариа» (ценности и задачи шариата), которые совершенно четко говорят о правах человека, несмотря на утверждения критиков о том, что в исламе не существует такого понятия. Следуя модели, заложенной Пророком Мухаммедам и шестьсот лет назад усовершенствованной аль-Шатиби, эти принципы включают в себя семь видов обязанностей, выполнение которых позволяет реализовать соответствующие права.

Первая обязанность – «хакк аль-дин» - закладывает базу для остальных шести как божественный источник истины, который направляет человека в его мыслях и действиях. 17

Каждый из семи универсальных принципов важен для понимания следующего за ним. Три следующих принципа необходимы для поддержания человеческого существования. Первый из них это «хакк аль-нафс» или «хакк аль-рух», что означает уважение к человеческой личности. Душа каждого человека была создана Богом еще до сотворения физической вселенной и вне ее и постоянно находится в присутствии Бога. В этом заключается основа близких отношений Бога и каждого человека.

Из принципа уважения к человеку вытекает обязанность уважать человеческую жизнь, которая лежит в основе «доктрины справедливой войны», как это явление называют современным языком.

Следующий универсальный принцип это обязанность уважать ячейку семьи, общины, общества, вплоть до всей человеческой общности, которые являются важным проявлением человеческой личности. Этот принцип учит нас, что верховенство человека, который подчиняется лишь главному верховенству Бога, первично и превосходит верховенство такой светской формы организации общества как государство.

В соответствии с этим принципом, сообщество людей на уровне нации, ценности и надежды на будущее, например палестинцы, курды, чеченцы, кашмирцы, уйгуры в Китае - является субъектом права и имеет права, предусмотренные международным законодательством. Этот вывод не согласуется с представлениями некоторых национальных и интернациональных государственных образований, которые действуют по принципу «кто сильнее, тот и прав». 18

Следующий принцип – это обязанность уважать право частной собственности. Оно требует уважения к институтам, которые расширяют возможности для обладания капиталом, как одного из универсальных прав человека и важного средства поддержания уважения к человеку и человеческому обществу. Этот принцип требует усовершенствования существующих институтов с целью устранения препятствий для реализации права на частную собственность, таким образом чтобы распределение богатств происходило через процесс производства за счет налогообложения, кредитно-денежной политики и других средств, а не через перераспределение от бедных к богатым, которое не способно существенно уменьшить разрыв между чрезмерно богатыми и крайне бедными.

Последние три универсальных принципа исламского закона относятся к сфере, которую можно назвать качество жизни. Первый из них – это право на свободу, которое требует признавать самостоятельный выбор человека и общества через реализацию ими права на политическую свободу, а также свободу в области экономики (которая включает такие понятия, как предоставление гражданам голоса при принятии экономических решений и обеспечение превосходства экономических интересов коллектива над индивидуальными экономическими интересами), и является необходимым условием для существования политической демократии в форме представительной власти.

Вторичные принципы, необходимые для осмысления и осуществления основополагающего принципа – права на свободу – это: халифат, который обозначает полнейшую отчетность перед Богом как правителя так и тех, кем правят; совещательная система, которая позволяет обеспечить отчетность правителей перед подчиненными при условии существования институтов, осуществляющих эти консультации; обязанность правящих структур во время консультаций приходить к консенсусу по каждому вопросу; независимая судебная система.

Так же принцип уважение человеческого достоинства. Два основных требования, необходимых для уважения достоинства личности, это соблюдение религиозной свободы и равенства полов. В исламском учении свобода и равенство являются не конечной целью, а важным средством достижения человеком своей высшей цели, предначертанной божественным замыслом Творца.

Последний универсальный принцип, на котором основано исламское право и который может осуществляться только путем соблюдения первых шести принципов и при этом необходим для реализации каждого из них, это уважение к знанию. Из него вытекают такие принципы как свобода убеждений, прессы, собраний, чтобы каждый человек мог получать знания – в определяемом им самим объеме и всеми доступными путями.

Приведенная система прав человека составляет собой самую суть ислама как религии. К счастью, данная модель представлений о законе в самом широком понимании как о нравственной теологии сейчас возрождается благодаря стараниям немногочисленных энтузиастов-мусульман, которые взяли на себя смелость заполнить этот интеллектуальный разрыв, ослаблявший мусульманский народ на протяжении более шестисот лет. Это возрождение может быть частью духовного ренессанса всех религий, пробуждение которых, по воле Всевышнего, может изменить весь мир.19


3.2 Концепция прав человека в исламском праве

В исламе выделяются и подлежат защите следующие основные ценности: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Указанные ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата.20

Исламская концепция прав человека представляет собой совокупность допустимых исламом норм, регулирующих взаимоотношения исламских государств с мусульманами и не мусульманами, проживающими на территории мусульманских государств, направленных на защиту прав и свобод человека. Источниками исламской концепции прав человека являются Коран, Сунна, Иждтихад, судебное решение и иные исламские соглашения по правам человека.

В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что Всевышний, и единственно он, является автором закона и источником прав человека. Права человека, дарованные Всевышним, не могут в силу своего божественного происхождения быть сокращены или упразднены какой бы то ни было правящей группой. Исходя из принципа верховенства шариата, мусульманские юристы выделяют около 70 стихов (аятов) Корана, посвященных правам и обязанностям человека, в основе лежат такие начала, как достоинство и свобода человека, равенство и справедливость. Исключительность статуса личности по исламскому праву обуславливается содержанием и природой права на безопасную и достойную жизнь, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения, права собственности, социальных прав.

В Исламе провозглашаются экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права, которые схожи с теми правами, которые содержатся в Международной декларации прав человека, Международной Хартии экономических, социальных и культурных прав, Международной хартии гражданских и политических прав и других декларациях и конвенциях ООН. 21

Так, как и в Универсальной декларации прав человека, в исламе также признает право на семью и частную жизнь, право на свободу передвижения и проживания, право на собственную культуру и язык, а также право на свободу совести. Универсальная исламская декларация прав человека 1980 года, однозначно утверждает, что у каждого человека есть право на свободу совести и вероисповедания в соответствии с его религиозными убеждениями, что вытекает из коранического предписания о том, что в выборе религии не должно быть принуждения.

Среди политических прав особое место занимает положения о том, что у каждого человека и у каждого народа есть неотчуждаемое право на свободу во всех ее видах: физической, культурной, экономической и политической – и у них должно быть право бороться всеми возможными способами против любого нарушения или попрания этих прав; и у каждого угнетенного человека или народа есть законное право поддерживать других людей или другие народы в этой борьбе. Ислам утверждает, что протест и борьба против угнетения является правом и обязанностью каждого мусульманина, даже если ему противостоит глава государства. Право на протест связано с правом каждого человека участвовать индивидуально или коллективно в религиозной, политической, социальной или культурной жизни своего сообщества и учреждать специальные институты, предназначенные для поощрения того, что правильно (маруф) и предотвращения недозволенного (мункар).22

Основное положение среди всех прав человека занимает право на жизнь. Согласно Универсальной исламской декларации прав человека» 1980 года, человеческая жизнь является священным правом, на защиту которого должны быть приложены все усилия. При этом особое внимание уделяется обращение с телом умершего человека: «Как и в жизни, так и после смерти святость человеческого тела не должна быть нарушена. Должный уход за телом умершего входит в обязанности верующих». В этом, как и в некоторых других вопросах, исламское право выходит за пределы того, что содержится в различных международных конвенциях и декларациях.23

Среди экономических прав человека особое место занимает закят, выступающий как право бедных на обладание частью богатства всего сообщества и в виду его обязательности как одного из пяти столпов ислама, данное право является неотчуждаемым и неоспоримым правом в исламе.

Очень важное место в исламе занимают такие основные принципы демократии как верховенство закона (ислам признает любые решения властей только в том случае, если они соответствовали Закону, что связано с концепцией справедливого процесса); принцип подотчетности народу (так, правители должны отвечать перед народом не только по вопросам, относящимся к управлению государством в целом, но и подробно информировать их о расходовании народных средств. У людей, в соответствии с этим принципом, также имеется право выбирать и смещать правителей ).24

Не смотря на всё выше сказанное, в исламских государствах ущемляются в правах мусульманские женщины. В качестве примера рассмотрим некоторые стороны жизни исламской женщины.

Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Но если женщина проявит желание, то она может получать образование, работать и т.д. с согласия опекуна.

В Саудовской Аравии запрещено водить автомобиль не только гражданкам этой страны, но и иностранкам. В декабре 2011 года Высший религиозный совет Саудовской Аравии — Меджелис аль-Ифта эль-Аала оставил в силе запрет на выдачу водительских прав женщинам. Совет состоящий из 150 учёных-богословов считает, что если женщины получат права, королевство постигнут следующие напасти: «резкое увеличение проституции, гомосексуализма, распространение порнографии и разводов».

Муж имеет право применять физическое насилие в отношении жены, жена такого права не имеет.

В соответствии с исламом брак не может быть принудительным. Мусульманки могут вступить в брак только с мусульманином. С другой стороны, Коран позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены женщин из числа «людей Писания» (христианок и иудеек).25

Таким образом, по сравнению с европейскими женщинами, женщины в исламских государствах значительно ущемлены в правах. И по этому, на мой взгляд, исламская правовая семья не достаточно развита по сравнению с другими правовыми семьями мира.
ВЫВОДЫ
Исламское право - это полностью базирующаяся на исламской религии, исторически обусловленная, легализованная нормативная система, регулирующая поведение исламской общины и ее членов, т.е. людей, исповедующих ислам.

Исламское право как персональное право выступает частью правовой карты мира, в рамках которой осуществляется его взаимодействие с другими правовыми системами. Исламское право как регулятивная система, основанная на исламской религии, имеет ряд отличительных черт, что позволяет нам рассматривать его как особую правовую систему. Данная особенность проявляется на всех этапах его эволюции. Несмотря на то, что основные его положения содержатся в основополагающих источниках — Коране и сунне, которые не могут подвергаться изменениям, исламское право на разных периодах своего существования доказывало свою жизнеспособность, отражающуюся на его потенциальной способности к адаптации в соответствии к требованиям времени.

При написании курсовой работы я руководствовался универсальными, общенаучными и специально-юридическими принципами и методами.

Для более глубокого изучения исламского права я применил исторический, системно - структурный и аксиологический подходы.

При рассмотрении исламского права в исторической ретроспективе удалось проследить его эволюцию. То, как оно изменялось и каким оно является на сегодняшний день. Постарался описать все факторы влияющие на изменение права, на протяжении всего его существования.

Системно – структурный подход понимания исламского права помог достаточно точно систематизировать источники исламского права, разделить их на группы и детально описать суть каждого источника. Так же, более детально рассмотреть отдельные структурные элементы исламского права (норма, отрасль, институт).

Аксиологический подход при изучении исламского права позволил мне реально оценить место и роль ислама как религии, цивилизации и основы права. Именно благодаря использованию этого подхода возникает возможность подчеркнуть способность и возможность исламского права
служить основой для формирования исламского правопорядка. Ценность
исламского права как нормативной системы, санкционированной исламским государством, базирующейся на исламской религии, демонстрирует его способность удовлетворять интересы и потребности исламского народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :


  1. Абдалла Ибн Абдель Мухсин Ат-Турки. Ислам и права человека. Пример: Королевства Саудовской Аравии. – М.,Ар-Рияд, 1996. –140 с.

  2. Абдуллахи Ахмед Ан-Наим На пути к исламское реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право. – М.: 1999 –156с.

  3. Бехруз Хашматулла. Всеобщая исламская декларация прав человека: содержание и специфика // Актуальні проблеми політики: Зб. наук. праць / ОНЮА. – О.: Юрид. л-ра, 2001. Вип.12. – 140с.

  4. Бехруз Хашматулла. Введение в сравнительное правоведение: Учеб. пособ. – О.: Юрид. л-ра, 2002. – 328 с.

  5. Бехруз Хашматулла. Источники мусульманского права // Актуальные проблемы политики: Зб. науч. работ. – О., 1998. – 125с.

  6. Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983. – 528 с.

  7. Гилязутдинова Р. Х. Природа мусульманского права.–Уфа,
    2003. – 350 с.

  8. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1996 – 257с.

  9. История Востока: В 6 т. — Т.2. / Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Афшарян. – М.: Восточная литература, 2000. – 716 с.

  10. История религии: В 2 т. – Т. 2: Ученик / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдова и др.; Под общ. ред. И. Н. Яблокова. –М., 2004. –676 с.




  1. Лубский В. И., Борис В. Д. Мусульманское право: Курс лекций. – К.: Вилбор, 1997. – 256 с.

  2. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2008, – 640

  3. Муромцев Г.И. Ислам и мусульманское право в странах социалистической ориентации. Мусульманское право (структура и основные институты). – М.: 1984. – 348 с.

  4. Новая философская энциклопедия: В 4 т. — Т. 1 / Рук. проекта
    В. С. Степин, Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2001. – 721 с.

  5. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В. А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. –448 с.

  6. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право как объект общей теории права // Советское государство и право. – М. 1979. №1. – 140с.

  7. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1998. – 234 с.

  8. Сюкляйнен Л.Р. Мусульманское право. – М.: Наука, 1986. –370с.

  9. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М., 1997. –351с.

  10. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. – М., 1984. –239с.

  11. Хрестоматия по исламу. – М., 1994. – 654 с.

  12. Черноков А. Э. Введение в сравнительное правоведение: Учеб. пособие. – СПб: СПБИВЭСЭП, 2004. –207 с.

  13. http://www.ivtat.ru/2010/01/shariat-i-cennosti-islama/

  14. http://islamfond.ru/articles/205-prava-cheloveka-v-islame-i-vseobschaya-deklaraciya-prav-cheloveka.html

  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Женщина_в_исламе



1 История религии: В 2 т. – Т. 2: Ученик / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдова и др.; Под общ. ред. И. Н. Яблокова. –М., 2004. – с. 247


2 История Востока: В 6 т. - Т.2. / Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Афшарян. – М.: Восточная литература, 2000. – с.56


3 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1998. – с. 47


4 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М., 1997. – с.154

5 Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983. – С. 169–170.


6 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. –М., 1996. – с 40

7 Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. – М., 1984. – с.169

8 Абдуллахи Ахмед Ан-Наим На пути к исламское реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право. – М.: 1999– с.43

9 Бехруз Хашматулла. Введение в сравнительное правоведение: Учеб. пособ. – О.: Юрид. л-ра, 2002. – с.189


10 Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2008, – с.354


11 Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В. А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. – с.308-309


12 Лубский В. И., Борис В. Д. Мусульманское право: Курс лекций. – К.: Вилбор, 1997. – с.168


13 Муромцев Г.И. Ислам и мусульманское право в странах социалистической ориентации. Мусульманское право (структура и основные институты). – М.: 1984. – с.145

14 Бехруз Хашматулла. Источники мусульманского права // Актуальные проблемы политики: Зб. науч. работ. – Одеса, 1998. – c. 117


15 Гилязутдинова Р. Х. Природа мусульманского права. –Уфа, 2003. – с.77


16 Новая философская энциклопедия: В 4 т. — Т. 1 / Рук. проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2001. – с.62

17 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право как объект общей теории права // Советское государство и право. –1979. - №1. – c. 29


18 Хрестоматия по исламу. – М., 1994. – с.359


19 Сюкляйнен Л.Р. Мусульманское право. – М.: Наука, 1986. – c. 256

20 http://www.ivtat.ru/2010/01/shariat-i-cennosti-islama/

21 Бехруз Хашматулла. Всеобщая исламская декларация прав человека: содержание и специфика // Актуальні проблеми політики: Зб. наук. праць / ОНЮА. — О.: Юрид. л-ра, 2001. — Вип.12. — С. 94

22 Черноков А. Э. Введение в сравнительное правоведение: Учеб. пособие. — СПб: СПБИВЭСЭП, 2004. — с. 160-163


23 http://islamfond.ru/articles/205-prava-cheloveka-v-islame-i-vseobschaya-deklaraciya-prav-cheloveka.html


24 Абдалла Ибн Абдель Мухсин Ат-Турки. Ислам и права человека. Пример Королевства Саудовской Аравии. — Ар-Рияд, 1996. – с.120


25 http://ru.wikipedia.org/wiki/Женщина_в_исламе




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации